Святое Семейство Описание Картины

Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Рембрандт, Святое семейство: особенности картины

Мы видим, что произведения Рембрандта, созданные на религиозные сюжеты, отличаются от его светских произведений, например, портретов именно наличием момента чудесного. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.

«Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным.

Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.

Святое семейство 
– 1504 (Мадонна 
Дони) Микеланджело

Святое семейство – 1504 (Мадонна Дони) Микеланджело

В 1854 году Вааген описал картины, упомянув, что на одной из них есть надпись и дата – 1495 год. – Вазари 1971, V, с. 499 Vasari-Milanesi 1881, VII, p. 601). Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.

Рембрандт показывает польдер – осушенные и возделанные участки, прорезанные каналами и защищенные дамбами. 3, fig. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.

Кат. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.

Альбом ГМИИ 1981, 28 ил. Из-под повязки видны его гениталии. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Кепи сидит несколько набекрень. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Рембрандт хорошо знал, что этот сильнейший из всех светочей – солнечный свет – нельзя показать вместе со своим ослепительным источником – солнечным диском.

106, Abb. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Художник прибегает к диагональной композиции. написал.

Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил.

Святое семейство 
на лестнице, Пуссен, 
1648

Святое семейство на лестнице, Пуссен, 1648

Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Критики обращают огромное внимание на светотени. В конце концов, перед нами всего лишь дом голландского ремесленника, занятого делом, пока супруга сидит у колыбели возле очага. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.

Природа этого света таинственна и непонятна. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Впечатление сердечной теплоты, которое создает эта картина, обусловлено в значительной степени не только реализмом, но и особой тонкостью и теплотой самой живописи. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.

Произведение, приписываемое кисти Рафаэля Санти «Святое семейство» известное сегодня под названием «Тагильская Мадонна», было найдено в городе Нижний Тагил (Россия) в 1924 году в старом особняке и было передано в местный Краеведческий музей. Это ослепляющее действие света в пятидесятых годах становится главным предметом исследования Рембрандта-экспериментатора. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.

Святое семейство 
 (картина Шонгауэра)

Святое семейство (картина Шонгауэра)

Барокко. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро». Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

10 Кат. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера.

Описание картины 
«Святое семейство»

Описание картины «Святое семейство»

Удивительна ее судьба. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Старец Симеон, повернувшись в профиль лицом направо, опустился на колени, держа в руках малютку Христа, завернутого в тряпье вокруг головки младенца пышет узкое загадочное пламя.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Солнце низко висит перед наступлением ночи.

Рембрандт Харменс 
Ван Рейн Святое 
семейство 1640

Рембрандт Харменс Ван Рейн Святое семейство 1640

В то время Рембрандт рисовал и гравировал водные пейзажи пригородов Амстердама с лодками на каналах, обветшавшими хижинами. Кто ощущал пробирающую по коже дрожь перед сырым и холодным ветром и плотно запахивал плащ, будет долго переживать чарующую силу этого рембрандтовского ландшафта. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.

Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. В этой связи справедливо замечание Чекки (Cecchi 1996), который писал, что картина для Карло Герарди «уже давно и единодушно отождествляется со Святым Семейством Строганова из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хотя и неизвестно, на каком основании» (цит. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Сама старость не пугает Рембрандта, как она пугала весельчака Франса Хальса она приходит тихо и незаметно, как желанный вечер жизни.

Картина Святое семейство 
Рембрандта

Картина Святое семейство Рембрандта

Архитектурные комплексы на заднем плане тоже образуют треугольные контуры. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Сначала мы и не обращаем на него никакого внимания его темная фигура растворяется в мягких, тающих отсветах фона – все той же стены, параллельной плоскости картины.

ГМИИ 1961, с. 26 ил. Крестьянская семья (Святое семейство), как и Масленица (1913 – 1914), относится к циклу Ввод в мировый расцвет, одноименному творческой декларации Филонова. Борода подстрижена характерно, залихватски. Холст, масло.

Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. По Библии они встретились, когда Иоанн крестил Христа.

Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Он старается умерить силу ударов своего топора. ГМИИ 1957, с. 18 ил.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Никаких четких контуров, ни одного рутинного мазка крайняя робость, которая происходит не от незнания, а как будто из боязни быть банальным и оттого, что мыслитель придает такую цену непосредственному и прямому выражению жизни.

Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Гренберг, Писарева 1991, с. 1-6 Маркова 1991, с. 23 Lecchini Giovannoni 1991, p. 216, cat. Из серого пятна прилегающего к правому краю изображения далекого прямоугольного проема в высоком каменном своде они приближаются к Христу, ковыляя и спотыкаясь, стеная и плача, отчаянно жестикулируя и умоляя об исцелении.

Вот вам диалог неба и земли. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.

ГМИИ 1986, с. 34 ил. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус. Итак, перед нами – Голландия. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). были восстановлены две группы ангелов в верхней части картины, ранее они были закрашены.

Святое семейство, 
или Мадонна с безбородым 
Иосифом (1506)

Святое семейство или Мадонна с безбородым Иосифом (1506)

Путеводитель ГМИИ 1964, с. 70-71 ил. В собрании графа А. С. Строганова, куда картина поступила в начале XIX века, она признавалась одним из наиболее значительных произведений, что подтверждают слова самого владельца: «Картина.

Филонов стремится воплотить в картине свои представления о гармонии человеческого бытия, о красоте, далекой от внешней красивости, о мудрости прошлых поколений, возвысивших простое, житейское до нравственного идеала, акцентируя русский, славянский характер созданных им образов. У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах.

Не случайно один из рисунков иллюстрирующих книгу (Переселенцы), обнаруживает сходство с живописным полотном. Филонов воплотил в картине свое понимание евангельской легенды. Однако слегка запрокинутая голова говорит о молитвенном взгляде, обращенном на Христа, а положение плеч – о перекрещенных на груди руках. Даже рисуя портреты, художник пытался не только в лучшем виде изобразить внешний облик, но и большую ставку он делал на содержание души человека, которого изображает. Оно доносит до нас человеческие эмоции.

Все в глубине помещения между нами и окном – фигура распрямляющегося Фауста, книги и глобус справа от него, череп и штора слева – расплывается в зыбкой полутьме.

Картина маленькая. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Взгляд скользит поверх него. Альбом ГМИИ 1989б, 95 ил.

РАФАЭЛЬ САНТИ Святое 
семейство или Большое 
Святое семейство

РАФАЭЛЬ САНТИ Святое семейство или Большое Святое семейство Франциска

4 (Алессандро Аллори) Маркова 1992, с. 168, 169 ил. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.

– воспр. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.

Особенность картины 
«Святое семейство»

Особенность картины «Святое семейство»

Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Бог создал море, а голландцы – берега. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Совокупление изображено с необходимой точностью. Встреча Христа и Иоанна в детстве не соответствует Библии. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. И кажется, что не столько источник света, сколько само это серое лицо излучает сияние и тепло – то высокое человеческое чувство, которое переполняет Марию и согревает все кругом. В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда.

Эти тонкие штрихи на белом фоне растворяют и мятущуюся фигуру Товия в длинном до полу одеянии, которое сейчас упадет с его плеч, с протянутой вперед правой рукой и согнутой, опирающейся на палку, левой. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. У него внимательный и веселый вид.

И, наконец, шестой персонаж офорта, сын Авраама и Агари, подросток Измаил, будущий родоначальник арабов, повернувшись к нам спиной, упражняется в стрельбе из лука. Лицо каждого героя его полотен словно живое.

И, впервые в мировом искусстве изображенная женщина обнаруживает новое качество – возвышенно-духовный контакт со зрителем. 175, 5 x 210, 5 см. Вот он в 1646 году доставляет себе удовольствие изображая сцену катания на коньках по замерзшим каналам. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Его образ полон глубокой внутренней значительности.

Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Нежное лицо Марии почти целиком показано на полном свету, покой ребенка как бы оберегает легкая тень, падающая на его личико, которое дано в окружении теплых тонов соломенной колыбели и зеленоватых оттенков полога ниже пояса ребенок покрыт ярким красным плащом. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Здесь выступает налицо тенденция Рембрандта к упрощению и монументальности, намечающая стиль последнего периода творчества.

«Святое семейство» 
– великое произведение 
Рембрандта

«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта

В то время Рембрандту было все интересно. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз.

Законом общества признавалась борьба всех против всех. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Мост через канал пуст.

Крестьянская семья 
 (Святое семейство)

Крестьянская семья (Святое семейство)

Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Baccheschi 1973, р. ЮЗ, 106 ill.

Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.

Вся группа вырисовывается на фоне светлого пейзажа. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести.

До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.

74 Чекки 1997, с. 72-74 ил. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Иаков, почтенный патриарх, охарактеризован со сдержанным, величественным достоинством, в то время как Иосиф и его жена наблюдают за ним со смирением и благочестивым почтением. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.

У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Она сама стала зимой.

Описание картины 
Рафаэля Санти «Святое 
семейство» (Мадонна

Описание картины Рафаэля Санти «Святое семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом)

Демская 1979, с. 116-117, Путеводитель ГМИИ 1980, с. 26-27 ил. Перед зрителем предстает картина, характерная для популярного у голландских художников бытового жанра.

Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной.

Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Нидерланды (Голландия).

Поток людей кажется бесконечным. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.

На нем дымится жертва. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.

Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Литература: Galerie A. Stroganoff 1807, л. 5 (здесь и след.

  1. Святое Семейство — Рембрандт Харменс ван Рейн
  2. Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)
  3. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ (МАДОННА СТРОГАНОВА)
  4. Жизнь и творчество великого художника
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Рядом расположены достопримечательности
  7. Коллекция Государственного Русского музея

Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. В ужасе от понимания предстоящих ему мучений и казни, он стремиться закрыть обеими руками свое склонившееся измученное, данное несколькими точными штрихами лицо. Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. В 1971 году картина поступает по приказу Министерства культуры в картинную галерею города Свердловска (ныне Екатеринбург).

В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности. Это тень ее плеч и головы. (здесь и далее – Бронзино) Grenberg, Pissareva, Kireeva 1992, S. 180-184 Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 98 ил.

Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.

Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Любовь привела его сюда. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.

  • Картины известного художника Рембрандта Харменс ван Рейна

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф.

по: Чекки 1997, с. 74). Он является смыслом жизни для матери. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. То же сверкает в уголках глаз.

«Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. ГМИИ 1948, с. 12-13 Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. Всех сковал холод. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.

Кассель. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

Святое Семейство 
— Рембрандт Харменс 
ван Рейн

Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.

На нем написано лишь равнодушие. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. Картина «Святое семейство» написана в тот период, когда во Флоренции одновременно трудились Леонардо да Винчи, Микеланжело и Рафаэль. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир.

Действие происходит ночью в темной спальне. На его одежде танцуют крошечные пятнышки света и невозможно дать себе отчет, какие из них являются действием внешнего, вторгающегося света, а какие – световыми пятнами, всюду приносимыми отражением с освещенных предметов, то есть рефлексами. Кат. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.

Можно проследить бег кисти. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм.

McCorquodale 1981, p. 115, pl. Композиция пространства офорта диагональная, точка схода уходящих в глубину линий находится на невидимой линии горизонта, справа, за пределами листа. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.

Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Несколько неровных штрихов обозначают дерево, несколько мазков – крыши, нажимом подчеркиваются закругленные носы коньков, вертикально стоящие клюшки игроков, одним-единственным мазком – фартук женщины, несколько белых полос в голубизне неба – словно следы от коньков, врезавшихся в лед. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.

Перед нами снова ожила и схватила нас за сердце великая рембрандтовская мечта о всеобщем братстве людей и торжестве милосердия. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

Обе сцены выражают одинаковое любопытство. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. В 1980-83г. г. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом».

Кат. Такова сила света снаружи. Картина выполнена по заказу одного флорентийского патриция. Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга. Можно подумать, будто чья-то рука только что слегка отодвинула полог, чтобы показать спокойное семейство в своей комнате, вернее, в своей лавке, поскольку через большую витрину с сетчатой деревянной рамой струится неяркий уличный свет. В работах Рембрандта позднего периода человеческий образ раскрывается не в форсированном действии, как было у него в период "бури и натиска", а, напротив, в полнейшем внешнем бездействии.

Мягкая, словно ласкающая пелена сумрака, светлеющего на заднем плане слева направо, охватывает виднеющиеся в комнате предметы и на этом темном, но животворном фоне живым, жизнерадостным аккордом выступает на переднем плане отсвечивающее золотом соломенное плетение колыбельки-корзиночки. 1924, с 43 McComb 1928, p. 31, 68, 691 Berenson 1932, p. 115 Berenson 1936, p. 99 Путеводитель ГМИИ 1938, с. 101 Кат. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Guidebook 1995, р. 96-97 ill. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.

Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.

Внизу слева нам виден во весь рост – со спины – представитель местной власти, толстяк в богатой и светлой длинной одежде, украшенной сбоку вертикальным рядом металлических застежек, в мягкой обуви и широком, богатом темном берете. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Мы смотрим в эту сверкающе-светящуюся атмосферу и в первый момент вообще ничего не можем различить, кроме каких-то редких, разорванных, беспорядочных штрихов, в которых, однако, угадываются контуры каких-то фигур. Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа.

Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.

2 P. E. Но в то же время, это вполне возможное событие, так как их матери были родственницами.

Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Его подход к общественным явлениям во многом интуитивен, но все его творчество свидетельствует о том, что они оказывали на него глубокое воздействие. Серьезно и печально смотрит она, как будто сквозь зрителя, куда-то вдаль, словно предугадывая уготованную людьми судьбу ее единственного сына. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Cecchi 1996, p. 73, ill. Атрибуция традиционная.

Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. может считаться одним из шедевров художника, который представляет абсолютное соединение самых существенных составных частей искусства: композиции, рисунка, колорита, высокого стиля, – красоты форм Рафаэля, благородства и точности рисунка Микеланджело, грации (приятности) Корреджо, колорита венецианской школы» (Galerie A. Stroganoff 1807).

С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. 78 Antonova 1982, р. 64-65, 24 ill. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. На этом вписанном в нежный овал изумительно простом и красивом лице, светлом, но несколько темнее, чем фон неба, на первый взгляд, ничего не выражено. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.

ГМИИ 1995, с. 86-87 ил.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.

Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Скоро гроза пойдет и здесь.

Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Альбом ГМИИ 1966, 13 ил. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.

Он просил за них сто гульденов. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. В конце 1920-х годов картина поступает в Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина (Москва), где хранится до начала 1970-х. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

И в этом жесте мы не просто чувствуем его недовольство и раздражение он дает нам понятие о мире жестоких корыстолюбцев из которого он вошел в пространство офорта. Этот свет отражается не только на колыбели, он озаряет лицо Богоматери, которая отвлекается на несколько секунд, чтобы поправить красное одеяло своему ребенку. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Но внешне он совершенно спокоен.

Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Здесь пышность раздвинутых вправо и влево занавесей над ложем и богатое убранство самого ложа, уходящего от середины левого края изображения в глубину направо, к точке схода, делают особенно острым ощущение слабости и бессилия старого Давида на втором плане, упавшего перед ложем на колени, опершегося на него локтями и молитвенно сложившего ладони под подбородком.

Позади к нему склонился очень молодой белокурый ангел, в белой, сияющей, широкой, ниспадающей до земли одежде.

В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. 74 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 168 ил.

В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Стол завален книгами и листами бумаги ближе всего, перед пюпитром, лежит полураскрытая записная книжка ученого доктора, а между нами и столом справа установлен старинный глобус.

80 Markova 2002, I, с. 106-109, N. 50. Образы, воплощенные в Святом семействе, восходят к простонародным типам. На лице – улыбка. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников.

Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Но он сомневается не в истинах Христа, которые ему чужды, а в правильности своего поведения, поскольку до сих пор не знает, как ему следует держаться в этой непривычной для него ситуации, чтобы начальство его не осудило, но и народ чтобы считал своим. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.

Вводя новые штрихи, Рембрандт постоянно сокращает количество света, меняет направление его и концентрацию, производит перегруппировку освещенных и затененных поверхностей. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. В эти же годы художник работает над поэтическим сборником Пропевень о проросли мировой (издана в 1915). Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.

Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Младенец стал старше.

Пот, подобно крови, стекает с него на землю. На левой, вблизи от нас – павший на колени юный, кудрявый Даниил, в одежде оливкового цвета.

Картинная галерея. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Эта Семья – неколебимая постройка. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.

Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).