Словесный Портрет Тургенева По Картине Репина

Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»

Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Ф. Писемский, писатель, 1880. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам».

Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Д. Спасович, юрист (II, стр. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». и я убийственно страдал.

Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Микешин, художник и скульптор, (II, стр. 91. Г. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина.

В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. 59), 1890. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. 71. «Отдых».

Толстой ему не позировал, а пахал, не останавливаясь ни на минуту, почемуРепинмогограничитьсятолько альбомнымизарисовками. ВместоТолстого Репину пришлось рисовать с одного из яснополянских мужиков. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Опять не банально высмотренная и хорошо переданная поза человека, нагнувшегося вперед и опирающегося руками о колени.

Портрет Тургенева 
в исполнении Репина

Портрет Тургенева в исполнении Репина

Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Репин не согласен: он считает портрет удачным. Это — единственный портрет «стриженого Репина». Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. И. Е. Забелин, археолог. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

207). 37), 1884.

Портрет Тургенева, 
выполненный Ильей 
Репиным: история

Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. 32. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. 261. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.

Портреты писателя 
Тургенева Ивана 
Сергеевича (1818-1883)

Портреты писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818-1883)

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

Н. Герард, юрист (II, стр. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Публике картина понравилась.

Портрет писателя 
Ивана Тургенева

Портрет писателя Ивана Тургенева

Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. Известный исследователь И. С.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И.

Портрет тургенева 
в исполнении репина

Портрет тургенева в исполнении репина

Это было сказано по поводу моих же грехов. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.

В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Художнику удалось побывать и на перроне вокзала, где встречали Пирогова и на юбилейных торжествах.

В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. 61).

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Так как он писался в различной обстановке, на различных фонах и при не вполне тождественном освещении, то это бесконечно усложняло и без того трудную задачу. Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Портрет писателя 
Ивана Сергеевича 
Тургенева

Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева

Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. Сейчас в Толстовском музее в Москве. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство.

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. И. Введенский, критик 1888. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Освещена ярким светом сзади лицо и воротник залиты рефлексами от освещенных листов журнала. Это смело задуманная и отлично выполненная задача освещения и рефлексов, показывающая, как сильно шагнул Репин-художник. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872).

Слайды и текст этой 
презентации

Слайды и текст этой презентации

Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Но заслуга Репина главным образом в глубоком психологическом раскрытии образа замечательного русского хирурга, педагога-гуманиста, героя русско-турецкой войны. 183-184. 140. В. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.

39. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго.

16. Читающая девушка, 1870. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея. Гр. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Какая способность вытаскивать из летописной пыли живые перлы характеров, животрепещущих былей и оживлять всю эту силу поддонную». Писан в 1894 г. в Неаполе. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, но, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова сеансов, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова – Сергея Михайловича, бывшего в ту пору московским городским головою. 75. В.

Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Портрет этот может служить прекрасным образцом реалистического стиля Репина в его зрелую эпоху, на нем можно демонстрировать не только учащимся, но и давно признанным мастерам живописи, как можно до полной иллюзии передавать материал — сукно, серебро погон и пуговиц, полированное дерево, соломенное плетенье качалки, блеск обуви, ушедшие в пространство предметы — без того чтобы впасть в соблазнительный на этом пути натурализм. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. В. А. Серов (II, стр.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Трактован в живописной манереиявляется одним из лучших репинских портретов на рубеже 70-х и 80-х годов. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Третьяков выполнил просьбу Репина. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы.

90), 1893. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же.

Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. 37. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». 100. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.

Зильберштейн ошибся. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вегетарианцем стал и сам Репин. Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. – Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков.

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. 215), 1907. На художнике куртка, без воротника. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Бородинобычностоял, опершисьоколонну. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Портрет был на ПередвижнойвыставкетольковМоскве ис выставки перешел в Третьяковскую галерею. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

Репин боялся, что портрет не получится. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. 22.

Воспоминания современников 
Репина

Воспоминания современников Репина

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Судьбы детей Репина сложились по-разному. 127. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Топограф иконописец, 
студент Академии 
художеств

Топограф иконописец, студент Академии художеств

От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь. 84. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. Он так же хорош по форме, как и по живописи.

Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. 73. Е. ПортретФофановазанимаетсреднееместо между чисто живописными работами Репина, в которых художник всецело отдавался своему артистическому увлечению и объективно-иллюзорными, знаменующими отказ от артистизма. 55), 1888.

113. А. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Увы, портрет вышел сух и скучен». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Америка—Франция—Россия. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе.

Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. М. Фофанов, поэт (II, стр.

Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. 180), 1913. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон.

Жанровые и исторические 
полотна Ильи Репина

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Руки очень нравились самому Тургеневу. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. 46. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

Общение с прежними друзьями было только заочным. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь.

Видео: Илья Репин, 
Портрет баронессы 
Икскуль

Видео: Илья Репин, Портрет баронессы Икскуль

Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя.

Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Робость его на самом деле только кажущаяся.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

«И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

195). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Отметим лишь, что даже ярчайшему портретисту современности писателя не удалось воплотить в жизнь мечту Третьякова.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Было от чего прийти в отчаяние. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц.

Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Однако Тургенев был в России, в Москве только в феврале 1879 года, да и письма Третьякова Репину, написанные тогда же, во время работы художника над произведением, подтверждают правильность существующей датировки. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Они высоко ценили талант друг друга. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно».

М. Бунакову. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Лучший репинский женский портрет. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Таким образом И. Е. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. А какое чутье Руси. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. «Мужичок из робких», 1877.

И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. По живописи они довольно слабы и черноваты. 20.

12. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Поколенный.

Максимовскому. 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин.

Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Репин встречал их по средам. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. 77. П.

М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. 255. В. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. Очень слабо нарисованы руки. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков».

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.

Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. 101. «Пахарь» (II, стр. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина.

Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. 132. В. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он до жуткости похож и до жуткости живой. 228—229. – восклицал Репин. 17. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой).

И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. 9), 1882. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр.

Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. 87), 1891. иоконченв1883г. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.

В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Здесь даже и не соблюдено сходство. Л. Н. Толстого». Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. Хорошо написана голова и рука. Абсолютноестественнаякомпозиция, отличноуложившаясявпочтиквадратныйформатхолста, — ничего надуманногои выисканного, исключительно счастливое решение как в смысле формыицветовойгаммы, такипоизумительно схваченному выражению. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Написан по заказу Третьякова в1878 г. Неинтересная и скучная старуха никак невдохновля- лахудожниканасозданиебольшого произведения и он отделался так, как отделываются от нудных заказов: написал казенно по взятости и скучно по живописи — сухо, но деловито и корректно.

Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. МертвыйФ. Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. 47.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Мне везловславе» 20. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. 110. Е. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Второй портрет также долго не давался Репину, что видно и на его живописи, носящей следы неоднократных переписываний и исправлений, но в конце концов он вышел на славу. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами.

И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». Ведь какой взгляд.

Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. «Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех». Портрет был.

Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача. 87. В. 114. К. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.

По окончании портрет не понравился многим, в первую очередь П. Виардо, да и сам художник считал его неудачным. Дальнейший шаг на пути овладения формой. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина. 60. 225. Л. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. 107. Я. 36.

195. «С черным вороном», 1901. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

21. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин дважды подавал прошения об отставке. В. Чижов, 1877.

Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. 56. А. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева».

Был приобретен в 1913 г. О. Д. Чуковскому. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.

145), 1913. Этюд красив по живописииизященпо фактуре. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Третьяков»109. Портрет Введенского очень жизненен, как жизненны и убедительны и все другие, последовавшие за двумя первыми.

Н. Н. Ге, художник. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». «Это самое большое торжество образованного человечества. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр.

Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. Рисунок уверенный, лепка твердая. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). К нему есть несколько подготовительныхрисунков, свидетельствующихо том, что это не случайное создание, а плод глубоко прочувствованного и созревшего замысла. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму.

40). Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Написан в два сеанса на небольшой дощечке.

28. Тут же можно было в концертах с интересной программойвсегдавидетьвысокиефигуры длиннобородыхВ. В. иД. В. Стасовых, Кюи иногдаРимского-Корсакова, режеБалакирева. Репин очень точно изобразил, характер И. С.

На столе книги и серая шляпка. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». «Сютаев» уже был куплен 13. 206), 1907. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь.

Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр.

Окружающий фигуру полумрак с едва пробивающимися отблесками заставляет акцентировать все внимание только на ней, то есть Репин не пишет ничего лишнего. 17), 1881. 47).

Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Он сохранил всю цельность своей натуры, все очарование увлекательного и разнообразного собеседника и спорщика. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Репиным. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр.

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Еще один портрет московского периода – портрет знаменитой актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой.

79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Благодаря этой фронтальности головы характерный орлиный нос Тенишевой приобрел не свойственную ему форму, что значительно уменьшает сходство, почему Репин оставил его незаконченным.

Портрет принадлежал проф. В. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста.

Мерси дАржанто (II, стр. Сам Репин назвал картину «В операционном зале».

Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. 14. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид.

И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. 7). Но есть и другое предположение, что портрет Стрепетовой нужен был Репину для какой-то задуманной им сюжетной картины. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего».

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни.

62. Метко и зло характеризован. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Большой эффектный портрет на холсте, углем.

Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд.

Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Но вот портрет окончен. 217), 1901. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. в Цветковской галерее. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Но история начинается в Париже в 1874 году.

Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

Академический сторож Ефимов, 1871. Справана фоне цветы. А это бывает. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Суворин.

«И. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.

Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. 108. А. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку.

Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ).

Н. и С. А. Толстые (II, стр. 53), 1888. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. 115. М. О. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

95). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Под этим названием она была и на юбилейной выставке Репина и Шишкина в 1891 г., где ее приобрел П. М. Третьяков.

Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых».

Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей.