Старик В Красном Рембрандт

Портрет старика в красном, Рембрандт, 1654

Что тогда. «Торговец, – прибавляет очевидец, – вероятно, хотел оказать известному живописцу любезность».

Годы сделали его еще энергичнее и духовно сильнее. Великолепным образцом психологического портрета может служить «Портрет старика в красном». Из тринадцати тысяч, требуемых в уплату за дом, мастер внес только семь тысяч гульденов. И, тем не менее, долг за дом по-прежнему остается непокрытым.

Он устал от жизни, но не пал духом. Рембрандт использует особую художественную технику для придания образу выразительности. Вместе с Титусом, Хендрикье и ее маленькой дочерью Корнелией он переехал в гостиницу «Императорская Корона», хозяин которой согласился содержать его в долг.

Ему стоило большого труда уладить это дело. Зато движения кисти художника, широкие и смелые в молодости, в этот второй период его творчества отличаются мягкостью, резкость контуров исчезает не теряя рельефности, они гармонически сливаются в одно прекрасное целое. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему -- человек наедине со своими думами. Картины, написанные в 1656 году. Портрет старика в красном 1654.

Но нельзя не указать на одну из его гравюр этого периода известную под названием «Лист в сто гульденов» или «Христос исцеляющий больных», Спаситель спустился в подземелье, мрачное и сырое, где ютится всякая беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой. Пытаясь выйти из затруднений, Рембрандт прибегнул к способу, свойственному всем непрактичным людям, к способу, так метко описанному Крыловым в его басне «Тришкин кафтан». Заказы стали делаться реже кредит художника пошатнулся.

– Переселение на новую квартиру. Патриарх хочет перед смертью благословить своих внуков. Картина написана в теплых оттенках буро-красного цвета. Его поведение не могло не внушать уважения к нему вскоре вокруг него собрался кружок друзей: Сикс, Франсен, богатый торговец произведениями искусства, Зоммер, собиратель эстампов, называвший художника своим «специальным другом», были его постоянными посетителями. Он увидел, как шатко и непрочно его положение.

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС 
ФАН РЕЙН 1606-1669 
 Портрет старика

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ФАН РЕЙН 1606-1669 Портрет старика в красном

– Болезнь и смерть Хендрикье. В это время Рембрандта привлекают костюмированные портреты и мимические этюды (графические и живописные автопортреты). Светом выделены лицо и кисти рук. Мало-помалу Рембрандт так привязался к скромной и доброй Хендрикье, которой было суждено сделаться его верной подругой и опорой в старости, что поставил ее в своем доме в положение хозяйки. Грубая действительность пробудила его от грез. Он утомлен, чуть сгорблен, печален плотно прилегающая к голове коричневая круглая шапочка и пушистая седая борода подчеркивают овал лица, для которого прямоугольная спинка кресла сзади образует как бы раму.

Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.

К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Наконец Рембрандт потерял всякое терпение и отказал Диркс от дома. Как известно, редкая и ценная гравюра «Мост Сикса» явилась следствием шутливого пари за обедом у Яна Сикса, на его загородной вилле. – Торговля картинами, основанная Титусом и Хендрикье.

Описание картины 
Рембрандта Харменсаван 
Рейна «Портрет старика

Описание картины Рембрандта Харменсаван Рейна «Портрет старика в красном»

Старец с мудрым выражением сидит, сохраняя спокойствие. Рембрандт недолго оставался в «Императорской Короне». Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.

Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. Странное название гравюры («В сто гульденов») произошло, как говорит один из современных писателей, по следующему случаю. – Труд и экономия. Великий труженик был объявлен несостоятельным должником. К тому же финансы Голландии в это десятилетие значительно, хотя и ненадолго, поколебались. – Памятники. – Женитьба Титуса.

Видно, что герой всю жизнь движется к самореализации. Наконец, утомившись в напрасных усилиях, Рембрандт сам увидел, что ему не выпутаться из беды. Прошлое героя картины явно очень богато разнообразными жизненными ситуациями.

– «Поклонение волхвов». На каждом из этих лиц легко прочесть мысли, настроение и характер изображенной личности. – Возвращение друзей. Холст, масло. Так, на заднем плане несомненно нидерландского «Канала с лебедями» красуются холмы, которых, конечно, ни один голландец не видал на своем горизонте.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Домашний очаг с его радостями и заботами, тихая домашняя жизнь, полная труда и любви, – вот что влекло сына Корнелии Нелтье.

Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Считают, что это портрет некоего мудреца. Но, без сомнения, первый шаг к сближению был сделан не со стороны Рембрандта. Часто пожилой художник, увлеченный своим делом, забывал обед и закусывал, стоя перед мольбертом, куском сыра с хлебом или селедкой (пища самого бедного класса в Голландии).

– Смерть Рембрандта. Всякий другой сделал бы из этого сюжета самый банальный, скучный, ординарный портрет.

Описание картины 
«Портрет старика 
в красном»

Описание картины «Портрет старика в красном»

Заказы – главный источник его доходов – поступают скупо: он неаккуратен в сдаче, порой бесцеремонен в обращении с заказчиками. Эта своеобразная игра по-своему затягивает зрителя, который в зависимости от угла зрения может перенестись то в Голландию XVII столетия, то в Россию начала ХХ века, то в фантастическое будущее или вновь вернуться в современную реальность, в которой так популярны 3D-эффекты вроде тех, что и создает Дмитрий Гутов.

В альбоме представлены 22 живописные работы Рембрандта Харменса ван Рейна. Но, видимо, никакие рамки не могли остановить могучего полета гения Рембрандта даже покоряясь всевозможным указаниям, советам, требованиям богатых «суконщиков», он сумел сотворить создание единичное, цельное, перед которым еще долго, если не вечно, будут преклоняться знатоки искусства. Индивидуальный стиль портретиста формируется по возвращении в Лейден из амстердамской мастерской Питера Ластмана (1625). Его взгляд по-прежнему бодр и вдумчив. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст.

Черные кафтаны, оттененные белыми воротниками, широкие черные шляпы гильдейских старшин (один только слуга стоит с непокрытой головой) красиво выделяются на фоне темной деревянной обшивки стены. – Стихотворение де Деккера. Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. Он думал, что кроткая и неиспорченная деревенская девушка сумеет смягчить капризную кормилицу.

Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Чудное золотистое освещение смягчает слишком мрачный характер картины. В 1658 году была окончена великолепная картина «Поклонение волхвов» (Бекингемский дворец). Стол покрыт дорогим восточным ковром красноватого цвета.

Торговля картинами продолжалась от имени Корнелии до самой смерти художника. Ярким пламенем, как последние лучи заходящего солнца, вспыхнуло бессмертное вдохновение художника в картине изображающей чудную семейную группу: мужчину, женщину и трех детей (Брауншвейгский музей). Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Позируя Рембрандту, Бартье принарядилась.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. Маленький зимний вид в Кассельской галерее, очевидно, списан с натуры весь колорит картины, сероватый цвет зданий, бледная лазурь неба и золотистый блеск солнца на ледяной поверхности воды – все это так типично, так свойственно природе Голландии, что всякий, кто хоть раз побывал в окрестностях Амстердама, сразу узнает знакомый уголок на кассельском полотне. Нелегко ему было расстаться с местом, где протекли лучшие годы его жизни, где были созданы его величайшие творения, где он изведал блаженство любви и горе непоправимой разлуки. – Уплата долгов и признание Титуса абсолютнолетним.

– Два портрета. Этот мягкий, несколько тусклый колорит чрезвычайно гармонирует с сюжетом картины «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа». Владельцы дома через нотариуса требуют немедленной уплаты оставшегося долга.

Картины маслом на холсте – работы, выполненные в нашей мастерской

Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. – Ее духовное завещание. С горьким чувством глубокой обиды покинул он чудный уголок, устроенный и украшенный его трудами, то гнездо, в которое он когда-то ввел свою «милую хозяйку» (надпись на первом портрете, выполненном через три дня после свадьбы), цветущую, прелестную Саскию. Несколько сохранившихся эскизов позволяют нам судить о том, каким должен был быть оригинал.

– Фамильный портрет будто бы семьи Рембрандта. Тут опекуны Титуса вступились за права малолетнего наследника Саскии ван Рейн. Этот облик излучает вдохновение. Фигура героя занимает центр картины, она светлее, чем фоновое изображение. Понемногу в уединенное жилище художника пришло довольство он жил скромно, но не бедно.

"Портрет старика 
в красном" Рембрандта

"Портрет старика в красном" Рембрандта

В 1656 году Рембрандт написал для той же хирургической аудитории, для которой почти четверть века тому назад он создал свой бессмертный «Урок анатомии», коллективный портрет профессора Яна Деймана и восьми докторов, его слушателей. Ракурс можно менять бесконечно. В этом документе встречается интересная статья, по которой Рембрандту предоставляется право жить у ведущих дело, «не платя им за пищу и квартиру и стараясь быть им полезным». Ранняя работа Рембрандта «Поклонение волхвов» попала в фонды Эрмитажа из собрания Паскевича в 1923 году и считалась копией картины, находящейся в музее города Гётеборга (Швеция).

После Мюнстерского мира (1648), принесшего Голландии официальное признание, а вкусившим все плоды победы богатым бюргерам -- чувство успокоенности и самодовольства, к искусству все настойчивее предъявляются требования идеализации буржуазной действительности. Художнику очень понравились эти гравюры но так как денег у него не было, то он отдал торговцу, вместо уплаты, копию своего «Исцеления больных».

Стойкость, силу духа и покорность судьбе выражает лицо неизвестного мудреца. Начались сцены ревности, попреки памятью Саскии, грубые выходки со стороны старухи. Маленькое произведение исполненное в сравнительно редкой у Рембрандта гризайльной технике (в коричневато-серых тонах), дополнило богатую коллекцию творений великого голландского живописца. – Гравюра с изображением Коппенола. И после ему часто случалось исполнять подобные поручения.

Но сломить меня вы не могли.

– Последний коллективный портрет. «Большой пейзаж с развалинами на горе» (Кассельская галерея) – уже прямо плод богатой фантазии художника здесь красные черепичные крыши фермы и ветряная мельница, встречающиеся на каждом шагу в окрестностях Амстердама, виднеются рядом с остатками дорического храма и итальянской гондолой. Рембрандт не сознавал, что требования заказчиков изменились и что им стал нравиться изнеженный и неестественный стиль французов. Колорит сам по себе – целая поэма в красках.

Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.

Около 1645 года в его манере писать наметилась коренная перемена. Таким образом он приобрел некоторую коммерческую опытность и навык. Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. 1657-м годом помечен первый из них. Инсталляция «Старик» художника Дмитрия Гутова — это один из набросков Рембрандта, переведенный в иную форму.

Боль и одиночество, тяжесть от сознания, что он заставил страдать Хендрикье, переложилна неё свою вину, отягощают и без того угнетённое состояние мастера. Но прошел срок и Рембрандт убедился в невозможности для него сдержать слово, данное Сиксу. И он достиг своей цели. – «Возвращение блудного сына» и «Еврейская невеста». – Вдова и сироты. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.

Кажется, что в нем движется особая жизнь духа и мысли. Эти настроения были абсолютно чужды Рембрандту. Это десятилетие стало вершиной мастерства Рембрандта как портретиста.

Но дело только осложнилось. Бытовые эстампы «Евреи в синагоге», «Странствующие музыканты» и другие – все обозначены первым годом его вдовства. Доходы уменьшились, а расходы росли. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Портрет старика 
в красном Рембрандт

Портрет старика в красном Рембрандт

Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. – Характеристика трех коллективных портретов. Куда же они могли исчезнуть. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. К жанру портрета Рембрандт обратился в юности.

Постановка фигур поразительна по своей правильности и целесообразности. Как после «Ночного дозора» Рембрандт потерял свою кроткую жену, так вскоре после окончания «Портрета синдиков» он лишился своей скромной, но верной подруги (1662 год). Начался процесс, продолжавшийся почти девять лет.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. Во всяком случае, едва ли он остался внакладе. Благосостояние Рембрандта сильно поколеблено. Художники мастерской «Наследие» профессионально пишут картины маслом на холсте. Здесь для семьи ван Рейн началась жизнь исполненная постоянного труда и строгой экономии.

В поисках выхода Рембрандт еще более запутывает свои денежные дела. В прежние годы каждый портрет, каждая картина приносили Рембрандту шестьсот флоринов теперь ему не хотели платить и шестидесяти. Написанные годом позже «Иаков борется с ангелом» и «Моисей разбивает скрижали закона» (Берлинский музей) ясно доказывают, что ни время, ни несчастья не отняли у кисти бессмертного творца этих картин умения создавать световые эффекты и широкий взмах ее. В ранних пробах (1620-1623) заметно влияние Йориса ван Шоотена и Яна Пейнаса. Благородное лицо мужчины написано широкими и смелыми взмахами кисти отделка правой руки по своей тщательности может сравниться разве что с руками «Джоконды» Леонардо да Винчи.

Обнародованный в 1651 году Англией «Акт мореплавания», запрещавший голландским кораблям ввозить в Великобританию иноземные товары, до известной степени подорвал торговлю Соединенных Провинций, а несчастная война с Кромвелем опустошила их казну.

Все это были меры, вовсе не поправлявшие положение, а, напротив, только осложнявшие его. Общественное положение его пошатнулось.

РЕМБРАНДТ – Портрет 
старика в красном

РЕМБРАНДТ – Портрет старика в красном

Тихая, почти веселая улыбка освещает его лицо. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено.

Статичность композиции, отсутствие каких-либо деталей обстановки использование света для концентрации внимания на главном и усиления эмоционального воздействия образа, виртуозная живописная техника, в частности использование в качестве выразительного средства различных способов нанесения краски на холст (жидкий, тонкий слой в тенях, корпусно написанные «света», пастозные мазки и целые сгустки краски при передаче узловатой, «корявой» поверхности старческих рук), наконец, горячий колорит, построенный на сочетании коричневато-черного цвета (среда из которой выступает фигура) с глубоким красным цветом одежды, – все служит целям психологической характеристики при создании Рембрандтом «портрета-биографии». Это обобщающий философский портрет человеческой мудрости.

Рембрандт ван Рейн 
Старик в красном

Рембрандт ван Рейн Старик в красном

Каждое полотно – это кропотливый труд исследователя и творца, поиск правильного решения для построения фактуры, создание произведения по авторской «технологии» наложения красок и лессировки. Самым знаменитым портретом этого периода является «Старик в красном».

– «Бичевание Христа» и последний автопортрет. Богатства они ему, во всяком случае, не доставили. Небольшой рисунок был многократно увеличен и воплощен в металле. В Петербургском Эрмитаже можно видеть его «Возвращение блудного сына» в музее Амстердама находится не совсем понятная, загадочная картина, почему-то названная «Еврейская невеста» изображающая молодую женщину в роскошном уборе она, видимо, ожидает приближающегося к ней пожилого мужчину. Чтобы уплатить один долг, он делает другой. Да и сама мода под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии) изменилась с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Это настоящая картина, написанная профессиональным художником качественная репродукция, не идущая ни в какое сравнение с типографской печатью, «принтами» и вольными рисунками начинающих живописцев. Известно, что он занимал у своих друзей довольно значительные суммы.

Искусство Рембрандта-портретиста – одна из вершин европейской живописи XVII века. Отвергнутый аристократической Голландией, он еще более непримиримо развивает демократические стороны своего искусства, вновь (и теперь уже до конца жизни) подвергаясь нападкам за приверженность к «плебейским» вкусам и взглядам. Хендрикье тоже полюбила художника. Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб, не тронутый грозой». Обобщенной трактовке всех второстепенных частей противопоставлена тщательная проработка лица и рук, господствующее значение которых теперь усилено направленными и сильными акцентами падающего слева яркого света.

Рецензии на книгу 
«Рембрандт Портрет 
старика в красном»

Рецензии на книгу «Рембрандт Портрет старика в красном»

В 1867 году за одну из копий этой гравюры было заплачено 27 тысяч франков.