Серов Портрет Ермоловой Описание Картины
сочинение-описание картины портрет Ермоловой
Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года).
Приехал, позвонил. В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Небольшие усы, эспаньолка. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Возобновление работы произошло осенью того же года.
В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. / Нарядить— от Ламановой»33. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. 27-я выставка картин Товарищества художественных выставок. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Вторая выставка этюдов в Московском обществе любителей художеств.
Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Прочитав письмо мужа, говорит:«. Важную роль играет высота пола.
Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой
Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. соч., 1965, с. 168. 5 Подробнее об этом в кн. : Г. Ю. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. в зеркале у края холста).
В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил.
Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. Серов, входивший в ту пору в число весьма востребованных русских портретистов, брался отнюдь не за каждый заказ: он мог отказаться от работы, если не чувствовал личной расположенности к будущей модели. 4. Художник хорошо знал Ермолову.
Лицо Ермоловой вдохновенно. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Нерадовский. – Северный вестник, 1890, 3, отд.
Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Ни к чему эта затея. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой.
На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. 2, с. 88. 11 В. Стасов. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895).
Не люблю выставляться напоказ. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры».
К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». Мне Остроухов говорил. Там дело другое. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького.
Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог.
Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Грабарь. Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Ге. — Новь, 1897, 18, с. 446. 15 И. Репин, указ.
Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. С создателем чёрного бархатного платья Надеждой Ламановой Серов был связан дружескими отношениями. Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесенный над толпой. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Он верен себе.
Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова
По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. Серов. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11.
Л. — М., 1960, с. 30. 4 И. Грабарь, указ. Я — Серов. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было (А. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским.
Сочинение по картине Серова Портрет актрисы Ермоловой
Чёрное бархатное платье, в котором Ермолова позировала Серову, было сшито в мастерской Надежды Ламановой— законодательницы мод, получившей известность в качестве великосветской портнихи, а затем— театрального художника. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. С. Станиславский).
Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). 5. илл. ). Работал напряженно. 4, с. 167. 19 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 541. 20 Н. Кравченко. Ермолова была немного выше среднего роста. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
М., 1970, особенно с. 60—74. 6 Е. В. номер 28079). Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности».
Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74.
Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Из жизни художника.
В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Художник не стал акцентировать внимание на фактуре жемчужин, сочтя, что их переливы естественным образом соотносятся с освещением на стенах, а форма ожерелья сочетается с арочными линиями в Белом зале.
Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». 1. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344.
С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. — Новое время, 1898, 18 января. После юбилейных выставок картин Серова, приуроченных к его 70-летию и проходивших в Русском музее и Третьяковке, Нестеров употребил всё своё влияние, чтобы портрет уже не покидал Лаврушинский переулок, но только в 1949 году удалось добиться письменного распоряжения Комитета по делам искусств о передаче картины из временного хранения в собрание Третьяковской галереи1682221.
соч., с. 581. 13 И. Репин, указ. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4.
Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25.
серов портрет ермоловой описание картины
Монолог ледиМакбет волновал, мучил. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Это— произведение живописца.
М. — Л., 1937, с. 125. 8 См. : П. И. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Ермолова как бы удалена от всего житейского и это тоже характерно для нее: В театре, да и в семье Мария Николаевна была одинока. соч., с. 351, 352. 16 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 1, с. 93. 17 Старовер. Также портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников, проходивших в первое десятилетие XX века в Москве, Петербурге, Казани, Киеве19.
Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»
Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Поза Ермоловой торжественна и величественна. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Л., 1965, с. 31. 9 Валентин Серов в воспоминаниях, т. 2, с. 181. 10 В. Стасов.
Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. А на сцене. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм.
- Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
- Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
- Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
- Критика Портрет Ермоловой Серова
- Копия с работы Серова "Портрет Ермоловой"
- Критики о творчествеВалентина Серова
- Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Моя жизнь. От нее веет здоровьем, безмятежностью. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам.
По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Губы сжаты. В 1905 году Мария Ермолова готовилась отметить 35-летие со дня своего первого выхода на сцену. Стернин.
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возникает ощущение, что актриса и певец готовы к выходу на сцену они уже настроены на определённую волну и напоминают сосуды, наполненные водой, которую важно не расплескать до срока. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. М., 1964, с. 463 (в дальнейшем: Е. Сахарова, указ. соч. ). 7 См. : И. Э. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника.
Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. — Новости и биржевая газета, 1896, 1 марта. 12 Цит.
Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры.
Тогда её друзья— участники московского Литературно-художественного кружка, созданного по инициативе артиста Александра Южина и поэта Валерия Брюсова, — решили преподнести Марии Николаевне подарок: они обратились к Валентину Серову с просьбой написать портрет актрисы. Хроника семьи художников. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.
Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1.
на которые открывается душа». При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. В процессе работы— как правило, за день до очередного сеанса— художник посещал спектакли с участием Ермоловой наблюдения за актрисой на сцене и в жизни помогали Серову лучше понять внутренний мир Марии Николаевны8. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. К примеру, подчёркнутая силуэтность фигуры актрисы даёт отсылку к написанным Серовым в 1890-х годах портретам Исаака Левитана и Варвары Мусиной-Пушкиной.
Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». И. Немирович-Данченко). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Здравствуйте, Валентин Александрович. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. Однако общее настроение их картин— разное.
В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. За картину художник получил 1000 рублей. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Передвижная выставка и ее критики. 3.
Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища.
Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Там я не Ермолова. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины».
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия».
— Искусство, 1947, 3, с. 20. 2 Там же, с. 23. 3 Г. С. 4. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.
по: Е. Сахарова, указ. – Артист, 1890, 11, кн. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Сахарова. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры.
Глаза серые. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх.
Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Это памятник Ермоловой.
Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811.
Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. Русский портрет второй половины XIX века. Судя по замыслу Серова, художник изначально решил сделать акцент на силуэте актрисы— он тёмный на светлом фоне, а сами линии строго предопределены. Его отставка была принята в мае 1905 года56. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8.
1 М. Алпатов. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». Там же хранится единственный известный искусствоведам эскиз к портрету, выполненный Серовым и показывающий, что ещё до начала непосредственной работы художник определил композицию, выбрал ракурс, придающий образу монументальность и решил сделать акцент на силуэте актрисы. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром.
В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. соч., с. 345. 14 См. : Л. Мошин.
— Искусство и художественная промышленность, 1899, 7, с. 608. 18 С. Глаголь. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. Заметки о 24-й выставке передвижников. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Королем ты будешь. А. Яблоч-кина).
Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Выставка русских и финляндских художников в зале Музея барона Штиглица. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс.
Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138. Она исчезает, растворяется в другом образе. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята.
В этюде (Гос. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Лицо лишь слегка обозначено. Вы насчет портрета. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Так рождался эскиз будущего платья.
Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. На выставке картин с художником Н. Н. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Арбузов.
Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. Глаза устремлены вдаль. Автомонография.
Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее».