Святое Семейство Рембрандт Описание Картины
Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству.
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Но это нечто удивительное, размером с человеческую голову, что горит и пылает внутри, в нескольких метрах от нас, распространяя вокруг себя свет и тепло. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
- Установите проигрыватель ресурсов для вашей операционной системы
Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.
В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.
«Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Трудно сказать, знал ли он в точности, кто такой, например, святой Доминик, понимал ли всю символику изображения.
Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. У него внимательный и веселый вид. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.
К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Вот две юные девушки в проемах окна и двери и их силуэты говорят о размеренной жизни дома, где женщины раскрывают окна по утрам и закрывают по вечерам ставни скорее по привычке, ради упорядоченности семейной жизни, для которой необходимо чередование дня и ночи. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.
Эту традицию Рембрандта впоследствии продолжил другой гениальный голландец – Винсент ван Гог, годы жизни 1853-1890-ый.
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. И вся эта наполненная вибрирующим светом среда воспринимается как горящий жар эмоций, как душевное напряжение, возрастающее до высшей одухотворенности. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Это тень ее плеч и головы. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.
Можно проследить бег кисти. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Может, нужно было жениться на Хендрикье. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Борода подстрижена характерно, залихватски. Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Он чувствовался во всем. Младенец стал старше. Заказов становилось все меньше. Как раз в этой драматичности видит Рембрандт своеобразный выход из горького одиночества и холодной обособленности, так трагически переполняющих образы многих его героев.
Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.
В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину.
То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627).
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир.
И опять же семья его поддерживает. Та же "дерзость" влечет его к союзу с дьяволом, но, заключив с ним договор, Фауст впадает в порочное сластолюбие и, под конец, дьявол отправляет смельчака в ад на вечное мучение. Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Мадонна одета в пурпурную мантию, спускающуюся широкими складками, создающими как бы пьедестал. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.
В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Оно доносит до нас человеческие эмоции. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. Картина написана в том же году, когда художник пережил еще одну большую потерю: умер его сын Титус.
А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Бог создал море, а голландцы – берега.
Эта Семья – неколебимая постройка. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой. Критики обращают огромное внимание на светотени. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Поскольку Рембрандт был мэтром изображения света и теней, то эта картина нуждается в подробном рассмотрении источников освещения.
Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Так значительность и несравненная драматическая глубина события объединяют людей, тесно сближают их общностью чувств.
На протяжении 1640-х гг.
На нем написано лишь равнодушие. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.
Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Удивительна ее судьба. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Слева от нас, переминаясь с ноги на ногу, словно спотыкаясь после долгой дороги, готова свалиться понурая лошадь.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Картина маленькая.
В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Марксговорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Так, он дважды пишет «Святое семейство». Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного.
С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Вот вам диалог неба и земли.
Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.
Он несколько младше своих сокурсников, но это не мешает ему участвовать в студенческих пирушках и других безобразиях. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится.
Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Его населяли в основном ткачи. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения».
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка.
Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Мост через канал пуст. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Под "Святым семейством" в искусстве подразумевается изображение Марии, Иосифа и младенца Христа. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Солнце низко висит перед наступлением ночи. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.
В этих мастерски вылепленных посредством чередования светлых и темных тональных пятен фигурах мы без труда узнаем бродяг и нищих ранних офортов. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Это было так не похоже на художников того времени. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Ну что ж, это его путь.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Совокупление изображено с необходимой точностью.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В этом отношении Рембрандт – один из самых своеобразных художников Европы и он выковывает один из концов цепи, другой конец которой отлили греки. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".
Тень от широкой шляпы, положенная не только на весь лоб, но и поверх глаз, усиливает напряжение ибо, невольно привлекаемые этим взглядом, мы стремимся проникнуть в него сквозь полутень. Итак, перед нами – Голландия. Именно эти переливы красок, придавая образам позднего Рембрандта динамичность и одухотворенность, создают впечатление, будто они способны меняться на глазах у зрителя.
Новое в этом офорте по сравнению с предыдущими то, что Рембрандт понимает свою модель как бы изнутри и так выбирает внешние черты, чтобы они были в состоянии выразить своеобразие нервной внутренней жизни, пульсирующей под спокойной внешностью. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Мы видим, что произведения Рембрандта, созданные на религиозные сюжеты, отличаются от его светских произведений, например, портретов именно наличием момента чудесного. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.
В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки.
Никаких четких контуров, ни одного рутинного мазка крайняя робость, которая происходит не от незнания, а как будто из боязни быть банальным и оттого, что мыслитель придает такую цену непосредственному и прямому выражению жизни. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".
Поток людей кажется бесконечным. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Из-под повязки видны его гениталии.
Это сплошные луга, обширные и ровные, тянущиеся до самого горизонта, разрезанные ровными полосками каналов цвета нержавеющей стали, окаймленных низким кустарником. Картинная галерея. Мы смотрим в эту сверкающе-светящуюся атмосферу и в первый момент вообще ничего не можем различить, кроме каких-то редких, разорванных, беспорядочных штрихов, в которых, однако, угадываются контуры каких-то фигур. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Барокко.
Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. В еле намеченной, небольшой, освещенной пламенем очага бедной комнате, служащей одновременно и мастерской и жилищем, в шагах пяти-шести от нас мы видим совсем юную, лет восемнадцати, небольшого роста, скромно одетую мать.
Всех сковал холод. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.
Скоро гроза пойдет и здесь. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Там, далеко-далеко, на склонах пологих зеленых холмов, под ясным южным небом виднеются излюбленные Рембрандтом невиданные, похожие на мавританские, дворцы из светлого камня, с гордыми башнями, зубчатыми стенами и зияющими арочными проемами.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Жизнь текла согласно установленному веками укладу. 175, 5 x 210, 5 см. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Но юноше учеба показалась неинтересной.
И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Молодой художник из Лейдена ищущий богатства и славы, вряд ли думал, что будет умирать в нищете и бедности в, казалось бы, Богом забытом еврейском квартале Амстердама.
Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.
Действие происходит ночью в темной спальне. Рембрандт как бы полемизирует со своими предшественниками, обычно изображавшими мадонну среди роскоши. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Сочетание этого золотого налета, присущего центральной группе тональных пятен, моделирующих фигуры Марии и младенца и одного самого яркого в картине красочного акцента – красного плаща-одеяльца, под которым мирно спит ребенок, становится в это время характерным для живописи Рембрандта. И действительно из проведенного нами анализа следует, что белая полоска поверхности стола оказывается одновременно и основанием ниши и основанием равностороннего треугольника с вершиной в точке схода.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Кепи сидит несколько набекрень. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой.
Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной.
Я обвиняю. » (2008)12. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.
Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе».
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Нидерланды (Голландия). Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. С описанной нами группы из трех женщин между зрителем и Христом начинается шествие печальных фигур.
У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю.
В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). В картинах Рембрандта все выглядит так, словно сказочная фея неслышной стопой вступила в его полутемные комнаты, где у огонька греются люди, озарила предметы таинственным светом, пробудила к ним любовь и заставила зрителя глубоко переживать происходящее.
Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Несколько сдвинутый от оси изображения влево, на черном фоне, на третьем плане, стоит лицом к нам Христос, в длинном до полу одеянии, босой, с ярким ореолом вокруг обнаженной головы, образующим как бы светящуюся арку вокруг верхней половины его фигуры.
Он просил за них сто гульденов. Как пристально, как проникновенно, каким мудрым, все понимающим и проникающим до самых сокровенных тайн души взором глядит он на того, кого хочет запечатлеть. Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Художник прибегает к диагональной композиции.
Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Он является смыслом жизни для матери. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.
Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Он старается умерить силу ударов своего топора. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.
Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Такова сила света снаружи.
В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Взгляд скользит поверх него. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.
То же сверкает в уголках глаз. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Для него художник – это такой же ремесленник. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.
Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.
Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. А Рембрандт ищет что-то свое.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
И только выглядывающий за левым плечом портретируемого угол спинки деревянного стула хоть что-то говорит об осязаемой среде. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога.
Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Надо сказать, что руководство университета довольно спокойно относится к проделкам студентов. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. В прозрачном ореоле этих светлых фигур из мрака над столом еле вырисовываются таинственные темные кисти рук неведомого существа – вызванного Фаустом духа.
На нем дымится жертва. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.
По улице ходили шествия с тремя волхвами. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа».
Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.
Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Природа этого света таинственна и непонятна. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. В то время Рембрандту было все интересно. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).
Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Широкая сельская дорога изрытая копытами лошадей и колесами телег, образует своими контурами приземистый треугольник в правой части изображения, основанием которого служит правая половина основания офорта, а вершиной – точка схода на сильно опущенной линии горизонта, всего в трех сантиметрах от правого края.
Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям.
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Богатый самаритянин привез тяжело израненного бедняка с целью позаботиться о нем и пролить в его сердце, еще более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Холст, масло. Но их усилия оказались тщетными.
Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.
Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Дела шли все хуже. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет.
До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Но внешне он совершенно спокоен. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему.
В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.
Она сама стала зимой. Как будто хочет сказать зрителю, что перед ним только иллюзия, сказка из другого мира, похожего и непохожего на мир реальный. Любовь привела его сюда.
Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет.
Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.
Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье.
У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Там, далеко от нас, расстилается благодатная страна, перед нами лежит один из сказочных ее городов, который кажется сном. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Кассель. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
На лице – улыбка. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста8. Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.
Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Он решает стать художником. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.