Смех Малявин
Малявин пишет искрометный «Смех». А еще через год, на последнем конкурсном испытании в 1899 году, Малявин взял да и выставил свой красный «Смех». Звание художника Малявину принесла именно картина «Смех».
– Представленная на конкурс картина «Смех» только благодаря вмешательству Репина была засчитана как дипломная работа, что дало Малявину право на звание художника. 1898 год, Малявин предоставляет в качестве выпускной картину «Смех».
Имя Филиппа Малявина, члена двух ведущих художественных объединении России — «Мира искусства» и «Союза русских художников», — практически не встречается в мемуарной, биографической и эпистолярной литературе. Поселившись в 17 верстах от губернского центра и построив здесь просторную мастерскую, Филипп Малявин полностью отдался работе, покидая усадьбу преимущественно для участия в отчетных смотрах, проводимых выставочными комитетами «Мира искусства» и «Союза русских художников». Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. 1900-е гг. Начальник, руководивший призывом в Бузулуке, попросил Филиппа написать картину с лошадьми. Им была создана портретная галерея представителей творческой и политической элиты, членов правящей монархической династии Швеции, особое место в которой отведено большой серии графических и живописных работ (известно 15 образцов из этой серии), посвященных королю Густаву V, который вручал И. Бунину в 1933 году Нобелевскую премию в области литературы.
Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Осенью 1920г. Настоящий фурор произвела картина Малявина Смех (1899). Филипп быстро вернулся обратно, так как получил освобождение. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже за картину «Смех» (1899, Галерея современного искусства в Венеции) выпускнику Петербургской Академии художеств Филиппу Малявину была присуждена золотая медаль. Так и не приняв культуры второй родины, художник продолжал эксплуатировать в различных вариациях сюжеты на русские мотивы, некогда сделавшие его знаменитым.
Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Страстью к рисованию Филипп «заболел» с четырех-пяти лет и с тех пор без устали малевал углем или кусочком известняка на полу и стенах, на холщовых навесах от солнца односельчан во время летних работ в поле. Осенью 1892г.
В 1900 году Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. Денег на это «баловство», конечно, не дают. Но до вершин начала своей карьеры художник больше никогда не поднимался. Начиная со второй половины 1920-х годов на мотив русской зимы им будут написаны духоподъемные, наполненные ностальгическим настроением, красивейшие зимние пейзажи: «В гости» (1925–1926, La Russie Illustree. Окрыленный успехом выставки и сопутствующими заказами, в 1925 году Филипп Малявин рассказывал в письме Илье Репину: «Парижский радиус необъятно большой В нем уживаются все течения и все возрасты искусства, но, не скрою, город жестокий имен чужих не заметит, но должное художнику отдаст»68. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929).
1903 1903 год стал особенно плодотворным для художника. В течение 1895–1897 годов из-под его кисти вышли шесть портретов репинских питомцев, два портрета — «Игорь Грабарь» (1895, ГРМ) и «Константин Сомов» (1895, ГРМ) — написаны alla prima (c ходу, с первого раза – ит. ). К счастью, Малявину повезло с учителями.
- Малявин Филипп Андреевич (1869 – 1940)
- РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ МАЛЯВИН ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ (1869-1940)
- Русский художник Малявин Филипп Андреевич
- Филипп Малявин – художник беспримерной судьбы
Собранные на дороге «медные пятаки и копейки» отрок копил, чтобы покупать у коробейников бумагу, карандаши и «даже фуксин», один из первых синтетических красителей яркого пурпурного цвета. Коллеги художники – творцы того самого искусства – показаны Малявиным как утонченные снобы или экстатические демиурги («Портрет скульптора Беклемишева», 1910) творимая ими субкультура определяет себя на фоне природного, «дикого» народа, осмысляя его как неравный себе эстетический феномен. Попрежнему важное место в егоживописи занимали женские образы («Две девки», 1910е «Верка», 1913).
Из поездки он привез картину маслом «Гробокопатели. В истории мирового искусства немногие художники отважились отдаться стихии красного цвета. Но каким-то образом эту небольшую жанровую композицию увидел Беклемишев и «навел справки» об авторе. С 1900г. Об этом очень точно писал Грабарь: «Его «мужики» и «бабы» – не просто портреты и этюды и даже не характеры только и не типы, а целый мир совсем особенный, никем до того не замеченный им одним высмотренный. С 1903 г. – член Союза русских художников.
Сам художник, наверное, сказал бы: «Неисповедимы пути Господни. », так как впоследствии не раз вспоминал, что лепить из глины, вырезать фигурки из дерева и особенно рисовать угольками на печке или стенах с ранних лет было его любимым занятием. В итоге прологом к «бабам» оказываются сами же «бабы». Лицезреть наследника в Бузулуке не довелось в связи с изменением маршрута следования.
- Давыдов Георгий – Беседы о русских художниках (Филипп Малявин)
- Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
- Презентация каталога выставки Филиппа Малявина
- Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)
- На выставке в Русском музее впервые показывают работы Филиппа Малявина эмигрантского периода
Он с трудом добрался пешком до Ниццы, где умер 23 сентября 1940 года. 1926. Естественно, не хватает недовезенного оригинала «Вихря» (1906), «Трех баб» (1902), «Зеленой шали» (1914), «Бабы в желтом» (1903) и др. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника – Три бабы (1901-1902), его приобрел Люксембургский музей в Париже. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных.
А так – мало, не поколичеству и не по качеству, а по интенсивности. Рисовал с натуры портреты Ленина и Луначарского в Кремле. Баба эта — Батый. Сделать такой этюд мог только опытный мастер»87. Это не естественные красны девицы, среди которых приятно отдохнуть глазу утомленного собственной сложностью горожанина – ценителя искусств.
- ГЕЛОС – Библиотека коллекционера
- Пути и перепутья Филиппа Малявина
- Описание картины Филиппа Малявина «Смех»
За Италией последовала столица Югославии Белград (1933) и Прага (1933), где состоялась самая масштабная в творчестве Малявина персональная выставка80. На ней мы показываем 110 работ – живопись, рисунки и одну гравюру. Небольшой очерк первого биографа Ф. Малявина С. Голоушева считался «единственным биографическим материалом, освещающим начало художественной деятельности»2 будущего живописца. «Космические» красные краски Малявин щедро разливал на своих полотнах. Между тем во Франции работа получила восторженный прием и была удостоена золотой медали. Признание и успех пришли к Филиппу Малявину рано, вызывая порой зависть в художественной среде, так как его «вещи шли по баснословной цене и нарасхват»15.
Эти образы другой «тональности»: крестьянки Цорна, – скорее девки, нежели бабы – открыто сексапильны, причем исключительно в глазах зрителя, а не своих собственных (они попросту не в состоянии что-либо осознать). От древнерусской иконописи унаследовал эмблематичность красного Кузьма Петров-Водкин, материальную сущность красного пигмента воплотил Хаим Сутин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком.
Переговоры о закупке некоторых картин Малявина, назначившего сверхвысокие цены «по золотому курсу», зашли в тупик. Филипп Малявин. Наверное, отсюда берет начало любовь будущего живописца к звонким, праздничным краскам.
В 1919г. Малявин. С результатами исследования «натуры» французская и шведская общественность познакомилась на персональной выставке 1937 года в Ницце, в рамках парижского Салона и в Стокгольме, где «целый зал» был увешан эскизами, зарисовками и портретами короля Густава V играющего в теннис на корте или показанного в часы отдыха84.
Ларионова, Прага), прославленный танцовщик и хореограф, участник дягилевского «Русского балета» Вацлав Нижинский (1930, собр. В запросе о предоставлении права на въезд в Италию «для организации выставки картин» указывалось, что это «даст мощный толчок развитию итало-российских отношений, которым положили удачное начало выставки в Венеции и Флоренции»61. переходит в только что сформированную мастерскую И. Репина, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Малявин много работал как салонный портретист. Особый ажиотаж вызвал своими мастер-классами Андерс Цорн.
Дело не в красках, а в правде»17. Ф. Малявин оказался в числе первых художников (наряду с Н. Альтманом и Н. Андреевым), выдержавших конкурс, организованный Наркоматом просвещения в преддверии очередной годовщины Октябрьской революции. Пантелеймона и храм «на хуторе», собирал мидии для монахов, признаваясь, что такой «гадости никогда не ел». Во время Второй мировой войны художник был в Брюсселе, когда Бельгию захватили немцы. Это в какой-то мере послужило причиной смерти Малявина.
В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. К самому яркому последователю Филиппа Малявина можно отнести Абрама Архипова. Малявин получает звание Академика живописи. Но, как говорится, не тут-то было.
Интерес к творчеству Филиппа Андреевича Малявина не угас. Критик Владимир Васильевич Стасов эту работу сильно раскритиковал. Самая замечательная из фигур, однако, правая. На местах начались приготовления подношений, соответствующие торжеству мероприятия, — «караваи, стихи, шитые полотенца, резные блюда иконы». Получив уникальную возможность «беспрепятственно бывать в Кремле и в частности на квартире у Владимира Ильича и в рабочем кабинете»52, с 1 ноября 1921 года Малявин начинает делать натурные зарисовки Ленина.
Понимали это и его друзья. Это она придала красный, огненный колорит картине. Сила могущественного искусства, провозгласившего, с одной стороны, свою автономию: «искусство для искусства», а с другой – требующая всю жизнь превратить в это искусство (дом, одежда, вещи, поведение и т. д. ) вбирает в себя народную стихийность, эстетически маркируя ее «выразительной дикостью». В конце 1920-х переселяется с семьёй в Ниццу. В 1921 – 1922 гг.
На Святую гору они отправились вместе. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер. В 1906 году «за известность на художественном поприще» Ф. А. Малявина удостоили звания академика. Освоение азов не заняло много времени – юноша был способен, сообразителен и трудолюбив. Из восемнадцати картин маслом включение в экспозицию четырех подтверждают документальные источники: «Три бабы» (1902, музей dOrsay, Париж), «Зеленая шаль» (1914, ГТГ), «Старик у очага» (1915, Рязанский государственный областной художественный музей им. Полотно восприняли как прямую ассоциацию с Первой русской революцией. После обращения к наркому просвещения А. В. Луначарскому об оказании содействия в получении шести картин из Третьяковской галереи, включая знаменитый «Вихрь», губернский комиссариат во главе с лично курировавшим этот вопрос комиссаром М. И. Воронковым запланировал к показу около двухсот рисунков и живописных портретов, которые «до сих пор никогда и нигде не выставлялись»37. Фактически все «бабы» пляшут, смеются или иконно предстоят.
Коллеги по цеху считали его «геркулесом живописи», «атлетом искусства». Выставочный марафон открылся индивидуальными показами в Милане и Риме (1929, 1931–1932). В первом зале собраны его самые ранние работы. Художника заподозрили в шпионаже в пользу СССР и арестовали, но вскоре выпустили. Филипп Малявин становится вольнослушателем Академии.
не экспонировался, работал в своей студии в Денежникове. В 1894г. Малявин, действительно, весь в своих «бабах». Автопортрет.
1924, Sothebys), чета Буниных и семейство Куприных (1924, культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», Москва Дом-музей А. И. Куприна, Наровчат), хозяйка одного из ведущих литературных салонов русской колонии Парижа Мария Цетлин (1925, Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных, Рамат-Ган, Израиль), первый премьер-министр независимой Чехословакии Карел Крамарж (1929, собрание Sepherot Foundation, Лихтенштейн), принц Павел Карагеоргиевич, будущий регент Югославии и его супруга, принцесса Греческая и Датская Ольга, правнучка императора Александра II (1932, собр. В 1892 году бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение Академии художеств (АХ). В 1918 году Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Хорошо известно о неудачной попытке молодого художника Семена Никифорова написать большой портрет «Прасол» а lа Малявин91. Картина была приобретена для Музея современного искусства в Венеции.
На рязанский период приходится пик творческой активности и расцвет таланта Малявина-живописца и рисовальщика, когда выкристаллизовались ни на кого не похожие стиль и манера письма. Между тем его статус «вольнослушающего» окончательно утвердился только 28 октября 1897 года, когда, после рассмотрения Советом профессоров-руководителей мастерских натурных работ, привезенных им из ежегодных и обязательных поездок по России, Малявин был официально причислен к ученикам ВХУ14. 1930-е гг. Позднее он возглавит гарнизонную (красноармейскую) художественную студию, но в обоих случаях преподавательская работа не пришлась ему по душе. Мягкие размытые контуры, нежная моделировка лица, напоминающая прием сфумато, белизна легких росчерков на платье привносят в грациозный, наполненный чарующим обаянием образ чистоту и воздушность.
Осенью 1918 года, в связи с национализацией усадьбы, Филипп Малявин переезжает из Денежникова в Рязань, где планирует посвятить себя «исключительно художественному творчеству»26. Эта картина, выставленная в 1899 г. без названия, вызвала большой скандал. Цорн, конечно же, не растворяет предметность тела в стихии живописи, как Малявин, хотя пишет широко и артистично, но тоже грубит «бабью» натуру. Доказав, что является лишь художником, был отпущен.
Остается только жалеть, что этих «баб» собрали маловато. Он демонстрировал значительные успехи, о чем свидетельствует неоднократное получение им денежных пособий за рисунки и награждение двумя (большой и малой) серебряными медалями13. Шлепяновых, Великобритания), король Югославии Александр I Карагеоргиевич (1932–1933, Sothebys), крупнейший чешский композитор Богуслав Мартину (1933, Sothebys), восходящая звезда французского балета Моник Чемерзина (1937, MacDougalls), etc. Среди них одна. Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) родился в многодетной крестьянской семье. В 1896 году Филипп в последний раз посетил Афон, мечтая написать его «в натуральную величину». Он даже выхлопотал своему протеже стипендию. Позднее Беклемишев вспоминал об этом времени: «Интересный юноша был Ф. А.
Освоение основ иконописи не заняло много времени, юноша был даровит и старателен. Езда на санях» (июль 1933, Christies), etc. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Малявины арендовали комнаты в домовладении 12 по улице Мальшинской27, недалеко от здания Губернского отдела народного образования (Губоно).
Приходилось всему учить его с азов. Организационный процесс миновал несколько стадий. Постоянно жалел, что не сделался астрономом, как его товарищ по школе астрономии Тихон31. Репина, который помог раскрыться таланту юного живописца.
А тогда уже Филиппа Малявина дразнили по деревне «живописцем» – без зла, но таков обычай улицы наоборот, на его работы глазели охотно и не без маленькой местной гордости, хотя самое занятие считали непутевым. Открывающиеся архивные источники, покрытые «патиной» времени, позволяют по-иному взглянуть на облик этого многогранного художника и раскрыть особенности корневой системы его живописи. Оказавшийся в крайне щекотливом положении нарком просвещения, который взял на себя личную ответственность за выезд художника из страны, был вынужден давать объяснения: «Означенный художник входил здесь в организацию революционных художников, сделал мой личный портрет, был принят у тов. Зато на свою живописную работу был «лют».
А вот «мирские» сюжеты, хотя и были далеки от образцов академической живописи, удивляли яркостью цветов, размашистостью рисунка и самобытностью тематики.
Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. Среди великолепной архитектуры студии прошли три персональные выставки Филиппа Малявина. участвовал в выставках «Мира искусства» и Ассоциации художников революционной России (АХРР). МАСТЕР "КРАСНОГО". Послушник отличался независимым нравом и «страшился того, что его начнут учить.
Экспозиция, открытая с 2 по 17 июня 1924 года в залах галереи Jean Charpentier, композиционно выстраивалась вокруг старых и новых работ на национальную тематику, светских портретов, монохромной и цветной графики, которая раскрывала все «разнообразие характеров одной расы»65. Матерьял – уголь из печки, обломок известки. 1900-е годы стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: Баба в желтом, Девка (обе 1903), Две девки (б. г. ) и др.
В конце декабря того же года скульптор оказался на Афоне, где пробыл до февраля 1892-го. ииеияиФил пп Андр евич Мал вин — русский художник, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн». Родился: 22 октября 1869 г., Оренбургская областьУмер: 23 декабря 1940 г., Ницца, ФранцияФилипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя поего русским бабам – в старообрядческой вере. В случае с Малявиным это утверждение работает безошибочно. Его арестовали, обвинив в шпионаже, т. к.
Афонские кладбищенские монахи», разнообразные пейзажные и жанровые зарисовки — большие этюды «с громадными фигурами рабочих, каменщиков, разбивающих молотами камни»16. О картине Малявина «Три бабы», В. В. Розанов скажет:«. Публичное заявление спровоцировало разбирательство в Москве.
Был избран академиком живописи. Давнее равнодушие к пейзажу Малявин перенял от И. Е. Репина, даже уверился в бесперспективности этого жанра («После Левитана нельзя уже писать пейзажа Пейзажу крышка»86), чтобы спустя годы проникнуться — страстно и вдохновенно — пейзажной тематикой. В 1894 году в Академии художеств появляется ключевое новшество — мастерские профессоров-руководителей Высшего художественного училища (ВХУ). В 1900 г. совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его картина «Смех», создававшаяся как выпускная, но отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность. Разочарованный последними работами, он не решается выставлять пленэрные этюды18.
Но затем начались проблемы. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: Баба в желтом, Девка (обе 1903), Две девки (1910) и др. Под псевдонимом «Али-Хан» Александр Иванович Куприн, с которым Филипп Андреевич сблизился во Франции, напишет к его 55-летнему юбилею и по случаю празднования 25-летия творческой деятельности биографический очерк, напечатанный в трех номерах парижской «Русской газеты»70. Ему солдатка и дала заказ. Однако неустанные поиски заставили этого «увлекательного импровизатора» обратиться к теоретическим аспектам живописи, а именно к теории цвета.
Начинается все с портретов репинско-академического толка (Остроумовой, Грабаря, Сомова, Мартыновой, сестры – «За книгой»), – Малявин с 1894 года учился в мастерской Репина. Со многих своих ранних работ Малявин создаст реплики: «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894), «Портрет отца» (1898 и 1899), «Дарья Татаринцева» (1898). Для многих художников, в том числе иностранных, запечатлеть с натуры лидера большевиков считалось большой удачей (так, в октябре 1920 года приступила к лепке бюста Владимира Ленина скульптор из Великобритании Клэр Шеридан, кузина Уинстона Черчилля)51. Надо было отучать и от всех монастырских навыков».
Ни орнаментальные платья, ни старинные обряды, по которым соскучилось в конце века светское общество, а «природное естество». И. П. Пожалостина), «Старуха». Познакомившись с церковными и «светскими» работами Малявина, Беклемишев организовал переезд молодого человека в Санкт-Петербург, сделав все возможное, чтобы тот присоединился к столичному художественному сообществу10. Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье.
По легенде, с этой работы, напоминающей «лучшие вещи Венецианова», берет начало история судьбоносной встречи Филиппа Андреевича Малявина со скульптором Императорской Академии художеств Владимиром Александровичем Беклемишевым, которому суждено было открыть для юноши «чудесный мир прекрасного»8. Филипп Андреевич родился 10 октября (22 октября по новому стилю) 1869 года в селе Казанки Бузулукского уезда Самарской губернии. Такие сюжетные и композиционные повторения художник использует в ряде своих поздних работ: «Крик» (1925, Национальная галерея, Прага), «Фарандола» (1926, Sothebys), «Весна» (1927, Национальная галерея, Прага), «Танец» (1930-е, Sothebys), «На качелях» (1930-е, Sothebys), etc. Результат явно превзошел его ожидания. Но это известно только со слов Беклемишева: большинство работ художника «монастырского» периода утеряно.
Прокормиться с трудом удавалось хлебопашеством и валянием валенок. В 1907 г. совершает творческую поездку во Францию. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Но братия недолго радовалась талантливому послушнику – он стал проявлять недозволенное своеволие и дерзость в письме канонических образов.
Увидев рисунки юноши, он был настолько впечатлен, что предложил ему пройти «серьезную науку» в афонской иконописной мастерской. Это не дается без огромной работы. Похоронен на городском кладбище в Ницце. Попытки местных властей предоставить художнику помещение под новую мастерскую летом 1920 года не повлияли на его решение навсегда покинуть Рязань44.
Даже дерзновенный Дягилев, благоразумно оберегая свой щекотливый тыл, отказался взять «Смех» на передвижную выставку «Мира искусства». 1911 г. В 1910х мастер создал сравнительно немного картин. Должно быть, однако, работа Малявина производила впечатление в монастыре, так как в конце концов его оставили в покое и дали ему даже расписать целую стену в одной церковке, к сожалению, скоро сгоревшей». Видно, его сможет освежить только воздух родных полей и больше ничто. ».
Помимо кремлевской группы, московскому периоду принадлежит портрет Морица Шлуглейта, бывшего антрепренера, в советское время возглавлявшего бывший театр Корша: «Мориц Шлуглейт был очень крупной фигурой в театральном мире его портрет нарисовал Малявин (это, кстати, была последняя работа художника в России)»55. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) – принесли ему известность. За приверженность стихии красного цвета Малявина окрестили «Разиным алого холста», за верность реалистической традиции — «Горьким живописи». В 1891 году из большого путешествия на Восток возвращался в Санкт-Петербург цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), чей кортеж должен был проследовать через Бузулукский уезд. Подневольной указки он, кажется, боялся и боится больше всего на свете. В 1908-10 гг.
Однако он продолжал интенсивно работать. В критическом эссе прозвучали интересные и нестандартные размышления об истоках изобразительного языка Малявина, сумевшего в скупых ритмах линий передать вдохновение музыки. Малявин помнит себя мальчиком четырех-пяти лет и – уже рисующим. Красная живописная стихия – это прежде всего эстетика, а не конкретный исторический пафос. Французские газеты наперебой твердили о силе темперамента молодого художника.
Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Уже в ранних работах — «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894, ГТГ), «За книгой» (1895, ГТГ), «Крестьянская девушка с чулком» (1895, ГТГ) — обозначились стилистические приемы, которые станут основными в живописном методе Малявина: тяготение к контрасту, обыгрывание широких цветовых плоскостей, стремление к насыщенному колориту. Э. Грабаря, К. А. Сомова, А. П. Остроумовой) – принесли ему известность. Организаторы провели месяцы в бесплодных переговорах с музейным отделом Наркомпроса (Н. И. Троцкой) и директором Третьяковской галереи И. Э. Грабарем о предоставлении картин для рязанской выставки и были вынуждены ограничиться работами из мастерской Ф. А. Малявина в Денежникове (за исключением двух-трех полотен, переданных московскими собирателями). Знал он только Закон Божий, да и то сомнительно, по отрывкам из шестипсалмия.
Свежие, колоритные строки изобилующие ранее не известными подробностями и фактами творческой стези Филиппа Малявина, перемежаются с высказываниями от первого лица, которые запечатлела дружеская рука знаменитого писателя: «На последнем конкурсном испытании в 1899 году Малявин взял, да и выставил свой красный Смех. Едучи на Афон, Малявин страшился не дальнего пути, не чужих мест, не труда, не одиночества – да и кто в семнадцать лет не мореплаватель. Видно, его сможет освежить только воздух родных полей и больше ничто. ». В первой половине 1920-х годов в этом жанре им было создано несколько прекрасных вещей: выразительный по игре цветовых контрастов этюд к портрету прима-балерины Большого театра Александры Балашовой (1923, Sothebys – здесь и далее указываются аукционные дома, на которых выставлялись произведения Ф. Малявина) и ее большой портрет (1924, ГХМ, Ханты-Мансийск) искусно сочетающий грацию с блеском и пылкостью62 изысканный «Портрет дамы» в теплой коричневой гамме (1923, Sothebys) интересный образ знаменитой певицы Надежды Плевицкой (1924, MacDougalls)63, портрет княгини Волконской (1925, Sothebys), etc. В деревне вы не увидите мужика или бабы в сапогах. Настоящий фурор произвела картина Малявина Смех (1899).
В 1920 г. на Всероссийской конференции являлся делегатом от Союза русских художников. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Морские пейзажи той поры приковывали внимание своей зрелостью и точной структурой формы. Илья Репин провозгласил «Вихрь» «самой яркой картиной революционного движения в России»33. В 37 лет Ф. А. В первую очередь ряд портретов его однокурсников в Петербургской Академии художеств, учеников Репина: Сомова, Грабаря, Остроумовой-Лебедевой, Мартыновой. Кстати, монахом он не стал, оставаясь послушником.
В это время им были созданы три лучших произведения – «Девка», «Баба в желтом» и «Баба». Но как эмоционально безлико и блекло, технически неубедительно, по сравнению с тем же «Вихрем», выглядят эти живописные картинки из которых ушло дыхание жизни. Продолжив эстафету Венецианова, Малявин уверенно пошел своей дорогой, следуя призванию: «давать красоту жизни на холсте»93.
Эта – третья. Буйство киновари, созвучное кумачовому революционному цвету, метафоричность образа и символический посыл картины «Вихрь» взбудоражили умы либерально настроенной части русского общества. Вернувшись в Ниццу, Филипп Андреевич тяжело заболел и 23 декабря 1940 года скончался. Вспомнили и о картине местного уроженца Филиппа Малявина «Крестьянская семья», написанной в одну из побывок на малой родине (предполагаемая датировка картины — 1890 год, когда Малявин приезжал в Бузулук «к исполнению воинской повинности»9), которую также решили приобщить к общим дарам. Семья Малявиных принадлежала к сословию государственных крестьян, жила очень бедно. Тут мальчишки и выбегают разыскивать медные пятаки и копейки.
С 1894 года он занимался мастерской И. Е. В этом же году совет Академии художеств присвоил Филиппу Андреевичу Малявину звание академика «за известности на художественном поприще»24. С тех пор художник редко выставлял свои картины.
1940 г. – последний автопортрет художника. Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства». Учитывая статус семьи Малявина (государственные крестьяне), можно предположить, что его предки по отцовской либо материнской линии пришли в Бузулукский уезд из солотчинских мест, хотя к настоящему времени данная гипотеза не находит документального подтверждения. В начале 1911 г. показывает художественному сообществу «Автопортрет с семьёй». На огромном полотне матовыми, почти шваброй написанными – такими широкими – полосами изображен громкий «народный» бабий гогот. Когда подымается ветер, то глаз уже ничего не видит в сплошных несущихся рыжих облаках.
Лапти и кое-какие лохмотья на плечах — вот их обычный вид. Отличавшийся резкостью и безапелляционностью суждений, Малявин так и не сумел освободиться от пут косности, но талантливому художнику прощались «грубоватость и некоторая элементарность внутреннего мира»74. Вы обнимите весь предмет одним глазом, вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. А когда было у Малявина время подготовиться по алгебре, геометрии, физике и химии.
Он принялся заново сводить счеты с академическим прошлым»90. Гвоздь выставки – дипломная картина «Смех» 1899 года, сначала непринятая по всем законам «хорошего искусства» поколением отцов и дедов (профессорами Академии), а чуть позже триумфально взявшая Европу золотой медалью на парижской выставке и попаданием в коллекцию венецианского музея, где находится и сейчас. Образы же революционной крови «красных баб» Малявина, которые подметили некоторые его современники, представляются опосредованными именно через эстетику народной витальности. Малявин Филипп Андреевич. Автопортрет.
– страшился того, что его начнут учить. – Первая, небольшая, состоялась в 1919 году в Рязани, вторая – в 1969 году в музее Академии художеств в Ленинграде. Будучи живописцем «красочных исканий» с ярко выраженным культом «дикой, откровенной любви к цвету»29, Малявин всегда исповедовал стихийное начало в искусстве. Как справедливо отмечала О. Живова: «Малявин и Архипов, воплощая в образах крестьянок свои думы и представления о силе народа, ставили перед собой разные задачи, брали различные стороны многогранной русской натуры и не задавались целью создания синтеза»92.
Помогают знаменитые самарские ветры. Для мастерской обустроили «громадное» пространство зала апартаментов величественно возвышающегося на холме старинного замка chateau de la Tour, возведенного в середине XIX века в неоготическом стиле с элементами мавританских мотивов в интерьере. Семья Малявиных поселилась в Ницце, в тихом районе Бомет на проспекте с одноименным названием (Avenue des Baumettes), недалеко от Английской набережной и Музея изящных искусств. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника – Три бабы (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. Беседам со знатоком астрономии Кетковичем Малявин придавал громадное значение, поскольку с новой силой его захватило увлечение звездным небом, которое впервые почувствовал еще босоногим мальчиком, укоряемым отцом за то, что он «только звезды считает, да марает бумагу»28.
Персональные выставки Малявина были организованы в Праге, Белграде (1933), Ницце (1933, 1937), Лондоне, Стокгольме (1935). Созданная Архиповым «крестьянская» портретная галерея иконографически восходит к новаторскому изобразительному циклу Малявина. Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. В те же годы написан и ряд портретов стариков – больных и ущербных («Старуха», 1915). Две девки. Подготовительные работы, предшествовавшие написанию портретов Ленина, Троцкого и Луначарского, велись на общественных началах. Но в солдаты Малявин так и не попал.
Жил в Париже, затем в Ницце. Люксембургский музей закупил с выставки для своей коллекции один карандашный рисунок в цвете и огромное полотно 1902 года «Три бабы»66, типичное для Малявина по живописному и образно-пластическому языку. Но только с именем Малявина срастется определение «цорновский мазок».
С появлением «Смеха» Филиппа Малявина критики отнесли к сильным колористам. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. Женский крестьянский тип стал особенно любимым и привлекательным для него. Малявин Филипп Андреевич (1869 – 1940) – художник, график, мастер экспрессивных композиций с изображением крестьян.
— М. С. )»43. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян (Крестьянская девушка с чулком, 1895 Старуха, 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. 1910. Сила женской природы в сочетании с необузданным русским темпераментом завораживает. Праздничные деревенские бабы, пышущие неотесанной первобытно-земной радостью, дерзко брошены в объятия эстетам: они написаны романтически бушующей стихией самой живописи – «горячим» плясом цветных лент. В то время, когда картина «Смех» продолжала свое триумфальное парижское шествие, приехавшая в Рязань из Санкт-Петербурга молодая дама, жена художника Малявина, подписывала 14 августа 1900 года в рязанской нотариальной конторе купчую на приобретение 50 десятин земли в сельце Денежникове23.
Впрочем, все эти черты не помешали Филиппу Малявину значительно расширить «радиус» своего общения. Грузные, мясистые иногда вовсе с чертовщиной лица, онивыступают из вихря эстетски калейдоскопического, в более поздних работах еще и «влажного» мазка. И дело вовсе не в жанровой «специализации»89, а в том, что некогда бивший бурным потоком родник живой воды творчества оскудел. Три бабы. 1902В 1902 году Малявин пишет картину "Три бабы" (19011902).
Ему хочется и имение за собой оставить и с населением жить в ладу»45. С приходом к власти большевиков Филипп Малявин «примерил» на себя роль протагониста, что соответствовало его амбициозным целям и отвечало ожиданиям и задачам молодого государства в области культурной политики.
В 1924 г. в парижской галерее Шарпентье проходит вторая персональная выставка мастера (к 55-летию). Но в начале XX века ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян (Крестьянская девушка с чулком, 1895 Старуха, 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. С 1922 года художник жил за границей.
Не случайно автору «поэм в красках» предрекали будущее Веласкеса, а изящество и тонкость линии уподобляли Энгру. На Западе заслуженно высоко оценили живописные новации Малявина. Вскоре их пути разошлись. Талант художника был очевиден, однако смущала, даже возмущала дерзость. По-французски Малявин изъяснялся плохо, с ошибками88. Однако он продолжал интенсивно работать.
И помог ему в этом талант: на призывном пункте богобоязненный послушник нарисовал картину с лошадью, которая настолько потрясла душу мелкого военного чина, руководившего призывом, что он выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил на Святую гору. В 1940 г., находясь в Бельгии, попал в немецкий плен, подозревался в шпионаже.
Красных баб в ярких сарафанах там уже не напишешь. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, экспериментирует с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи (серия Тройка). Но, несмотря на индивидуальные черты, рано проявившиеся в живописном почерке Филиппа Малявина, сопоставления с отдельными фигурами эпохи модерна будут долгие годы преследовать русского художника: в парадной палитре услышат отголоски стиля Альбера Бенара «на русский лад» в широком, раскрепощенном письме увидят влияние Андерса Цорна истоки красочной декоративности выведут из испанского колорита Игнасио Сулоаги даже приверженность портретному жанру в поздний период расценят как следование за мастерами салонного портрета Джованни Больдини и Джона Сарджента с их тонким импрессионистическим пониманием цвета. Правда, в отличие от Абрама Архипова, Филипп Малявин был далек от любования своими моделями.
Владимир Беклемишев — «высокий, худой, с красивой надсоновской головой»11 — взял под опеку Филиппа Малявина, содействовал получению стипендии, дал кров в своей холостяцкой квартире в одном из флигелей Академии художеств на Васильевском острове. Затем — Швеция и Дания (1934–1935), Великобритания (1935), Чехословакия (1937) и снова Стокгольм (1938). Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. Раз я ему показал Антарес, красный цвет которого вызвал восторг художника»32. 52), «Русская крестьянка на фоне зимнего пейзажа» (1929, Sothebys), «На ярмарку» (1930, Sothebys), «Тройка» (до 1933, Sothebys), «Езда на санях на фоне зимнего пейзажа» (1930-е, Sothebys), «Тройка. В 1934 и 1935 годах он много ездит по городам Швеции и Дании с показом своих работ.
Символом переломного 1905 года также служила картина «Смех», с воодушевлением встреченная молодежью: «Ваша картина пророчество. »34 Эпическое звучание красного цвета, который царствует на обоих холстах, вовлекая всех в свою «чудовищную» завораживающую игру, становится предвестником кровавых событий (в 1905 году был показан большой эскиз картины «Вихрь»)35. Тема фрагмента портретной композиции с изображением Сомова в минуты отдыха в интерьере мастерской впоследствии будет использована при работе над портретом шведского художника Фольке Седергольма (1934). Еще на парижской Всемирной выставке 1900 года хранитель музея Леонс Бенедит, апологет современного русского искусства, приметил Малявина среди лауреатов, заказав ему картину «из русской жизни»67, но в силу обстоятельств замысел так и не был осуществлен, несмотря на горячее желание художника увидеть свои работы в собрании этого музея. Есть в первом зале и портрет самого Репина. он почти не говорил по-французски, но затем, разобравшись, выпустили.
Первое время Малявин жил в Париже, затем поселился в Ницце. Сам автор не усматривал подобных параллелей и, не причисляя себя ни к какому лагерю, придерживался анархических воззрений. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. Но утихла буря и – улицы точно вылизанные. Малявин Филипп Андреевич. Баба.
Резкий поворот к новому пониманию, к новой интерпретации образа произошел при написании конкурсной картины Смех. В ранней атрибуции последнюю работу определяли как «Портрет матери», который отмечен «чернотой, сбитой формой и неправильным рисунком»41, однако свою «Старуху», по свидетельству очевидца, Малявин писал с местной крестьянки: «около портрета старухи — группа женщин. вместе с семьёй художник переезжает в Москву, а в 1922г., под предлогом организации передвижной выставки эмигрирует во Францию (через германо-итальянскую границу).
Не случайно в отдельной статье видного французского арт-критика Арсена Александра уделено пристальное внимание экспрессии графического мастерства Филиппа Малявина, «остроте и глубине» его рисунков, в которых филигранно передано настроение меланхолии или радости и с поразительной реалистичностью изображены женские образы, сознающие свою «животную красоту»69. Выставка, открывшаяся в Русском музее, предлагает расширить работами разных лет представления о художнике, начинавшим в отрочестве послушником-иконописцем на Афоне, в зрелости прогремевшим своими «бабами», а закончившим забытым эмигрантом во Франции. Окончил петербургскую Академию Художеств, в которой с 1894 г. занимался в мастерской Репина.
Подневольной указки он, кажется, боялся и боится больше всего на свете. Он воплотил их в странных образах, сотканных из элементов до жуткости реальных, почти осязательных и в тоже время фантастических, превращающих «девок» и «баб» в какихто загадочных, сверкающих необыкновенными красками фей». Его яркие, брызжущие весельем картины продолжают радовать зрителей. В 1885 году в жизни юноши произошло знаменательное событие. Большое значение для понимания эволюции русской школы живописи первой половины XX столетия имела еще одна программная работа Малявина с символическим названием «Вихрь» (1906, ГТГ).
По его признанию, «работа была очень, очень серьезная», а портрет августейшей особы Малявин считал даже для себя вещью «незаурядной»83. Но однажды удалось ему нарисовать портрет Тогда шла война с турками (1877 – 1879). Он это понимал и с горечью говорил: «Вне родины нет искусства». Малявину разрешили выехать во Францию для «устройства собственной выставки». Продолжающие эту тему работы, собранные для зрителя в одном зале, показывают себя во всей красе: «Бабы» (1904), «Девка» (1903), «Пляшущая баба» (1909), «Две девки» (1910), «Баба в красном платке» (1910 – 1920) и др.
1930-е годы отмечены небывалым всплеском творческой энергии. Крестьянки в ярких красочных нарядах – главные персонажи произведений Малявина. Осенью 1892 года Филипп Малявин стал «вольнослушающим» Императорской Академии художеств12, не имея даже начального образования. Осенью 1922 года Малявин прибыл в Берлин, где несколько его картин экспонировались на «Первой Русской художественной выставке», открывшейся 15 октября в галерее Van Diemen. Особняком стоит акварель «Портрет элегантной молодой дамы» (1923, Bukowskis), которая ослепляет исходящей от поверхности бумаги эманацией светоносности. Те, которые заставили заговорить о нем. Портрет «Молодая крестьянка» (1926, Russian Art Consultancy) в буквальном смысле списан с картины «Крестьянка в красном фартуке» (1900-е, аукцион Uppsala) кисти Малявина.
А рисует он на чем попало: на стене, на доске, на полу. Но сюжет, в общем, один. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты. Возвратившись домой он приступил к работе над большим семейным портретом, получившим название «Портрет автора с семьей».
Бессменный устроитель художественных экспозиций и родоначальник выставочных сезонов Рязани, учитель рисования Александр Киселев-Камский вспоминал: «Пойду к Малявину, может быть, что-нибудь выцарапаю для выставки»25. Вот таким образом настоятель монастыря Святого Пантелеймона без сожалений отпустил строптивого «богомаза», когда тому пришло время идти на военную службу. Его «девки» и «бабы» со страстными лицами, пламенеющими взглядами, полные здоровья, красоты и молодости в нарядных цветастых сарафанах писались темпераментным экспрессивным мазком с поистине монументальным величием.