Сюита Чюрлениса
Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных его работ.
Древнее благочестие, древняя нравственность, древнее уважение ко всему живому. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти).
В его искусстве усиливаются ноты тревоги. Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». Видеть самому, трепетать перед величием сотворённого Мира своим сердцем. Надо браться за краски, браться за живопись». Честь, правда, справедливость были на первом месте.
«шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать. Мало того, такие вопросы непонимающих зрителей явно были ему досадны.
Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Это мастера-изобретатели.
- Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
- Описать картину Микалоюса Чюрлёниса Соната весны-Анданте и Аллегро
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Они беззащитны – их вот вот не будет.
Всё верно и безошибочно. В семье говорили на польском. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты. Звуками.
В начале 1909 года петербуржцы видели живописные «Звездную сонату», «Прелюд» и «Фугу» в эти же дни звучали музыкальные произведения Чюрлёниса. Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. Осенью 1903 года он пишет маслом картину «Музыка леса».
Тишина. Он пишет свой триптих, таинственный и странный и называет его «Rex» (1904–1905). Тот стоял перед триптихом «Путешествие королевны».
Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски, так что он временами должен был собирать на полу их остатки1. М. К. В «Сонате пирамид.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- чюрлёнис микалоюс константинас смысл картин
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
- Микалоюс Чюрлёнис: самые популярные картины (топ 12)
- Микалоюс Чюрлёнис – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
А картины Микалюса Чюрлениса никогда не будут забыты, даже спустя многие сотни лет. К шедеврам среди пейзажных работ этого периода принадлежит «Тишина». Он считается основоположником профессиональной литовской музыки. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве.
Древние и вековые устои нравственности народа. Есть ли это средоточие всех надежд и печалей. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Как в триптихе «Путешествие королевны» – младенец, одуванчик и птица. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
Там на мольберте стоит начатая и неоконченная картина, вернее – графический лист, видимо предназначавшийся для дальнейшей работы акварелью. Море кипит, беснуется. На первой, левой картине – огромная гора, уходящая круто ввысь. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты.
Музыку леса он пишет маслом. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Удивительная находка Чюрлениса изменение масштаба всех трех картин явно свидетельствует о соизмеримости и в то же время о различной степени видимости трех пространств, представленных в триптихе.
- Самые известные картины Чюрлениса
- Микалоюс Константинас ЧюрлёнисОбсужденияПросмотр темы8
- Словари и энциклопедии на Академике
- Проблема синтеза музыки изо искусства, литературы
- Восприятие печатного и вербального текста
Но это созерцание их вместе с сестрой гения было незабываемо особым. Да, это ещё не тот художник Чюрлёнис, каким он станет через два года. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры». Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой.
Есть дальнейшая ступень. Та, о которой ястолько мечтал искал её на своём пути сейчас так хорошо у меня на душе, такхочется обнять весь мир. В раннем периоде своего творчества М. К. Чюрлёнис написал несколько произведений для камерных ансамблей (фуги, каноны для струнного квартета и трио, тему и вариации для квартета).
Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. Это – выразители. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Однозначно его толковать никто не берется. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой».
- Вербальное звучание и цветовое восприятие букв и слов
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Она как бы объединяет в одно целое «Сонату звезд» с несколькими другими полотнами, такими как «Ангелы. Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви.
Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Но где он есть, там уже живёт в линиях действо в космическом пространстве. Когда он садился за рояль, то весь преображался.
При жизни талант уникума в мире искусства не был востребован. Так, к примеру, я не согласен с толкованием, что тёмный великий Король в картине «Rex» означает, что зла и тьмы на свете больше, чем Света и Добра. Ведь и сам автор был не только художником, но и композитором.
Картины Чюрлениса утверждают последнее. Пожив в Варшаве, переехал в Лейпциг и окончил там консерваторию. Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл Сказка королей, 1907), фантастических видений, мистики (цикл Сотворение мира, 1904-06), народных представлений и верований (циклы Весна, Зима – оба 1907 все упомянутые произведения – в Каунасском художественном музее имени М. К. Чюрлениса), тесно связана с его музыкальным творчеством (Соната солнца, Соната весны – обе 1907 Соната звёзд, 1908). Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.
Персонажи на картинах Чюрлениса- это размытые силуэты, сказочные короли и светлые ангелы, а место человека во вселенной Чюрлёнис определял так: «Весь мир представляется мне большой симфонией: люди – как ноты». Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений. Он ощущал в них властную руку Творца или Короля.
Звуками. Но это и не беспомощный подражатель начинающих». Да, есть видимая Вселенная с мириадами звёзд и планет, есть великое «сотворение Мира», но есть ещё гораздо больше того, что мы, люди, просто так, глазами, не способны видеть. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением.
Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Часто он сам создает свои сказки. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни.
Картина проста, образы её будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – это музыка прямые стволы сосен – струны ветер, летящий мимо деревьев, – это тот музыкант, который и трогает, колеблет звучащие струны. Лжи, обману, чванству, карьеризму места не было. Плунге). Такими особенностями отличаются все картины Чюрлениса. И все.
Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. Это знание в его научном изложении пришло только с Живой Этикой.
Но они – жизнь, возникшая на краю беспредельности. И первым, пусть даже слишком слабым толчком, поколебавшим эти мощные стены, была картина «Музыка леса». Мы отсчитываем время своей земной меркой. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Как ныне наука доказывает из всего имеющего место в Космосе мы видим только 4, всё остальное – как тот затемнённый Король, что стоит за спиной высветленного Короля в знаменитой картине Чюрлёниса «Rex», – есть и есть несомненно, но невидимо. Но это будет уже другая история. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты.
Сейчас это самый юг Литвы.
И видеть всё это не «будто бы впервые», а поистине впервые. Она оставляет чарующее впечатление едва ли не у всех, кто только ни видит картину. И, возможно, однажды мне доведётся воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту —соткать в гобеленах величественный и прекрасный мир —мир, созданный Чюрлёнисом.
Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Шелест леса» (1903–1904), эта стилистика начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Временами он уходил в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. Картина Фуга – яркий пример.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Аллегро. И. Л. И ведь отсутствие чуткости, вдумчивости у публики унижает его народ, обидно за людей.
То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Музыкальное мышление М. К. Чюрлениса имеет ярко выраженную мелодическую природу. Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу».
Есть такие творцы, хотя их не много. А затем я беседовал с Валерией Чюрлёните-Каружене в её рабочем кабинете. Муза моя затихла, мы посмотрели всё. В семье было пять сыновей и четыре дочери.
Над ним – жемчужное небо нездешней ночи, которое прорезает ярко светящийся месяц. Вдохновленное известным афоризмом Шопенгауэра – «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», это субъективное течение искало высшую реальность в жизни идей. Пляшут, пляшут пока что кораблики и, быть может, спасутся.
Представитель символизма. Детство провёл в Друскениках, где его отец, Константин Чурлянис, сын вольного литовского крестьянинаисточник не указан 2175 дней, был органистом. Стволы деревьев похожи на струны арфы, а из тумана вырисовывается рука, которая как будто на них играет.
Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой «красоты таинственного». Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал. Он должен разгрузиться. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Где истина, Господи. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2.
Для композитора-живописца, так часто меняющего разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для рисования, синтез музыки и живописи стал частью жизни, выражением его миропонимания. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями.
Музыка же в его время была ещё сугубо традиционной. Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). В качестве дипломной работы он представил кантату для хора и оркестра «De profundis» («Из глубины воззвал к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой» – 129-й Давидов псалом). Чюрлёнис Микалоюс Константинас (1875-1911), литовский художник и композитор.
Оговоримся сразу, что не нужно, едва увидев под картиной Чюрлениса слово «фуга» или «соната», немедленно начинать поиски зримого «изображения музыки». В Анданте морская стихия утихомирилась. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль.
И хотя первой картиной Чюрлениса была «Лесная музыка. В это время его приняли в общество «Мир искусства». Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Ведь всё живо, всё расцветает, развивается, движется. Все великие перемены в музыке были ещё впереди. Море состоит из капелек и по всей картине идут желтые капли моря.
Музыканты П. Генюшас и Л. Моцкунас выпускники школы искусств им. Верно понять то, что он создал, понять его картины, музыку в живописном исполнении, его тематические циклы, «сонаты», «фуги» вовсе не просто. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм.
Вокруг человека и освещенного пространства вьются крылатые существа, принадлежащие скорее к миру небесному, нежели к земному. Будучи в Петербурге, Чюрлёнис близко сошелся с «Миром искусства» – Добужинский рекомендовал его всем друзьям и знакомым: «Первое, что поразило нас в полотнах Чюрлёниса, – это их оригинальность и необычность. Между тем картины Чюрлениса выставляются на выставках, которые следуют одна за другой в Вильнюсе, в Варшаве, в Москве, в Петербурге. Не просто было понять всё это и современникам на его первых персональных выставках. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. Его картины звучат как прекрасные песни.
Он негодовал: «. Образ, положенный в основу композиции, навеян Чюрлёнису очертаниями островка, который лежит рядом с Друскининкаем наНемане. Увидел ли он, что ему тесно в музыке.
Это – бесконечно красиво. С 1904 года мелодика становится своеобразнее, диатонике сопутствует рельефность альтернационных изгибов, хроматика вносит изменчивую красочность интонационную изысканность. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. В этом же направлении действовало и польское духовенство1.
Иду иду». Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера.
Одним из последних заказов художнику был занавес для сцены. Его стихи музыкальны и красочны. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). Художник меняет размеры этих пространств и угол их обозрения. Ранее ведь такого искусства никогда не было.
Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Она открыла Врата эры Космоса сознанию человечества. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Синтезом музыки и живописи приоткрыл тайны жизни во Вселенной. Он действительно Мастер. В этом стремлении он был первым. «Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе).
Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Член объединения Мир искусства (с 1911). Мать эмигрировала из немецкого Регенсбурга после начавшихся там гонений католической церкви на евангелистов. Этими тропами ещё никто не ходил. На нём остро заточенным карандашом наведён рисунок, но не весь лист им заполнен. Чюрленис – художник непосредственных, живых чувств, певец мира гармоничного и драматического, он всегда поэтичен, ему чужда холодная, сухая рассудочность.
Его живопись «основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки». Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией.
Он её внутри слышал. Вот таким образом и от нас, зрителей, требуются прежде всего чуткая душа и открытое сердце. Если что-то надо было доказать, то достаточно было сказать: «Это слово чести» и этому верилось безоговорочно. Создатель заложил в человеке ту же искру творчества, энергетика которого жила в нем самом. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое.
Ангел в это время смотрит на небо, как бы вопрошая, какие еще жертвы от него потребуются. Она вся была как затихший, очень верно настроенный музыкальный инструмент. Но не всё, как оказывается, так просто. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Гармонично, сильно и образно.
Его первым языком был польский. Для ранней музыки (1898-1902гг) характерно развертывание одной мелодии, не слишком сложной функциональной гармонии и диатонической интервалики. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Иначе оно не искусство.
Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши». Рай», «Ангел. Она выполнена в максимально скупой манере. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками.
До них ничего такого не было. Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. Учащиеся слушали с интересом.
В этой школе и оркестре князя и развивалась профессиональная деятельность Чюрлёниса, как музыканта. Весна 1904 го Приблизительно к этому времени относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Должен освободиться. В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы – символ или реальность. Правда, если будем рассматривать, ниже одуванчиков проступает зелень над ними – чуть приметная линия горизонта, еще выше и справа – золотится верхний угол этого картонного листа Но все это – лишь тончайшие цветовые и графические дополнения к одуванчикам. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать.
Это ее ступни составляют верхнюю часть центральной картины триптиха. – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд Это игра природы, знакомая всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах это простодушная детская сказка про дракона или морского змея или про «чудо юдо рыбу Кит» и это одновременно удивительно точное настроение чуть таинственного покоя, который охватывает человека у воды, когда в летний вечерний час уходит с безоблачного неба дневное светило. Своей стране и своим соотечественникам он возвестил Красоту пробуждающейся Весны. » (смотри приложение 14).
Чюрлёнис. Художники пытались уловить нюансы сокровенных чувств и запечатлеть свои грезы, вспышки фантазий и воспоминания. Стихия разыгралась вовсю. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни.
Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём. Его творческий путь начинался именно с музыки. По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем.
Было очевидно, что искусство Чюрлениса наполнено литовскими народными мотивами. Картины Чюрлениса утверждают последнее. «Соната звезд», состоящая из двух частей аллегро и анданте, – есть философская вершина его художественной мысли.
Квартету характерны (его финал не сохранился) ясные классические формы хоть и не отличаются сложностью концепции, привлекают свежестью романтического чувства, ярким тематизмом (недаром тема среднего эпизода второй части считается одним из прекраснейших образцов народно- национальной мелодики М. К. Чюрлёниса). Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Чюрленис писал эту картину в 1908 году, когда еще ничего не было известно ни об эволюционной энергетике Космоса, ни о конусообразных эволюционных «коридорах». Не знал, что он может выдать. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены.
В 1904 году, когда ему было уже 28 лет, Чюрлёнис, композитор, автор нескольких крупных произведений, обещавших ему большоебудущее, становится студентом школы изящных искусств в Варшаве. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Это красиво. Глубоким сном заснули волны.
Рисунок не завершён, внизу листа ещё просто белая бумага. Друскининкай) и Плунгянах (совр.
Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями. Имя его начинают с уважением произносить не только в узком кругу живописцев, знавших его лично, но и в более широкой среде художественной интеллигенции, в кругах любителей живописи. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Его музыка – игра цвета и поэзии. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит».
Судя по всему, Чюрленису не довелось тогда услышать музыки молодого Скрябина, во многом близкого ему по своим устремлениям. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Концертная программа «музыкального путешествия» состояла из шести музыкальных фантазий: «Божий ангел в лесу», «Молитва к морю», «Драма шести нот», «Раскаченная вечность», «Петля времени» и «Поезд воспоминаний». В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Это пространство, связывающее «верхний» мир с «нижним», является как бы областью преображения материи, превращения ее в иное состояние, увенчанное Новой Красотой иномирных форм.
«Соната звезд» (1908 г. ), состоящая из двух частей «Аллегро» и «Анданте», – философская вершина его художественной мысли. От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Белая тень чайки ложится на воду.
Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Это можно объяснить только наличием крупнейшего таланта. Такие сравнения могут прийти в голову любому человеку, не лишённому живого воображения. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры.
М. К. Они первые и первопроходцы. Аллегро первой картины незаметно переходит в Скерцо второй, на которой возникают те же пирамиды, но они уже несут более высокое состояние материи, которое несколько позже Живая Этика назовет огненным и в котором будет господствовать энергетика духа.
В тяжелую пору «безвременья» из этой среды литовской музыки вышел композитор – художник, который дал исключительный толчок развитию не только национальной культуры, но и мировой культуры в целом – Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Костек –старший. Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу. В апреле 1911 года он неожиданно скончался от простуды. Он поистине «синтетическая» личность.
Почему не напрягают свою душу. Он никогда не стремился к внешнему эффекту в своих произведениях.
Из мрака, превратившегося в темно-синее свечение, возникают сначала загадочные формы, затем – мощные слова, написанные по-польски: «Да будет. » – слова, в которые вложена вся воля Творящего. scherzo букв. Это есть понимание Мастера. Так работал Моцарт, когда писал музыку. Я шёл с Музой вдоль всего созданного её братом и оставленного нам, людям. Он вынужден вернуться из Лейпцига, где обучался в консерватории, в Варшаву.
«Andante» – делится надвое линией-границей между двумя мирами. (Так, картина под названием «Фуга» развивает «тему елки», которая повторяется на переднем плане и на заднем, перед зрителем и поодаль, сама по себе, одна или в окружении других или отражением, тенью, силуэтом. ) Постоянные образы Чюрлёниса – «короли» и «королевы», сосны, башни, огни – подобны лейтмотивам в музыке. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа.
М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Надо подняться на третью ступень. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. На картине М. К. Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда».
Шелест леса» (1903 – 1904), сам этот стиль, безусловно, начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда, завершающегося его знаменитым и таинственным «Rex» 1909 года. Малейшее дуновение – исчезнут и они. В «Сонате пирамид.
Современники, не знакомые с космическим мировоззрением, не могли понять, «фантазий» не совсем нормального художника. Но это – только рядом, только подобие тех ощущений, что испытывал он. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Рай», «Ангел.
Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Потом мы увидим, что предпочтение живописи музыке окажется лишь временным, этапным. Сразу и в завершённом виде. По этой параболе шагает крылатый человек.
В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. Но он тосковал по родной Литве. Аллегро. Все это художник и музыкант создает всего за 35 лет жизни (1875-1911).
Именно этого добивался Чюрленис. Хотя, казалось бы, тогда, в присутствии самого автора, это было проще – с его слов. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Современники, незнакомые еще с космическим мировоззрением, которое только начинало складываться, не могли понять, как они утверждали, «фантазий» не совсем нормального художника. Не существовало такого метода и такой школы.
Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. лочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением.
И, наконец, угол обозрения Короля, стоящего во весь рост над космическим океаном, свидетельствует о том, что две первые части неизмеримо малы и находятся как бы внутри пространства, над которым господствует главная сила все тот же Король или Владыка. И третья картина – подсистемы моря. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».
Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. И пока другого такого, продолжающего, как он, не видно. Но не знаю дороги и боязно мне.
Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется. Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Лекция прошла, как мне казалось, вполне удачно. И наконец, когда все это кончилось, над пространством космического бедствия взошло ослепительное солнце и осветило бескрайнюю даль пронзительно пустого океана. Ничего не останется. До него никто так не мог работать.
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Микалоюс Константинас не любил объяснять свои произведения. Об этой картине говорить труднее, чем о других, по той причине, что само изображение, то есть «нарисованное» на ней, почти не занимает места: на не наполненном краской обычном тускло желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды.
Еще мгновение и все исчезнет. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». почему они не смотрят.
Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Тема и название её звучат для нас определенным напоминанием о симфонической поэме «В лесу», сочиненной двумя-тремя годами раньше. Они одно целое и плотный мир несет в себе прообраз того Солнца, которое сверкает и лучится в Мире Огненном. Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины. В нижнем – среди светлого фона полусфера некой планеты с условной топографией и «значками» древесных групп. (Кое-что в области соответствующих реставраций сделал уже в 1925 г. редактор первого издания С. Шимкус, а в последнее десятилетие — автор этой книги. ) Каноны и фуги М. К. Чюрлениса, написанные в процессе освоения им полифонического мастерства и также появившиеся в упомянутых изданиях, вошли в педагогический репертуар некоторые исполняются на концертах и записаны в переложениях для органа.
Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. Особенно интересна в этом отношении картина «Ангелы. Мелодия, рожденная соснами, уносится в суровую даль балтийских вод, подсвеченных желтоватой полоской заката. Для них нет ниши в уже существующих искусствоведческих схемах. Ведь так ясно выражено. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории. У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства.
Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Картина приобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожномал человек перед вечным безмолвием. Она почти ничего и не разъясняла. Ведь в их языке 70 корней слов – санскритские.
Это – «Весть». Он был исполнен там впервые 7. XII. 1901. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал. Это недопустимо. Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай.
Но нет. Когда музыка затихла, я простился с учащимися и вышел. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. За три года земной жизни художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты.
Вот таким образом, не сомневаясь, к четырём прежним «ключам» надо добавить и народность и философичность. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет. Таинственное пространство, в котором из вершин пирамид выходят сверкающие в сумраке молнии и бушуют волны космической энергетики, отделяет легкий осветленный мир верхних пирамид от темных земных, находящихся внизу картины. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения.
То, что люди искусства специально замышляли как новаторский и оригинальный «синтез искусств», к Чюрлёнису пришло само. Был в моей лекторской практике один предосадный случай. В 1904 – 1905 годах он сделал два эскиза к витражу. Этот мир еще не завершен, но он уже заявил о себе наступлением Новой Красоты. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе.
Литовские друзья устроили мне эту встречу с сестрой великого Мастера. Но его искусство не иллюстрация к философии, а попытка передать своё осознание живого и вечно развивающегося Мира. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. Фортепьянные же пьесы он называет не только «прелюдами» или «вариациями», но и «пейзажами».
Сначала помог случай. С такой вестью пришел к нам М. К. Чюрленис.
Внешнее и внутреннее было в ней едино. Гениально предчувствовал этот художник наступление космической эры. Прелюд» и, наконец, «Жертва». Иначе сердце не выдержит Создать образ мира.
Загадочная и мистическая атмосфера, также воссоздается в его симфониях. Может быть, Икар. Аллегро. Пронзительно-зеленые просветы, возникшие сквозь покрытое тучами небо. Наиболее популярное толкование сонаты – жизненный цикл самого солнца.
Атташе по культуре Литовской республики в РФ А. Шимелис отметил, что «инспирация «Море» включает в себя элементы романтического и импрессионистского стиля, а также современного авангарда свободной джазовой импровизации». Именно здесь началась его профессиональная музыкальная карьера. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Временами он уходит в прошлое изображая исчезнувшие под землей и водой древние развалины. Художественные образы просты и незатейливы. Картина эта столь жива и убедительна, что кажется, будто она писана с «натуры».
Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Умер М. К. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру.
Пусть он не имеет значения и для нас. Созданный Творцом человек высекает из глыбы камня фигуру самого Творца. Надо жить, как жил Мастер. Чюрленис «очеловечивает» природу, решая при этом сложнейшие задачи художественной выразительности. Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Часовенки, деревья.
Но его фантазия, все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». И хотя первой работой Чюрлениса была «Лесная музыка. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. Чюрленис изобразил «Потоп», где под неумолимыми струями запредельного ливня уходила в небытие неизвестная цивилизация.
Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. И наконец, Финал. Он был гениален во всем совершенно». Оставшиеся находятся в Каунасском художественном музее. И каждая линия, нанесённая на бумагу, уже – жизнь, музыка, ритм, свет.
Триптих «Rex» можно интерпретировать как три мира, входящих друг в друга. Так писал свои стихи и поэмы гениальный Лермонтов. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Намечается кризис в его личной жизни.
Отражается, но в реальности не присутствует. А ведь на самом деле жизнь в Космосе абсолютно необычна, она – как Великое Чудо.
Всеобщее признание пришло к М. К. Чюрлёнису только после смерти. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Она воспринимала и жила этим.
В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). лочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Широкие, прямые полосы лучи расходятся из двойного образа солнца. Микалоюс Константинас Чюрлёнис.
На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Вырванное из мрака лицо высоколобого человека и освещенное горящей свечой, пламя которой знаменует свет Истины. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Нет, это всё чуждо такому раскрытию сути Жизни, Жизни с большой буквы. А кто способен услышать, кто углубится, тот сделает сам верный вывод.
В связи с этим возникает важный вопрос: ангелы это символ или реальность. Часть неизданных музыкальных рукописей М. К. Чюрлениса погибла или растеряна, в оставшихся — много эскизов, черновиков, не полностью записанных произведений (напр., не хватает заключения пьесы, не уместившейся на странице произведение в трехчастной форме записано до первых тактов репризы мазурка записана полностью, до знака заключения или Da Саро al Fine, но только для правой руки и т. п. ). Вторая часть диптиха, замедленное анданте изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. Здесь некие лучи пронизываются множеством волн, течений, завихрений.
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. На первой картине диптиха из быстрого и беспорядочного движения сверкающих звезд, светящихся туманностей и вращающихся сфер возникает конус энергетического эволюционного «коридора», увенчанный фигурой крылатого Rexа-Творца. Этому есть вещественные доказательства. Но мы знаем, что художественное образное мышление опережает философскую мысль.
Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Валерия Чюрлёните-Каружене работала консультантом в Музее Чюрлёниса в Каунасе. Он одинок и чувствует себя непонятым.
Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Это есть постижение Мастера. Сюжет ее таинственен и мрачен. Островок этот носит романтическое название – «остров любви».
Она жила в нём. Одна из наиболее своеобразных черт мелодики М. К. Чюрлениса данного периода – естественное претворение в ней литовских народных интонаций, особенно в прелюдиях (1901 г). О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Одновременно с этим медленно и верно начинают двигаться по «коридору» вверх созданные им миры и человек (который так похож на самого Творца), для того чтобы, достигнув ног Rexа, стать вровень с ним и продвигаться уже вместе с ним туда, где открывается новый «коридор», увенчанный новым, более высокого уровня Творцом. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ.
Перед третьей – «Финалом» – можно было стоять онемело. Все будто предстояли перед ликом Истины. После успешной защиты диплома получает в подарок от своего покровителя настоящее пианино. В лесуВ самом конце XIX века Чюрленис пишет симфоническую поэму В лесу, которая стала первым литовским симфоническим произведением.
И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.
Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский. Два глаза – рыбацкие костры у воды. Я. Чюрлёните в ряде случаев, готовя к печати издания 1957, 1959 и 1965 годов (см.
За три последующих года художник сумел создать на своих полотнах мир нездешней Красоты. И еще, может быть, космонавт.
В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Он никогда не пытался дать натурную иллюзию видимого глазами внешнего мира.
И с другой стороны – искусство говорит о том, что словами не выразить. Вторая часть диптиха, замедленное «Анданте» изображает сотворенную планету, вращающуюся в светящихся волнах Космоса, которые пронизывают пространство обеих картин, связанных между собой звездным поясом. И он отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его».
Так работают Мастера. Таким видел и ощущал Мир её брат, так видит и она. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Но надежд на серьёзную школу нет. На другом – зеленоватое земное небо с красным кругом восходящего солнца. Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны.
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Вскоре за «Rex»ом последовало «Окно» – картина знаковая на пути Чюрлениса к Новой Красоте Инобытия.
Слушали молча. Только поверхность картона, до которого художник как будто не дотрагивался. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Вся картина готова в сознании автора, остаётся только её запечатлеть в материале. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф.
Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. И главное – она живописна. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Но когда она ведёт экскурсию, то говорит именно то, в чём сама убеждена.
Он уже тогда начал исчислять его галактическими мерами. Как писал Чюрлёнис. И уходил от вопрошающих.
По нему, как по заданной орбите, над Новым миром движется крылатая фигура. Ну, если только пояснять какие-то общие детали. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное.
Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву. Мастер. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Это – изобразители.