Серов Княгиня Орлова

Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым. Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г.

Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова

Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Серов по-своему воспользовался натурой, наделив её символическим смыслом. Сюжеты все вышли, – отвечал он нам со вздохом отчаяния». Где ему вроде бы совсем не место. В разгар хлопот по сбору картин для выставки случилось событие, направившее мысли Серова совсем в иную сторону.

Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему. Опять неувязка: именно эти спектакли пользовались в Париже наиболее громким успехом и все, кто видел их, знают об этом.

Описание картины 
«Портрет княгини 
Ольги Орловой»

Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»

Поза приобретает неустойчивость, напряжённость, отражающуюся на лице модели. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров. Именно в «Жар-птице», совместном творении Стравинского, Фокина и художника спектакля Головина, критики увидели идеальный синтез хореографии, музыки и декораций, особенно выделив в изобразительном плане картину сада Кощея, это, как писали в одной из рецензий, «дивное видение из цветов, деревьев и дворцов».

Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно "капризным" условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. Ученики Училища живописи были юноши без радости.

Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом. Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. А жемчужная нить вот-вот лопнет от усилия.

Портрет писался с большими перерывами в 1910 – 1911. И вот портрет Орловой завершен. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.

Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других.

Серов, портрет княгини 
Ольги Орловой

Серов, портрет княгини Ольги Орловой

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Подсказки даёт композиция. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным».

Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным. Хотелось немедленно разыскать Федора и объясниться с ним, узнать от него самого, нет ли в газетных отчетах искажений того, что было в действительности. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо».

Портрет с подтекстом: 
почему княгиня Орлова 
осталась недовольна

Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (

вполне позволяет сообщить светоносность пространству и высветлить рефлексы Рефлекс – изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Д. Г. Левицкий и К. П. Брюллов. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872 – 1923) – жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать.

Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ». Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. С. Сорин. "Роскошная светская дама, нарядная красавица, законодательница мод написана в окружении своей пышной обстановки. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз.

Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом. Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко).

Серова. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы — говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. и лессировками Лессировка (от нем.

Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале соскандальным портретом Иды Рубинштейн. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой.

Ничего не поделаешь, придется подождать. Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно.

Портрет княгини 
Зинаиды Юсуповой 
 (1900 – 1902)

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900 – 1902)

Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Ведь это ей библейским перстом Серов указал на место внизу. Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели.

Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. В девятнадцать лет, 29 апреля 1894 года, Ольга Константиновна обвенчалась с конногвардейским поручиком князем Владимиром Николаевичем Орловым, ставшим впоследствии генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом и начальником Военно-походной канцелярии императора Николая II и даже личным другом императорской семьи. Первое представление балета, созданного на сюжет русской сказки, как и «Шехеразада», вызвало восторженный прием зрителей и прессы.

Портрет княгини 
Ольги Орловой (1911)

Портрет княгини Ольги Орловой (1911)

Но оно же умножает суету предметного ряда – дробную мелодию флаконов и безделушек, в орбите которых и поза героини выглядит лишь удачным поводом показать унизанную дорогими кольцами руку. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Я хочу таким быть – беззаботным в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Серов Валентин Александрович (художник)

А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей.

Портрет княгини Ольги Орловой, 1918 Часто при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения, особенно если заказчик не вызывал у художника симпатии. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. Прекрасную жизнь в юности не видели. Пришлось пойти и на это.

  1. Добавить комментарий Отменить ответ
  2. Портрет Генриетты Гиршман (1907)
  3. 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  4. Коллекция Государственного Русского музея

Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении. Это не Венера в мехах, а мышь в углу. 1911.

Гордая и несколько ограниченная, она не была красива, но отличалась той особой породистостью, что чеканилась в течение столетий, от поколения к поколению. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Модель, что существенно, осталась довольна. Постыдился бы». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному». Портрет княгини Ольги Орловой. Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике.

Русский музей Дополненная 
реальность

На усиление эффекта работает и слишком низкий стул, на котором княгине явно неудобно. Мы невольно сравниваем оба жеста, обе картины. В том же письме сообщает, что в ближайшие дни выезжает в Биарриц и, если возникнет необходимость в дальнейшей переписке, просит адресовать письма туда, на виллу Цетлиных. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872–1923) — жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн.

Беспощадная характеристика. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»). А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.

Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911). Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. Какую же правду запечатлел Серов в этом портрете.

Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Чистякова (1880-1885, не окончил). Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту.

И, наконец, последнее. Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». И это сравнение не в пользу княгини. Мы допытывались, что с ним случилось. В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр».

Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной княжны Белосельской-Белозерской, 1911 Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре».

Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы. Соболье манто сползает с плеч в попытке удержать его рука судорожно хватается за ожерелье – и демонстрируя жемчуга и как бы с опаской проверяя их наличие.

Свежесть – она же готовность к мгновенному изменению – достигалась посредством соответствующей техники: видимый процесс наложения открытых высветленных мазков отвечал скорости отклика на натуру – и быстротекущей жизни самой натуры. Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается.

Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Пока Серов был еще в Париже, Бенуа 11 июля опубликовал в газете «Речь» статью о показе русских балетов, в которой, в частности, писал: «Нужно лишь удивляться, что власть имущие, что вся административная машина не видит того, что эти спектакли дают в смысле подъема престижа России, в смысле прямо ее реабилитации больше, чем все русские отделы на всемирной выставке, нежели все рутинные, официальные демонстрации. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. В. Серов. Легко я стал расстраиваться».

Но большинство было на стороне что написать: нужны картины с оттенком гражданской скорби. В. Серов.

Этого не мог понять и Серов. Он уважаем, всеми признан. В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов.

В его творческом наследии преобладала портретная живопись, он был одним из самых модных портретистов конца XIX – начала ХХ вв. Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Указующий перст повторяется во фрагменте картины, украшающей интерьер. С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели.

Брюсов писал: Портреты Серова – всегда суд над современниками. Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.

Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет. Еще одной показанной в Париже новинкой был балет «Жар-птица», поставленный на специально сочиненную для него музыку Игоря Стравинского – молодого композитора с большим, по мнению Дягилева, дарованием.

В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Учился у И. Е. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).

И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал. Но взгляд княгини надменен. После этого больше не стыдно смотреть людям в глаза».

Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Это свойство еще нуждается в оправдании («Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват.

Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Я помню, что один товарищ по Школе, художник Яковлев, был очень задумчив, печален, вроде как болен меланхолией. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету». Все бы ничего, если бы не погода.

Но, в сущности, так оно и было. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них. Современники отмечали изысканность туалетов Орловой.

История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Серов В. А. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски.