Сватовство Майора Картина

Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство Майора» произвела настоящий фурор в обществе. Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Так и к «Сватовству майора» он сочинил оригинальный авторский комментарий, описывающий персонажей и детали картины. Жанр картины Сватовство майора можно отнести к иронической комедии. Типична и сама обстановка купеческого дома на картине Сватовство майора.

«сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Картина Сватовство майора показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха.

История картины Сватовство майора тоже интересная. В настоящий момент картина Сватовство майора находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть. Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора».

Содержание картины «Сватовство Майора» было хорошо понятно зрителю.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. И зачем. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать.

Подобных вопросов возникает множество.

Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.

Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Ведь сам майор, скорее всего, не потомственный аристократ, а получил наследуемое дворянство за выслугу до майорского чина. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу».

Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Что можно сказать про этого персонажа.

Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.

Ах, уж эта кулебяка. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. На ее лице читаются властность ирасчетливость.

В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Все не столь однозначно с Купцом.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.

Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Видимо, в псалтырь. Вопрос спорный. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. чужой. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Нарядно одетые дамы, словно сегодня какое-то необычное торжество не скрывают своего возбуждения.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Рядом с купцом стоит сваха. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Про нее писали вгазетах.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.

КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Все присутствующие ждали этого события.

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. А там, если помните, никакого туалета. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Подобные браки случались тогда повсеместно. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.

Ей, ей, за весь успех мой обязан. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. 5. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Постепенно сюжет сложился.

Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Сватовство майора и шутовство художника

Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. 58, 375, 4. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». А седобородый батюшка-купец. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В ней борются противоречивые чувства.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, как относился к живым, знакомым ему людям – сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.

Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». И зачем. А седобородый батюшка-купец. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.

Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Ах, уж эта кулебяка. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Журнальные утки во французском меню

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Ж-4521)8910. / Ой, стыд какой. Откуда лента здесь взялась.

Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Это излюбленный приём Павла Федотова.

  1. Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
  2. Рядом расположены достопримечательности
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Вариант-повторение из Русского музея

/ Нет, в светлицу уйду. »46. Подобные браки случались тогда повсеместно. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Служанки шушукаются.

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.

Грустная история. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней.

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. осталась незавершенной.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. / Никогда с ними я не бывала». Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника.

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Ведь он жених. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). / По-старинному— в сизом платочке. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Отдали её за другого.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. Кроме одного.

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Кроме одного. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Ах, уж эта кулебяка. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.

— стыд какой. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. получали то, что хотели, становились счастливыми.