Святое Семейство Рембрандт
На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.
Описание картины святое семейство рембрандт
Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645.
И послал Давид разведать, кто эта женщина. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). На лбу – несколько напряженных поперечных складок. – Отмечено Девятовым: «. ») стал класть их на серое, то есть выпустил промежуточный этап вплавления цвета в подмалевок, до локального.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Считаю, что копия, в общем-то получилась неважно. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели.
– Отмечено Девятовым). С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Такова сила света снаружи. Лицо каждого героя его полотен словно живое.
Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. С самого начала художника привлекал жанр портрета.
- картина, мифология, Рембрандт ван Рейн, Святое Семейство обои (фото, картинки)
- Кто послужил моделью для этой героини
Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Картинная галерея. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа».
На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес.
Также я научился организовывать палитру. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. (Ред.
Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Можно проследить бег кисти. Всех сковал холод. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.
Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Освободившись, умерла через год. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. К ним возвращаются сыновья после долгой разлуки и находят у них душевный мир, падают перед ними на колени, трогательно плачут на груди обычно отец, только заслышав шаги сына, бежит навстречу ему. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.
Он старается умерить силу ударов своего топора. (Ред. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. По обе стороны от Бога сидят, со сложенными за спиной крыльями, бородатые мужчины лет по сорока и это непривычное сочетание бородатых лиц с нежными перистыми крыльями делает сцену еще более странной. Борода подстрижена характерно, залихватски. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Жизнь текла согласно установленному веками укладу.
Лессировки хорошо ложатся только по работанной поверхности. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.
Они прописаны коричневым тоном и потом цветом как бы вытягиваются из глубины. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. (Ред. В пейзажных офортах Рембрандта 1650-ых годов пространство за изобразительной поверхностью бесконечно расширяется изображение предметов и человеческих фигур становится предельно емким.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Эта Семья – неколебимая постройка. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты5. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Но задумчивый герой офорта, погруженный в темноту, безразличен к полыхающему за ним и слева от него свету, к шумной игре за порогом и веселому разговору пирующих аристократов. Художник прибегает к диагональной композиции. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей5.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Старался делать так же. Это тень ее плеч и головы. Скоро гроза пойдет и здесь.
За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Бог создал море, а голландцы – берега. (Ред. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Впервые познакомился с лессировками.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. У него внимательный и веселый вид.
Это верно. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Вводя новые штрихи, Рембрандт постоянно сокращает количество света, меняет направление его и концентрацию, производит перегруппировку освещенных и затененных поверхностей.
И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
В живописи Рембрандта наступает период покоя. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.
Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Люди Рембрандта полны готовности следовать тяготеющему над ними предопределению, но в них велико также сознание собственного достоинства.
Из-под повязки видны его гениталии. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи8. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. – Подчеркнуто Девятовым).
Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Какой великолепный лист, где ослепительный белый свет, вливающийся в пространство за листом бумаги, сталкиваясь с наступающей изнутри, справа и внизу, кромешной тьмой, создает самую мощную игру светотени на лице и руках Рембрандта.
Для него художник – это такой же ремесленник. На его противоположном берегу, линия которого протягивается от дороги, угадываются скрытые густой, но невысокой, местами приземистой растительностью, одинокие хижины бедняков и слева от них – парусная лодка и сеновал. Художник прибегает к диагональной композиции. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами6, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма20. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного.
В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Но юноше учеба показалась неинтересной. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Он чувствовался во всем. И опять же семья его поддерживает. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения».
Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Дела шли все хуже.
Даже четыре вертикальных арочных проема узорной решетки верхней части окна, между которыми вливается свет, даны слабыми разрывающимися штрихами. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Но от быта, от повседневной жизни он берет не только детали скромной, даже убогой обстановки, а, главным образом, задушевность настроения, простоту и интимность изображаемой группы. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки.
Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. – Строго говоря имприматурой называется полупрозрачный мутноватый сероватый (с различными оттенками) слой краски, нанесенный на белый грунт. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Может, нужно было жениться на Хендрикье. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена. Последний луч приглаживает голубоватый лед, на котором, не решаясь двинуться вперед, остановившись из осторожности, стоит женщина в фартуке, возле нее пристроилась собака.
Слева, в полумраке кабинета, за Фаустом мы видим срезанную верхним краем офорта свисающую пеструю штору, а за ней, на возвышении – человеческий череп. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Он просил за них сто гульденов. Старшие в роде, убеленные сединами, дряхлые старцы, будь то Иаков или Авраам, пользуются в доме глубоким уважением. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.
Обратимся к величайшему творению Рафаэля, созданному им в 1515-1517-ом годах, незадолго до своей преждевременной смерти, для церкви святого Сикста в небольшом итальянском городке Пьяченце, к его "Сикстинской мадонне". В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Волосы абсолютно не получаются. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Ветер, сырой и холодный, метет по низеньким пушистым деревьям, которые, выстроившись справа вдоль дороги, хмуро шумят, словно подготавливаясь к большому ненастью.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Я обвиняю. » (2008)12. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир.
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Мост через канал пуст. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. На картине Рембрандта в сумерках, между утесов, является к Магдалине босой, весь в белом, с обнаженной головой Христос.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. (Ред. На нем дымится жертва.
И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа – он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. И когда мы переводим взгляд вниз, словно прерывается прекрасный сон, уступая место реальной действительности – той, что предстает на передних планах, внизу и справа.
Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Результат был обескураживающий, сбил весь рисунок.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.
Бог, по восточному обычаю поджав ноги, степенно обращается к Аврааму, жестикулируя левой рукой и держа в правой чашу с вином, с видом опытного пьяницы и уверенного в непогрешимости своего знания философа. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). В последний день перед Великим постом пекли блины, которые, прежде чем съесть, подкидывали до потолка. В каждой черточке, каждом не всем заметном штришке великий мастер своего дела пытался донести до остальных человеческие тревоги и переживания. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет – силы женщины иссякают. Устремленный на нас открытый, доверчивый взгляд Марии позволяет заглянуть в бесконечный мир ее переживаний.
Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. – После того, как работа напиталась маслом (минут 15) лишнее масло необходимо убирать (особенно на тех участках, которые могут остаться незаписанными) иначе впоследствии работа покроется желтыми пятнами, так как без пигмента масло сильно желтеет. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов14.
Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1213. Пишу лоб и волосы. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Эрмитаж.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Наконец, очаг на первом плане, в нижнем правом углу разложенные прямо на дощатом полу и пылающие дрова – составляют четвертый источник света, теплыми отблесками освещающий пол. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. На нем написано лишь равнодушие.
Но несмотря на все эти ошибки, я считаю, что работа принесла мне много пользы. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Мы чувствуем, что высокая фигура Христа слегка дрожит и излучая таинственный свет, бесшумно тает в вечернем воздухе.
Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Новое в этом офорте по сравнению с предыдущими то, что Рембрандт понимает свою модель как бы изнутри и так выбирает внешние черты, чтобы они были в состоянии выразить своеобразие нервной внутренней жизни, пульсирующей под спокойной внешностью. (Ред.
Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. У Серова все в воздухе, касания очень мягки. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.
И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. Вот вам диалог неба и земли. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены. Во-первых, ошибки в технологии, писал по неподготовленной поверхности, писал на пинене. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Любовь привела его сюда. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.
Удивительна ее судьба. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. У Рембрандта по сухому сделаны темные, очень прозрачны мазки.
Он решает стать художником. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Затем мы явственно узнаем в проеме фигуру игрока, который гонит клюшкой мяч, а в окне – пару отдыхающих, сидящих на каком-то возвышении по ту сторону, они беззаботно пируют. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
В этом обилии пространственного свечения, сливающего отдельные предметы в одну слепящую глаза поверхность, мы различаем справа уходящую вдаль дорогу, а слева – горизонтальный залив канала, что позволяет Рембрандту объединить в одну две разновидности пространственной композиции. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). (Ред. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. У него внимательный и веселый вид. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Солнце низко висит перед наступлением ночи.
Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Там-то и видна давшая этому офорту название старинная каменная башня, как бы отделяющая от изображения справа его треть. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Невидимый конусообразный сноп лучей этого источника по мере продвижения в пространство офорта расширяется во все стороны, оставляя в тени далекие фигуры слева, резко выделяя пластику персонажей в центре и заливая сиянием больше двадцати человек на втором и третьем плане слева, которые к тому же купаются в свете исходящем от лица, рук и одежды Христа. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Она сама стала зимой. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Грунт – синтетический с масляно-смоляной имприматурой, кроющей. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера.
При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Зал трактира залит теплым ярким светом. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника.
Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Можно проследить бег кисти. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Издавна он носит название Лист в сто гульденов. Медея погубит и свою соперницу, послав ей со своими обреченными на смерть детьми отравленный наряд. Совокупление изображено с необходимой точностью.
Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Совокупление изображено с необходимой точностью. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Но внешне он совершенно спокоен.
Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника8. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
Дела шли все хуже. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.
То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Начал все неправильно. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. В своей коллекции эстампов Рембрандт собрал целый ряд эротических гравюр Рафаэля, Россо, Аннибале Карраччи и Джулио Бонасоне, Хендрика Гольция, Дюрера и его учеников.
Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. – Видимо имеется ввиду аэросил – порошок, стабилизируюший (в большей степени) лак для лессировок. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством.
В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Ну, также рыхловат рисунок.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. В третий раз стал писать в коричнево-зеленоватой среде, но еще не освоившись, допустил ряд грубостей в виде разрывав света (в книге и воротнике Марии). Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Нужно постараться научиться этому у него. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Все, кого он любил, кто делил с ним радости и невзгоды, ушли в мир иной, а он остался здесь Картины из прошлого сменяют одна другую. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. А Рембрандт ищет что-то свое. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.
Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)6.
У меня же в фон уже попала изумрудка, в лицо – кадмий желтый. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Именно к этому времени и относится офорт Рембрандт, рисующий у окна (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Картина маленькая. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Он ищет внутренний свет изменяющий личность.
Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный.
Итак, перед нами – Голландия. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Да, писались картины на религиозные сюжеты, но они были наполнены множеством мелких деталей и больше походили на жанровые сценки. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни4. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Как раз такой характер художественного замысла в обращении к евангельской и библейской сюжетике позволяет Рембрандту вскрывать внутренний смысл темы, наполнять каждую сцену лирической одушевленностью, утверждать общечеловеческое значение воплощаемых им образов. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Между затененным силуэтом Юноны и ярко освещенным жертвенником стоит жрец в широкой ниспадающей до ног одежде и высоком тюрбане, сжимающий в обеих руках тонкий и высокий посох – все эти предметы есть не что иное, как фантастически преобразованные на восточный лад принадлежности христианского епископа. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабана по широкому мосту у здания гильдии. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.
– Подчеркнуто Девятовым). Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. То же сверкает в уголках глаз.
Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Кепи сидит несколько набекрень. Заказов становилось все меньше.
Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. По улице ходили шествия с тремя волхвами. Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны жизни целого народа, Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания не только самые глубокие и значительные явления этой жизни. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину.
– Подчеркнуто Девятовым). Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Зато все требования заказчиков были выполнены. Из серого пятна прилегающего к правому краю изображения далекого прямоугольного проема в высоком каменном своде они приближаются к Христу, ковыляя и спотыкаясь, стеная и плача, отчаянно жестикулируя и умоляя об исцелении.
В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Природа этого света таинственна и непонятна. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Первым делом поскоблил. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.
Рембрандт ван Рейн по всему своему складу был ближе к великому голландскому философу-гуманисту Бенедикту Спинозе, с которым он, может быть, встречался и который учил, что человек через познание законов мира идет к свободе, к природе и, преодолевая эгоизм, приходит ко всеобъемлющей любви. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.
И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый).
Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).
К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8. К тому же я слишком понадеялся на лессировки. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
И когда в девятнадцатом веке черезмерно возбужденная чувствительность, бешеная погоня за неуловимыми оттенками, беспощадное искание истины, прозрение далей и тайных пружин человеческой природы искали предтеч и учителей, то Бальзак и Делакруа смогли найти их в лице Рембрандта и Шекспира. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.
Это было так не похоже на художников того времени. И опять же семья его поддерживает.
Сваненбург был в то время местной знаменитостью. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля6. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Поток людей кажется бесконечным.
Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Ну что ж, это его путь. У него тонкие, восточные черты лица он поднялся по лестнице, направо, ведущей в гостиницу, навстречу старой хозяйке, для которой уже приготовлены деньги за будущие заботы о несчастном раненом. Сделаны они очень свободно и легко, в некоторых местах чуть чиркает кистью. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.
Тряпка может оставлять ворсинки, вот таким образом лучше пользоваться рукой). Обезображенных и захиревших выкидышей жизни, темное царство нищеты, амстердамских евреев, грязное и страдающее население большого города и дурного климата. К тому же эта работа дала кое-что в смысле живописной культуры.
Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. На нем дымится жертва. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
На лице – улыбка. Зато все требования заказчиков были выполнены.
На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.
Это тень ее плеч и головы. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Кепи сидит несколько набекрень. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. – Подчеркнуто Девятовым). Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.
В трактовке Рембрандта все это люди чувства и мысли, а не действия в каждом из них мы чувствуем глубокое внутреннее одиночество. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Ясно одно, что его молодой пытливый ум впитывал и анализировал все увиденное, создавая почву для богатых художественных всходов. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Для него художник – это такой же ремесленник.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Снопы света льются справа из глубины через высокие закругленные наверху окна весь интерьер залит этим радостным светом.
(Ред. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Перспективный горизонт при высокой точке зрения отодвигается в глубину гораздо дальше, чем на четыре километра, но в зрительном кадре остается на том же месте вот таким образом появляются новые, очень узкие, горизонтальные планы.
Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Пример, как нужно начать – некоторые фигуры в «Блудном сыне».
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Рембрандт трактует членов "Святого семейства" как простых людей, всячески подчеркивает их человечность, теплоту их взаимоотношений, раскрывает их лучшие качества в каждодневном и обычном. На протяжении 1640-х гг.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Может, нужно было жениться на Хендрикье.
Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Я много понял в организации холста. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Лекции М. М. Девятова). Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Кассель. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.
Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина.
Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Нужно иметь лессировочную пасту, как сказал М. М. (Ред. Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск.
Но их усилия оказались тщетными. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов4. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Так, он дважды пишет «Святое семейство». Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.
– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Построенные из песка и гравия, высотой с двух- и трехэтажный дом, они защищали страну от моря. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Его свет озаряет лицо Богоматери, на мгновение оторвавшейся от чтения Библии, чтобы поправить толстое вышитое покрывало, закрывающее маленькое личико от чересчур яркого света.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии. – Подчеркнуто Девятовым). Взгляд скользит поверх него. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.
У него напряженное, почти квадратное лицо, широкий, одутловатый, бритый подбородок, усы коротко подстрижены, губы плотно сжаты. Он ими как бы рисует. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса6.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Стоит только представить себе, что протягиваешь кому-либо руки для сердечной встречи, как сейчас же почувствуешь, что обе руки простираются вперед подобным же образом. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
Его образ полон глубокой внутренней значительности. В то время Рембрандту было все интересно. Кроющий (непрозрачный) слой краски различных цветов (кроме белого) или же пигмент, добавленный в грунт – все это называется цветным грунтом).
И все касания различны – это не прием, а пытливое наблюдение. Льняное масло растер рукой (тыльной стороной), лишнее снял тряпочкой. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Та же "дерзость" влечет его к союзу с дьяволом, но, заключив с ним договор, Фауст впадает в порочное сластолюбие и, под конец, дьявол отправляет смельчака в ад на вечное мучение. Вот две юные девушки в проемах окна и двери и их силуэты говорят о размеренной жизни дома, где женщины раскрывают окна по утрам и закрывают по вечерам ставни скорее по привычке, ради упорядоченности семейной жизни, для которой необходимо чередование дня и ночи. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу6. Критики обращают огромное внимание на светотени. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.
Удивительна ее судьба. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Получается не очень и течет краска. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса.
Но затем, придавая слишком большое значение лессировкам (понимая под этим акварельный метод наложения чистых красок на белое, доводя тон постепенным наложением новых слоев) (Ред. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Но их усилия оказались тщетными. До сего дня была проведена следующая подготовительная работа: заказан подрамник по размеру взятого фрагмента, натянут и загрунтован холст.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Оно доносит до нас человеческие эмоции. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Вот почему, свободный от всех пут и руководимый необычайной восприимчивостью своих органов, он мог воспроизвести не только общую основу и отвлеченный тип человека, которыми довольствуется пластическое искусство, но и все особенности и бездонные глубины отдельной личности, бесконечную и безграничную сложность внутреннего мира. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы.
Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом.
Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Его населяли в основном ткачи. Работа прошла довольно скованно. Композиция пространства офорта диагональная, точка схода уходящих в глубину линий находится на невидимой линии горизонта, справа, за пределами листа. Слева от них мы различаем горизонтально сбитые доски прямоугольного колодца, над которым повисло на уходящей куда-то вверх веревке ведро.
Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Младенец стал старше. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью – и так она несет миру, как жертву для его спасения, своего первенца. В еле намеченной, небольшой, освещенной пламенем очага бедной комнате, служащей одновременно и мастерской и жилищем, в шагах пяти-шести от нас мы видим совсем юную, лет восемнадцати, небольшого роста, скромно одетую мать.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Действие происходит ночью в темной спальне. А на святого Николая получали подарки, уложенные в башмачок, накануне оставленный у камина. Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. В центре площади находится памятник Рембрандту.
В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Впечатление сердечной теплоты, которое создает эта картина, обусловлено в значительной степени не только реализмом, но и особой тонкостью и теплотой самой живописи.
Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.
Холст, масло, 117х91. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Рембрандт стал его последним протеже.