Шаляпин Федор Картина
По просьбе Федора Шаляпина слева на заднем плане картины запечатлены его дочери — Марфа и Марина. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. В левом нижнем углу портрета Кустодиев изображает дочерей Федора Шаляпина – Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца Дворищина И. Г. Великий живописецсоздавал картину Портрет Шаляпина по фрагментам, не имея возможности даже увидеть ее целиком.
Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Отобраны лишь самые существенные черты, раскрывающие внутреннюю сущность изображенного.
На руках у Марины обезьянка. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Имение В. А. Теляковского Отрадное, куда Шаляпин вместе с К. Коровиным любил наезжать в гости, находилось в сельце Рыково-Отрадное Романово-Борисоглебского уезда (по разысканиям краеведа И. Лебедева), тесно примыкало к с. Шашково, что находится на левом берегу Волги, напротив Песочного. Перед нами Шаляпин зрелой творческой поры.
Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
Увидеть хорошо, ловко, правдиво. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.
Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В глазах «рыцаря правды» безмолвный упрек тем, кто смеялся над ним сожаление к людям, примирившимся с эгоизмом, стяжательством и неспособным понять величие человеческой самоотверженности и доброты. «Ни на что на земле непохожий.
О рисунках к опере Бойто «Мефистофель» мы можем судить только по одному листу.
Создавал скульптуры из дерева. Последний рисунок, сделанный Шаляпиным в 1913 г., заслуживает пристального внимания. Альбом «Александр Головин», авт. -сост.
Постоянной мишенью шаляпинского юмора были «господа чиновники» императорских театров. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Исайка является в буквальном смысле телохранителем Федора Ивановича.
Описание картины «Портрет Шаляпина»
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. У него аскетическое лицо.
Возвращаясь в Ярославль из Рыбинска на пароходе «Самолет», Шаляпин, очарованный красотой Романово-Борисоглебска, сходит на берег и проводит в Романове вместе с Теляковским и Коровиным несколько часов, восхищается набережной, волжскими пейзажами, поет в саду городского училища, а затем в ближнем поле свои любимые русские песни. То есть ожиданий большой серьезной работы, которую, по мнению многих, должен создать настоящий художник. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина.
Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Это не человек идейной борьбы и творческого порыва.
Серов изобразил открытое лицо певца. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Коровин, И. Е.
Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Но неукротим дух Грозного.
Таков в его изображении Федор Шаляпин. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь. тем он будет совершеннее. В Отрадном К. Коровин пишет портрет Ф. И. Шаляпина (ГТГ).
Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Пошел в магазин. Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина.
Яковлев» и приобщил рисунок к своей коллекции.
Любой из шаляпинских портретных набросков -- маленькое психологическое исследование. Одним из первых, кто увидел новое произведение, оказался Гиляровский. Шарж Шаляпина отмечен уверенностью и лаконизмом. Об этих шаржах упоминалось в одной из петербургских газет: «Кто не знает Исайку Дворищина.
сочинение – описание портрета Ф И шаляпина картина художника Кустодиева
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Свое видение образа Шаляпин немедленно доверял бумаге. Теляковский сыграл большую роль в судьбе Шаляпина. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. Сурово сдвинуты его брови, властно сомкнуты губы, глаза устремлены в одну точку.
1918 г. Ф. Шаляпин. Второй портрет исполнен карандашом. Ключевского, знатока Русской Смуты и времени Годунова. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Левой рукой же, чтобы не поскользнуться на дороге, он опирается на трость из ценного дерева. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921».
Так оно и было в действительности. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Пастернак, К. А.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Вслед за датой -- «С. И даже ученик Коровина – Б. В. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
В 1916 г. Шаляпин решил испробовать свои силы как художник-портретист. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.
Описание настроения картины Портрет Шаляпина
Терещенко, чем огорчил Шаляпина.
Его лицо выражает душевную гармонию и спокойствие. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Серов, Л. О. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. История создания автопортрета может быть восстановлена довольно точно.
К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
Сочинение по картине Кустодиева "Портрет Федора Шаляпина"
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду.
Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Коровин ценился далеко не всегда.
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
- Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Редкая выносливость, поразительное терпение. как Вам угодно». Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Точностью передачи натуры отмечен и портретный набросок Римского-Корсакова. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Взгляд их непреклонен, как и вера Досифея в древние заветы уходящей Руси. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.
Исайка увековечен с Шаляпиным на одной фотографии. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».
Экий я мерзавец — буржуй. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. впрочем.
На портрете надпись: «Ф. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Он наделяет свою модель свойствами собственной личности: жизнелюбием и праздничностью мироощущения, яркостью темперамента. Артист сопроводил рисунок иронической надписью: «Люблю чертей.
Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника. Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Их лощеные фигуры он увековечил в одном из неоконченных шаржей. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ).
Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Между артистами установились приятельские отношения. И появляется ощущение, что это произведения совершенно счастливого человека, онсоздавал портрет-идеал на фоне картины-идеала. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Один из этих рисунков он снабдил подписью: «Это я после свидания с императором Вильгельмом перед отъездом в Америку». На первом месте в трактовке Шаляпина была психологическая драма талантливой личности, у которой «душа скорбит». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. С этим новым уменьшенным вариантом картины Кустодиев не расставался до самой своей кончины в 1927 году14.
Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях.
- Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
- КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
- Картина Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Художественное творчество Федора Шаляпина
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картина Портрет Федора Шаляпина – Кустодиев Борис
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Он сидит у стола в невысоком кресле, на нём светлый костюм, белая рубашка со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом, на лице –счастливая улыбка. Потомки поставили их имена рядом: «В русском искусстве Шаляпин -- эпоха, как Пушкин», -- писал Горький. Под впечатлением их рассказа Шаляпин и набросал портрет Репина. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело.
Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. И здесь Шаляпин-художник всегда помогал Шаляпину -- драматическому артисту и певцу.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Чиновники». Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Слишком много деталей вредно.
М. В. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.
В нем нет уже ни тени смешного. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Годы оставили свой след и на лице царя. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит.
И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Здесь уловлен переход от выражения смирения к откровенной жестокости. Скульптор Гинцбург посоветовал ему заняться лепкой и сделать скульптурный автопортрет. Создание убедительной «оболочки образа», с первого взгляда заставляющей зрителя поверить в его достоверность, занимало в творчестве Шаляпина исключительно важное место. И он рисовал, рисовал много.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. В более крупном наброске Рангони представлен в фас. В январе 1908 г. Шаляпин встретился со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо, с которым познакомился за семь лет до этого в Милане, где они вместе пели в опере Бойто «Мефистофель».
На левой стороне груди прикреплен крест и написано «немецкий орден», а на правой -- орден в виде кукиша с надписью «русский орден». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Какой рисунок принадлежит знаменитому артисту. » При этом под наброском Дени был поставлен автограф Шаляпина. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Но в театре приняли условия русского баса.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. а. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается.
Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения.
Этот «грим» произвел сильное впечатление». Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Длинные худые руки с цепкими пальцами смиренно сложены. Его «Портрет художника И. Я.
Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Каждая линия предельно точно выявляет форму. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. В 1913 г. в журнале «Аргус» были помещены два шаржа на Шаляпина.
Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Дворищина. Чертам своего лица Шаляпин придал необычайную напыщенность и важность, якобы вызванную «высочайшей наградой». Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.
Отдельная, ученически простая часть натюрморта слева, состоящая из трех предметов, своим силуэтом образуют треугольник с основанием внизу. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи».
Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Главная ценность картины – ее живописность. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Отдельные автошаржи Шаляпина воспринимаются почти как политические карикатуры. В Богоявленском соборе Казани было весьма прохладно, священник, который крестил младенца, решил провести обряд в сокращенном виде, дабы окончательно не простудить и не заморозить ребенка.
Рисункам Шаляпина присуще еще одно редкое качество-- они «музыкальны». Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Мусоргского в Мариинском театре (1912). XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.
Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Глаза прикрыты, а брови горестно сведены к переносице. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Кого бы он ни изображал -- организатора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева, театрального администратора Барского с его глуповатой физиономией человека, претендующего на светскую обворожительность или неизвестных нам лиц, присутствовавших в 1919 г. на заседании дирекции Мариинского театра, Шаляпин остается верен себе: несколькими точными и быстрыми штрихами передается не только сходство, но выявляется самое основное, определяющее в характере человека. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Петербург. Концерт. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек).
Федор Иванович не раз рисовал на него карикатуры». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. На пальце— перстень.
По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Это большой деревянный двухэтажный дом в стиле «русский модерн». Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Мейерхольдом одноименной оперы М. П. Коровин приводит забавную подробность о живописных «опытах» Шаляпина.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Для своего времени это явилось замечательным новшеством. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. В этом слиянии содержания и формы он решающую роль предоставлял воображению. Шаляпин как бы анатомирует духовную сущность патера Базилио, готового за определенную мзду благословить все, что потребуют власть имущие.
Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Так, он исполнил рисунки, запечатлевшие почти всех действующих лиц «Бориса Годунова». «Чем полнее внешний. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Артист узнает, что не столь далеко от Ратухина, «в пределах Ярославской губернии», находится дача известного историка Вас. Шаляпин-художник прежде всего оставался артистом. Фон портрета— залитый солнцем ясный утренний день, зимний пейзаж, голубые и розовые тени на сверкающем снегу, холмы в сугробах, покрытые инеем кроны деревьев, ветви их облеплены снегом. Уверенностью, величием и даже торжественностью веет от всей его фигуры.
Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. В 1894 г. Фёдор Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Авторская надпись точно определяет момент его появления: «Орехово. Во втором наброске голова Рангони дана в небольшом повороте. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Шаляпин едет на дачу Ключевского, знакомится с ним. Красными чернилами свободно и смело дан абрис лица.
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Сразу же после выступления на листах блокнота Шаляпин набросал два автопортрета. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Они загромождают образ».
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Автопортрет как бы подводит итог самым прекрасным и светлым годам жизни Шаляпина. Стены в свободных от картин местах были испещрены замечательными рисунками углем. Унылый длинный нос нависает над таким же выступающим вперед острым подбородком.
Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Обладал Шаляпин и литературным даром. С 1896 – 1899 создал множество партий: Сусанин («Жизнь за царя»), Борис и Варлаам («Борис Годунов»), Досифей («Хованщина»), Грозный («Псковитянка»), Сальери («Моцарт и Сальери»), Варяжский гость («Садко») и др. Вершина шаляпинских автопортретов -- рисунок, подаренный художнику Остроухову в 1921 г. «Милому моему Ильюше, -- гласит подпись, -- от любящего плохого художника».
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). В столовой за обедом иногда чертил обгоревшей спичкой прямо на скатерти». такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Отсюда большое число автопортретов.
И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник.
Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Он нарисовал его одиноко стоящим на берегу Финского залива -- знакомая по многим изображениям, суховатая, легкая, немного сутулая фигура художника, характерная посадка головы. Ни одного лишнего штриха.
Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни. Многих друзей молодости, свидетелей бурного творческого взлета, уже нет.
Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Вся фигура Грозного производит впечатление старческой немощи голова глубоко ушла в плечи, кольчуга повисла на исхудалой, некогда богатырской груди, ноги закрыты теплым покрывалом. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Чем нарушил этикет.
Между тем живопись тоже влекла Шаляпина. Самое красноречивое свидетельство творческой близости Ф. Шаляпина и В. Серова – двадцать одна работа художника: портреты и зарисовки друга-артиста в ролях, эскизы костюмов и грима. Один из них исполнил художник И. Гранди, другой сам Шаляпин. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Его Портрет художника И. Я. Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.
Какая силища, какая мощь. Портрет немногословен. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Точнее, дебют этот не состоялся. Это портреты артиста в жизни.
На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. образ сольется с духовным образом.
Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Посещая мастерскую художника, он часами старательно писал масляными красками чертей, «как-то особенно заворачивая у них хвосты».
Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт.
В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Много замечательных портретов Горького создали лучшие художники России, но маленький шаляпинский набросок не тускнеет среди них. Таковы его шаржи 1907 г. с немецким орденом. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В. Э. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Одновременно Шаляпин прикупил еще участок земли с лесом. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию.
Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Среди изображений Дон-Кихота выделяется одно опубликованное в 1910 г. в журнале «Рампа и жизнь». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Перед репетицией он набрасывал углем замышляемый образ в разных позах». Пародируя картину Федотова «Свежий кавалер», артист нарисовал себя в халате. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. В рисунке нет ничего недосказанного. Вообразить, это значит -- вдруг увидеть.
Шаляпин «гримировал» и аксессуары. Однако автопортреты Шаляпина в жизни и ролях не исчерпывают его художественного наследия. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Достоинством и мудростью светится одухотворенное лицо Шаляпина.
Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали». Проездом находится в Ярославле. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.
Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Ключевский очень подчеркнул одиночество Годунова». Шаляпину понравилась эта мысль.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее.
Об этих веселых картинах напоминает рисунок «Черт». Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу.
Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге».
Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. 16. III -- 95» -- и подписью в углу листа под стихотворным экспромтом возникает графический характерный профиль Мефистофеля с хищным искривленным носом, остроконечной бородкой и сверлящим взглядом прищуренного глаза под изломанной бровью.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. «Вива, Энрико. » -- подписал он под изображением коренастого плотного человека с широким энергичным лицом, короткими усиками и быстрыми черными глазами.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Стоит, как вылитый, по несколько часов».
Тысячи рабочих их жены и дети, горячо принимая каждый номер программы, бурно аплодировали и благодарили. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Глядя на картину русского художника Бориса Кустодиева Портрет Шаляпина, никогда не подумаешь, что большую часть своей недолгой жизни он проводил в кресле-каталке и писал свои работы, пользуясь своим воображением, уникальной памятью и сложной системой рычагов. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Морозову на память».
В Ратухине Шаляпин обдумывает «Бориса Годунова» ищет пути и подходы к образу. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. В них Дон-Базилио представлен до пояса в фас, в профиль и отдельно крупно дано его лицо.
На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина.
В этом небольшом рисунке он выразил свое преклонение перед «духовным гигантом». В. Калмыкова (М., 2010) и другие.
Треволнения жизни не отразились на его спокойном, гладком лице. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
Шарж Гранди не отличается оригинальностью. Он стремился познать самого себя -- свое тело, свое лицо, -- то из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене. Коровин, говоря о любви артиста к живописи, вспоминал: «Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать».
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Выражение лица, позу, жест». Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла.
В этих рисунках Шаляпин исходит прежде всего из обличительных, антиклерикальных тенденций, пронизывающих комедию Бомарше, но несколько приглушенных «сладкозвучной» музыкой Россини. Своеобразна и манера исполнения этого наброска. Чтобы создать правильный «внешний образ», Шаляпин добивался полного его слияния с «духовным образом». Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах.
Один из них -- профильный. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Самый «музыкальный» из рисунков Шаляпина -- автопортрет в роли Досифея. Лучшие из сохранившихся автопортретов Шаляпина относятся к 1918 -- 1921 гг.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Брал большую кисть и мазал, набирая много краски». Шаляпин, 7 января 1917 г. рассказывал, как изображает его в Петрограде худ.
Предложили мне выбрать. Я ведь себя-то наизусть знаю, пожалуй и с закрытыми глазами нарисую». Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, -- писал впоследствии Шаляпин о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, -- это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня.
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Первоначальное название картины — «Новый город». Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.
Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Перед Вами два портрета Шаляпина: один написан самим артистом, другой -- художником Дени. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.
Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Созданы основные оперные партии, прожита большая жизнь. Сидя рядом с Горьким за освещенным вечерним столом, Федор Иванович беглыми штрихами плохо заточенного карандаша, прорывавшего тонкую бумагу, набросал хорошо ему знакомые и любимые черты: чуть скуластое лицо, высокий, прорезанный морщинами лоб, шапку густых коротко остриженных волос, крепко сжатые губы под широкими нависшими усами, усталые глаза. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Здесь и льстивый царедворец князь Шуйский, склонившийся в угодливом поклоне и юный царевич Федор -- сын Годунова и по-крестьянски повязанная платком испуганная и проворная мамка, приставленная в услужение к дочери царя и, наконец иезуит Рангони -- духовный пастырь честолюбивой Марины Мнишек и тайный агент римско-католической церкви. В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. И. М. Гофман (М., 1981). Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».
Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Иногда рисунки создавались Шаляпиным в своеобразных турнирах с художниками. Толстым. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю.
Недаром Федор Шаляпин говорил:. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Это образ высокой трагедии -- образ умирающего Дон-Кихота.
По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Тот смеется: «Ты что у меня слизываешь».
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.