Серов Портрет Орловой

В. а. серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911г. Кроме портрета, написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой, работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). Кроме портрета написанного Валентином Серовым известны также другие портреты княгини Ольги Орловой работы Леона Бакста (1909, Русский музей) и Савелия Сорина (1917). Княгиня Ольга Орлова не любила это портрет, написанный придворным художником Валентином Серовым. Серов получил заказ, приступил к работе над портретом княгини Орловой, который закончил в 1911 г. Княгиня позировала ему в своём особняке на набережной реки Мойки, 90.

Серов, портрет княгини Ольги Орловой

Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Современники отмечали изысканность туалетов Орловой. Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. Портрет писался с большими перерывами в 1910 – 1911.

Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. В. Серов. И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. И это сравнение не в пользу княгини. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз.

  • Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова
  • Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»
  • Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Ольги Орловой»
  • ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)

Легко я стал расстраиваться». Я только высмотрел, подметил». Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели и это не могло скрыться от наблюдательных глаз.

Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается. Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана.

Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Но взгляд княгини надменен. Он уважаем, всеми признан.

Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.

Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. Все бы ничего, если бы не погода. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски. Шедевром назвал его А. Бенуа. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей.

И об этом сообщает в письме устроителю русского отдела выставки Д. И. Толстому, перечислив вместе с портретом Орловой полтора десятка своих картин и портретов, которые намерен показать в Риме. С. Сорин. Его модель Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских-Белозерских, была женой приближенного Николая. Из Парижа она дюжинами вывозила платья.

  1. Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Серов Валентин Александрович (художник)
  4. Добавить комментарий Отменить ответ
  5. Коллекция Государственного Русского музея

В нем-то и писал ее художник Валентин Серов. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых. Какую же правду запечатлел Серов в этом портрете.

В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой.

Вее облике художник сделал акцент насочетании аристократического шика ивульгарной крикливости. Это не Венера в мехах, а мышь в углу. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто.

В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. и лессировками Лессировка (от нем. в зеркале у края холста).

Ведь это ей библейским перстом Серов указал на место внизу. Всеобщее внимание он привлек на всемирной выставке в Риме. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.

Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»). Это наполняет картину теплом домашнего уюта.

А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую. Владелица подарила его музею Александра III (ныне – Русскому) и, таким образом, большой парадный портрет Серова впервые стал доступен широкой публике. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900 – 1902)
  3. Портрет Генриетты Гиршман (1907)
  4. Портрет княгини Ольги Орловой (1911)
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В разгар хлопот по сбору картин для выставки случилось событие, направившее мысли Серова совсем в иную сторону. Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. Указующий перст повторяется во фрагменте картины, украшающей интерьер. Модель, что существенно, осталась довольна.

Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой.

Портрет с подтекстом: 
почему княгиня Орлова 
осталась недовольна

Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. В. Серов. Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы.

Картина с успехом экспонировалась в персональном зале Серова на Всемирной выставке 1911 в Риме. Можно сказать, что жизнь напоказ есть, собственно, вечная тема парадного портрета и, доводя эту идею до гротеска, художник лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Этот портрет прославил Серова еще при жизни. Брюсов писал: Портреты Серова – всегда суд над современниками. Постыдился бы».

Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко). Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать.

И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911). С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели.

Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ». Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным.

Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед. 1911.

На усиление эффекта работает и слишком низкий стул, на котором княгине явно неудобно. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.

Очень достоверно передана обстановка комнаты. В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Ничего не поделаешь, придется подождать.

Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. И, наконец, последнее.

Беспощадная характеристика. А результат, по Теляковскому, получился плачевным. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина.

Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». От нее веет здоровьем, безмятежностью. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. В 1915 году, князь Владимир Орлов попал в опалу и был отправлен на Кавказ – император не смог простить ему его откровенное неприятие Григория Распутина.

Серов по-своему воспользовался натурой, наделив её символическим смыслом. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. История с Орловой не была единственной. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.

Хотелось немедленно разыскать Федора и объясниться с ним, узнать от него самого, нет ли в газетных отчетах искажений того, что было в действительности. В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Мы невольно сравниваем оба жеста, обе картины. А жемчужная нить вот-вот лопнет от усилия.

Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Этого не мог понять и Серов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении.

Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. Поза приобретает неустойчивость, напряжённость, отражающуюся на лице модели. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Где ему вроде бы совсем не место.

Подсказки даёт композиция. Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Портрет княгини Ольги Орловой. Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр».

История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему.

Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872 – 1923) – жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Княгиня Ольга Константиновна была законодательницей мод Петербурга, выписывала лучшие наряды из Парижа, держала свой художественно-литературный салон на Мойке, похожий на музей. Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой.

Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Пришлось пойти и на это. И вот портрет Орловой завершен. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно.

И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы.

ГРМПортрет княгини Орловой вызвал неоднозначную реакцию современников – Серова обвиняли в несправедливости к модели, даже в сарказме. Серов В. А.