Шаляпин Портрет
Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина». В левом нижнем углу портрета Кустодиев изображает дочерей Федора Шаляпина – Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца Дворищина И. Г. Вчера после этого поста я до двух ночи читала бабушке про жизнь Шаляпина, его жен, детей. Долго обсуждали, конечно, жалели итальянку, эту роскошную и достойную женщину, ведь он ее оставил, когда близнецам не было и года. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге.
На другом портрете Коровина Шаляпин также изображён в свободной позе сидящим в кресле, закинув ногу на ногу. Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Портрет Федора Шаляпина Кустодиев писал уже, будучи прикованным к инвалидному креслу. Глядя на портрет Шаляпина, мы невольно сравниваем его с образом другого уроженца Нижнего Новгорода – Максима Горького. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.
Портрет Шаляпина хотя и изображен уже больным художником, но считается одним из лучших произведений автора. Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. «портрет Ф. И. Шаляпина» (авторские названия — «Новый город», «Ф. Замечательный портрет, который очень понравился Шаляпину тем не менее был продан Коровиным коллекционеру М. Терещенко, к великому огорчению первого и большой радости последнего.
Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» — ни что иное, как памятник величайшему таланту. Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году. Оригинальный портрет— 215 x 172см, масло на холсте слева внизу подпись: «Ф. И. Шаляпину.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Авторский вариант некоторое время хранился в Третьяковской галерее, а затем был передан в Русский музей, где и находится в настоящее время. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Глядя в окно, Шаляпин говорил, что «в этой стране жить нельзя». Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. Именно во время работы у Мамонтова Шаляпин приобрел известность.
Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Чем нарушил этикет. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Как бы то ни было, увидеть родной дом Шаляпину больше не удастся.
Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.
Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Почти всегда было непросто, но Шаляпин обладал теми качествами национального характера, которые позволили ему стать русским достоянием и гордостью: удивительным талантом, широтой души и умением прятать сокровенное где-то глубоко внутри. Коровин, И. Е. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.
О мистической связи Шаляпина со своим портретом
Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Но события 1905 года только ухудшили ситуацию.
Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Не мог выбрать похуже — выбрал получше».
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. А между тем, по воспоминаниям современников, Шаляпин словно стеснялся крестьян. В один из таких дней, перед исполнением главной партии в «Борисе Годунове», Шаляпин умудрился поскандалить с дирижером, парикмахером и хором.
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
- Портрет Федора Ивановича Шаляпина
- Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
- Краткое описание Портрет Шаляпина
Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Как написать или начертать эту интонацию. Именно он открыл русскую оперу не только для мировой публики, но и для самой России. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.
Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину.
Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло143439.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
- Описание настроения картины Портрет Шаляпина
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Все боятся подойти к нему. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Портрет написан на французском курорте Виши, где оба они лечились и обдумывали совместную постановку оперы Хованщина М. П. Мусоргского, осуществленную в конце 1911 года на сцене Большого театра в Москве.
После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».
- Коллекция Государственного Русского музея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Я б такую не повесил у себя. » В итоге он рассорился почти со всеми. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы.
И он рисовал, рисовал много. Он любил Волгу, говорил, что народ здесь абсолютно другой, «не сквалыжники». Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Экий я мерзавец — буржуй. Всё вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. На пальце— перстень. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.
В 1911 году произошла встреча Валентина Серова и Анри Матисса, который приезжал в Москву. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63.
Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая.
Ноты – это только знаки. Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре.
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Мне несомненно понравилось это произведение. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Шаляпин мог напрямую заявить, что не понимает, что на картине: «Разве ж это человек. Дворищина.
Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.
С какой теплотой он смотрит на людей. С 1922 жил за границей. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361.
В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже. На руках у Марины обезьянка. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. В тот вечер он пел особенно восхитительно. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.
Причем, он сам же эту пьесу и поставил. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Шаляпину запретят вернуться в Страну Советов и лишат звания Народного в 1927 году по причине его якобы нежелания «возвращаться и обслуживать тот народ, звание артиста которого было ему присвоено». Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна.
А когда Шаляпина упрекнули в неблагодарности, ведь именно благодаря Мамонтову он получил и имя и славу и деньги, бас воскликнул: «А каменщикам, которые театр строили, я тоже должен быть благодарен. » Говорили, что когда Мамонтов разорился, Шаляпин ни разу его не навестил. Был в нем тот надрыв, который так свойственен русским людям. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.
Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Дескать, любишь – плати. И этим же вечером – напивался.
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Судьба Федора Шаляпина – это история о том, как крестьянский паренек сумел подняться к вершинам не только российской, но и мировой славы. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Я помню, как после уроков в школе, которая находилась недалеко от Государственного музея изобразительных искусств, я шла смотреть на огромные панно Матисса «Музыка» и «Танец» и долго не могла понять, что так притягивает меня, а что настораживает в этих полотнах.
Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. «Электричества нет, даже рестораны закрыты» И несмотря на сетования, он проживет в России еще 17 лет – целую жизнь. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее.
На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574).
Он словно надевал на себя маску: вот он, Шаляпин, парень-рубаха, душа на распашку и одновременно «барин», постоянно на кого-то жалующийся и намекающий на свою горькую участь. Его Портрет художника И. Я. Да, Шаляпин не был на Родине уже 5 лет – в 1922 году он отправился в заграничные гастроли, а накануне «приговора» посмел передать деньги от концерта детям эмигрантов (по другой версии, Шаляпин в эмиграции щедро финансировал монархистов). Какая силища, какая мощь. Пошел в магазин.
Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Все они были куплены Шаляпиным лично у Кустодиева, а на память о знакомстве и совместной работе певец подарил художнику автопортрет и ещё несколько рисунков22. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Но есть интонация вздоха. Но в театре приняли условия русского баса.
Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. Первоначальное название картины — «Новый город».
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Его «Портрет художника И. Я. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Портрет создавался эпизодически в период с 1920 по 1922 год в трудных для Кустодиева условиях: чтобы объять кистью весь двухметровый холст, художнику приходилось писать его по частям, полулёжа, с помощью специально разработанного устройства, позволяющего наклонять полотно до нужного положения.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Серов, Л. О. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. В искусстве — соратниками.
Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. 1921 год, зима.
Сам Шаляпин говорил, что ощущал себя на сцене Борисом. Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Интересна история создания этой картины.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Пастернак, К. А. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. Неразрывно связанный с народом, олицетворяющий его дух и мощь, широту и размах, Шаляпин остался в душе русским человеком, он плоть от плоти этих широких просторов, чего не заслоняет даже показное барство.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». – Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь».
Таков в его изображении Федор Шаляпин. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. «Вот бы царь послухал, – говорили они.
Часто не ладил с дирижерами, считая, что многие из этих «идиотов» не понимают, что играют: «Ноты – это еще не музыка. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром.
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие— Шаляпин возвышается над этим народным фоном из которого вышел. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
У Шаляпина был скверный характер. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный— концертный— костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. На дворе солнечное утро Масленицы и стоящему на пригорке певцу открывается чудесный вид на праздничный город. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Предложили мне выбрать. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. В своих мемуарах «Маска и душа» Шаляпин писал: «Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Точнее, дебют этот не состоялся.
Кустодиев так и не смог увидеть портрета при нужном отдалении, так как Шаляпин выкупил его и в 1922 году увёз за границу, в эмиграцию во Францию. Крестьяне же боготворили «золотого парня» и его песни, которые «за душу берут». Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился. Шаляпин любил сетовать, что народ спаивают, замечая при этом, что водка придумана исключительно для того, чтобы «народ положения своего не понимал».
Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки29.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову.
Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.
Создавал скульптуры из дерева. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем.
И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом.