Шинель Отца

Это автопортрет художника, примеряющего семейную реликвию — старую отцовскую шинель. У художника Владимира Попкова, лидера 70-х, погибшего при странных обстоятельствах, есть знаменитая картина «Шинель отца».

Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»

Мне уже было около семи лет и это было на квартире в Померанцевом переулке. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла – с вещей и символов.

Смыслы – разные, фон – един. Офицера встречают. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина.

Краткое описание 
картины шинель отца

Краткое описание картины шинель отца

В картине «Шинель отца» отражено стремление мастера через простой сюжет рассказать о серьезном: об ужасах войны и о трагической судьбе целого поколения. С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Поводом для картины послужила шинель отца его жены — художницы К. И. Калинычевой. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением.

Отец Попкова был фронтовиком. Алексей Алексеевич, воспитанный Алексеем Юрьевичем, не скрывает, что им с отцом нравятся одни и те же фильмы Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Акиры Куросавы «Последний поезд» вызывает ассоциации с фатальным маршрутом «Поезда-беглеца», лес из которого нет выхода, — со сталкеровской «зоной», а опыт «бытия в небытии» напоминает сумеречно-серую магию «Камня» Александра Сокурова. Связь эта живая, трепетная, возвышенная, понятая современно.

Шинель отца, Роман 
Сорокин, 1976

Шинель отца, Роман Сорокин, 1976

На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная". Жил в Москве. Как такое могло произойти.

Что же касается его автопортретов, то они свидетельствуют о том, что художник ощущал себя как бы организующим центром всей своей образной системы. В картинах «После работы», «Приезжайте к нам на дачу», «Воскресенье» изображен сам Попков и в то же время уже не Попков, а лишь человек иногда близко, но чаще отдаленно с ним схожий. Мы тут – первые.

Попков Виктор Ефимович 
 (Шинель отца)

Попков Виктор Ефимович (Шинель отца)

Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). В череде попковских автопортретов «Шинель отца» — во многом итоговая работа этого жанра. Камера обращается к небу.

А также – трагическое мироощущение, печать обреченности, лежащая на героях и мире. Прежде всего, война снята с точки зрения немца, то есть врага. Он как бы представительствует от лица современности. Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов. Шофер видавшего виды «Опеля», буркнув: «Простите за опоздание, доктор Фишбах. », грузит чемоданы в машину с серебристым значком «Z» на грязном капоте.

Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало. Устроившись в автомобиле, доктор протирает запотевшие очки, без которых его маленькие близорукие глаза выглядят почти беззащитно. У дебютанта Германа просто генетическая предрасположенность к работе с фактурами.

Виктор Попков «Шинель 
отца» Своеобразный 
автопортрет художника

Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника

И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне.

Он парадоксально делит персонажей «поперек традиции»: не на русских и немцев, а на «варваров» (тех, кто стреляет, убивает, несет смерть увы, в их числе — группа партизан) и тех, в ком нет жажды убивать. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Воспоминаниями проходят бесплотные тени вдов, витающие на дальнем плане картины. Художник устало закрыл глаза, а за окном – тёмная, неласковая громада ночной Москвы – с высоткой МИДа и узнаваемым силуэтом Киевского вокзала. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего.

Шинель хранилась в семье как реликвия и в то же время использовалась для дела во всех необходимых случаях. Посмотрите на Строителей Братска Виктора Попкова – это жёсткие и весьма хмурые люди, которые явно не умеют говорить красивые слова на собраниях.

С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Главных персонажей озвучили актеры, специально приглашенные из Германии. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Рассеянно слушая жалобы водителя на недуги, перенесенные им в прошлом (излюбленная тема беседы с медиками), доктор созерцает скучный чужой ландшафт за окном машины, трясущейся по бездорожью.

Директор Шибанов, как и мой отец, был фронтовиком. Произведения, принадлежащие кисти Виктора Попкова, отличаются своеобразием и необычностью. Есть завязка, занимающая полфильма и естьсильный, выразительный финал. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики.

И примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати. Небеса, затянутые снеговыми тучами, холод, камни, мужчины с хмурыми лицами и женщины с натруженными руками. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Немецкие войска отступают. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции.

  1. "Война — преходяща, а лирика — вечна"
  2. Нашлось результатов: 0 (0, 00 сек)

Так это сейчас модно- во всём винить режим. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино. Хотя, если ознакомиться с биографией мастера, то он вовсе не выглядит гонимым- принятие в Союз художников СССР, участие в престижных выставках, почётные дипломы. преобладание автопортрета в ряду других жанров не случайно и, возможно, даже показательно. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений.

"Война — преходяща, 
а лирика — вечна"

Наконец и он исчез, был разобран и растворился в мусорной свалке. Цвет картины, угнетенно-зеленый, напоминает цвет солдатских шинелей. В каждой картине – характер и судьба.

Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Там белым-бело.

Космос, Гагарин, Вселенная – гордость. Пушкин у Виктора Попкова тоже одинок- последняя работа носит знаковое название Осенние дожди. Как такое могло произойти. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).

Именно вот таким образом в автопортретах художник выступает двойником настроений своего времени, окружающего мира. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». У шинели был неповторимый сырой и едкий запах. Отец, на мой взгляд, человек, которому эта пластика наиболее удается».

По словам самого художника, замысел картины "Двое", где немолодые влюбленные уходят подальше от людских глаз, возник у него после просмотра итальянского фильма "Нищий". Космос, Гагарин, Вселенная- гордость. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Одной из основных в цикле является картина "Северная песня": молодые фольклористы записывают старинную песню, которую исполняют, как отмечают искусствоведы, "готически" угловатые пожилые женщины.

Алексей Герман-младший снял фильм, отчетливо противостоящий идее дозволенности насилия, некоей его романтизации, воплощенной в «Чистилище» Александра Невзорова, в «Войне» Алексея Балабанова. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Замысел картины был подсказан режиссеру известным немецким киноведом Гансом Шлегелем.

И всё это – на русском, деревенском исконно-посконном фоне. Это простой и страшный фильм о войне, трагизм которого заключен уже в магии отстраненного взгляда в минувшую эпоху «без драматургии, без сюжета» (по выражению одного из персонажей). Навязчивый звуковой лейтмотив кашля и визуальный размах заснеженной лесостепи, в тумане которой потерялись люди, оторвавшиеся от огромных социальных конгломератов (армий, народов), неожиданно превращают экран в почти условное пространство экзистенциального тупика. Однако же- сон, переутомление, депрессия. Я любил прижиматься лицом к влажной шинели отца, когда вечерами он приезжал с работы.

Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Три сюжета на лоскутном одеяле. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе – Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов – отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства.

В контрасте с ним звучит скорбно-малиновый, сообщающий сцене трагический оттенок. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино.

Элементы «цирка» в канве сугубо драматического высказывания использование стилистики гиперреализма вызывают отчетливые ассоциации с фильмами Германа-старшего, с «Проверкой на дорогах» особенно. В картине нет ни героя, ни антигероя. Шинель «ушла» довольно рано. Попавшие в окружение военный врач, девушка из актерской бригады в смешной шапке-ушанке, цитирующая Пушкина, актриса в белом берете и беличьем полушубке (совсем как у героини Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны») — отнюдь не шекспировские герои. Когда его арестовали, он был заместителем военного прокурора Москвы.

Они плохо приспособлены к условиям войны. Вспомним «Проверку на дорогах» Германа-старшего, ту нечеловеческую ненависть к врагу-немцу, которую партизаны перенесли на своего земляка, попавшего в плен и сбежавшего к своим. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Смыслы- разные, фон- един. Поводом для картины послужила шинель отца его жены. Меня мое сердце в тревожную даль зовёт.

Вот таким образом уже не сам по себе, а в себе содержа нечто большее, выходящее за авторское «я», автопортрет, еще сохраняя портретный облик автора, обогащается его прозрениями мира, рисующими реальную картину эмоционально-психологического состояния человека. Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Все промерзли насквозь и кашляют. Пушкин.

«Последний поезд», возможно, помимо воли автора, полемизирует со стереотипами изображения войны, сложившимися в последние годы, когда стали появляться фильмы о войне в Чечне. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234).

И агрессия коллеги кажется ему неадекватной. Этот кашель — своеобразная звуковая доминанта в окружающем мире, густо насыщенном разнородными шумами (обрывками фраз, мелодий, скрипом снега под ногами тяжко передвигающегося толстяка). Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати. И, наконец, Америка – вечное притяжение и отторжение.

Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Смерть снимает противоречия между ними и уж «нет ни эллина, ни иудея». Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. С несколько отрешенным видом немец наблюдает за движением соседнего эшелона, медленно, словно через силу, набирающего скорость Действие разворачивается неспешно. Три сюжета на лоскутном одеяле. Сюда уже после ареста отца отвела меня мать – в первый класс. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным.

Он не упивается жестокостью. 1970-е годы – эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.

Полная утрата ориентиров делает бессмысленными понятия «вперед» и «назад», «наступление» и «бегство». «Последний поезд» — фильм, над которым витает тень отца автора. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью.

В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Точнее, усталость, смешанная с гордостью. Картина — нечто большее, чем личное воспоминание. 1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти.

Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Так это сейчас модно – во всём винить режим. Однако семейные тайны ремесла не заслоняют влияний и других творческих традиций. Пушкин. Фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют.

В этой связи представляется любопытной, знаковой картина Майский праздник- девочка в красном пальтишке самозабвенно прыгает со скакалкой, а фоном- образы старых провинциальных городков и деревень, но главное- храм. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).

Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Но он не понимает, что сделал уверенные шаги на пути к фатальному финалу.

Однако же – сон, переутомление, депрессия. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Его (А. Германа-младшего. Работа окончена – одна из таких картин. Так, мальчики от сохи, выучиваясь и обретая силу рифм, красок, цифр, становились типичными чеховскими интеллигентами с их терзаниями и утраченными надеждами на совершенствование мира. В авторский текст вплетены выдержки из Эриха-Марии Ремарка, Генриха Бёлля (а также из «Записок врача» Михаила Булгакова, любовь к этому автору — семейная).

Вновь прибывший, да еще такой штатский с виду человек, никому не нужен. Среди ярких тому примеров — замечательное полотно «Шинель отца» (1972). Работа окончена- одна из таких картин. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Мы тут- первые.