Святой Марк Донателло
В 1413 году великий итальянский скульптор Донателло завершил работу над статуей святого Марка и установил ее в нише на южной стороне здания церкви Ор Cан Микеле, во Флоренции. В 1411 году цех льнопрядильщиков заказал у Донателло статую Святого Марка. Образ Святого Марка Автор Донателло.
Их судьба иногда была драматической. Поза contrapposto или естественная поза используется со св. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). они были приостановлены.
После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.
- 600 лет «Святому Марку» Донателло
- Донателло, статуя Святого Марка, 1411—1413
- Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
- Донателло великий итальянский скульптор
- Скульптор Донателло: биография, работы, фото
- Итальянский скульптор Донателло
- Донателло – величайший скульптор и его творения
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с античных образцов. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». О том, что представляла собой скульптура до него, Вазари писал впоследствии весьма темпераментно: «Скульпторы, которых мы называем не древними, но старыми, не справлялись с многочисленными трудностями искусства в статуях своих, будь они из мрамора или из металла, не обнаруживая ни мастерства, ни страсти. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
То же направление видно в его статуе пророка Аввакума известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан Микеле статую Святого Марка. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Евангелист Марк (1411). Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
- Донателло статуя Святого Марка 1411 1413
- ДонателлоСкульптуры и биография
- Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
- Альбертина — самый посещаемый музей Вены
- ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
- Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
- Донателло – основоположник скульптурного портрета
В поисках выразительности Донателло до известной степени отказывается от своих ранних достижений. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Donatello был уполномочен гильдией льняных ткачей закончить три части для проекта. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Линии в «Битве св. Творчеству Донателло присущи новаторство, стремление к эксперименту, необычная динамичность эволюции. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих).
- Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
- Поездка в Рим, второй флорентийский период
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения.
Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Венецианская республика, не имевшая себе равных на море, обеспечивала свою безопасность на суше с помощью наемных солдат. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. На его лице веселая улыбка.
св. Удивительна судьба этого города. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Св. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».
Георгия — на деньги оружейников, а св. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.
Св. Петра и завершения ряда других заказов. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Уравнивая пластику с архитектурой, Донателло первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармоничного сочетания с архитектурой. Фигура Марка необычайно пропорциональна, устойчива и монументальна, возможно, впервые после античных мастеров была решена проблема устойчивой постановки фигуры. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.
Марка видимы, поскольку он держит текст о бедре. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Мария показана в сложном повороте. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.
Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Во-первых, возрастает значение линии.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения.
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. И работа Гиберти (1) понравилась жюри больше остальных именно своим античным духом, особенно проявившимся в изображении тела Исаака. Марка (1412 год), св. Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей).
Его крылья, кажется, еще полны движения. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св.
Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св.
Мы много знаем о Донателло-художнике — о нем свидетельствуют его произведения, но мало знаем о Донателло-человеке. Они избороздили лоб Франциска преждевременными морщинами, обострили черты его лица, заставили сжаться его тонкие губы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Работа Брунеллески, впрочем, тоже была отмечена жюри и сохранена для потомков. в флор. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Скульптура отличается живостью исполнения.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Донателло строит образ на игре света и тени. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо.
К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения. На коленях стоит богоматерь. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. В отличие от «Св.
В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Изящно ложатся складки одежды. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Главное действие происходит в центре композиции. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, наход. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Ощущение глубины еще создается и объемными фигурами. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Марка показана реалистической драпировкой полотна. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Марка и Св.
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. А Брунеллески он был обязан многим. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Мастерство Донателло настолько выросло, что он справляется с техническими трудностями постановки фигуры как бы мимоходом. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. «Св. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. Гордый сознанием своей победы, Давид стоит подбоченясь, попирая ногами обрубленную голову врага. св. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
Голов pа повернута слишком неестественно. В действительности, все эти точки зрения односторонни. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, — барельефам двух кафедр церкви св. Скульптура Донательо известна своему подробному реализму, доказательствам навыков художника. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св.
В его время это было смелым нововведением. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция.
Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Марка — по найму льнопрядильщиков.
банкира Мартелли. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Лаврентия изображающим Страсти Господни.
Фигура исполнена достоинства. Лаврентия, украшенной его работами.
Их различали не по чертам или выражению лица. Донателло научился ставить статуи среди свободного пространства — на площади, в саду, в доме. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Донателло. Мрамор.
Все остальные пошли в переплавку — бронза была дорогой. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. Даже вены левой руки св.
Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Купель в середине.
Очевидно, ереванский рельеф был создан одним из учеников Донателло по его рисунку и под его непосредственным руководством в начале 1430-х гг. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Георгия. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Практически все художественные проблемы, с которыми столкнулась итальянская скульптура во времена перехода от готики к Ренессансу, отразились в работах Донателло, чьи интересы, в отличие от большинства его современников, не были узко локализованы, но охватывали большое количество жанров, видов и материалов скульптуры. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Похож на картину. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Плоский рельеф изображающий голову св. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
Лицо юноши, полное свежести и благородства. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Здесь начинается следующий этап его творчества. Художник остался в Падуе до 1456.
Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Вот таким образом и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе.
Брунеллески (2) же создал драматично-экспрессивную сцену, разорвав к тому же силуэт обрамления. Св. Фасад же церкви остался неоконченным. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.
Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот.
Марку» с Ор Сан Микеле. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. нателло. Он обладал характером сложным и независимым. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. Удачно передано движение ангела. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Антония и изображениями символов евангелистов. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
Выше: что вы искали. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. В ту пору античность уже начинала считаться образцом прекрасного.
Она, несомненно, связана с ними тематически. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Пять фигур находятся в музее собора. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. Сюжет диктовал, казалось бы, удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Двое-античные войны. Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.
Около 1345—1350 гг. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства.
Так, очевидно, было и при отливке «Давида».
Они как бы окаменели от горя. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лонд. ). св. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.
Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк.
В этих скульптурах, впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице).
Все в этой фигуре весомо и материально. Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Донателло «Давид» (около 1440). Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику.
Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта.
Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.
Марк, можно поверить и его писаниям». Лаврентия, во Флоренции. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Это исхудалая старуха, покрытая волосами. Антония в Падуе.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). И как всегда, он уверенно справился с ними.
Он восторженно отзывался о статуе «Св. Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Слегка изогнулся торс Марка. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Святой Донательо Марк (1411–1413) является мраморной статуей, которая выдерживает приблизительно семь футов и девять дюймов высотой во внешней нише церкви Орсанмикеле, Флоренция.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Здесь представлены родные и друзья Христа. Вокруг он изобразил цветочный узор.
Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Красив мотив струящихся складок одежды. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок.
Георгий у Донателло— гибкий, стройный юноша в легких латах. Пространство строится по законам прямой перспективы как и в картине. Лицо его отличается особой экспрессией.
Купель украшена рельефами. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Но именно благодаря этому сочетанию изощренности и косноязычия рельефы кафедр Сан Лоренцо производят столь сильное впечатление. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (наход. В рассматриваемой композиции св. С такими он был непреклонен.
Георгия» красивы и выразительны. Так что статую св. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Линии профиля определенны и чеканны. В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано.
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. теперь в Англии).
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Особенно это заметно в изображении св. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Как всегда, Донателло нарушает традиционную иконографию, создавая новую интерпретацию канонических сюжетов.
«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Но опять условное время. Именно такая женщина была способна на подвиг. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Они потребовали от художника исправить это нарушение. Сегодня, копия статуи стоит в месте оригинала, в то время как настоящий св.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Георгия» и «Св. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Георгий Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опираясь на щит. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам.
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.
Вверху изображены летающие ангелы. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
В конце XVI в. алтарь был разобран. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Марк, можно поверить и его писаниям. Барджелло.
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Так подчеркнута глубина рельефа.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный.
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Рельеф эмоционален. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном.
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. «Св.
Статуя полна жизни и изящества. В годы, когда творил Донателло, увлечение Древним Римом не распространилось в среде образованных итальянцев. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Он сдела рельеф на сюжет пир Ирода.
Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Антония. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Высоко над холмом вознесены три креста. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле.
В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Д. исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквах между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. Марк размещен в музее церкви.
Марк был первым из своих вкладов. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее.
На лице его застыла гримаса страдания. В ней чувствуется рука самого Донателло.
В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена на пьедестал до 1453 года. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Это способствовало процветанию торговли. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. А вот что пишет Эрнст Гомбрих: «Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы.
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. во многих церквях Италии. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. В отличие от «Св. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.
Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе».
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Однако страдание обладает длительностью во времени. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
То же напряжение ощущается и в лице. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. В действительности, все эти точки зрения односторонни. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы.
Рельефы кафедр церкви Сан Лоренцо прежде всего показывают трагедию одинокого мастера, не понимаемого своими современниками и ушедшего в себя. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. К сожалению, нынешнее расположение алтаря не позволяет оценить по достоинству эти рельефы, рассчитанные по большей части на внимательное и подробное рассматривание вблизи. Но это не простой мальчик.
Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками.
Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Современники поняли его не сразу. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом.
Крестильнице). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Донателло тоже их делал. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой.
Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Марк»). Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Марка» с Ор Сан Микеле. Между ними видны играющие музыканты. памятников, явившихся в XV и XVI стол.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Фигура прорисована уверенно и свободно. Георгия» и «Св. В 1406 г. она приобрела город-порт Пизу, расположенный в устье реки Арно и получила выход в Средиземное море. Статуя рассчитана на обозревание спереди.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. В его правой руке — тяжелый меч. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Марка».
Д. с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их оконченности. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. (жена Ирода Иродиана.
Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. В 1408-1415 гг. Столь же выразительно и лицо пророка. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. В творчестве мастера наступил новый период. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона.
О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность.
Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Это один из первых ренессансных конных монументов. Рассмотрев вблизи статую св. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Нам кажется, что и пребывание Донателло в Риме в 1432—1433 гг., вполне достоверное и подтвержденное документами, тоже не оказало сильного воздействия на творчество скульптора. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Брезгливой гримасой тронут его рот.
В 1403—07 гг. Главный эффект достигнут не противопоставлением фактуры лохмотьев гладкой коже святой, а именно их неожиданным сходством. Самые замечательные из них— бронз. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. В этой фигуре всё значимо.
Марком Донательо. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Тем самым усиливается иллюзия пространства. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.
Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Донателло должен был чувствовать себя одиноким.