Сочинение По Картине Репина Какой Простор
Какой простор, Илья Ефимович Репин – описание картины
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Работал весь день, не замечая времени.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В его взгляде осуждение и тревога. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Сочинение по картине Репина «Какой простор»
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Неффа (1864-1871).
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Работал весь день, не замечая времени.
Стасов, которому виделась в картине «русская молодежь, не потерявшая смелости надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Андрей Осетров уверен, что на найденном холсте свой автограф оставил именно Репин. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Сочинение по картине репина какой простор
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Они словно противопоставлены друг другу.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. И. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Русский музей Дополненная реальность
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Всеобщая стачка на Юге России 1903. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Она ушла из жизни в 1931 году55. Оставил большое эпистолярное наследие. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Вопрос: Сочинение по картине репина какой простор
Стасов присылает ему все, что он просит. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Студенческие беспорядки в феврале 1899–го. Зимой 1901-1902 года всеобщая стачка студентов.
– 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). рабочих оказалось на улице. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Все заняты. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По словам исследователей, канонической подписи Репина не существует. В некоторых местах стачки перерастали во всеобщие. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
— это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. И т. д. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Неурожай и голод 1901 года охватили 147 уездов европейской части России. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. И вот уже перед нами не царь, а отец. Америка—Франция—Россия. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Картина Какой простор Ильи Репина
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Казалось, она спит. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
- РРСРёРРРРёР РР РРССРёРР СРРРёРР РРРРР РСРССРС
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Убийство свершилось.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Крестьянские восстания на Украине в 1902. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Революционная ситуация в стране сложилась к 1901-1902 году. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Басина, Ф. А.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Так ли это – судить зрителям. Оставил большое эпистолярное наследие. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Вся центральная часть написана самим Репиным. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Так ли это – судить зрителям. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». За окном летний день. Он идет прямо к матери. И пришли к выводу, что работа принадлежит кисти Ильи Репина.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Казалось, она спит. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. было отмечено 670 крестьянских выступлений. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Комната небогатой интеллигентной семьи. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Она расположена вдоль поверхности стола. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Стасов присылает ему все, что он просит. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
В 1902-1904 годах в России ежедневно бастовало от 125 до 170 тыс. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Бруни и Т. А. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Этюд получился превосходный. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Не доносчик ли. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Обуховская оборона 1901. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. рабочих. Комната небогатой интеллигентной семьи. Экономический кризис 1900-1902 года, в результате которого 200 тыс. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Убийство свершилось. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
М. Бунакову. Харьковская маёвка 1900. Много учился на написании портретов близких и друзей. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Крамского, в Академии художеств у П. В. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Репин забыл о конкурсе, об Академии. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое».
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В его глазах читается печаль, тоска.
Ростовская стачка 1902. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Жил в Италии и Франции (1873—1876). В 1900-1904 гг. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В эту минуту в комнату вошел Христос. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. Впрочем, окончательную точку в этом вопросе может поставить Русский музей.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Девушка еще как-то пыталась защититься от стихии, юноша же, совершенно безалаберный от разбушевавшегося моря, читал что-то наизусть, гордо и слегка самонадеянно открыв грудь ветру. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Берег Волги. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Репин считал сам эту картину красивой.