Танец Анри Матисса
1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. «танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. И сегодня мы расскажем о картине «Танец» французского художника-фовиста Анри Матисса. 1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. Одна из них – Танец Анри Матисса.
Картина «Танец» Анри Матисса — картина-символ, знаковый образ живописи первой половины 20-го века. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
Всем известна картина Анри Матисса «Танец». Видеосюжет посвящен созданию двух шедевров эрмитажной коллекции – декоративных панно «Танец» и «Музыка» Анри Матисса.
Неоконченный танец Анри Матисса
Для людей искусства это было тяжелое время. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
Пикассо выбрал рациональный, «умозрительный» путь, поиск новых форм и линий, в результате став, наряду с Жоржем Браком, родоначальником кубизма. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Холст, масло.
- Картина Танец, Анри Матисс, 1910
- Описание картины Анри Матисса «Танец »
- «Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления
- Детям об искусстве: Анри Матисс «Танец»
- Анри Матисс Танец обзоры картин
Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Но это было уже не то непонимание, которым были встречены импрессионисты. К концу лета он был вполне готов приступить к трудоемкой, требующей большой точности работе – соединению формы с цветом используя вместо кистей и палитры ножницы и цветную бумагу.
Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Пушкина в Москве. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр.
- Сравним Матисса с самим Матиссом
- Сыворотка - с мелатонином – новинка против старения кожи
- Меган Маркл: новости, слухи, факты о беременности
- Новости : Селена Гомес на фото в октябрьском журнале красоты
Но самое главное, что в «Танце» Матиссу удалось создать непосредственное ощущение движения, вихря. И здесь и там действие совершается на холме. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Матисс (Matisse) Анри – французский художник, график и скульптор родоначальник фовизма один из основоположников современного искусства родился 31. 12. 1869 в Ле-Като-Камбрези (Франция), умер 3. 11. 1954, Симьез, близ Ниццы (Франция). Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
Обнажёнными в Алжире, стране строгой морали, можно было увидеть лишь танцовщиц племени улед наиль. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Так и случилось. Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. Работа «Танец с настурциями» (1912) после того как имущество Щукина было национализировано, попало в Государственный музей изобразительных искусств. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. В особенности смотрел на фарандолу.
- ТОП-10 самых «горячих» звезд Голливуда за 40 (фото)
- Кейт Бланшетт и другие знаменитости в платьях Джорджио Армани на 75-м Венецианском кинофестивале
- Праздник красоты в Гостином дворе
- Женская обувь – тренды моды сезона весна лето 2016
- Макияж глаз: модные тенденции на осень 2018
И если другие художники вершили революцию, стремясь отразить на своих полотнах мятежный дух времени, Матисс искал «покоя и наслаждения», постоянно экспериментируя с красками и переосмысливая значение цвета. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Анри Матисс, французский художник, лидер течения фовистов известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Сейчас в Симьезе – Музей Матисса со скромной экспозицией.
Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
- Удаление сосудистой сетки лазером: особенности, преимущества и недостатки
- Окрашивание волос : мода на акварельные краски и неоновые тона
- Идеи для маникюра на осень 2018: обзор на фото
- Эффективное лечение барабаннойперепонки с помощью пневмомассажа
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Эрмитаж вывез «Танец» Матисса на выставку в Париж
- Персональные коллекции с этим произведением
Русский прямо обезумел от вашей картины. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Работы 1913–1917 годов свидетельствуют о временном сближении Матисса с кубизмом («Марокканцы», 1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец».
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Искусствоведы говорят, что, если бы Матисс не был живописцем, он вошел бы в десятку лучших французских скульпторов. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль.
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом. Живопись в буквальном смысле слова звучит.
Один танцор тянется к другому, придавая своим жестом динамику композиции. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Анри Матисс не был исключением. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Четвертый вариант был создан Матиссом по заказу Альберта Барнса.
Он стал постоянным участником Салона независимых и заведующим экспозиционным отделом. «Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Он знакомился с художниками разных стран. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Матисс дал новое видение мира. Франция была оккупирована гитлеровской Германией. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа.
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». В конец 1920-х годов экономическая ситуация в неоправившейся от войны Европе оставляла желать лучшего, в США начиналась Великая депрессия. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Примечательно, что Анри Матисс, «Танец» которого прославил автора прежде всего как экспрессиониста, начинал свою творческую деятельность как импрессионист. Занимался на курсах рисунка в Школе Кантен-Латур в Сен-Кантене (1889), Академии Жюлиана (1891) и мастерской Гюстава Моро в Школе изящных искусств в Париже (1895–1899).
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Первые его работы на выставках вызывали изумление, а подчас и смех. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул московский купец и коллекционер искусства Сергей Щукин.
Также могли оказать влияние на художника Дягилевские сезоны в Париже, начало которых приходится на 1909 год. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале.
Специально для дома Щукина Матисс написал два панно: «Танец» и «Музыка». В 1904 году состоялась первая персональная выставка Матисса. В начале прошлого века танец был довольно частой темой в живописи.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. В поисках своего стиля он успел попробовать силы сразу в нескольких направлениях. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. Когда началась Октябрьская революция, Сергею Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Его быстро заметили коллекционеры и начали покупать его картины. Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Тогда очень популярен был народный танец – фарандола.
Матисс получил от него крупные заказы. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Большую часть своей жизни Пьер Матисс посвятил глубокому изучению искусства и его истории, а уникальная коллекция стала достоянием государственного фонда, носящего имя Матисса. В моем доме много музицируют., . Группа обнажённых, схематически изображённых людей кружатся в диком первобытном танце их красные тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики всякая перспектива отсутствует. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.
Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать».
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Первый вариант был создан в 1909 году и чрезвычайно понравился русскому коллекционеру Сергею Щукину – настолько, что тот заказал аналогичное панно для своего дома. 260 х 389 см. Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Основанное им движение получило название «фовизм». В 1905–1906 годах написал картину «Радость жизни» (Фонд Барнса, Филадельфия). Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.
Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. После его смерти собранная им коллекция перешла в собственность его вдовы Гаэтаны (Таны) фон Спрети Матисс (1943–2001).
fauves). В 1910–1913 годах побывал в Испании, России и Марокко («Марокканский триптих», 1912, ГМИИ). Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912-1913г. г. ), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере, способствовала развитию яркой палитры.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Ни по масштабу, ни по силе воздействия эти произведения не имеют себе равных. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. «Некий господин из Москвы, у которого, говорят, большое собрание, скупил все, что только можно было из вещей Матисса в Париже. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Это как Донателло среди диких. » Отсюда и пошло это прозвище – «дикие» (на французском языке – «les fauves»), то есть «фовисты». У создания картины необычная история.
Картины буквально переполнены радостью жизни и гармонией. Вернувшись к себе, я сочинил мой танец на плоскости четырехвметровой длины, напевая мотив, который услышал в Мулен-де-ла-Галетт, так что вся композиция, все танцующие движутся в едином ритме». А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Мне легко жить с танцем. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Яблоко из шара превратилось в круг. Существует много предположений о том, что именно вдохновило Матисса на создание этих знаменитых панно. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). В «Танце» – три цвета: синий, зеленый и красный. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). «Он больной, – написал Матисс дочери. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Он испытал сильное влияние произведений исламского искусства. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». Здесь хранятся самые значительные произведения мастера, в том числе и самая знаменитая его работа под названием «Танец».
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим.
В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Я смотрел, как танцуют.
Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Они оба многому у него научились, но пошли абсолютно разными путями в искусстве. А. Матисс «Музыка» (1910). Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям.
4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги.
Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений.
В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Линия Матисса объединяет в себе ощущение простоты и совершенства.
Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба).
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Первый — это набросок Танца". Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором.
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»).
Силуэты танцующих четко очерченные и плавные. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
Таким образом, создается напряжение в картине. У Матисса они уже готовы. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. На эту тему известны картины художника «Парижский танец», «Танец с настурциями», а эскиз к полотну «Танец» под названием «Танец (I)» хранится в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА). Но вскоре началась Вторая мировая война. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер.
«Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Некоторые искусствоведы считают, что на Матисса мог оказать влияние немецкий философ-романтик Фридрих Ницше, создавший «философию танца» в своей знаменитой книге «Так говорил Заратустра». В 1905 году он участвовал (вместе с А. Дереном и М. де Вламинком) в Осеннем салоне, ознаменовавшем рождение фовизма и утвердил свое положение лидера группы. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». В 1887–1889 годах изучал право в Париже. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века. Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Существуют лишь предположения искусствоведов. Однако Щукину подобный сюжет не подходил.
Признание пришло к Матиссу достаточно быстро. Все люди на картине находятся в неподвижности. Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком. Похоронили художника в Симьезе, вместе с женой Амели.
Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. Ещё одним полотном, которое являет собой переломный момент в творчестве Матисса, является «Музыка».
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Щукин купил так много важнейших работ художника, что вплоть до 1990-х годов устроители любой ретроспективной выставки Матисса были вынуждены признавать ее принципиальную ущербность, поскольку не могли представить на ней ни одной из картин, находящихся в России.
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. У создания картины «Танец» своя необычная история. Холст, масло. Кажется, что линия подхватывает ритм танца и мелодии.
Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Преподавание велось на некоммерческой основе. На холсте (260 см х 391 см) изображены пять фигур, которые кружатся в танце и сплетены в хитрый орнамент силуэтов. Матисс прекрасно знал его мотив и наблюдал за танцующими во двориках кафе. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками.
Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Альберт Барнс создал фонд, объединивший таких художников, как Сутин, Матисс, Пикассо. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Анри Матисс. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы).