Сочинение Кукла Мстислав Добужинский

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Евгении»), работы для неосуществленного, к сожалению издания «Петербург» (1905) и серии школьных картин Кнебеля). Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. С революцией 1917 года Петербург кончился.

Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Но это не вся правда о его творчестве. Ездил в Амстердам в связи с персональной выставкой. В первые годы советской власти художник активно работает: участвует в оформлении уличных празднеств в Петрограде, он – член Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, член Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, секретарь Особого совещания по делам искусств.

Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. Например, первый вариант акварели «Царское село. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Во всех работах того времени заметна общая черта: их содержание выражается, в первую очередь, через умело найденную натуру. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.

загадочных приключений «Ночного принца». Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Как писал А. В.

Родился он в 1875 г. С детства, как сообщает биограф, его окружала культурная и благоприятствующая развитию природных способностей обстановка. Его возможности художник использовал лишь отчасти. Например, в работе 1905 года «Зимний дворец и Александровская колонна» каменная непоколебимость композиции, «железный ритм строгих и четких линий рождает ассоциативную связь с напряженной жизнью Петербурга того времени, полной острой борьбы и жестокости». Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Внизу — песочные часы и черные крылья.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). Май. Долгое время его домом был Петербург. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.

Работал в дюссельдорфском театре над оформлением драмы Г. Э. Лессинга Натан Мудрый. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Добужинский предпочел ограничиться книжными украшениями этого небольшого, в 16-ю долю листа изящного томика. Март. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Таким его знали на русском и на других языках. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Маковского «Графика М. В. Основой его искусства был рисунок, задачи которого лишь подчеркивались цветом. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении.

Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Прекратил преподавание в парижской Школе декоративного искусства. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Долгое время его домом был Петербург.

По прошествии некоторого времени появляются более значительные труды, посвященные Добужинскому, опубликованные уже после революции 1917-го года. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

Эта картина про 
куклу значит и описывай 
ее

Эта картина про куклу значит и описывай ее

Это открытки, заказанные художнику благотворительной общиной (так называемой «общиной св. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Плоскость листа строго блюдется. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Яремича).

  1. Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»
  2. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  3. Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»
  4. Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  5. Добужинский Мстислав Валерьянович
  6. Добужинский Мстислав Валерианович рассказ о родителях «Матери и отце»
  7. Добужинский, Мстислав Валерианович

Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. С середины 1920-х годов литература о художнике ограничивается, по существу, рассказами лишь о рисунке и графике, что впоследствии приведет к ошибочному представлению о творчестве Добужинского, которого стали считать, главным образом, книжным графиком (безусловно, книжная графика занимала далеко не последнее место в творчестве Добужинского, однако, следует отметить, что именно с середины 1920-х годов он не мог с прежней интенсивностью заниматься станковым искусством и книжной графикой и вынужден был стать, в основном, театральным художником). Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.

Апрель. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках. Фигуры и отдельные предметы располагаются на плоскости естественно и гармонично нет ни нарочитой случайности, ни чрезмерной симметричности.

  • «На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  • Художник Харитон Платонов (1824 – 1907)
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Сочинения по картинам 5-9 класс
  • Последние опубликованные вопросы
  • О знаменитости:русский художник

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Кукла»

Таким образом, определяющим во всех работах Добужинского было графическое начало. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Контрастов черного и белого нет.

Различны и системы иллюстрирования. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Он любил их обоих, а они жили в разных городах из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950).

Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. И в каждом случае строгая построенность придает композиции «незаметность» и всегда – действенность. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Голлербаха «Рисунки М. Добужинского», С. К. Под ней — сердце между белых крыльев.

Эта художественная самостоятельность Добужинского (как уже было отмечено) впервые проявилась именно в городских пейзажах, обозначивших принципиальное различие во взгляде на город. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. Сентябрь, 6—октябрь, 5.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Закрыл собственную художественную студию. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол».

Широко использованы сопоставления черного и белого линии утратили прежнюю сухость, стали свободнее, гибче и выразительнее. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу.

Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея.

Суриков и А. М. Петербург мирискуссников возникает как антитеза сусально-пряничной Москве. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.

И кажется, что надо зарисовать, закрепить момент. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Ворота Камероновой галереи» передает впечатление парадности (основная задача работы), но темно-оранжевая листва деревьев и рефлексы радужных осенних красок в стеклах полукруглого окна галереи несколько снижают его, придавая оттенок праздничной веселости.

И надо ли говорить, с какой проникновеннейшей любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов. Апрель—май. Так всегда. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью.

А поскольку жанр городского пейзажа в последствии становится для Добужинского определяющим, уже упомянутую «абсолютную самостоятельность» в изображении города можно назвать своеобразной визитной карточкой мастера, собственно, его творческим методом. Необходимо отметить еще значение концовок. Чугунова все вышеперечисленные труды «Хоть и представляют собой интересные исследования, без которых нельзя обойтись при изучении творчества художника, но затрагивают лишь отдельные стороны его творческой деятельности и не претендуют на ее обобщение». Безусловно значение «Мира искусства» оказалось чрезвычайно важным в процессе художественного формирования Добужинского, однако даже испытывая определенное влияние объединения, художник всегда оставался «совершенно самостоятельным». Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

Но уже примерно с 1916-1917 гг. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Иллюстрации же рисует редко. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Отличие, пожалуй, лишь в тонкой, едва ощутимой иронии, рожденной отношением художника к такого рода «слишком красивым пейзажам» (что в последствии станет одной из наиболее характерных черт всего творчества Добужинского).

«Петербургские работы Бенуа, Лансере, Остроумовой-Лебедевой – линейно стилизованные, в отличие от живописно-стихийных тинэрных работ москвичей, воссоздают стройный, строгий образ города Петра и Пушкина, красоту архитектуры елизаветинских и екатерининских времен». Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. В 1923–1924 гг. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

В Париже проходят его персональные выставки. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). И пуговки на камзоле покажет и отдельные травинки и массу листвы прорежет, чтобы были видны ветки и отдельные листочки. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым.

Композиции решаются то противопоставлением вертикальных линий горизонтальным членением («Старый домик», 1905), то однообразием горизонтально вытянутых форм («Обводный канал в Санкт-Петербурге», 1902), то приемом кулис, тонко между собой увязанных («Вечер», 1903, «Исаакиевский собор», 1905). Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала.

Петербург изображаемый художником, воплощает в себе некую общую идею города. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. Что здесь иллюстрировать. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Вообще исследователями не раз отмечалась связь творчества Добужинского с литературным символизмом (в особенности с поэзией А. Блока).

В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна.

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Но любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации заключительных строк повести Достоевского. Итак, художника интересует именно «Питер» с его таинственными уголками, дворами-колодцами, тихими закоулками, а не «парадный Петербург» мирискуссников (тем не менее, объективности ради, следует отметить, что Добужинским были исполнены несколько серий графических работ изображающих историко-архитектурные памятники Петербурга.

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Живёт в Нью-Йорке. Первый рисунок играет роль фронтисписа. Был в Гааге на открытии персональной выставки. Добужинского», а также – альбом автолитографий Добужинского «Петербург в 1921 году» со вступительной статьей С. П.

На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Но в целом, повторяем и по замыслу и по выполнению — это одно из самых совершенных созданий Добужинского.

В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Особое место в творчестве мирискуссников занимал Петербург, в первую очередь, как символ единения русской и западноевропейской культуры возрождение же интереса к нему было равносильно «отказу от славянофильских пеленок». Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.

Герой «Белых ночей с тоской смотрит, как летом все уезжают на дачу, увозя вещи на возах и барках. Он строил цветом композицию, но не определял с его помощью форму. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Задавленностью, ежечасным, ежеминутным ожиданием несчастья веет от нее. Исполнил ряд графических заказов для советских издательств. Замечательны сами приемы графики.

Среди них – не только статьи, но и отдельные книги (отметим особо работу Э. Ф. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Однако, по словам Г. И. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города.

Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Однако, художник не сразу приходит к такому пониманию и изображению города (в данном случае имеется в виду именно Петербург). Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Васнецов могут быть названы родоначальниками того направления в московской живописи конца 19-го начала 20-го веков, которое в исторических картинах или пейзажах старых русских городов воспевает красоту древнерусского зодчества, народных обычаев, костюмов, утверждая эстетическую ценность, духовную значимость, национальную самобытность допетровского этапа развития России».

Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Эти противоречия к началу 20-века успели проявиться и в облике города. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.

Следующая страница в истории городского пейзажа связана с принципиально новым изображением города художниками объединения «Мир искусства». И, таким образом, городской пейзаж, действительно «скорее служит только фоном, на котором художником показана безысходность народной доли». В. И. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.

Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. И таким он действительно был на языке оригинала. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Начал преподавать в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного.

Какой-то немецкой кажется вся книжка. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».

На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Долгое время его домом былПетербург.

Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Андерсена и многие другие. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, так как это само время.

Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. Его отличает предельная «немногословность» сюжета, в котором присутствует обязательный кусок улицы со стеной дома, срезанной так, что не видно неба, с фонарем, какой-либо вывеской и одиноко неясно-различимой фигурой, словно случайно попавшей в поле зрения художника. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Скупой рыцарь» усердно украшен.

Призрачное освещение усиливает это впечатление: «унылый фонарь с похожими на усы лучами света и зловеще изгибающейся тенью напоминает огромную черную кошку, присевшую у края тротуара и озирающую улицу какой-то прохожий спешит прошмыгнуть по улице, подобно герою «Записок из подполья» его фигура кажется такой бесконечно одинокой и сиротливой, затерянной в странно-враждебном мире, где мертвые вещи словно вышли из-под контроля своего творца-человека и начали вести свою собственную жизнь». Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. В этом Добужинский близок литературным символистам серебряного века (вспомним Петербург в творчестве Блока, Брюсова, Белого).

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ».

Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Зачастую это был раскрашенный рисунок.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США.

Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт.

Таким образом, художник здесь размышляет, прежде всего о передаче «стиля эпохи», но на материале не прошлого, как это было свойственно художникам «Мира искусства», а современности. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Октябрь.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Наиболее слабым звеном в цепи художественных средств продолжал оставаться цвет. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Более того, катаклизмы этого времени стали предвестником будущих событий – революции 1917 года, с которой «закончился» Петербург.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Среди работ этого плана – («Кукла», 1905, «Набережная в Петербурге», 1908) особо значительна акварель «Окно парикмахерской» (1906).