Шубин Бюст Ломоносова
В 1792-1793 годах Федот Шубин изготавливает три бюста Ломоносова из различных материалов – гипса, мрамора и бронзы. В экспозиции представлены бюст и скульптура Ф. И. Шубина, выполненные скульптором Михалевым ВА, картина «Шубин в гостях у Ломоносова» автор Наговицын Н. Г., портрет Ф. И.
Федот Шубин (1740), русский скульптор (бюсты князя Голицына, Ломоносова)
Ответом снова была тишина. Кроме того, Федот Иванович Шубин принимал активное участие в декорировании дворцов и резиденций аристократии гипсовой лепниной и художественной скульптурой. До сих пор этот бюст считается одной из самых прославленных работ скульптора. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Романтическим ореолом овеян почти вдохновенный образ П. В. Завадовского, статс-секретаря Екатерины и ее недолгого фаворита (бюст сохранился только в гипсе, ГТГ).
На постаменте с лицевой стороны помещена надпись «Ломоносов 1829 год», с тыльной – «Перенесен в 1867 году и 1930 году». Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют и вот таким образом последняя гораздо выше первого. А сын делал много, очень много.
- Русский гений гипсовой скульптуры: жизнь и знаменитые работы Федота Ивановича Шубина
- Федор Иванович Шубин, скульптор: биография, работы
- Скульптуры Федота Ивановича Шубина
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Этот портрет исследователи после долгих поисков и колебаний всё же решили отнести к творчеству Луи Каравака. В1774 году Ф. И. Шубин был признан академиком «по мраморному ея императорскому высочества бюсту». Пётр очень любил сестру.
Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. С бескомпромиссной зоркостью Шубин изображает И. И. Бецкого (гипс, 1790-е, ГТГ) — беззубого, худого старца в мундире со звездами. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли.
Спокойный нейтральный фон и лёгкое платье, показанное сквозь дымку, не мешают внимательно рассмотреть нежное лицо молодой девушки, её прищуренные глаза и едва заметную скользящую улыбку. не мог не питать уважения и глубокой симпатии, портрет, правда, посмертный, М. В. Ломоносова (бронзовый экземпляр в Камероновой галлерее Екатерининского дворца датирован 1793 годом другие экземпляры: гипсовый – в Русском музее и мраморный – в Академии наук СССР, Москва, видимо, ему предшествуют). Мрежи иныя тебя ожидают иныя заботы: будешь умы уловлять, будешь помощник Царям. Трагически кончилась жизнь ваятеля искусство которого, по словам В. И. Мухиной, было «образом времени».
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
Большая золотая медаль за выполненную в рельефе композицию «Убиение Аскольда и Дира» дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Он беспощаден, этот Шубин. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Летом 1770 года по ходатайству Дидро и Фальконе Шубин отправился в Италию.
Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Продолжая «читать» дальше этот портрет-бюст, узнаем мы еще о князе Алексее Михайловиче, что был он незаурядного ума и испил немалую толику горечи разочарования. Мелочность и злобность, спесь и пустота, ничтожество, уверовавшее в свое величие. Одной из лучших работ Шубина в поздний период его творческой деятельности стал бюст Павла I, впервые выполненный в 1798 году в бронзе, а затем повторённый в мраморе и бронзе в 1800 году. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.
При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц – бюст. М. Голицын», мрамор, 1775, там же), передавал впечатление духовной стойкости и энергии, одухотворяющей внешне непримечательные лица («З. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах.
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
Но разные ракурсы дают разные аспекты натуры. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. Когда кончился срок паспорта, ему надо было возвращаться домой.
Там их опекал русский посол Д. А. Юность с холодно-мертвенной душой. Ум и скепсис, духовное изящество и следы душевной усталости, сословной исключительности и насмешливого благодушия — самые разные стороны натуры сумел передать Шубин в лице русского аристократа. Императрица повелела «никуда скульптора не определять, а быть собственно при ее величестве». Ф. Шубин.
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Камеронова галерея в Царском Селе
- Федот Иванович Шубин великий скульптор России
- Описание скульптуры Федота Шубина «Бюст Ломоносова»
А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Шубину был заказан бюст Екатерины. и Ф. Г. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией.
Здесь молодой скульптор закончил статую «Греческая любовь» (не сохранилась), а также выполнил «Голову Адама» из терракоты. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело.
Орлова ирония скульптора бьёт наповал. В 1867 г. памятник перенесен на площадь перед губернскими присутственными местами. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков.
Какая грация, какое изящество. Скульптор С. И. Иванов фактически скопировал знаменитый бюст работы Федора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую». В нем ярко обнаружилась замечательная одаренность Шубина именно как мастера портрета. удалось выразить демократичность образа Ломоносова.
Шубин побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме. Он стал уже третьим памятником Ломоносову, открытым на этом месте на Моховой улице. Образованнейший человек и изнеженный вельможа. Это лицо человека удивительно живого, пытливого, энергичного. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка.
Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Шубин Шубин Федор Иванович Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград. Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. Этот бюст изображает И. С. Композиция спокойная, моделировка мягкая – всё под стать глубокой задумчивости модели.
Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Описывая свои впечатления петербургскому главноуправляющему П. Александрову, он писал: «И как буст отделан тщательно и хорошо, видно, что господин Шубин к отделке его прилагал старание, чем я очень доволен». можно будет сделать пьедестал. Портрет Ивана Барышникова (1778). Женские портреты оказались менее выразительными, чем мужские.
Портрет написан незадолго до её смерти. Металлический взгляд, отлитый в бронзе.
Это особенно сказывалось в портретах Екатерины II. И какое высокомерие, какая холодность. Ш. подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности («А. Но поздновато.
Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. В1766 году на публичном собрании в присутствии членов Академии, а также почетных любителей искусств, под звуки труб и литавр Шубин был награжден за программную работу «Убийство Аскольда и Дира» первой золотой медалью, здесь же ему была вручена шпага. Г. Чернышева (1774, ГТГ). Многие коллеги презрительно называли Шубина «портретным», по поводу чего тот сильно переживал. За рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» ему была присвоена первая золотая медаль. С таким-то лицом.
Здесь к нему приходит большой успех и поступают первые серьезные заказы. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Образ Павла I отмечен противоречиями.
В июне 1766 за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» (к сожалению, не смог найти ни одного изображения – прим. А заказов становится всё меньше и жить уже не на что. Шубин, подобно Левицкому и многим лучшим поэтам тех лет, показывал императрицу такой, какой она в поисках популярности стремилась казаться и какой ее хотели оидоть представители дворянской интеллигенции, мечтавшие о «просвещенном монархе». В Петербурге Федот Шубный становится Шубиным. И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. Бюст установлен в Ломоносовском сквере, созданном и получившем имя учёного в 1876 году. Живой ум, пытливость, энергия чувствуются во всем облике Ломоносова.
Уникальное портретное сходство произведения искусства с его прототипом настолько поразил саму Екатерину II, что императрица лично жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве». Трудность состояла в том, что надо было внутренним взором увидеть свою модель юной, «омолодить» известные портреты Ломоносова и представить его публике не таким, каким его все знают: полнолицым, с двойным подбородком, лысым или в коротком парике по моде елизаветинского времени. 159), мраморные бюсты А. А. Беэбородко — министра иностранных дел Екатерины II (около 1798), адмирала В. Я. Чичагова (1791), петербургского градоначальника Е. М. Чулкова (1792, все — в ГРМ).
4 сентября 1947г. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.
После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». Только в 1761 году он был зачислен в Академию художеств. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. В первые годы после возвращения в Россию Шубину удалось прочно обосноваться при дворе.
В Троицком соборе Александро-Невской лавры Шубин выполнил часть фигур, расположенных «поверх колонн» под сводами собора и рельефов на стенах сооружения. Но ему помогли устроиться истопником в императорский дворец. Стать старшим профессором Шубин так и не успел. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина (крестьянина, платившего подушную подать, не крепостного, но и не свободного) близ Холмогор.
Для Большого каскада в Петергофе Шубин сделал выдержанную в классических формах бронзовую статую Пандоры (1801), удачно вписав ее в общий садово-парковый комплекс. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Бюст Голицына сразу же определил счастливое начало для его творца. Барышникова, богатого промышленника. Его процесс работ: глина — гипс — мрамор.
В 1948 году площадь Чернышева была переименована в площадь Ломоносова. Проходит много лет. Положение скульптора улучшилось только в 1801 году, после гибели Павла и восшествия на престол Александра I. Академия выдала Шубину пособие в качестве компенсации за сгоревший дом на Васильевском острове император произвёл скульптора в коллежские асессоры и наградил бриллиантовым перстнем за свой портрет (мрамор, 1802). Все придворные знали, как высоко царь ценил дарование Никитина и, когда Пётр после долгих мучений умер, за Никитиным послали, чтобы он написал царя на смертном ложе.
Ф. И. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Мартоса и др. Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790). Н. Голицын (. ), мрамор, 1800, ГТГ), в котором отчетливо звучат «римские» ноты.
Оба письма остаются без ответа. Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. В Париже Шубин безвозмездно занимался у известного скульптора Ж. -Б. Благодаря высокому заступничеству Федота Шубина «истребовали» в Академию художеств, где он и проучился с 1761 цо 1766 год. Драгоценный чеканный панцирь, поверх — муар орденских лент, тяжелые складки подбитой горностаем шелковой мантии, нарядно драпирующей точеный цоколь подставки. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях.
В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Едва отступишь на почтительное расстояние от мраморного лика, едва ослабишь пристрастье взгляда, как маска-стереотип проступает яснее: перед тобой не конкретно князь Голицын, а олицетворение блестящего екатерининского вельможи, приближенного к «просвещенной монархине». Замечательны убедительностью, достоверностью образа выполненный в гипсе бюст П. В. Завадовского (1790-е (. ), ГТГ ил. Художник вынужден обратиться к Г. А.
Со временем интерес к Шубину угасает. Эта работа хранится в областном музее Воронежа.
Он порекомендовал его И. И. Шувалову, куратору основанной в 1757 году Академии художеств. Каравак работал преимущественно портретистом. Из других работ Шубина 1770-х годов известны портрет кабинет-секретаря Екатерины II П. В. Завадовского, «портрет неизвестного» и бюст промышленника И. С. Барышникова. Крепостник и эстет.
Исполненный тогда же мраморный бюст князя А. М. Вся площадь, занимаемая памятником, составляет 120м. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно и стыдно.
Таков он был и на самом деле: в нём сочетались величественность, надменность, но и болезненность и глубокое страдание. За всю свою творческую жизнь Шубин выполнил скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». Строгий гранитный пьедестал кубической формы хорошо гармонирует с фигурой.
Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796) педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792) и др. И 4 сентября 1774 года в нарушение правил Федоту Иванову сыну Шубину присуждено было звание академика — не по предложенной советом Академии художеств программе «Ендимион заснувший», а по исполненным портретным работам. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.
Полученная за выполненную в рельефе композицию «Убиение Аскольда и Дира» большая золотая медаль дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. В 1773 году Шубин вернулся в Петербург, по пути некоторое время проведя в Лондоне.
Особенно хорошо это видно в мраморе. В 1759 приехал в Петербург в 1761—67 учился в АХ у Н. Жилле. Отразил до дна словно бы раздерганную душу властителя-урода. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Многогранность характеристики модели раскрывается при круговом ее осмотре, хотя у портрета, несомненно, есть и главная точка зрения.
Вот фельдмаршал – знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Ф. Шубин. Он показал, что императрица уже немолода изобразив тяжело оплывающее книзу лицо. Среди изображений людей, к которым Шубин не мог не питать уважения и глубокой симпатии, особенно выделяется портрет, правда, посмертный, М. В. Ломоносова (бронзовый вариант в Камероновой галерее в г. Пушкине датирован 1793 годом другие: гипсовый в ГРМ и мраморный в Академии наук СССР в Москве, видимо, ему предшествуют). Шувалова и бюст Ф. Н. Голицына (оба — 1771, ГТГ. На этом история памятника не закончилась.
За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х) проскальзывают холодность, властность и высокомерие знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Духовную стойкость и энергичный характер сумел разглядеть Шубин за внешней непримечательностью, даже заурядностью облика полководца 3.
поставить мною сделанный монумент с нарисованной картушею и надписями», – пишет он в своих записках. А. Румянцев-Задунайский», 1778, Русский музей, Ленинград оба — мрамор), раскрывал сложный внутренний мир портретируемого («Неизвестный», мрамор, сер. Через некоторое время он получает диплом почетного академика Болонской академии художеств. Екатерина-законодательница (1790). Но звание академика он получил.
И так миновало три года. Выпускная работа Шубина из гипса — рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» был удостоен художественной комиссией золотой медали, что стало первым настоящим успехом мастера. и недаром замысел большой шубинской статуи «Екатерина II — законодательница» (мрамор, 1789—1790, ГРМ). оказался чрезвычайно близким к аналогичной, но более ранней портретной композиции Левицкого. Проект обсуждался в 1949г. Даже сама мысль об этом представляется абсурдной.
Ф. Шубин. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Совет университета, вполне соглашаясь с предложением г. ректора, определил просить Правление Университета, чтобы оно заказало бюст Ломоносова и пьедестал, а при обсуждении дела об изготовлении бюста и пьедестала приглашать в свои заседания всех тех лиц, которыя могут быть ему полезны в этом деле» 5. Почему выбор пал именно на скульптора Сергея Ивановича Иванова (1830 – 1903), неизвестно, но то, что это был весьма достойный человек и мастер академической школы, нет сомнения. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. Кстати каменные и бронзовые работы великого мастера изначально создавались в гипсовом воплощении, что позволило Федоту Шубину заслужить звание настоящего мастера по гипсу.
Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Женщина предстает перед зрителем во всей ее красоте и аристократическом достоинстве. Но Шубин не перестает работать.
И сколько властности. Голицына был выставлен в залах Академии и имел огромный успех. В ту пору скульптор создал свои лучшие работы: бюсты генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышёва (1774) и фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1778), а также 58 мраморных бюстов (1775) для Чесменского дворца, строившегося архитектором Фельтеном в окрестностях Петербурга в честь одной из выдающихся побед русского флота. Первым учителем Шубина стал французский скульптор Никола Жилле. Объяснение, думается, в том, что работа эта не с натуры: Ломоносов умер за 27 лет до нее (в исследованиях последнего времени, правда, высказывается мысль о возможности натурных зарисовок очень молодого скульптора, до нас не дошедших, но это вряд ли меняет общую оценку). В 1759 году Федот Шубной (Шубиным он стал благодаря описке неведомого канцеляриста Академии художеств) едет в Петербург.
Мастер сумел передать не только дух и настроение своего времени, но и невероятно реалистичные и «живые» образы своих знаменитых современников. В парк с уклоном идут ступени. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Нет и подлинной «антикизации», требуемой для сосуществования с бюстами галереи.
В 1759 году Шубной уехал в Петербург. Сложный абрис головы Голицына, ее разворот, противоположный развороту плеч, тщательная обработка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица (надменно прищуренные глаза, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная — одежды, — все здесь еще напоминает стилистические приемы барокко. Произошёл исключительный случай – впервые человек получил это высокое звание без «программы», за работы в непопулярном портретном жанре. Но и только. Работа была поручена скульптору И. И. Козловскому и архитектору Л. М. Полякову.
Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.
Художник и скульптор никак не могут быть нищими, как поэты и музыканты, они тогда не смогут творить. Горностаевая мантия, кресты и звезды орденов, Мальтийский крест — знак командора, двуглавые русские орлы, спаянные в наплечную цепь ордена Андрея Первозванного — высочайшей награды России, учрежденной Петром Великим. Пенсионер АХ в Париже, где работал под руководством Ж. Б. Пигаля (1767—70) и в Риме (1770—72). Достижения портретного жанра в скульптуре связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740—1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости костерезного дела.
Можно только предполагать. Далее следует бюст А. М. Голицына. Но поражает гибкость мастера, с которой он применяет свои приемы в зависимости от «человеческого материала». Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее.
Прокофьева, М. И. Определено: представить об этом г. попечителю Московского учебного округа и просить разрешения Его сиятельства обратить пятьсот руб. Семья Шубных на Курострове профессионально занималась резьбой по кости. После смерти отца 19-летний юноша покидает родину, за рыбным обозом идет в Петербург. Ничто не опущено из атрибутов величия и власти, щедро расточавшихся монаршей рукой на последнего любимца.
Образ Ломоносова глубоко демократичен. А в портрете главы всех учёных В. Г.
В Мраморном дворце скульптору, помимо других, принадлежит прежде включенный в композицию стены зала рельеф «Великодушие Сципиона Африканского» — тематическая композиция, по содержанию и средствам выражения характерная для классицизма. Остальное – на совести автора. Пять портретных бюстов братьев Орловых предназначались как раз для Мраморного дворца.
Выразителен бюст резчика по дереву профессора Академии художеств И. Г. Шварца (мрамор, 1792, ГРМ). У С. И. Иванова ученый молод, лицо еще не приобрело характерную округлость. Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Это были плодотворные годы. В 1774—75 Ш. выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс.
Замечательный ум чувствуется во всем облике Ломоносова. С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова, подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. В 1774 году Шубин выполнил портрет Г. Г. Орлова, а в 1778 году – А. Г. Орлова.
Да и гипс. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Страшного императора. Языком пластики он создает образы необычайной выразительности исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней героизации (бюст генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышева, мрамор, 1774, ГТГ). Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).
Более того — скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры. Следы внимательного штудирования античного портрета, столь характерные для художников строгого классицизма, можно обнаружить в одном из наиболее поздних скульптурных портретов Шубина — «Бюсте неизвестного сановника» (Ф. Никитин любил царя.
В соответствующем распоряжении отмечалось, что Федот Шубной «своей работой в резьбе на кости и перламутре даёт надежду, что со временем может быть искусным в своём художестве мастером». Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. Пенсии его вдова не получила.
Среди первых петербургских произведений Шубина — мраморный бюст А. М. Голицына (1775, ГТГ). Она была образованна и талантлива, сочиняла стихи, любила театральные представления, писала пьесы и сама ставила их на сцене своего дома в Петербурге. Наталья Алексеевна показана в лёгком повороте, как и Прасковья Ивановна. работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Тогда и зашевелилась академия – дала квартиру и свечи. Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург.
Козловского, Ф. Ф. Освещают площадку фонари, напоминающие собой двухрожковые подсвечники. В 1803 уже году. «На оном месте просил я, .
Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Однако признаем, что в этой работе нет мощного обобщения других образов Шубина. Красота искаженная гримасой духовного уродства. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии. Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое и выражение лица наглое.
На обвитой лаврами доске-картуше, прикреплённой к постаменту, указаны имя учёного и годы его жизни. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. С того мига, как князь Зубов заглянул в эти бронзовые глаза своего слишком похожего двойника, судьба «любимого скульптора императрицы» была решена. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась.
Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его. Фальконе дал ему блестящую оценку, а Екатерина II наградила скульптора, заказала ему свой портрет и повелела «быть при дворе». Эта работа заслужила похвалу Фальконе. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым.
Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. Его облик символизирует образ молодого учёного, стремящегося к знаниям. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный».
Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. Лицо имеет условно-любезное выражение, уголки губ слегка приподняты, что обозначает лёгкую улыбку, как и полагалось писать в то время. Сохранившиеся «экзамен ные списки» свидетельствуют, что он был прилежным учеником и получил все установленные серебряные и золотые медали. Отрок, оставь рыбака.
В 1795 году он создал скульптурный портрет последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова. После этого портрета Шубин прославился умением «оживлять камень». Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами ибо жить стало нечем. Портрет Павла I (1800). А вслед потекли заказы на бюсты и всей придворной знати. Напомним, что Шубин относился к Ломоносову с особым пиететом.
Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Ш. создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775—82 и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786— 1789 все — мрамор). Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы.
В 1774—1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Высота памятника 4, 5 м. В 1953г. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе.
Сын крестьянина-помора, Ш. с детства занимался резьбой по кости. 90-е годы — наиболее плодотворный его период. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах. Оба они, впрочем, не отличались привлекательностью. Шварца (1792), а также бюст М. В. Ломоносова (1793). Работа действительно поражает своей реалистичностью и детализированностью.
В 1773 году он вернулся в Петербург. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Сменяются на неподвижном «каменном лике» будто соскальзывающие незаметно одно в другое живые выражения.
В ответ на предложение Совета выполнить программу на звание академика скульптор, сославшись на нехватку времени, предложил «проэкзаменовать» его «по бюстам», которые он делал для императрицы и её приближённых и другим работам. Маска эта будто то появляется, то исчезает в портрете. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию.
В одной из последних работ — бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Но здоровье было вконец подорвано и 12 (24) мая 1805 Шубин умер.
28 августа 1774 года Совет Академии единогласно определил «за оказанный опыт в скульптурном художестве» присвоить Шубину звание академика. Там он работает дворцовым истопником и все свободное время режет по кости и перламутру. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. В 1773 году Шубин вернулся в Россию.
Это портрет адмирала Чичагова – каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка. 1770-х гг., Третьяковская галерея). За него Екатерина II пожаловала Шубину золотую табакерку и велела ему остаться «собственно при её величестве». И. И.
За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый российский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, активный сторонник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Несчастного человека. Окончив шестилетний академический курс, Шубин выполнил программу на сюжет из древнерусской истории.
Пигаля. Александр все же выказал милость — пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. 160) — показало, какого масштаба художник вступил в русское искусство. Можно предположить, что это определение перешло в название. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Подчеркнуты упрямые скулы и твердый подбородок.
Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Мрамор.
Пышно-парадное, учтиво-вычурное изысканно-простодушное искусство России XVIII века. Одна из самых последних работ – бюст Александра Первого. Ему было тогда двадцать пять лет. С. И. Иванов, выпускник знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, с 1854 года – академик Императорской Академии художеств, возглавил скульптурный класс училища в 1868 году6.
В бюсте Потемкина-Таврического (1791, мрамор, ГРМ), в его широком добродушном, но при этом скептически улыбающемся лице в ореоле пышных кудрей, в мощной шее, выступающей из тонкого кружева рубашки, намечена будущая очень свободная моделировка формы в бюсте же адмирала Чичагова (1791, мрамор, ГРМ) она абсолютно иная — сухая, сдержанная, как бы прямо способствующая передаче совсем иного характера модели: на лице читаются воля, ум, но и глубоко запрятанная горечь разочарований. Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. Он скончался 12 (24) мая 1805 года. Вот придворная дама Мария Панина.
Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра.
был мастером именно бюста. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Под его руководством Шубин знакомился с античной и ренессансной скульптурой, работал с натурой.
Ниже рельефа на лицевой стороне постамента надпись: «Родился близ г. Холмогор в 1711 году, скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года», с тыльной стороны – «Невод рыбак разстилал по брегу студенаго моря: мальчик отцу помогал. Он не боится снизить, «заземлить» образ фельдмаршала Румянцева-Задунайского, передавая характерность его совсем не героического круглого лица со смешно вздернутым носом, заплывшими глазами и двойным подбородком (1777, гипс, ГРМ 1778, мрамор, Белорусская картинная галерея). Пигалю. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Меньше становится заказов, падает и оплата.
– Е. З. ) заявил, что на сооружение памятника Ломоносову собрано всего 2400 руб. «Чредою шли к тебе забавы и чины» — это Пушкин, по сути, написал и о Голицыне и о братьях Орловых изображение которых Шубин делает для Мраморного дворца.
Также Шубин единственный из отечественных скульпторов был удостоен звания академика «без программы». Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. С юных лет владел он традиционным для беломорских рыбаков косторезным мастерством. Голицына. С начала 1790-х годов скульптор перестал получать большие заказы.
Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Многогранность раскрытия образа — главное достоинство таланта Шубина (1740-1805). Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс мрамор). Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. В 1773 Ш., вернувшись в Петербург, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет.
Шубина, И. П. С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологические характеристики. из суммы сбора за слушание профессорских лекций, остающейся от сего 1869 года, в процентные бумаги для составления капитала на устройство памятника Ломоносову» 3. Щедрина, И. П. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Мрамор.
князей и царей (мрамор, Оружейная палата, Москва), в 1789—90 — статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца (мрамор, Русский музей, Ленинград). Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Эта статуя изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром». Ничего о лепке «в живую» науке неизвестно.
Г. Чернышёв», 1774, там же «П. Стилистически они тяготеют скорее к раннему, нежели к зрелому классицизму. Это бюст сибарита Потёмкина – видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо. Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии.
Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Закончивший Академию по классу Жилле с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку сначала в Париж (1767—1770), где учится у Пигаля и посещает натурный класс Академии, а затем в Рим (1770—1772), ставший с середины века, с раскопок Геркуланума и Помпеи, вновь центром притяжения для художников всей Европы (хотя учиться в Риме в эти годы было не у кого, однако, сами памятники античности и Возрождения были учителями). Портретов очень и очень много появляется в это время. И. Иванов с энтузиазмом взялся за исполнение предложенного заказа. Демидов заказал Шубину два парных бюста – свой собственный и своей третьей жены.
Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г. А. d-pankratov) ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Яркий пример — мраморный бюст министра иностранных дел Екатерины II Безбородко.
Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Первое произведение Шубина по возвращении на родину — бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ мрамор, ГТГ) — свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Блестящий портретист, Шубин исполнил наряду с этим немало произведений, рассчитанных на включение в архитектурные ансамбли. Парик длинный, как носили при Анне Иоанновне. С. По всей видимости, Шубин столкнулся со своеобразным бойкотом со стороны работодателей и Академии художеств. Фельтен).
Самым колоритным из них некоторые исследователи называют бюст старшего, Ивана (1778). Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Художница Н. Я. Симонович-Ефимова в своей книге приводит рассказ А. С. Голубкиной, «как скульптор Сергей Иванович Иванов, которого она почитала и признавала своим Учителем (Учителем с большой буквы), однажды велел сторожам вышвырнуть во двор большое количество глины из которой был слеплен этюд ученика, прилепившего окурок к своей работе» 8. Можно ли предположить, что С. И. Иванов взял да и просто скопировал чужую работу. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал.
Достаточно взглянуть на бюсты работы Ф. И. Шубина (кстати, Федота, а не Федора) и С. И. Иванова, чтобы увидеть разницу: у Шубина изображен зрелого возраста лысый человек, умудренный жизненным опытом, а у Иванова – молодой ученый в длинном парике, каким был Ломоносов, когда вернулся в Россию из Германии. Но в 1805 г. Ф. И. В 1770—80-е гг. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П. М. В целом же он создал портреты всех пяти братьев Орловых. Сразу по прибытии он приступил к работе над портретом вице-канцлера А. М. Голицына. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.
Казалось бы, столь пышный декор бюста должен был импонировать юному князю. В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами – оконченными и нет. Скульптор глубоко проник во внутренний мир человека. Ранним произведениям Ш. («Ф. А 2 октября 1876 года докладывал: «Мною вылеплен и отлит из бронзы колоссальный бюст Михаила Васильевича Ломоносова для Московского университета» 10. Стоит обратить внимание на эпитет «колоссальный».
Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. С учётом того, что портретный жанр считался низкопробным и не котировался у академических художников, это был весьма дерзкий шаг.
Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. В 1930 г. монумент установлен перед зданием Архангельского лесотехнического института, ныне САФУ (Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова). Значительное место занимало в ней изобразительное искусство.
Лицо царя смуглое и моложавое. Очень дороги краски, кисти, холсты. Шубин был обречен на забвение, на смерть в нищете. Памятник украшают три пояса, которые сверху и снизу охватывают его цилиндрическую часть. В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском. Скульптор Л. А. Губина, также учившаяся у С. И. Иванова, вспоминала: «Для него искусство было святыней, на скульптурную мастерскую он смотрел с таким уважением, что в ней не только курить или смеяться нельзя, но даже никакого житейского, не относящегося к искусству разговора не должно было быть» 7. Эта работа приносит ваятелю громкую славу.
В первой половине 1780-х годов Шубин создал серию портретов Шереметевых – генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева (мрамор, 1782), его жены (мрамор, 1782), сына (мрамор, 1783) и невестки (мрамор, 1784). Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, светская изысканность манер и нотки скептицизма в восприятии действительности — эти черты Голицына явственно ощутимы в шубинском бюсте. Это работы для Мраморного дворца (1775—1785), Троицкого собора, Александро-Невской лавры (1786—1789) и рассмотренные уже барельефы Чесменского дворца. А уж мрамор. Вот в Болонье Шубин – почётный профессор, а в Петербурге – вообще никакой.
В 80-е годы скульптор занимается архитектурно-декоративной пластикой (об этом ниже).
Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. От заказчиков не было отбоя. Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. П. Б. Шереметеву понравился портрет отца.
В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро — не менее одного бюста в месяц.
Пушкинъ». Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. Постоянные заказы и финансовая обеспеченность создали у скульптора иллюзию независимости от петербургской Академии художеств, что в конечном итоге вылилось в затяжной конфликт между Шубиным и руководством Академии.
Он разглядел бешеный, нелепый, непростой внутренний мир августейшей своей модели. Здесь он работал над скульптурным портретом И. И. Шувалова. Мрамор. Он стал одним из троих выпускников, которым предстояло отправиться морем во Францию и Италию сроком на три года для «достижения совершенства в художествах». Бюст был выполнен из гипса, после чего воссоздан в мраморном варианте.
Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России. Их по всей длине стоит четыре. Художнику предстояло ещё многому научиться.
Но это такие очевидные ляпы, что их и опровергатьто неловко. По существу, хотелось бы остановиться на двух моментах: самой истории создания памятника возле здания Московского университета и на том, насколько его открытие было «тихим и неприметным», «сугубо университетским торжеством». Государственная Третьяковская галерея (Москва)В 1774-1775 гг. По возвращении из-за границы, при жизни Петра и до вступления на престол Анны Иоанновны, художник много и интенсивно работал. В 1774 году Шубину присуждено звание академика. Период 1876 – 1879 годов вообще был самым плодотворным в творчестве Сергея Ивановича.