Суриков Анализ Картины Утро Стрелецкой Казни
Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. А что за горой – никто не знал. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. При этом его, конечно, волновало не только внешнее сходство живой модели с действующим лицом картины, но и внутреннее.
Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Кончил картину, которую писал несколько лет.
«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом.
Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. В них Суриков видел выражение народности.
Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото
Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Он очень подробно изучал исторические источники. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. — «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать.
Осетры да стерляди в сажень. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. именно в гениальной передаче страшной торжественности, невероятного напряжения и заключена суть этого полотна Сурикова.
История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова
Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Этистены сделались любимым местом моих прогулок именно всумерки. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово.
Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков
«Я написал много этюдов все лица характерные. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. — «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать.
Како крестишься и како молитву творишь. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Его интерес к этой теме был не случаен. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Мы на палачей, как на героев, смотрели.
Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, все принимало какой-то незнакомый вид и со мною стали твориться странные вещи. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Источник был выбран удачно. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города.
Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни
Еще не везде растворился утренний туман. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
Художник еле-еле уговорил его позировать. 1 группа. С 1895 г. был. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды.
Еще один закован в кандалы. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Весна 1881 года была запоздалой. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
Зажженные свечи в руках стрельцов, одетых в белые рубахи, по замыслу Сурикова должны были создать то особенное, тревожное ощущение, которым отмечена торжественность последних минут. Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Народ заполняет площадь.
«Утро стрелецкой казни» как предчувствие
На голове у него одета красная шапка, рыжая борода растрепана, руки у него полусогнуты, как будто он собирается что – то сделать. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Начались аресты разбежавшихся стрельцов.
Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Когда царь подрос, он решил завоевать крепость Азов, построенную турками в устье Дона. Дважды, с большой армией, молодой царьпытался завоевать этот город, пока не овладел ею в июле 1696 года. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. Рыжебородый стрелец писан с одного могильщика на московском кладбище.
Утро стрелецкой казни, Суриков – обзор картины
Он полон сознания своей правоты. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Штука ли.
Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. С него начались первые эскизы к картине.
С трудом уговорив его позировать, Суриков восхищался хищным лицом «злого, непокоренного» Кузьмы. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Он говорит: «Не хочу».
Молодого стрельца офицер ведет к виселице. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий.
Описание картины Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Из народной толпы никто не написан крупно, все примерно равноудалены, но у каждого свое место в картине. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности.
Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова
Он даже нарисовал эскизы. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом.
Свечи горят не ярко на фоне дня. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
Взгляд злой, с ненавистью. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Но сила других уже сломлена. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
С 1895 г. был. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. P. s. Источник был выбран удачно.
Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Сначала в четырнадцати застенках Преображенского собрали 1 700 человек – их долго и жестоко пытали. Им нисколько не жалко этих людей. Кузьмой звали. И по характеру ведь такой, как стрелец.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Все средства живописца подчиняет он и заставляет служить раскрытию своего идейного замысла. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника.
Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. С 1895 г. был. Но Смута добралась и туда. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни».
сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Каждый из осужденных их жены, дети написаны с тщательно выписанной натуры. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Датакэтоясно, чтодаже остановишься иждешь: авдруг ивсамом деле выйдут».
«Утро стрелецкой казни» Сурикова: история шедевра
«Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. Очевидно, в эти дни царь испытывал страшное напряжение, которое стремился по привычке снять вином и гульбой. Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Восстание продолжалось несколько дней. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темно – коричневом платье. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Руки висят как плети Фигуры стрельцов возвышаются над толпой, как утесы.
Главные действующие персонажи в картине – не стрельцы и не Пётр
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Это было после того, как приехавший к нему И. Е. Лица у стрельцов печальные.
Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы.
Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Весна 1881 года была запоздалой. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Иногда он отступал от буквы исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве.
Критика картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. И медведей полно. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху.
Глаза глубоко сидящие меня поразили. Тяжело опустилась на землю старуха. помещает и точку схода. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет.
Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. – Страна была неведомая. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
Описание картины «Утро стрелецкой казни»
С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. Прощание с женой и сыном сломило его.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки.
Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Еще дальше – самый драматический эпизод картины. Как это случилось. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.
А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. И совершенно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Суриков перерабатывал эти этюды, возвышая образы стрельцов до степени типической определенности и значительности, до героических образов. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Репин выискал натуру для Сурикова.
Утро стрелецкой казни Сурикова: московский шедевр
Найти для него натурщика помог И. Репин, который потом вспоминал: «Поразившись сходством намеченного им одного стрельца, сидящего в телеге с зажженною свечою в руке, я уговорил Сурикова поехать со мною на Ваганьковское кладбище, где один могильщик был чудо-тип. Это был кладбищенский могильщик. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».
Аво-вторых, егопронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль сегостенами ибашнями. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Тяжело опустилась на землю старуха.
Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Раннее осеннее утро после дождливой ночи, когда над площадью еще висит туман, служит серым фоном, на котором тем явственнее проступают белые рубахи осужденных стрельцов и огоньки свечей в их руках.
Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.
Учитель. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Учился в петербургской Академии художеств. Кончил картину, которую писал несколько лет. Горюющие жены и матери написаны с красноярских знакомых и родственников. За фигурой Петра виднеются виселицы. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Дознание шло девять лет.
И так в картине перед нами возникает толпа, состоящая из осужденных из родственников и массы любопытных и сочувствующих. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Начались массовые казни. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.
И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Стрелец в красном колпаке с лютой злобой устремил свой взор на Петра, сидящего на коне. Боялся я ночей. Кровью кругом пахнет. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Москва ошеломила Сурикова. трагического впечатления.
В душе царя разгоралась ярость. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Он едва переступает заплетающими ногами голова упала на грудь. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Растекается вширь, вглубь и даже вверх, забравшись на Лобное место. Взгляд злой, с ненавистью. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча.
«Утро стрелецкой казни» описание картины
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Физическое уничтожение началась почти сразу. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Во-первых, это число «7».
Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. Тяжелый темный колорит картины усиливает впечатление трагизма происходящего. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Проснешься и обрадуешься.
Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. На переднем плане большое скопление народа. В ранний период творчества Васнецоввыступил как жанрист, выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме (Книжная лавочка Преферанс, ). Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание.
«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков
Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. На рождестве христославцы приходили. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни».
Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу. С 1895 г. был. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст.
Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Пятерым из них царь лично отрубил голову. «Пишу татар.
Автор вспомнил события эпохи правления Петра. За его спиной, возможно, стоял и Корб. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
Они прошли через ужасы пыток. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Злой, непокорный тип.
Нервы всё выдерживали. На площади, на фоне храма Василия Блаженного, стрельцы готовились к казни. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Крепко зажатая, как нож, свеча в его руке бросает красноватые отблески на смуглое лицо с огромными горящими глазами, хищным носом и широко вырезанными ноздрями. У стен храма совершается движение истории.
Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. в России – сложное, противоречивое время. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности.
Только они не словами говорят. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. В описаний стрелецких казней нет больших неточностей: Корб описал то, что видел своими глазами или знал от непосредственных свидетелей. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
С 1895 г. был. Народ стал главным действующим лицом. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. По которым текут и распределяются человеческие толпы.
Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность.
Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.
Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения.
Боялся я ночей. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Но это приводит лишь к новому бунту 1698 года, когда стрельцы решили свергнуть Петра и возвести на престол его сестру, царевну Софью.
Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Руки висят как плети Фигуры стрельцов возвышаются над толпой, как утесы. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. И он не покорился приговору Петра.
В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах.
У меня с тех пор прямо культ предков остался. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен.
Описание настроения картины Утро стрелецкой казни
Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Учился в петербургской Академии художеств. Важно, что фигура царя расположена на втором плане.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. А ведь это укрепляло.
В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, того грубого эффекта, который мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. На морщинистом лице горе наложило свой отпечаток.
Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. После бунта Милославские провозгласили на царствие обоих братьев – и Ивана и Петра, а регентом неабсолютнолетнего Петра – царевну Софью, ставшую фактически полновластной правительницей. Это я должен здесь лечь». Художник начал работу над ним в 1878 году.
- УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ Василий Суриков
- Анализ Картины Сурикова Утро Стрелецкой Казни
- Несколько слов о биографии художника
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Словари и энциклопедии на Академике
Учился в петербургской Академии художеств. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Стрелецкое войско было уничтожено. А что за горой – никто не знал. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына.
Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. Москва ошеломила Сурикова. Выяснилась организаторская роль Софьи. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. И он не покорился приговору Петра. Учился в петербургской Академии художеств. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Однако это послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла.
не показал самой казни. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Царь с детства не любил и даже боялся их, навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 года, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Он тут же приобрел ее. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову его жена. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей.
Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Торгошино было под горой. Случайность: на ловца и зверь бежит.
Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. На переднем плане большое скопление народа. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием.
Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Но что толкнуло их к этому бунту.
Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Наиболее отличились при осаде Азовастрелецкие полки, потерявшие при штурме крепости половину своего состава. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его.
В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. Сам Суриков также упоминал об этом Кузьме: «Рыжий стрелец — это могильщик, на кладбище я его увидал. Как стало далекое прошлое убедительным на картине. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
Мастерски используя контраст, художник усиливает значение происходящего события. – Эшафот недалеко от училища был. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных.
Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Рубахи у них красные, порты широкие. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. Учитель дополняет. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.
Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице.
И ужаса никакого не было. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Еще только раннее утро, стоит туман. Во время бала у Лефорта царю стало известно, что группа стрельцов готовит покушение на него.
Тяжело опустилась на землю старуха. Один стрелец выделяется из толпы. в России – сложное, противоречивое время.
Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Символичны все архитектурные постройки. «Утро стрелецкой казни»Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 5). Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. По Москве начались казни. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. Истекают последние минуты их жизни.
Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя абсолютно по-разному. Учился в петербургской Академии художеств.
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Главное значение в композиции картины имеет архитектура. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение.
Исход битвы предрешен. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. С 1895 г. был. На картине представлено два главных героя. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.
Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Замечательно то, что в основе каждого образа картины лежит портретное изображение реального человека. Художник черпал вдохновение не только в действительности. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Там на кобыле наказывали плетьми.
Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы.
Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.
Проснешься и обрадуешься. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.
В углу иконы, зажженные лампады. И масленичные гулянья и христославцы. Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова.
Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». Учащиеся. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). У Петра всплывают детские воспоминания. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба».
Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.
Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. В Свищове у меня родственники были. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. – Многие члены Товарищества стали получать регулярные заказы царской семьи и их картины также вошли в коллекцию Аничкова дворца, а позже стали достоянием Русского музея». Кровью кругом пахнет. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Он полон сознания своей правоты.
События картины происходят в Москве на Красной площади. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Последние минуты перед неотвратимой казнью.
Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Палачей дети любили. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности.
При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Штука ли.
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Сурикову удалось создать впечатление, что перед зрителем тысячная толпа, вызвать ощущение страшной тесноты.
Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Написал порядочное количество. Попытаемся разобраться в этом. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). Однако муха продолжала сидеть. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится.
Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Учился в петербургской Академии художеств. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь.
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым.
Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Взгляд его обращен в сторону царя.
Погасшая свеча – это погасшая жизнь. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. И что хотел сказать художник своей картиной. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца».
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Солдаты Петра выбили их из столицы. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Руки стрельца связаны, ноги забиты в колодки, но не покорился он.
Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Восставших взяли в плен. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства.
Не понимаю — это страшно меня взорвало». На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея».
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Слева от девочки, прямо на земле, сидит старая женщина в темно – коричневом платье.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. 1 группа. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. КонецXVIIв. Но он остро почувствовал и — первым среди русских художников — раскрыл в своей картине органическую, нерасторжимую связь русского характера с национальным народным искусством. Еще не везде растворился утренний туман. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного.
Царь уверен в себе и спокоен. Страшную народную драму художник раскрывает прежде всего через душевное состояние изображенных, через то, как каждый приговоренный переживает свою последнюю предсмертную минуту, через отчаяние и бессильные слезы тех, кто их провожает, кто е ними прощается. Художник прибег к интересному приему в построении композиции.
Стрельцов привезли на казнь в телегах. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.
Что изображено здесь. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен.
Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Он находится в центре полотна. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Женщина окаменела в своем состоянии.
Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Горюющие жены и матери написаны с красноярских знакомых и родственников. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.
Насилу его уговорил. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Раннее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся над площадью холодный лиловатый туман.
То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Скорее восторг. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Соловьев. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух.
Суриков вспоминает что смертную казнь видел два раза. Еще один момент – это проникновенность Сурикова историей Руси, причем довольно трагическими ее моментами. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Низко опустив голову, она сжимает в кулаке свечку, великое горе сокрушает ее. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. И он не покорился приговору Петра. Но Смута добралась и туда.
Рядом с ней- другая, но лица ее не видно. Какие рыбы были. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Это я должен здесь лечь». Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Толпа-народ и стрельцы занимают основную часть пространства.
А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась. Проводили страшные экзекуции и на Красной площади – там жестоко казнили полковых священников и других мятежников. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.
Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Софью постригли в монахини. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Как помогает эмоциональному впечатлению от произведения его колорит.