Сватовство Майора Федотов
Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство Майора» произвела настоящий фурор в обществе. «сватовство майора» — картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), написанная в 1848 году. Также Федотовым было нарисовано множество набросков, одному из которых суждено было стать полотном «Сватовство майора».
«сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета.
Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Газета Санкт-Петербургские ведомости в 1849 году писала: Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. / Ой, стыд какой. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Забеспокоилась собака.
Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». / Нет, в светлицу уйду. »46.
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.
Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. А седобородый батюшка-купец.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Только наверняка он «происхождения тёмного».
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Сын был гордостью и надеждой семьи. В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится вТретьяковской галерее, где ее и можно лицезреть. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Грустная история. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Кроме одного.
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Изначальная версия картины, выполненная в 1848 году, находилась в собрании Фёдора Прянишникова в Санкт-Петербурге. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Что можно сказать про этого персонажа. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Уже скрипнула дверь.
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. / Никогда с ними я не бывала». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику.
А там, если помните, никакого туалета. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
чужой. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. Про нее писали вгазетах. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Описание картины «Сватовство майора»
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха».
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Всего на картине изображено восемь персонажей. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
Картина Сватовство майора: описание картины
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора».
Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
В ней борются противоречивые чувства. Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины — визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором».
Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.
Сватовство майора и шутовство художника
— стыд какой. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.
Кроме одного. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Подобные браки случались тогда повсеместно.
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. 58, 375, 4. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
О знаменитой картине Сватовство майора
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Отдали её за другого. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».
По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Во второй картине, скорее всего, мы видим любимую девушку художника – Катю Головачеву. «Как румяны рассветы, как ясен свет дня –– родилась на свет моя Катенька. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Ж-4521)8910. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». получали то, что хотели, становились счастливыми. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени.
Описание картины Сватовство майора
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Ах, уж эта кулебяка. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. И зачем. Откуда лента здесь взялась. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".
В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1. К утру, художник дописал этюд. Пейзажа красоту вместил он в рамку. А в голове лишь мысли мрачные снуют:Похмелья муки терзало душу спозаранку. В своем пейзаже всю хмельную ночьЛаскал он кистью каждый стебелек и кустИ выпить бы, уже совсем невмочь, Но вот беда, на гроши кошелек был пуст. Дождавшись, когда откроется салон. Он за копейки сдал свою картину. Хватило бы на хлеб и даже на бульон, Понурую фигуру несло на крыльях к магазину. И был художник нищ и очень одинок. Душа его жила в соитии с природой. Весь мир его, лишь краски, кисти и станок. Во мраке бытия был горд своей свободой. Он не был не велик и не был именит. В музеях не висели его бесценные картины. Но Мастер знал, что будет знаменит. Спешил он в холод мастерской из магазина. Художник пил дешевое виноИ рассуждал о горькой прозе жизни. Осенний дождь стучал в окно. И крепкий сон унес унылость мысли. Маэстро был поэт и музыкант. Вино – источник вдохновения. И не один уж выпитый зелья стакан, Началом был шедевра сотворения. 2006 г. осталась незавершенной. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Журнальные утки во французском меню
- Прощальная сказка для царской семьи
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Ей, ей, за весь успех мой обязан.
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В юности «забрили лоб». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Коллекция Государственного Русского музея
- Рядом расположены достопримечательности
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. 5.
Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста».
И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. В комнате переполох — последние приготовления к встрече.
Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполнедобродушного и миролюбивого выражения лица. Но есть в её наряде некоторое несоответствие традиции, принятой в то время для замужних дам: у неё на голове не чепец, а по-деревенски повязанный платочек.
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Ах, уж эта кулебяка. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле — правда, в кругу незнатных особ. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Браки по расчёту вообще самые крепкие.
Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Для работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Видимо, в псалтырь.
Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Он занял позицию несколько позади своейжены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное и, видимо, не совсемудобное одеяние. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Художником показаны многие характерные черты купеческого быта.
А седобородый батюшка-купец. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Постепенно сюжет сложился.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Это излюбленный приём Павла Федотова. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Рядом с купцом стоит сваха.
Однако Александра Осиповна – фрейлина императрицы, знаменитая красавица и умница, собеседница Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.
Вопрос спорный. Она выглядит весьма активной женщиной иуказывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал.
Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Отец семейства одет по-городскому, в длинный и мешковатый сюртук, который он пытается застегнуть, торопясь и путаясь в рукавах. И здесь – важный момент. Стерпится – слюбится.
/ По-старинному— в сизом платочке. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Все не столь однозначно с Купцом. Обратите внимание на детали. Все они писались с натуры. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Ах, уж эта кулебяка. Служанки шушукаются. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Постепенно сюжет сложился. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.
Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти.
Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. / По-старинному — в сизом платочке. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. И зачем. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Подобных вопросов возникает множество.
Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. А дальше можно предполагать. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.
А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Для большего не хватало грамотности, связей.