Сватовство Майора Жанр Картины

Жанр картины Сватовство майора можно отнести к иронической комедии.

Картина Сватовство майора: описание картины

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Жених уже стоит в дверях при полном параде. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.

Ж-4521). / По-старинному— в сизом платочке. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. / Нет, в светлицу уйду. ». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Откуда лента здесь взялась. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Подобных вопросов возникает множество. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

/ По-старинному— в сизом платочке. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». На ее лице читаются властность ирасчетливость.

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Кроме одного. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. 58, 375, 4. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.

У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Про нее писали вгазетах. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. / Никогда с ними я не бывала».

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. / Нет, в светлицу уйду. »46. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты».

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Онато и была столь успешновысмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора».

Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика.

/ Ой, стыд какой. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Ж-4521)8910.

Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.

Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. чужой.

Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. И зачем. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Ах, уж эта кулебяка.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.

Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. В ней борются противоречивые чувства.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь.

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Что можно сказать про этого персонажа. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».

– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом.

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать.

Описание картины Сватовство майора

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). По всему егооблику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит врезультате столь удачной женитьбы. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Невеста В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.

— стыд какой. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847).

Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». получали то, что хотели, становились счастливыми. Рядом с купцом стоит сваха. Это излюбленный приём Павла Федотова. А там, если помните, никакого туалета. Кроме одного. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.

Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.

Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Служанки шушукаются. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами.

На полу— кошка, «намывающая» гостей. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. В левой части комнаты изображён стол с закусками, у которого находятся три второстепенных персонажа— кухарка, которая ставит на стол кулебяку, а также сиделец с бутылкой вина и высунувшаяся в дверь приживалка28. 5. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

чужой. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. В ней борются противоречивые чувства. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера».

В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.

Картина «Сватовство 
майора»: описание 
картины

Картина «Сватовство майора»: описание картины

— стыд какой. Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом)А седобородый батюшка-купец. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку.

По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

Российская жанровая 
живопись и бытовые 
сюжеты русских художников

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. А седобородый батюшка-купец.

Подобные браки случались тогда повсеместно. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. осталась незавершенной.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. / Ой, стыд какой. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6.

Вопрос спорный. Ах, уж эта кулебяка. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

/ Никогда с ними я не бывала». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Видимо, в псалтырь. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества.

Сватовство майора 
 (Смотрины в купеческом 
доме)

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей.

Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

  1. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  2. Самое интересное в виде мозаики
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Рядом расположены достопримечательности
  5. Забавная история об очень доброй девочке, готовой простить всех
  6. Общееколичествопросмотровстраницы
  7. Количество просмотров за прошлую неделю
  8. Вариант-повторение из Русского музея

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".

Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать».

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов