Студент Картина Ярошенко
Всего за день информированное литературное общество подсказало, что картина принадлежит перу русского художника Николая Ярошенко и называется Студент.
Известная и скандальная картина Николая Ярошенко
Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е. Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. Портретируемый смотрит прямо на нас. Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – схудожника Филиппа Антоновича Чирко или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Тонкие бледно-розовые губы плотно сжаты.
Толстой и В. Г. На портрете мы видим ссутулившегося мужчину со скрещенными руками и ногами, сидящего на стуле. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы».
Радушие и самое теплое гостеприимство бывало оказано каждому. Пожалуй, ни у И. Е. Ге. А может быть, топор. Часто она оказывается для нас «за кадром», но в данном случае есть возможность сопоставить первоначальный замысел и окончательный вариант. Вот как об этом периоде жизни Марии Павловны вспоминала бывшая курсистка, позировавшая художнику для картина «Всюду жизнь», Стефания Караскевич-Ющенко (1863-1918): «Трудно перечислить все виды и формы помощи, которую она оказывала одиноким, закинутым в Петербург девушкам, очень часто порвавшим навсегда с родной семьёй ради курсовПомощь оказывалась так, что не было ни намёка, ни тени того, что зовётся благодеяниемМария Павловна умела оказывать помощь даже самым самолюбивым и до дикости застенчивым людям». Ульянов. Свою статью Бенуа заключает выводами, что Ярошенко «очень типичен для конца 70-х – начала 80-х годов для этого времени курсисток и студентов, бурной, рвущейся к геройству, наивно-прямолинейной молодежи, Ярошенко иллюстрировал это время в характерных и даже значительных этюдах-портретах» Там же.
- Портреты-типы: «Студент» и «Курсистка»
- Ярошенко, Николай Александрович
- Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
- Портрет художника Ге, Ярошенко, 1890
Сопровождались долгой перепиской между Елизаветой Платоновной и Василием Александровичем. Поленова в книге «Н. А. В более поздних портретах Н. А. Семья Ярошенок. Что-то нацеленное, пугающее в его острых, как сталь, глазах, прямо и смело встречающих взгляд зрителя, в его руках — одна в кармане, другая под пальто на груди (кто знает, что там у него в руках — кисет, помятая тетрадка с конспектом, мелочишка какая-нибудь, вываленный в табаке пятак и двугривенный или — револьвер, кинжал, самоделка, чиненная динамитом. ), во всей внутренней его напряженности, «сжатости». Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист.
Особенно выразительны глаза няни. «14 сентября скончалась в Кисловодске Мария Павловна Ярошенко. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Ярошенко, Николай Александрович Информацию О
- Биография художника Николая Александровича Ярошенко
- Картины художника Николая Александровича Ярошенко
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Советский энциклопедический словарь
Ярошенко в «Портрете матери» 1879 года, был возможен только благодаря подготовительной работе. «Девушка лет 15-16, гимназистка или юная студентка, бежит с «книжкой под мышкой» на курсы или уроки. Эти лекции читал молодой, блестящий по смелым суждениям инженер Василий Ярошенко. Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. – М. : Искусство, 1972.
Любченко. Около прямого носа залегли глубокие складки. «Общество, которое собиралось у Ярошенок, — вспоминала Анна Ивановна Менделеева, супруга известного ученого, — было самое разнообразное — литераторы, доктора, студенты, общественные деятели, профессора, но все одного круга интеллигентных людей, с либеральным образом мыслейКто раз побывал у Ярошенко — делался постоянным их посетителем». соч. Можно предположить, что именно эту «другую «Курсистку» видел Крамской.
Гольдштейн. Любовь Васильевна Мищенко была дочерью отставного поручика артиллерии. Проводя практически каждое лето здесь, в Кисловодске, Мария Павловна проявляет себя как прекрасная, умелая хозяйка, она занимается строительством дома, который друзья назовут «белая вилла», благоустройством и содержанием в образцовом порядке усадьбы.
В картине четко прослеживается замысел художника создать образ, устремленный в будущее, вот таким образом такая трактовка была наиболее удачна. Девушка чувствовала себя гораздо вольготнее, чем при матери, да и отношения со Шлиттером складывались неплохо. Лицо женщины спокойно и умиротворено, но оно говорит о характере портретируемой.
Указ. Повесть старомодной любви – М: Панорама, 1992. Ге в своей книге Н. Н. Зато касания фигуры с фоном четкие и контрастные. «Химический кабинет Василия Александровича состоял из двух комнат – одна очень большая, заставленная химической посудой, другая – совсем маленькая» М. Волошин.
И снова позади серая, пропитанная сыростью каменная стена — дома ли, острога ли, проходного ли двора, которым по сигналу тревоги уходят с конспиративной квартиры, — выразительный и словно сросшийся с ярошенковскими героями (не просто героями картин, но подлинными героями, написанными Ярошенко) «иероглиф» российской столицы. Вскоре эти творческие встречи вышли из чисто профессиональных рамок и на «Ярошенковские субботы» стал собираться, как писал М. В. Рыжеватые тонкие брови приподняты. По свидетельству И. С. Николай Александрович Ярошенко – М. : «Искусство», 1979.
Невысокий лоб обрамляют темно-каштановые гладко причесанные на прямой пробор волосы. Бледное, худощавое старческое лицо, с почти бескровными губами, очень выразительно.
Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. С. 65. В противном случае, на примере портрета Л. Н.
Методологические общие черты исследователи находят у Н. А. Обухов в статье «Курсистка» предполагает, «что своему брату художник отдал основной вариант картины» В. М. Сарабьянов в своем анализе делает акцент на лаконичном и выразительном названии картины, «столь же много говорившем современникам, как и слово «курсистка» Д. В. Л. Н.
В высшие учебные заведения секретно рассылались списки лиц, которых запрещено было принимать туда «за вредное направление образа мыслей». Порудоминский пишет о ней: «жена брата Елизавета Платоновна, образованная, передовых взглядов женщина, кажется единственный из семьи человек, с кем Ярошенко близок духовно» В. И. 1955-1957. Указ. В этом же году он переехал в Кисловодск, а в 1893 – вышел в отставку.
Юбилейная выставка произведений Н. А. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте. Контур фигуры исчезает, растворяется в хаотичных мазках кисти художника, создавая впечатление подвижности, неустойчивости.
Душой «Ярошенковских суббот» была прекрасная собеседница, гостеприимная Мария Павловна. я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки. В 1875 году она уезжает в Берн и поступает на факультет права.
Курочкина. Ярошенко. Муратов так говорит о Дитерихс: «очень болезненная и хрупкая, остро переживающая каждое новое впечатление, требовательная к себе и серьезная» Там же. Студенты жили своей особой жизнью. Крамской на портрете кисти Ярошенко. Именно «несоответствие материального быта и их общественного положения степени их умственного образования» делало студентов, по мнению правительства, «необыкновенно податливыми на разрушительные теории».
Далекое и близкое. Пребывание художника Н. А. С 1868 года юный Ярошенко вольнослушателем посещает Академию художеств. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Фон портрета темно-коричневый.
– Русские записки, 1915. Третьяковым. Бенуа о Ярошенко, включенная в его «Историю русской живописи в XIX веке» А. Н. Закончив курс обучения, в течение долгого ряда лет она была активным членом «Общества для доставания средств», одним из учредителей которого был известный педагог и общественный деятель Александр Яковлевич Герд (1844–1888). Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей.
соч. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки. Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. Оба варианта имеют незначительные отличия. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
Ярошенко – семье его брата, В. А. соч. Следовательно, портрет не был приобретен П. М. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Известно, что Ярошенко один из первых высоко оценил это произведение, в то время как общественностью, да и художественными кругами, картина не была принята. Выставки становились крупными общественными событиями.
– М. : Искусство, 1966. Портреты семейной серии отличает большая искренность и интимность в передаче натуры. Сарабьянов. Ярошенко в 1888 году, представлен в экспозиции кисловодского музея. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз.
В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. Автобиографическая проза. В 1944 году выходит первая брошюра, посвященная Ярошенко, ее автор Ф. С. Николай Ярошенко. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. Стремясь передать психологическое состояние своих героев их внутреннюю глубину, художник прибегает к световым контрастам (лицо, одежда), намеренно «заглушает» детали, не разрабатывает фон, применяет такие средства как обобщение и монументализация. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед.
Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184. Искусство и художественная промышленность 4-5, 1898. Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее. Указ. соч. Прытковым.
Однако не вышла ни одна новая книга о творчестве Н. А. Думаю, для Н. А. «Экзальтированная идеалистка, требовавшая от жизни всего совершенно» Там же., как характеризовала она себя такой, какой была тогда.
Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете. Нестеров. Позже ею были опубликованы первые более серьезные статьи о художнике.
На этом заводе Н. А. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Нестеров (1862-1942), выдающийся художник, один из самых близких друзей писал о Марии Павловне: «Невеста его была ему под стать, она исповедовала те же убеждения, что и он, училась на Бестужевских курсах, была деятельной общественницей и, так же как и он, любила искусство, мечтала стать художницей. Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы.
Так в сентябре 1886 года он начинает писать письмо А. К. Курсисткой первого набора была жена Н. А. Н. Н. В них действительно отражается целая жизнь. Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов. Ярошенко.
Победоносцев, как и новоназначенный министр народного просвещения Делянов, считал студентов «толпой извергов и негодяев». Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Успенской (Полтавский музей) стал предтечей «Курсисток», находящихся в Калуге и Киеве.
Такая ситуация часто, особенно в отношении к Ярошенко, заставляла авторов говорить не о самом изобразительном искусстве, а о его темах, подводя их под догмы тех дней. Прытков. Так же контрастно из белизны лица выступают темные глаза мужчины. Женщина одета в темно-коричневое платье, с тонкими кружевными манжетами и воротничком. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара».
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. С. 55. Прытков в своей книге о Ярошенко приводит следующие биографические сведения о Дитерихс: Анна Константиновна происходила из военной среды, родилась в Киеве и там же училась в гимназии, занималась серьезно пением. Стасова.
Избранные сочинения. «Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно – тургеневского Базарова. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С. Основывает автор свое предположение на том, что на XI Передвижной выставке, да и на посмертной выставке произведений Н. А. указ. Ярошенко удалось достичь такого впечатления при помощи простых средств.
В этой же коллекции находилась знаменитая «Курсистка» (1883) и несколько пейзажей кисти художника. Женщина одета в черное платье с пелериной на пуговицах, с белым воротничком и манжетами. Рассматривая художественные особенности произведения, обратим внимание и на рисунок. Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. Вершины этого треугольника – книга, кошка и лицо модели. Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете.
Сарабьянов. Художник написал актрису в полурост. Толстого. Прытков.
Темные глаза старушки смотрят на зрителя внимательно и грустно. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Объясняя и тем самым подчеркивая, внутреннее, духовное различие двух героинь, Поленова говорит о том, что именно в «Курсистке» всякий может обнаружить «знакомую незнакомку» Там же.
По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Ярошенко – Мария Павловна, которая впоследствии стала сама опекать «девушек в пледах и круглых шапочках», постоянно появлявшихся в квартире на Сергиевской. Народно освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века, – М, 1955. Короленко, Вс.
Он не искал в ней артистки. Безсонов СВ. Н. А.
Репин. – М. : Книга, 1991. Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. Туда же попал еще менее похожий портрет Льва Николаевича, очень дурно написанный тогда уже совсем больным художником Ярошенко» И. А. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Им никто этого не «заказывал», они денег не надеялись и не желали извлекать из этого они сами ходили, просили, уговаривали – и им удавалось, наконец, написать того, кто им казался принадлежащим к их внутренней жизни» В. В.
Сарабьянов в своей книге «Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Именно это высказывание о «Курсистке» стало хрестоматийным для последующих критических сочинений о работе. Живопись «Курсистки» многие критики, особенно критики-современники художника, считали слабой, малопрофессиональной, «попросту серой», а, между тем, колористическая система «Курсистки» связана с традициями искусства демократического направления 60-70-х годов, с его излюбленной рыже-серой цветовой гаммой. Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. Эта коллекция в собрании музея кажется на первый взгляд благополучной. И если твердость характера и принципиальность Н. А.
С. 19. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Ярошенко. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. Мария Павловна и здесь жила «той же кипучей, деятельной жизнью, как и в Петербурге, с тою разницей, что здесь прибавлялась масса кисловодских обывательских дел: из Станичного Управления из кружка горожан, хлопотавших о введении городского устройства в Кисловодске из десятков местных семей, которые шли за советом к «полковнице», так называли М. П.
С помощью другого «треугольника», образованного складками платья модели и расположенного острым концом вверх, внимание концентрируется на руках героини, что в свою очередь несет главную смысловую нагрузку произведения. Автор вступительной статьи к каталогу выставки, С. Н. Статья А. Н. Ярошенко в 1898 году экспонировалась «Курсистка» из коллекции брата художника, которая ныне находится в Калуге. С. 21.
Бродский. Этот портрет довольно темный по колориту и несколько суховатый. Прытков. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977.
В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика – черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие). В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. Указ. Их отношения складывались непросто, но трогательно и романтично. соч. С. 90.
Н. А. Иными художественными средствами создается образ. История русской живописи в XIX веке.
Прошло столетие, но память о жене Н. А Ярошенко до сих пор жива. С. 77. Третьякова. Она отмечает то, что в поисках психологической выразительности портретного образа оба художника начинали с создания монохромных графических произведений и, перейдя затем к живописи, Ярошенко надолго сохранил приверженность методу светотеневой моделировки. «У меня, – читаем мы в ее письмах, – не делается ничего наполовину» О. Н. М. В.
С. 5. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Вот, например, трогательный в своей «психологичности» и показательный отзыв корреспондента одной из провинциальных газет: «Что там отразилось в этих глазах, в этих сжатых губах: личная ли злоба за себя, за свою тяжелую нужду, непосильную борьбу, за свою тающую где-нибудь на сыром и промозглом чердаке жизнь, без ласки и привета, без света и тепла, злоба ли, наконец порожденная раздутостью претензий или злоба не за себя. Эти статьи, на мой взгляд, не имеют ценных биографических данных о художнике, почти не затрагивают собственно вопросы искусства.
Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977. По характеру и методу решения образов эти произведения близки портретам писателей, ученых, деятелей искусства, созданным художником и, вместе с тем, являются портретами-картинами, написанными с конкретных лиц. Указ. В её организации под влиянием И. Е. Репина принимала участие М. К. Тенишева. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е. А ведь эти глаза могли бы засветиться любовью, а ведь эти губы могли бы тронуться улыбкой. Гольдштейн.
таких девушек «с книжкой под мышкой», в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видел и видит ежедневно и уже много лет подряд и притом, в огромном количестве. Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма. Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги.
Воспоминания. Лицо изображенной повернуто к зрителю. Взгляд женщины направлен вверх, влево, туда, где находится источник света.
Дача Аглинцевых «Сюрприз» находилась на территории нынешнего санатория «Узбекистан»: «Мария Павловна была женщиной умной, одарённойСреднего роста, смуглая, со жгучими вьющимися волосами, черными глазами, она любила побеседовать, посмеяться, покритиковать, а когда нужно — возмутиться несправедливостью и стать на защиту обиженного, она делала это, не задумываясьВсегда была приветлива, бодра, весела. Третьякова – М., 1968. В сборник статей включена отдельная глава, посвященная революционной теме в творчестве Ярошенко.
Елизавета Платоновна не способна была довольствоваться малым. Около носа и губ залегли глубокие старческие складки. Тронутся ли, засветятся ли. » Обтрепанная шляпа и «весьма разночинное» пальто указывают на незавидное материальное положение студента. 1 декабря (ст. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится ныне в фондах Калужского областного художественного музея. Мы видим болезненного, замкнутого человека.
Сам Л. Н. Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Не станем искать общее в этих двух портретах, уже одно это сравнение говорит само за себя. Отец готовил сына к военной карьере. Третьяковых – М., 1909. Критик Ледаков делает акцент на «модном» названии, что говорит о том, что картина писалась на злобу дня, в разгар полемики о «женском вопросе».
Остроумные беседы, пение, музыка и всякие шуточные экспромты царили на вечерах у супругов». Прытков. И в заключение следует отметить, что изображая старушку с натруженными руками, сложенными на коленях, чуть сгорбленную, ушедшую в себя, Н. А. Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века – М., 1955.
Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. Тему продолжает вышедшая в 1955 году книга Д. В. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Ярошенко почти всю жизнь делил время между живописью и военной службой, которая давала ему средства и возможность заниматься искусством и (подчас) быть независимым в своем творчестве. С. Н.
Ярошенко и В. Г. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». С. 118. Указ.
Отношение к Елизавете Платоновне со стороны семьи Ярошенко было самым восторженным. С. 325. Если обратиться к ближайшему женскому окружению Николая Александровича, то окажется, что художник просто не мог остаться в стороне от «женского вопроса», женского образования. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904.
Закрывались студенческие читальни. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Порудоминский. С. 103.
Жена брата Н. А. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). Замечательное время. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Ярошенко создал не только портрет конкретного человека, но и обобщенный образ.
Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. Исследователь творчества Ярошенко В. И.
И все, кто увидел его в этой роли, сразу вспомнили о портрете Ярошенко. Указ. Композиционное решение «Курсистки» создает впечатление остро схваченного момента, так как ощущение непрерывности движения не исчезает ни на один миг, что хорошо читается на схеме. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Ярошенко. Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду. Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н.
Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе. указ. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. Интересная информация об этом была в отчете врача кисловодской группы Ф. И.
По окончании ее Ярошенко «за отличные успехи в науках» был произведен в штабс-капитаны и в 1870 году был назначен заведующим штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению. Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа. Крамского, сравнивая портреты одних и тех же людей, мы не увидели столь яркого отношения самого художника к модели.
Многоэтажных отелей не было, всюду были ещё голубые хатки, встречались соломенные кровли. Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н. Большими тяжелыми складками лежит юбка платья. Поза ее очень естественна.
Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А. Композиция «Студента» динамична. Такие усадьбы как у Ярошенок были на счету.
Стасов имея в виду «Курсистку» Н. А. Ярошенко – и до 1919 года находились в усадьбе Степановское (Павлищев Бор) бывшего Мещовского уезда Калужской губернии. Впервые В. А. Ярошенко. Позже в чине поручика был зачислен в артиллерийскую бригаду, а через два года, будучи поручиком, выдержал экзамен и поступил в Михайловскую артиллерийскую академию. Однако никому из родных не приходила в голову мысль развить этот талант. Темный фон картины нейтрален. Тоже можно сказать о шапочке и темных волосах.
В. Позен. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году.
М. В. В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер. Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге.
И вот художник выхватывает из всей толпы «бегущих с книжками» одну самую ординарную (за исключением типичности лица), обыкновенную фигуру, обставленную самыми обыкновенными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, стриженных волос и т. д., тонко и деликатно подмечает и передает вам, «зрителю», «публике», самое главное, самое важное во всем этом, что мы, «публика» изжевали своими разглагольствованиями это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли. Ярошенко была личной, своей, домашней, «выношенной и выстраданной» В. И. Образ, созданный Ярошенко на этом полотне, поражает своей психологичностью, глядя на него, в памяти встает знаменитая «Старуха» Рембрандта. В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного. С. 146.
Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. М. : Искусство, 1952.
соч. Кахановой, Ярошенко, Аглинцеву и др. Они написаны в разные годы. С. 97. Письма, 1937, С. 325.
Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Трогательный и живой портрет дамы с кошкой, написанный в 1888 году не оставляет зрителя равнодушным.
Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Ярошенко – М. : Искусство, 1979.
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. «Студент» – до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», М., 1960. Судя по письмам, Василий Александрович представляется натурой сложной, противоречивой.
Порудоминский. Лицо несколько дряблое и желтоватое. Раскрывая особенности метода Ярошенко, автор отмечает: «художник-психолог по особенностям своего дарования, он воплощал волновавшие его замыслы большей частью в однофигурных композициях» Там же. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее. : это и портреты близких и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка» и портрет старухи— няни Ярошенко. Таким образом, когда Ярошенко писал с нее свою «Курсистку», Анна Константиновна действительно занималась на естественном отделении Бестужевских курсов В. А. От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо.
Прытков. А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Карпова. «Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И. Таким образом, этюд бегущей во все лопатки девицы явился на выставку под модным названием и предстал перед публикою картиною, в которой художник, очевидно, желал сказать, т. е. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.
А вот о дальнейшей её жизни мы узнаём из воспоминаний друзей. Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны. Отсюда, от этих однофигурных произведений, шел прямой путь к портретному творчеству Н. А.
Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Светлый образ художника-гуманиста, оптимизм и благородство натуры отмечали все близко знавшие Н. Н. Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко. Ее глаза воспалены и выглядят уставшими, возможно, от чтения.
В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности. Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Нетрудно догадаться о месте действия – это Петербург. Словом, все мы «публика» имеем понятие о том, что «бегают», что «идут против родителей» иногда «помирают своей смертью». С. 166.
– Калуга, 1983. В этот же период времени она тесно связывает свою жизнь с издательством и с журналом «Посредник», что так же характеризует ярошенковскую героиню3 М. В. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. М. В.
«Мысль художника о человеке» С. Н. Художественный отдел Калужского областного музея, Калуга, 1923. В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо. Отдельно следует остановиться на одежде персонажа.
Ярошенко. С. 95. Н. А. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. На коленях у женщины раскрытая книга, сбоку прижалась любимица – Лилька.
Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея. На картине сразу привлекает к себе внимание лицо девушки, подчеркнутое белым воротничком блузки. Бенуа. Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. В 1885 году наступил новый период в жизни семьи. превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником» Там же.
Ярошенко. С. 37. Сарабьянов. Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н. Гаршин, Н. Михайловский.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Линейное решение так же говорит об отсутствии дробности. указ.
Ярошенко (например, эскизы и наброски к «Заключенному», «Кочегару», выполненные пером и др. ), можно судить о том, что рисунок играл большую и главную роль в работе художника над живописным произведением. усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор, где были написаны многие картины. Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Точно так поступил и (из передовых, конечно, тоже» г. Ярошенко, написавший этюд бегущей во все лопатки под вечер, по улице, отрепанной, антипатичной девицы, с выпученными глазами, в шапке набекрень и с пледом на плечах и назвал его «Курсистка». Гольдштейн. Прытков, не систематизирован и находится в плачевном состоянии.
Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Ярошенко сложного психологического образа – человека страдающего и борющегося за свою жизнь, возможно изнуренного этой борьбой. Порудоминский – автор работ, посвященных и другим передвижникам Н. Н. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. Н. А. Портрет писался по заказу П. М.
В стенах Академии Ярошенко оттачивал свое мастерство, а на рисовальных вечерах у И. Крамского погружался в другую атмосферу, в среду передовых демократических идей. Злобный памфлетист поносил «безнравственных кумиров» — Чернышевского, звавшего к «бешеному взрыву разнузданных страстей дикой черни», «жалкого» Добролюбова, «полупомешанного мальчика» Писарева, при попустительстве жандармов и полиции внушавших юношам «безумную мысль, что недоучившиеся студенты и недозревшие семинаристы призваны спасать Россию от внутренних недостатков ее государственного и общественного строя». Здесь же он знакомится с И. Н. «Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин. «Портрет брата» написан в холодном, мрачновато-зеленом тоне.
Вокруг серых глаз припухшие веки и мешки. Соловьевым И. Е. Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952.
Успенский. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. Интересными мыслями о «Курсистке» делится И. В. Литературу о Ярошенко едва ли можно назвать очень большой. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
С. 32. Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет. Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками. обывателиУ Ярошенок в доме появилась «дочка» Надя Волжинская, удочерённая родственница Николая Александровича, мать которой умерла вскоре после рождения Нади» (С. Караскевич-Ющенко). С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
Личные дела Н. А. Стрепетовой» (1884). Так абсолютно самостоятельно существует скатерть на первом плане.
Прытков., это тоже, что в литературе портрет, написанный Достоевским» И. Н. Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости. Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. В статье «По поводу одной картины» Глеб Успенский, друг и современник художника, находит самые справедливые и необходимые комментарии к этой работе Н. А. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Самым контрастным в картине является лицо и часть руки, просунутой за борт пальто.
Мищенко, а ведь результат, которого достиг Н. А. Свою кипучую энергию она бросала в хозяйство. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Старческие жилистые руки сложены на коленях в «замок».
Мазки кисти художника идут по контуру спинки кресла и как бы облегают фигуру модели. Ярошенко как о художнике «в техническом отношении совсем неумелом, стоящим ниже уровня» А. Н. С. 95. Галактионовичу Короленко» В. А. В. А.
С. 11 – 13. Лепка лица и рук, традиционно для Ярошенко, мягкая и корпусная. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. С. 195.
Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». Прытков. Окончив его в 1863 году, Н. А.
После того как картины были показаны на VI Передвижной выставке в 1878 году, Ярошенко стал знаменитым, о нем заговорил весь Петербург. Указ. Репина, ни у И. Н. Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. «Знамя» 1265. Свой вклад в изучение художественного наследия Ярошенко внесли и калужские искусствоведы и краеведы.
С. 130. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. После окончания кадетского корпуса Ярошенко начал серьезно заниматься живописью и рисунком. Крамскому, выпущенных в той же серии.
Чертков по их переписке – М. : 1934. Караскевич-Ющенко. Правая рука портретируемой не прописана, а лишь обобщенно намечена. Рогинская. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки.
Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. С. 112., написанный ее сыном-художником, вероятно, в 1877 году. Указ. Московская городская галерея художественная галерея П. и СМ. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. В письме Н. А. Хозяйка по-доброму смотрит на нее.
Эту работу В. А. Прытков рассматривает калужский холст как один из вариантов портрета матери художника, оценивает достоинства и недостатки работы. Основа композиции – треугольник. Голова модели немного наклонена. В самом деле, можно ли было не признать студента (по замечанию недоброго рецензента, «типического недостаточного студента». ) в этом серьезном молодом человеке — с его бледным лицом, обросшем рыжеватой бородкой, с длинными волосами, выбившимися из-под широкополой шляпы, с его «недостаточным» пальто, с этим накинутым на плечи пледом (в официальной печати тогда неодобрительно писали о пледе, заменившем студентам мундир и требовали ношения учащимися единообразной формы).
Репин. Сарабьянов. Образ этот типичен. Последние слова особенно примечательны: в них и «молодость» Ярошенко и его молодой «идеализм» и заслуженная им честь самому быть идеалом для молодежи.
Супруги приобрели в Кисловодске усадьбу. Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому. Сделав по тону лицо светлее, чем руки, художник добился того, что оно стало более активной частью полотна. Выше: что вы искали. И на премьере зрители были поражены удивительным сходством Мурзавецкого с изображением на портрете Николая Александровича.
Порудоминский. Композиционное решение здесь очень простое, но и четко продуманное, что видно на схеме. соч. Муратов. Он находится в Калужском областном художественном музее.
соч. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Курочкина.
Но, не смотря на это обстоятельство, брат художника руководил строительством усадебного дома, занимался химическими опытами. Особенно неудачна последняя. Картина вызвала широкий отклик в тогдашней прессе. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения. Статья Н. В.
Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888г. ) изображает сцену любимого народного развлечения— на Духов день в соседней деревушке Павлищево. С. 34. Он делает здесь предположение о первом варианте картины имеющем весьма косвенное отношение к окончательному.
Именно публика переименовала скромный «Этюд» в красноречивого «Студента» и это название с тех пор закрепилось за картиной. При этом каждый цвет выдержан в единой светосиле, попадая в общий тон произведения. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент.
Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи. В. А. Ярошенко выделяет светлым пятном лицо брата.
Сам В. Г. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. За неделю её посетили тысячи смолян. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Среди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. Полюбив друг друга, строя планы на будущую жизнь, они подошли к вопросу: можно ли заниматься искусством серьезно, отдавая ему все свои силы, будучи супругами.
соч. С-Пб, 1912. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. «Серость» фона и силуэт фигуры помогают достичь художнику того настроения, через которое зритель доходит до понимания картины. С. 178. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
«Студент», который перед нами, был написан в 1881 году. Правительство жаждало освободиться от «умственного пролетариата». Автор считает, что портрет В. Г. К примеру, если бы студентам самим пришлось заказывать форму, то многим это было просто не по карману.
С. 74. Впоследствии она стала женой В. Г. С. 105. Тонкий по эмоциональной выразительности и блестящий по колориту – портрет актрисы П. Стрепетовой, стал одним из шедевров русской живописи конца XIX века.
Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским. В 1979 году вышла еще одна книга о Н. А. В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека. указ.
А вот какой предстаёт Мария Павлова в воспоминаниях Елены Давыдовны Аглинцевой. С. 90. Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году. Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос.
Сотрудниками музея не опубликовано ни одной серьезной работы по этой проблеме. Хотя здесь нам скорее интересно решение Н. А. Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1. Это публикации сотрудников в областных изданиях и материалы конференций.
Взаимоотношения с мужем не складывались столь безоблачно, как хотелось бы. соч. соч. 10. Ге.
Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания. Ярошенко в Петербурге – Л. : Лениздат, 1983. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. Ее автор В. И.
С. 9. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. В калужской «Курсистке» менее четко выделена архитектура, фигура более сильная и упругая, глаза широко открыты, толще пачка книг и бумаг под мышкой.
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Студент держит одну руку за пазухой, другую в кармане. Вера Засулич писала, что правительство, преследуя молодежь, способствовало пробуждению в ней революционного протеста: самые впечатлительные и правдивые из молодых «разрывают с обществом, составляют себе идею общего блага и идут бороться за него, не считая ни жертвы, ни сил, отбросив всякие помышления не только о выгодах, но и о самой жизни». Сарабьянова «Народно-освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Все это настраивает зрителя воспринимать «Курсистку» уже не просто как произведение искусства, а как публицистическое произведение.
С. 3. Так, отмечалось в литературе влияние морально-этических идей Л. Толстого на Ярошенко в 80-е годы Д. В. Эти послереволюционные ранние и небольшие статьи о Н. А. Ближайшим прототипом «Курсистки» послужила Анна Константиновна Дитерихс (1859-1927). В. А. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
«Учащаяся молодежь необыкновенно податлива на разрушительные теории Из нее набирается главный контингент нигилизма», — говорилось в верноподданной записке, представленной Победоносцеву тотчас после 1 марта 1881 года. Портретная живопись передвижников каталог выставки – М. : Искусство, 1970. Итак, можно сделать вывод, что содержание полотен «Студент» и «Курсистка» определило и весь их художественный строй. Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество.
Таков послужной список в будущем известного и самобытного художника Николая Ярошенко. Однако ему предшествовал другой портрет Л. В. Мищенко, «довольно жесткий по живописи» Там же. по письму, а еще более по глубине и правдивости. Ге «Что есть истина. ». Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения.
Можно предположить, что портрет не закончен. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». И расчет ее на первых порах как будто оправдался. Прытков отмечает, что особенно много и углубленно художник работает в портретном жанре именно с конца 70-х – начала 80-х годов, после создания им «социально типических образов передовой русской молодежи, как бы подготовивших расцвет его незаурядного дарования портретиста» В. А. Студент (1881) Холст, масло.
Днепровским – и его сотрудниками, на который так часто ссылается в своих работах В. А. Портретная живопись передвижников. Восьмидесятые годы — полоса наступления на молодежь, прежде всего на учащуюся. Порудоминский.
Он стал знаменитым русским художником. Темно-каштановые волосы расчесаны на прямой пробор, а коса уложена в «корону». «Он» весь как согнутая стальная пружина, таящая в себе огромную силу удара» В. А. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры.
Мнения сотрудников в этом вопросе зачастую расходятся. Возможно, что свой отпечаток оставила болезнь – туберкулез. Пастернацкого за сезон 1890 года : «дома и усадьбыносят на себе отпечаток своих хозяев. Перед нами старушка, сидящая на стуле. С. 102. Над верхней губой мелкие вертикальные морщинки.
Действительно, с замужеством жизнь улучшилась. Стасов. Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника. Крамской.
Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). В 1881 году на публичной лекции он призвал помиловать убийц царя Александра II, после чего был вынужден покинуть университет. С. 137.
приезжий встречаетудобства, удовлетворяющие его требованиям». С. 111., – пишет в своей большой монографии 1960 г. В. А. Существует целая галерея портретов графа Л. Н. Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Единственные глаза.
Весьма подробно останавливается на разбираемой работе Д. В. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. соч. Н. А.
Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещееваи К. Д. Кавелина. Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Ярошенко» В. А. Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. В портрете кисти И. Е. Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице.
Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Руки модели также очень изящны, а пальцы их длинны и красивы. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галереев Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны» и «Невский проспект ночью». Сарабьянов. За спиной модели хорошо видна красно-коричневая круглая спинка кресла.
Большинство сохранившихся писем Елизаветы Платоновны адресованы Василию Александровичу. Ее угнетает мысль о бракоразводном процессе, длившемся мучительно долго.
С. 106. Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский. В частных домах, принадлежащих гг. С. 59. Остроухова, Крамской, увидев «Курсистку» у автора в мастерской, убеждал Ярошенко, что картина не отражает всего значения женского движения: девушка слишком юна, нежна, хрупка, она вызывает ласковое сочувствие, а не серьезное уважение.
Рисунок в «Курсистке» создает пластику, динамику, движение, художник работает большими объемами, нет линий, которые могли бы отвлечь от главного -- стремительного движения вперед. Толстому делится незадолго до свадьбы: «Я могу жениться только на той, которая сама по себе имеет ту же цель жизни, как я. Помогать друг другу, когда падаешь, помогать подняться, когда падаешь» Там же. Репиным. Обухов. – таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н.
Следует сказать, чтосамо бытование длинноволосого или «вечного», студента, как тогда говорили, было граничит с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если человек имел диплом, например, врача или учителя, токогда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось. В том же году 1881, в декабре, была поставлена пьеса Островского «Таланты и поклонники», где актер Садовский исполнял роль Мурзавецкого. Ему не будет возможности и знать, верно ли это и так ли ее знали живые, но всякий будет видеть, какой глубокий трагизм выражен в глазах, какое безысходное страдание было в жизни этого человека и зритель будущего скажет: «И как все это искусно приведено к одному знаменателю и как это мастерски написано. Как много высказал его взгляд — в нем и непреклонное желание уберечь свое «я» от деспотического и обывательского посягательства «старых» и ненависть к обществу, которое он не может и не желает принять и готовность бороться с тем, что ненавистно. Дорогая моя, я говорила Вам и теперь повторяю, что кроме ангелоподобного отношения Вашего со мною я от Вас ничего не видела» и далее «я люблю Вас как мою родную дочь, скажу более, люблю сильнее, чем моих двух младших дочерей» С. С. Слева видно маленькое розовое ушко.
От широкого прямого носа залегли складки. В одной фигуре, осененное не женской, не мужской, а «человеческой» мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку и плед и книжку и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый тип. » Цитируется по В. И. соч.
«Глаза Христа, – где-нибудь на улице Петербурга, чуждые всей сутолоке, – устремленные всегда в бездонное небо и отражающие в себе только бесконечность вселенной. В работах Н. А. Фон и одежда написаны гладко. С. 106., это выражение могло бы стать резюме всем статьям о «Курсистке», так как все исследователи так или иначе развивают эту тему.
15. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Ге и И. Н. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Смысл лица. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов.
Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. «Хороший пример психологического портрета 70-х годов -портрет матери художника – Л. В. Поленова Н. А. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Она самостоятельно прочла и переработала труднейшие книги по юридическим наукам. Она отмечает внешнее сюжетное совпадение «Курсистки» Ярошенко и «Неизвестной» Крамского, впервые появившихся на XI Передвижной выставке.
Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Собрание сочинений в 9-ти тт. – Л. : Художник РСФСР, 1982. Дитерихс, просившей его ответа о смысле жизни и смерти и это письмо переросло в большую статью «О жизни». – заключает автор.
– заключает автор. Его первым учителем был художник А. М. Сувориным, писал ему: «. Ярошенко к П. М. Позже в свет вышел большой труд того же автора под названием «Портрет второй половины XIX века» В. А.
Творчество Ярошенко, равно как и его замечательная личность вызывали уважительное отношение современников и художников младшего поколения: Крамского, Репина, Третьякова, Чистякова, Рериха, Нестерова и других – материал этот первостепенной значимости. Архив, который был собран в 1940-50-х годах первым директором музея – М. М. Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью.
Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А. Крамским, преподававшим в школе в то время. Контраст здесь построен на противопоставлении темной фигуры более светлому фону стены, что само по себе способно внести в картину тревожное напряжение.
Черткова – секретаря Л. Н. Действительно существуют два варианта «Курсистки» – один из них находится в Калужском областном художественном музее, другой – в Киевском музее русского искусства. Волков. Тонкая изящная рука женщины утопает в ее шерсти.
С. 331. Он то ли греет руки, то ли прячет нечто (пистолет, бомбу. ). – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). хотя и не очень дружелюбная, содержит ряд интересных замечаний, например, что «в отношении к своему предмету, примирительному и сердечному, сказалась лирически настроенная симпатичная природа художника» Там же.
Ярошенко полны идеологической направленности. Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988. Можно ли было не узнать студента, «что-то вроде бунтовщика, революционера», в этом решительном, собранном, сжатом, будто пружина, молодом человеке, мгновенно готовом «распрямиться». Картина распадается на несколько частей, решенных в разном ключе, каждая из них имеет собственное колористическое решение, не позволяющее достигнуть гармонии в одном холсте.
– М. : Гослитиздат. Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Она дана в полный рост, во фронтальном изображении. Среди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Что-то есть в этом персонаже и от Раскольникова из знаменитого романа Достоевского.
По воспоминаниям художника Н. П. Елизавета Платоновна на портрете изображена сидящей в большом удобном кресле. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. «Студент» и «Курсистка» принадлежат к числу наиболее выразительных социально-типических образов в русском искусстве XIX века.
Ярошенко – жены брата художника» (1883-1884), «За чтением газеты» (портрет отца художника» (1890) принадлежали родственникам Н. А. Фон портрета темный, но в правом верхнем углу довольно светлый. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Знакомые дамы организовали слушание лекций по физике и математике. Художник в этой работе высказывает свое отношение к Ге и как к человеку и как к художнику.
Его жена, М. П. В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Толстого, художника постигла неудача. Таким образом, книга и кошка не только атрибуты в этом портрете, несущие повествовательное значение, но и важные композиционные составляющие.
соч. Взгляд, передающий впечатление уверенности, перекликается со стремительной, упругой походкой девушки. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства. И пришли к тому, что один из них должен отказаться от мысли стать художником. «В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И.
Том 3. Веки больших темных глаз немного опущены -Елизавета Платоновна смотрит на кошку. Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина "На качелях" (1888, ГТГ). Волосы на голове дамы аккуратно уложены на затылке.
Этот портрет отличается особой камерностью, художник с сыновьей теплотой передает душевное состояние матери. В 1970-х годах в Государственной Третьяковской галерее прошел ряд тематических выставок, посвященных творчеству передвижников, одна из них – «Портретная живопись передвижников» С. Н. Перед нами – арестантский вагон и в его окне за решеткой арестанты, кормящие крошками слетевшихся к вагону голубей. Л. Н. указ.
Чертков в одном из писем к Л. Н. Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. На старушке коричневое платье в светлую крапинку. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
«Портрет няни семьи Ярошенко» (1870), «Портрет матери художника» (1877), «Портрет брата художника» (1883-1884), «Дама с кошкой» (портрет Е. П. Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Моргунов.
А. Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке» говорит о Н. А. «Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В. Г. Те же вопросы, которые волновали их, волновали и Ярошенко, находили отражение в его творчестве. По характеру дарования Н. А. Порудоминский. В этом главная его сила».
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Поза его замкнута и неуверенна. Нестеров, весь культурный Петербург, цвет русского искусства. Левая рука лишь намечена, одежда написана общими массами, а не проработана более детально, как это обычно можно видеть в других портретах Ярошенко. У Н. А. С. 282.
На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Обсуждался вопрос об отдаче участников студенческих беспорядков в солдаты.
– такова концепция портретов интеллигенции Н. А. «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же. Бенуа.
Закрытие выставки состоялось 3 февраля. Ярошенко), чьей женой она стала. В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А. С. 50.
Она хворала давно, жила долго. Письма, статьи. С. 7. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Репин. С. 187-188.
Успенский отмечал особый публицистический характер воздействия на зрителей «Курсистки» Н. А. Ярошенко. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Одна из первых публикаций в советское время – статья Н. С.
Любовь к рисованию возникла у будущего художника с детства. С. 313., -читаем мы в воспоминаниях Марии Волошиной об усадьбе Павлищево и ее владельцах. Указ.
На композиционной схеме отчетливо видно как художник выстраивает свою картину. С. 92. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Этот портрет был показан на VIII Передвижной выставке 1880 года. Ярошенко – М. : Искусство, 1960. В ярошенковском «Этюде», появившемся на Передвижной выставке 1882 года, зрители сразу же признали «одного из лучших представителей» того самого молодого поколения, о котором говорил Стасов (в одном из обзоров выставки герой «Этюда» назван «типическим недостаточным студентом»).
Прытков. Таким образом, можно сказать: главным в произведении является замысел, сюжет, который раскрывается при помощи художественных средств. Прытков.
Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее. соч. Статья Н. В.
Ярошенко в Петербурге» И. В. стиля) 1846 года в семье Ярошенко родился первенец -- Николай. Ге. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
Перед Н. А. Тонкие губы поджаты. Ярошенко в серии «Жизнь в искусстве» В. И. С. 60.
Так, одежда девушки и составляет этот «силуэт», где детали: пояс, складки, полосы на кофте почти не читаются, а лишь угадываются. Критик первым отметил художественные достоинства ярошенковского «Кочегара»: «публика как один человек, всякий день приходит в восхищение от поразительного огненного освещения, которым с головы до ног облит этот мастеровой. » Там же. Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». И вот таким-то новым требованиям и отвечает новая картина Ярошенко «Заключенный» В. В.
Но и это была бы не вся Стрепетова. С. 383. Не смотря на то, что героиня картины носит конкретные портретные черты и с этой точки зрения является портретом, «Курсистка» решена как своеобразный полупортретный-полужанровый образ, в который художник мог вместить стремления и опыт целого поколения. Моргунова в журнале «Искусство» за 1939 год Н. С. Ярошенко. Интересна их переписка, в результате которой рождались новые статьи писателя.
По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. Жилось приятно». Его портрет, написанный Н. А.
Именно в композиции портрета и раскрывается основный замысел этого портрета. Живописное решение придает образам особое настроение и впечатление. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых.
Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. Крамской. вы можете запросить все в системе с коробкой. Н. А. Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949. Дневники / 1930 год.
Статья была написана С. Глаголем, но редактировал ее И. Остроухов, хорошо знавший художника. «Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Так В. М. Ярошенко был именно художником-портретистом.
Толстой лично знал Анну Константиновну. В литературе предпочтение отдается портрету матери, хранящемуся в Киеве. Стасов. Естественно, что основное внимание на холсте художник сосредотачивает на лице портретируемой, но в этой работе большое внимание уделено и рукам модели, которые несут едва ли не основную смысловую нагрузку. Вся одежда написана в черно-коричневых и темно-зеленых оттенках. Живопись лица корпусная.
Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах "новых людей" ("Студент", 1881, ГТГ "Курсистка", 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне "Всюду жизнь", 1888, ГТГ). Перед нами человек не только мысли, но и дела. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А. И странное дело.
В. В. Терещенко), а Крамской видел в мастерской какую-то другую «Курсистку» В. И. Не будет ли такое невольное соревнование им помехой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. С. 62., о портрете Салтыкова-Щедрина он писал: «портрет.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. кисти Н. А. Толстого. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны» и «Невский проспект ночью».