Сотворения Мира Картина
И удивительная по красоте музыка лишний раз доказала, что силой искусства можно воссоздать величественную картину сотворения мира. Очень впечатляет другая, написанная на такую же тематику, картина «Сотворение мира» Айвазовского. Картина Ивана Айвазовского Сотворение мира: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. И удивительная по красоте музыка лишний раз доказала, что силой искусства можно воссоздать величественную картину сотворения мира.
Поздняя картина «Сотворение мира» 1864 года совсем иная.
Начало времен – Сотворение мира, Адам и Ева, Каин и Авель, Всемирный потоп
Страх, предваряющий путь к Богу исчез из картины. Она обращена к библейским строкам о рождении мира. В Христианской Церкви сохраняется верование, что Энох снова придет на землю и вместе с пророком Илией будет убит зверем, восходящем из бездны (Апок. В английской живописи новый подход к искусству в своем творчестве воплотил Уильям Блейк.
В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Для художника мир соотносится со злом, а его творец – с дьявольским началом. «Иди», — сказал Он.
Любовь к творчеству и помогла маленькому Ивану. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Судьба у художника была полна трудностей и опасностей.
В картине появился третий цвет – красный. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. И Бог – это не собственно Господь, а просто создатель мира. Отличительная черта этой композиции – взаимодействие горизонтальной линии скамьи на первом плане и ритма повторяющихся вертикалей. Ибо хаос – это ничто, которое противостоит что. Распущенные волосы (свадебная прическа венецианских девушек эпохи Возрождения), собака (символ верности), свадебные сундуки и горничная, занятая своим делом — символы семейной жизни.
В Париже он познакомился с Шарлем Бодлером и Оноре Домье. Как впервые Бог отделяет добро и зло, должное и недолжное, праведное и грешное. После смерти Лакана в 1981 году картину, которую он тщательно скрывал от своих гостей, передали в Музей Орсе (Париж, Франция). Впервые ее показали публике только в 1988 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Много лет историкам искусства оставалось только гадать (зачем-то), что за женщина осмелилась позировать художнику. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло».
Ученые разгадали тайну «Сотворения мира» Гюстава Курбе
Он также изображен не просто так, а имеет важное значение для понимания картины. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт. Яркий красный на заднем плане, цвет жизни и любви, местами переходящий в тёмное золото икон, оттеняет белизну крыльев трёх ангелов, которые напоминают ангелов троицы Андрея Рублёва (Третьяковская галерея, Москва). Первая картина Курбе имевшая настоящий успех, была написана в Париже.
2. Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. В1889 году ее выкупил писатель Эдмон де Гонкур, а в 1910 году владельцем стал венгерский барон Ференц Хатвани, обладавший ею до конца Второй мировой войны. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову.
Как из хаоса чувствований рождается порядок сознания. Халил-бей и до этого заказывал картины эротического содержания для своей частной коллекции ведущим французским художникам (среди таких картин, в частности, «Турецкие бани» Энгра и «Спящие» Курбе). Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). Он сотворен особым способом. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня. » (Ис.
Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. Из произведения исчезло чудо творения. 53:1). «Сорок дней длился потоп. Яффа или древняя Иоппия, стоит на возвышенном берегу Средиземного моря.
Над черным бурлящим морем вздымается двойной крест. Устранил принципиальную нужду творения в Творце, хаоса – в учреждающей силе порядка.
Но недавно историки искусства напали на след. «Спаси меня, Господь. » — закричал он. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом.
В-третьих, служить для знамений последних времен об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет и луна не даст света своего и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются тогда явится знамение Сына Человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29 – 30). Само слово день святые понимали буквально. Сотворение мира» – это апофеоз живописи.
Картина Айвазовского исполнена в черно-золотых красках. Живопись Айвазовского радует глаз и душу. Он был сыном Иареда и отец Мафусала. Первозданная земля была неустроенна и пуста. Циркуль в его руках уподоблен вспышке молнии во тьме грозовой ночи.
На смену трансцендентной мощи пришел религиозный романтизм. И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма. Здесь святой Апостол Петр воскресил Тавифу (Деян. Минимализм делает эту картину глубоко созерцательной. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части и квалифицировали её как «надуманную». А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума.
Картина Айвазовского Хаос в Ватикане: фото, описание картины
Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части5 и квалифицировали её как «надуманную»6. Облако здесь имеет форму кокона из которого Ева выпархивает, как бабочка из куколки. Сам Курбе благородно никаких инструкций на сей счет не оставил. 1:2). Устранил принципиальную нужду творения в Творце, хаоса – в учреждающей силе порядка. Когда наступил вечер, Он был там один.
Мозг. И увидел Бог, что это хорошо. Ибо она и представляет собою собственно картину. Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня – одни сутки ибо Писание говорит: и был вечер и было утро: день один». Сотворение мира яростно оспаривалось.
Золотой свет, пронзая тьму, понуждает ее повторить свою форму. «Спаси меня, Господь. » — закричал он. История Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер испугался и стал тонуть.
В 2018 году, однако, французский историк Клод Шопп изучая переписку Александра Дюма-сына, принадлежавшего к тому же избранному кругу парижской богемы, обнаружил в одном из его писем писательнице Жорж Санд замечаниеПримечание 2, неопровержимо свидетельствующее о том, что для картины художнику позировала парижская танцовщица Констанс Кеньо (фр. Constance Quniaux), незадолго до этого оставившая сцену и являвшаяся наложницей турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, по заказу которого «Происхождение мира» и было написано12. Когда композитору нужно было сказать о горах, в музыку вступили флейты и гобои. Лица модели на картине не разглядеть. Здесь также можно увидеть море и свет, пробивающийся сквозь тьму.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег и ковчег поплыл. На бурлящее море, как голубь, с неба слетает золотая фигура с благословляющим жестом. 11, 7).
Среди основных версий рассматривалась кандидатура ирландской натурщицы Джоанны Хиффернан — любовницы Курбе и Джеймса Уистлера (это его картину «отреставрировал» Мистер Бин). Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». Ровная линия горизонта рассекает полотно пополам.
«Происхождение мира»/»Происхождение войны»
Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил. » Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. Но и по сей день работа вызывает острые дискуссии по поводу своей откровенности. 5, 14) имеющего придти, то есть Господа Иисуса Христа. И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.
Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему. Но к чему она здесь. Не думаю, что стоит искать специальные смыслы в ней – в предвещающей себя буре, в крохотном кораблике на горизонте. На ней мы видим лишь две горизонтали. Неземной Дух в поздней картине превращен в старца, почти земного и такого понятного. Эта картина намного отличается от предыдущей, даже можно сказать она совсем иная.
Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). 1:2). Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве.
Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. Адам есть образ будущего (Рим. Халил-бей собрал выдающуюся коллекцию эротического искусства. Адам был родоначальником всего человечества. В увертюре (вступлении) композитор запечатлел невероятный беспорядок мирового хаоса, первый робкий проблеск света, тени облаков, унылую песнь первого дождя. Он жил 930 лет.
«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян и колесницы и всадников. » Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился. » Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32). Как из хаоса чувствований рождается порядок сознания. Не откровение креста, но милость седовласого старца. Когда же певец запел о первых ручьях, послышались нежные голоса скрипок.
Разные картины сотворения мра в Библии – 1
В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже. Он, кстати, одно время работал посланником в Санкт-Петербурге. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. 11, 5).
В темной пучине густого облака слева можно найти тень, которая казнит человеческий силуэт. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода и горы исчезли под водой. А секреты люди хранить умели. Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного – кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения. Ибо хаос – это ничто, которое противостоит что.
Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).
Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. Прекрасным примером такой молитвы служит произведение «Тебе поем» композитора начала XX века А. Лабинского.
Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека. Он отвращает от предметности и событийности жизни и погружает в молчание. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно и вот таким образом отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе4. Но, мне кажется, наиболее близко к пониманию сущности бога Айвазовский подошёл в картине «Девятый вал» и других картинах на тему кораблекрушений – в этих картинах бог предстаёт как Счастливый Случай, надежда на счастливое спасение. Это чувство смирения, восхищенного трепета перед огромной космической силой Творца.
Библейские картины Айвазовского
Не рождение формы, но обетование добра. Но, возможно, аллегория была задумана и как иллюстрация следующих библейских строк: «Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда Он утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны» (Книга Притчей Соломоновых 8: 26-28).
Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Через два года после создания «Сотворения мира» Халил Шериф был признан банкротом, а картина попала к торговцу антиквариатом.
В каждой работе используются три основных цвета спектра и их тёплые и холодные оттенки подчёркивают общую тональность полотна, на фоне которой всегда выделяется белый цвет, означающий у Шагала присутствие божественного. 15, 47).
10 картин известных художников на библейские темы
Енох или Энох значит посвященный. Ранняя картина «Хаос. Увы. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруаи Теодор Руссо. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы – то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти».
Средняя лобная извилина. Картина располагается в прямоугольнике размером примерно 3на 6метров. Вода все прибывала и затопляла землю. В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день. И стало так. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана).
Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор. Она обращена к библейским строкам о рождении мира. Описание ее требует серьезных и долгих размышлений над процессом создания мира. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу. Что означает это пламя. Но грандиозность события отсутствует. Ледяное синее море и хмурое небо.
Картина Айвазовского Хаос не зря вызвала бурю эмоций у кардиналов. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Дуга радуги перекликается с дугой тела спящего Ноя (его имя на иврите означает «отдых» и «утешение»). На ней бушует не просто море, но море, с которым соседствует огонь. Это видение, явленное святому Апостолу, научило его не гнушаться язычниками ибо Господь пришел всех спасти. Так, здесь можно видеть Христа на кресте.
Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Быть может, геену. Микеланджело – не только скульптор, художник, архитектор, но и прекрасный поэт – был чутким читателем Библии и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое.
7 Средняя лобная извилина. 7. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. Хаос – это чистая потенция, которая имеет силу только в момент дехаотизации, ограничения, обретения формы. Если ранняя картина «Сотворение мира» потрясает, подобно тому, как потрясают слова Библии, то поздняя картина убаюкивает, умиляет. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Быт.
В Иерусалимском храме Гроба Господня у подножия креста указывают место погребения Адама. Но также и сила формы. Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». После встречи с дипломатом Констанс Кеньо стала известной дамой света, занималась благотворительностью и оставила о себе в целом добрую память.
И был вечер и было утро: день шестой. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде».
И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Его отец владел виноградниками около Орнана. Поздняя картина «Сотворение мира» 1864 года совсем иная. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. И снова Мане. 10, 10–16).
В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Он был одним из благочестививших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаму. «Черное море» – это картина, созерцание которой способно заставить мир замолчать, чтобы человек мог оборотиться к самому себе.
История одного арт-скандала: Происхождение мира Гюстав Курбе
Многие библеисты говорят, чтоПятикнижие Моисея, на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Это уже не грозное восстание небесной силы, но обетованная радость света. Но, мне кажется, наиболее близко к пониманию сущности бога Айвазовский подошёл в картине «Девятый вал» и других картинах на тему кораблекрушений – в этих картинах бог предстаёт как Счастливый Случай, надежда на счастливое спасение.
Из произведения исчезло чудо творения. Ледяное синее море и хмурое небо. Как впервые Бог отделяет добро и зло, должное и недолжное, праведное и грешное. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).
Во Франции нашли недостающую часть «Происхождения мира»
О-формиться. Жёлтый ангел, являющий собой божественное Слово, подчёркивает чудесную природу радуги. Распущенные волосы (свадебная прическа венецианских девушек эпохи Возрождения), собака (символ верности), свадебные сундуки и горничная, занятая своим делом — символы семейной жизни.
Ни один египтянин не уцелел. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).
Владимир Ветров: французский крот в КГБ
Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе. Самая провокационная работа в истории искусства«Происхождение мира» было написано Гюставом Курбе в 1866 году. Он влечет к невидимому и вечному. Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила – в четвертый. В 2018 году, однако, французский историк Клод Шопп изучая переписку Александра Дюма-сына, принадлежавшего к тому же избранному кругу парижской богемы, обнаружил в одном из его писем писательнице Жорж Санд замечание, неопровержимо свидетельствующее о том, что для картины художнику позировала парижская танцовщица Констанс Кеньо (фр. Constance Quniaux), незадолго до этого оставившая сцену и являвшаяся наложницей турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, по заказу которого «Происхождение мира» и было написано. Золотой свет, пронзая тьму, понуждает ее повторить свою форму.
Первоначальная концепция здания включала в себя лишь изображение двенадцати апостолов, однако, когда Микеланджело начал работу, расширил изначальную задумку и к моменту завершения сумел изобразить более 300 фигур из классической мифологии, Ветхого Завета и книги Бытия, в которой Сотворение Адама является центральной фреской этой работы. Книга Бытия сотрясает нас словами: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» (Быт.
Картина Айвазовского «Сотворение мира» описание
В первый раз в истории искусства Ноев ковчег изображается именно изнутри, а не снаружи (будь то в процессе постройки ковчега или во время его скитаний по рагическому пейзажу потопа), как это делали художники до Шагала. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И тьма, уподобляясь, сгущается в крест.
Теперь уже не хаос, но два креста – золотой и черный, – сияют в славе. Халил-бей и до этого заказывал картины эротического содержания для своей частной коллекции ведущим французским художникам (среди таких картин, в частности, «Турецкие бани» Энгра и «Спящие» Курбе). В таком понимании бога тоже есть некая трансцендентность, обожествляемая автором. 2:7). Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга.
Если принять идею «день – эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег и ковчег поплыл. 15, 22). В их понимании это означало, что маринист стремился изобразить демонические существа, живущие во тьме. В 1844 году его картина Автопортрет с собакой была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). Имя Адам означает красная земля.
История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)
В ней горят черный и золотой цвета. Айвазовский художественно нивелировал весь смысл события. Однако, все ли так просто. Тексты молитв берутся из Библии и из другой церковной литературы.
Древнееврейский источник Таргум Онкелос, содержит следующий перифраз этого пророчества: И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и ее сыном. «Успокойтесь, это Я. Не бойтесь. » — тотчас заговорил с ними Иисус. Вразрез с текстом Ветхого Завета Шагал помещает в ковчег множество людей. И создал Бог зверей земных по роду их и скот по роду его и всех гадов земных по роду их. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года. И неотмирность Духа, его неземная мощь, явленность из ниоткуда.
Но рисунок выполнен абсолютно в ином трактовании, также во тьме можно заметить красный цвет. Возможно, художник, таким образом изобразил начало хаоса. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Покажите мне ангела и я напишу его. Вот этак многие начинают и кончают жизнь. Восхищаясь творениями Микеланджело в Сикстинской капелле, он создал фантастическую фигуру Бога Саваофа, склонившегося над бездной для того, чтобы измерить её с помощью циркуля. Как говорил Крамской, здесь встретились две бесконечности. И стало так.
Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак. » — закричали они в страхе. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Ангел возвещает благословение, обещанное Заветом и показывает сцены будущего счастья (в верхней части картины) и беды еврейского народа (внизу) – как описанные пророками в Библии, так и те, которые евреям действительно пришлось пережить в ходе истории. Но грандиозность события отсутствует.
В марте этого года французский суд признал действия Facebook неправомерными. «Черное море» – это картина, созерцание которой способно заставить мир замолчать, чтобы человек мог оборотиться к самому себе. Дух Святой, крестообразно раскинув руки, своим золотом разрезает тьму. Крестообразное черное облако под ним, словно тень, повторяет его контуры. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе.
Напишите отзыв о статье Происхождение мира (картина)
В этой страшной тени соединяются сразу все смыслы. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части7 и квалифицировали её как «надуманную»8. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Это известная картина «Черное море» 1881 года, представленная на выставке. Очень впечатляет другая, написанная на такую же тематику, картина «Сотворение мира» Айвазовского.