Тьеполо Джованни Пир Клеопатры

Картина Джованни Баттисты Тьеполо Пир Клеопатры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

В 1726 году большой успех ему принесли потрясающие росписи епископского дворца в Удине. До середины 1720-х Тьеполо, наряду с фресками, пишет станковые произведения, в основном алтарные образы, работает маслом на холсте (доске). ОБРАЗ звуки этого отношения сохранялись и во времена Тьеполо. История с растворенной на пиру жемчужиной также служила примером чрезмерной роскоши.

В росписях апартаментов Архиепископской резиденции в Вюрцбурге (1750—1753) — плафоне Императорского зала Беатриса Бургундская, невеста Фридриха Барбароссы, в колеснице Аполлона, фресках этого же зала — Провозглашение епископа Гарольда герцогом Франконии и Бракосочетание Барбароссы с Беатрисой Бургундской, фреске плафона свода вестибюля над парадной лестницей Олимп — сцены из истории правления Фридриха Барбароссы, мифологические и аллегорические персонажи призваны прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К. Ф. Затем в жизни Тьеполо последовал период успешной работы в чужих краях. Судя по всему интерес к искусству он начал проявлять уже в раннем возрасте: архивная запись о его первом учителе, художнике Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini 1657–1730), относится к 1710 году, когда Джованни как раз исполнилось 14 лет. Центральные залы украшали фресками и картинами на сюжеты из античной истории и мифологии.

Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной фресковой живописи – росписи палаццо Лабия в Венеции (1745-1750). О раннем периоде жизни Тьеполо известно совсем не многое. Соотношение человеческих фигур с перспективным построением сцены передано безупречно». Во фреске палаццо Лабиа на происходящее изумленно взирают сам Тьеполо и Менгоцци Колонна. Скрытую в них мораль раскрывали и дополняли изображения античных богов, аллегорических фигур, персонификаций и т. д. К середине XVIII века акцент в иконографической программе венецианских росписей переносится с воплощенных в историях добродетелей (все менее гражданских) на откровенное восхваление заказчика, вплоть до изображенного на плафоне апофеоза. Впоследствии, однако, снова вступив в Армению, он многочисленными обещаниями и заверениями побудил Артабаза отдаться в его руки, но затем «История Антония и Клеопатры» Тьеполо.

Это соответствует характеристике Плиния «regina meretrix» («царственная блудница». Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона) и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала— в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на абсолютно новый уровень восприятия. Клеопатра на картине «Пир» изображена в пышном наряде, причем ее одежду, прическу и украшения Тьеполо позаимствовал с гравюр XVI века изображавших венецианских куртизанок26.

Чтобы отвлечь от сюжета, Тьеполо ставит фигуры в претенциозные позы на грани фарса.

Вероятно, структура всего ансамбля напоминала другие монументальные декорации Тьеполо, состоявшие из картин горизонтального и вертикального формата, как, например, цикл изображений на мифологические сюжеты для палаццо Санди или сцены из римской истории для палаццо Дольфин, выполненные художником в 1720-е годы. Выиграть правительнице помогла природная хитрость и острый ум. Но в плане росписи внутреннего убранства все никак не клеилось. В панно «Венеция принимает дары Нептуна» (1745—1750) для Дворца дожей аллегорическая фигура Венеции в виде светловолосой венецианки принимает дары бога морей.

Вероятно, близкая к академизму и позднему барокко (с темными фонами и выхваченными из темноты фигурами в героических позах) живопись Ладзарини не вполне соответствовала представлениям юного художника о собственном искусстве и вскоре он оставил мастерскую своего учителя, увлекшись творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (Giovanni Battista Piazzetta, 1683 (1682)–1754) и Федерико Бенковича (Federiko Benkovi 1667–1753), по прозвищу Далматинец, которые были известны своей куда более легкой и динамичной манерой. Однажды азартная Клеопатра затеяла спор со своим возлюбленным, знаменитым военным начальником Рима Марком Антонием.

Когда украшение растворилось, она с удовольствием выпила получившийся напиток. 155–235 г. н. э. ). На «Римскую историю» Диона Кассия часто указывают как на источник, которым воспользовался Тьеполо.

Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Работа в то время уже 70-летнего художника в очередной раз ошеломила публику. Художнику замечательно удалось как бы сгладить границы реального и воображаемого пространства. Картина написана темпераментно и свободно, к ней вполне подходят слова, сказанные о молодом художнике еще в 1731 году его первым биографом Виченцо да Каналом: «Манера живописи Тьеполо решительна и быстра, а его характер – вдохновение и огонь». Как отмечает Н. А.

Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург и др. В 1762 году Тьеполо в сопровождении сыновей-художников отправился к королевскому двору Испании и вскоре приступил к росписи королевского дворца. Сам замысел «De Mulieribus Claris» дает ключ к правильному прочтению картин (и фресок) Тьеполо. В работе над циклом сформировалась его индивидуальная манера. В отличие от Клеопатры, Клодий был побуждаем не пари, но стремлением узнать опытным путем истинный вкус жемчужин21. Для церкви СантАльвизе в Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины: «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста».

«Ненасытная в страсти и ненасытная в жадности», по словам Диона Кассия, она была его живым воплощением. Армянский царь Артавазд II унаследовал от своего отца Тиграна Великого титул «царь царей». Это привело к созданию цикла фресок, общей площадью 60 квадратных метров. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок. Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. На носилках вместе с другими трофеями слуги несут и корону, символическое обозначение царства (на фреске палаццо Лабиа корону торжественно несет на подушке паж).

Более того, на фреске «Пир» в палаццо Лабиа Клеопатра даже изображена как куртизанка с обнаженной грудью. («Естествознание» или «Естественная история») в IX книге «О свойствах», в главе, посвященной свойствам жемчуга4.

Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. В 1717 году Тьеполо стал членом венецианской Гильдии живописцев, а затем, в 1719-м, женившись на Сесилии Гварди, вошел в круг одного из самых влиятельных в художественном мире того времени семейств. Тогда выбор пал на итальянскую знаменитость, Джованни Баттиста Тьеполо. В композиции подчеркнуто порывистое диагональное движение главных персонажей в сочетании с большими, «фресковыми» пятнами цвета это придает экспрессию композиционному и живописному решению панно. В сцене "Пира" ступени, на которых спиной к зрителю изображен карлик, ведут на широкую мраморную террасу с колоннадой коринфского стиля и хорами, под сенью которых пируют египетская царица и римский полководец.

Критик Роберт Хаджес описывает его работы как «полные парящего и движущегося пространства прозрачных, переливающихся оттенков— места, посвященного воображению и наполненного идеализированными персонажами истории, мифов и легенд». Но, как известно, короли отказов не принимают. В 1722 году они вместе занимались внутренним оформлением венецианской церки Сан Стаэ (San Stae).

  1. Тьеполо Джованни Баттиста (1696 – 1770)
  2. Описать картину Тьеполо Джованни Баттиста Пир Клеопатры
  3. Джамбаттиста Тьеполо: Пир Клеопатры
  4. картины Джованни Баттиста Тьеполо
  5. Джованни Баттиста Тьеполо картины
  6. Описание картины «Пир Клеопатры»
  7. Тьеполо ДжованниКартины и биография

Между тем правильное определение сюжета было дано еще в 1947 году И. Э. ХУДОЖНИК. Он начинает работать за пределами Венеции— сначала в других городах Италии (Милане, Бергамо, Виченце), а позже, начиная с 1750-х годов и в соседних странах— от Испании до Германии, хотя от заказа расписать замок в Стокгольме он отказался. Величественный и яркий спектакль разворачивается на фоне словно замещающих стену арочных проемов. Вместе с тем историк искусства Пол Хобертон отмечает, что Тьеполо смог совместить «изящество и театральность, характерные для стиля рококо с олимпийским величием». Первый приглашенный художник, некий Висконти, прокутил весь аванс и не нарисовал ровным счетом ничего.

Так или иначе, но победа досталось Клеопатре. В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из Плутарха Тьеполо создает подчиненное единому идейному декоративному замыслу убранство салона. В статье прослеживается интерпретация истории Клеопатры у античных авторов и в итальянской живописи XVI–XVIII веков, а также связь образа Клеопатры с иконографией Luxuria и с аллегорией Bellezza feminile.

К типу парадного барочного портрета относится «Портрет прокуратора и капитана моря из семьи Дольфин» (ок. Первой картиной была «Принесение Исаака в жертву». Одна из знаменитейших его картин – Триумф Амфитриты изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов. Чувство творческой свободы, большая художественная эрудиция всегда ощутимы в его работах.

Третейским судьей был выбран консул Луций Мунаций Планк. Особенно способствовал такому отношению И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768, немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии)— возможно, самый авторитетный человек в мире искусства XVIII века.

1743–1757). Доброклонский и Н. Н. На первом плане композиции Тьеполо поместил шута – намек на глупость и безумие подобного поступка.

(Впоследствии, как рассказывает Плутарх, жестоко оскорбленный Клеопатрою, он бросил Антония и перешел на сторону Октавиана. ) За сценой сурово наблюдают и два мудреца в восточных одеждах. Тут же аллегории наук искусств и многое другое. Тут же аллегории наук искусств и многое другое. фон Грейфенклау.

  • Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  • Джованни Баттиста Тьеполо: жизнь и творчество художника
  • Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770)
  • Картины — Тьеполо, Джованни Батиста
  • Картина Пир Клеопатры Джованни Баттисты Тьеполо
  • Фреска 3170 Джованни Баттиста Тьеполо – Пир Клеопатры
  • Джованни Баттиста Тьеполо – Пир Клеопатры (4231)
  • Картина Пир Клеопатры – Тьеполо Джованни

Но, как всегда у Тьеполо, все это – лишь часть цветосветовой композиции. Доброклонский и Н. Н. Композиция решена в духе сцен пиршеств у Веронезе. Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. Они повлияли на живопись французского рококо.

Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Плиний прямо называет ее «summa luxuriae exempla». В 1725 году Тьеполо создал десять декоративных панно на исторические сюжеты, предназначенных для украшения дворца венецианского патриция Дольфино: «Триумф императора», «Муций Сцевола в лагере Порсенны», «Кориолан под стенами Рима» (все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург) и др. Только в этой истории из «De Mulieribus Claris» Боккаччо оба сюжета упоминаются вместе: у Плиния нет описания встречи героев, у остальных историков – нет описания знаменитого пира. Никулин.

  • Тьеполо Джованни Баттиста, Банкет Клеопатры
  • Джованни Батиста Тьеполо (1696 — 1770)
  • Варварская галерея / Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770)
  • Изображение 4231 Джованни Баттиста Тьеполо – Пир Клеопатры
  • Джованни Баттиста Тьеполо (Джанбаттиста Тьеполо) — (1696, Венеция – 1770, Мадрид)
  • Периодизация и эволюция архитектуры и искусства Древнего Рима

Нет совершенно никакого сомнения – это не потолок, а портал в мир магии и чудес. Так Франческо Альгаротти в черновике письма к канцлеру Брюлю, описывая картину Тьеполо «Пир Клеопатры», пишет, что, растворив знаменитую жемчужину, Клеопатра явила «столь же блистательный, сколь и безрассудный образец своего величия»24. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья — двадцатичетырехлетний Доменико и четырнадцатилетний Лоренцо.

Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа исполненных в середине 40-х годов (фрески Пир Антония и Клеопатры и Встреча Антония и Клеопатры), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753). Следующий – Йохан Цик, расписавший «Садовый зал» резиденции, не зарекомендовал себя способным выполнить весь объем работ в надлежащем качестве. Среди последних большое полотно "Похищение сабинянок" (около 1720). Как правило, работы мастеров такого уровня редко продаются на открытых торгах.

  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете. Он пишет, что спорившие не только не получили никакой награды, но даже были лишены славы первенства в роскоши (spoliabunturque etiam luxuriae gloria), поскольку уже до них то же самое проделал в Риме с двумя очень ценными жемчужинами Клодий, сын трагического актера Эзопа, унаследовавший его обширное состояние. Для большого тронного зала он написал в 1762–1764 крупное панно, посвященное «силе, величию и церковности» испанской монархии плафон аванзала украсил «Апофеозом Испании» (1765–1766), а в зале лейб-гвардии появилась знаменитая «Кузница Вулкана (Венера и Вулкан)». Около сопровождаемой эскортом Клеопатры стоит белый конь: именно на нем, а не на корабле прибыла царица (голова коня видна и на фреске в палаццо Лабиа).

Историю о том, как Клеопатра растворила ценнейшую жемчужину, рассказывает с тем же тоном осуждения на рубеже IV–V веков Амвросий Феодосий Макробий в «Сатурналиях» (Saturnalia), в главе «О законах против роскоши принятых древними римлянами» (De legibus latis contra luxuriam veterum Romanorum)23. В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо. Но уже в 1726-м, когда он начал работать над фресками в Удине, он обращается к другому источнику творческого вдохновения— искусству Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528–1588), с его более структурированной композицией и богатством фактур, оттенков и полутонов. Авторы эти были популярны и читаемы и в XVIII веке и отЭПОХА. Например, на фреске «Пир Антония и Клеопатры» художник изобразил карлика, стоящего спиной к зрителям на ступенях лестницы.

В начале 1720-х Тьеполо увлечен искусством «большого стиля» Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659–1734)— и это увлечение в его фресках претворяется в эпический размах композиции, расширенное пространство, светлые фоны, максимальное количество деталей и фигур. Ольшанская.

Однако к искусству Тьеполо это не относится: за последние 27 лет его работы появлялись на аукционах около 800 раз (имеются в виду, разумеется и перепродажи). С очаровательными изысканными пастельными портретами венецианки Розальбы Карьерра (1675—1757) в живопись Италии вошёл стиль рококо. Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорнодекоративной фресковой живописи – росписи палаццо Лабия в Венеции (1745–1750).

  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Из архивных описей известны их названия: «Невольник держит коня», «Три турка», «Воин и обезьяна», «Воин и невольник с тарелками» из которых явствует, что они служили бессюжетным дополнением к центральным полотнам3. "Возле этой картины как-то особенно легко дышится – от нее словно исходит свежее дыхание моря, по которому мчится в своей сверкающей раковине-колеснице Амфитрита, окруженная нереидами, тритонами и амурами, – пишет Н. И.

Их сюжеты «Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры» указывают на то, что вся декорация была посвящена истории Антония и Клеопатры. Его слава распространилась по всей Испании. Как отмечает Н. А.

  1. Пока ты стоишь в пробках, движется в подземном тоннеле со скоростью телепортации
  2. Как правильно встречать Год Свиньи
  3. Диснеевские мультфильмы про Рождество и Новый год: потрясающая подборка
  4. Высказывания и афоризмы о деньгах

Никулин. Четыре малые картины вертикального формата погибли при пожаре 1820 года. С 1750 года Тьеполо работает в основном вне Италии.

Плиний рассказывает, что Клеопатра обладала доставшимися ей от восточных царей двумя самыми крупными во всей истории жемчужинами, замечательными и поистине уникальными творениями природы (maxime singulare illud et vere unicum naturae opus). Ольшанская. Пьяцетты — Тьеполо преобразует в свой стиль и в дальнейшем всегда сохраняя независимость по отношению к традиции — не случайно один из современников назвал его «великим знатоком многих манер». Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века.

  1. «Ужин на одного»: самая популярная в мире телепередача, которую смотрят в новогоднюю ночь
  2. 5 мест, которые стоит посетить, пока они не исчезли с лица Земли
  3. Описание картины Джованни Тьеполо «Пир Клеопатры»
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

Данте помещает Клеопатру во втором круге Ада с определением «lussuriosa»20. Крупные фигуры размещены на фоне величественной архитектуры. превратилась в одну из ведущих европейских держав. 1745, Венеция, Галерея Кверини-Стампалья). Можно смаковать триумф и общеевропейскую известность, которую принес художнику этот заказ.

Тьеполо Джованни 
Баттиста (1696 – 
1770)

Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Таланту Тьеполо были подвластны и сюжеты драматического звучания, как, например, созданные в 1733—1740-х годах многочисленные алтарные образы в венецианских церквях и скуолах. Алтарный образ «Поклонение волхвов» Тьеполо создает во время своего пребывания в Вюрцбурге.

В образе литератора XVI века Антонио Риккобоно (ок. С театральной травестией и «земной веселостью», которую Карло Гольдони считал главной чертой характера итальянцев, представил Тьеполо приключения богов и героев. Одна из этих картин – знаменитый «Триумф Амфитриты».

Умея виртуозно и чувственно копировать чужой стиль (Архиепископ Климентий Август поражался сам себе, когда без колебаний и с удовольствием отвалил Тьеполо невменяемую сумму за «Видения Святого Климентия», хотя это была всего лишь копия Веронезе. Легко заметить, что рассказ Боккаччо полностью соответствует композиции Тьеполо. Среди последних большое полотно «Похищение сабинянок» (около 1720). В середине 1720-х годов Тьеполо создает цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять работ находятся в Эрмитаже две — в Художественно-историческом музее Вены и две — в музее Метрополитен). В следующем, 1744 году для того же графа Брюля была закончена и направлена в Дрезден картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету которой Тьеполо не раз возвращался впоследствии. Работа была принята хорошо и карьера начинающего живописца быстро пошла в гору.

Вертикальный формат произведения обуславливает стремительное развитие действия вверх. Она сидела посреди толпы на обитом серебром помосте и в позолоченном кресле. Основная масса продаж (почти 90 процентов)— это, конечно, сделки с графикой. Картины входили в аукционные каталоги 101 раз. В марте 1743 года министр Саксонии Брюль поручил графу Альгаротти приобрести для его галереи наряду с картинами прославленных мастеров прошлого полотна современных художников. Он расписывал церкви и салоны вилл, залы общественных зданий, создавал алтарные образа, полотна на сюжеты мифологические и из античной истории.

Вместе с коллегами по цеху Себастьяном Риччи и Пьяцеттой экспериментировал в поисках нового, более красочного и «солнечного» стиля в противопоставление «мрачному» барокко. Он успешен, популярен, обладает устойчивым положением в обществе. Терезы" (1720-1725), где он впервые вводит свои новые пространственно-декоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы. Картина написана темпераментно и свободно, к ней вполне подходят слова, сказанные о молодом художнике еще в 1731 году его первым биографом Виченцо да Каналом: "Манера живописи Тьеполо решительна и быстра, а его характер – вдохновение и огонь". Портретными изображениями являются образы старцев в разнообразных одеяниях и головных уборах, полуфигурные изображения святых для венецианской Скуолы Гранде ди Сан Рокко. Грабарем9.

Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской». собрания). В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо. Именно оптическая иллюзия, подобная в некотором роде современной технологии 3D. «Антоний, хотя и был рассержен на армянского царя за то, что тот оставил его в трудном положении и хотел отомстить ему, тем не менее, льстил ему и обхаживал его, чтобы получить от него провизию и деньги». Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.

В росписях виллы Вальмарана около Виченцы (1757) Тьеполо украсил атриум (Жертвоприношение Ифигении) и четыре зала виллы фресками на сюжеты Илиады Гомера, Энеиды Вергилия, Освобожденного Иерусалима Тассо, Неистового Роланда Ариосто. Трудно считать это простым совпадением, тем более что Тьеполо постоянно использовал «Иконологию» Рипы в своих аллегориях. Это направление получило большое развитие в Венеции в конце XVII – начале XVIII века. Появление собаки и карлика справа также вызвано примером Веронезе. Очевидно, что не на это описание опирался Тьеполо при создании своей композиции.

Действительно изображенные на картине из Архангельского развалины пирамиды и пальмы ясно обозначают место действия как Египет (Тарс, как известно, находился в Киликии). Они присутствуют во всех вариантах «Пира» Тьеполо, включая эскизы. "В основе ее сложного аллегорического сюжета лежит прославление архиепископа франконского и всей католической церкви, – пишут М. В.

Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению в программе росписей, составленной Тьеполо идеалов венецианской культуры века Просвещения: новаторского понимания живописности и представления о гармонии архитектуры и природы, акцентирования природного естественного начала и тончайших нюансов духовной жизни, особого восприятия античности. В характерах людей её интересовало прежде всего эмоциональное начало. Превосходно композиционное решение полотна. В обращении к народу он потребовал, чтобы ее отныне называли «царицей царей», а их сыновей – «царями царей» (именно этого обращения добивались от плененных армян).

Женщина утверждала, что способна потратить большую сумму во время приема пищи. Легкие фигуры святых и ангелов, несомые прозрачными белыми облаками в залитом светом небесном голубом пространстве, в котором трепещет синий плащ Марии, словно плывут под плавную венецианскую мелодию, вызывая в памяти росписи «виртуозов». Наброски эти быстро стали предметом коллекционирования.

Другая версия гласит, что она проглотила серьгу целиком. «Возле этой картины както особенно легко дышится – от нее словно исходит свежее дыхание моря, по которому мчится в своей сверкающей раковинеколеснице Амфитрита, окруженная нереидами, тритонами и амурами, – пишет Н. И. На самом деле на картине из Архангельского (как и на фреске палаццо Лабиа) изображена встреча Антония с Клеопатрой в Александрии в 34 году до н. э., после похода Антония в Армению, когда он привез ей пленного армянского царя Артавазда II вместе с богатой добычей. Тьеполо работал над фресками до самой своей смерти 27 марта 1770 года.

Первой значительной работой художника стали ансамбли росписей Архиепископского дворца в Удине (1726—1730) и капеллы Святого Причастия собора в этом же городе (1726). Тьеполо умело использовал пространство стены между двумя дверями и двумя окнами над ними, сочетая таким образом реальную архитектуру с иллюзорной. – Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Работая над этим заказом, Тьеполо обращается к миру античных и христианских мифов (образов), а также изображает масштабные исторические сцены триумфов, сражений и римских побед во всех частях света. В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау.

Приемы двух крупнейших мастеров Венеции первой половины XVIII века — «декоратора-виртуоза» С. Риччи и Дж. Б. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». Тьеполо не оставил мемуаров, но известно, что это был галантный, приятный в общении человек, обладавший насмешливым умом, тонкой иронией в 1756 году он стал президентом венецианской Академии художеств и на этом посту возглавлял крупные художественные начинания (создание галереи портретов дожей во Дворце дожей, организации конкурсов, выставок и пр. ).

На парной к «Пиру» картине из Архангельского изображен триумф Антония в Александрии, триумф, подаренный им Клеопатре. О том, что это пленник, говорит его скорбная поза (в такой же позе изображены царица Зенобия в «Триумфе Аврелия» из галереи Сабауда в Турине и Сифакс в «Триумфе Сципиона» из Государственного Эрмитажа), а также оковы на его руках, почти неразличимые на фреске в палаццо Лабиа, но ясно видимые на картине. На основе традиций итальянского барокко и венецианского (веронезевского) колоризма Тьеполо и создал собственный язык— легкий, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и вместе с тем утонченно-элегантный.

«Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа). Интересно, что античность (и историческая и мифологическая) и библейская тематика в мире образов Тьеполо существуют вместе, сливаясь в общее легендарное и даже где-то сказочное прошлое, сцены из которого полны эпического парения и волшебства. В творчестве Тьеполо проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. Однако в его рассказе много подробностей, отсутствующих в картине и даже противоречащих изображению (корабль вместо колесницы, не изображена семья царя, помост и пр. ). Увы, результат оказался не таким блестящим, как в Вюрцбурге.

Сюжеты полотен Тьеполо и их источник указывают на то, что картины с историей Антония и Клеопатры следует рассматривать как образец исторической живописи, точнее, жанра «tableaux de morales»: сцены из античной истории служили назидательным примером добродетели и порока (exempli in bono e in malo). Их благородство и достоинства прославляли аллегории добродетелей в верхнем регистре. По мнению автора, литературной основой композиций Тьеполо послужило сочинение Боккаччо «De Mulieribus Claris».

Соотношение человеческих фигур с перспективным построением сцены передано безупречно". Благодаря квадратуре Менгоцци, действие разворачивается, как на сцене, преобразуя пространство зала. Все сливается в яркое, ликующее зрелище».

Он оставил солдат в Армении на зимовку, чтобы вернуться. Однако театральность, присущая в целом стилю мастера, не снижает религиозного пафоса, напротив, она должна, по замыслу автора, усилит ощущение чуда, происходящего на глазах зрителя.

И, как это нередко бывает, восхищавший современников Тьеполо (чьи плафоны со временем стали доступны для обозрения совсем немногим), оказался практически забыт лет через шестьдесят— семьдесят после смерти, а практика масштабных многофигурных фресковых росписей практически сошла на нет. Антоний отчеканил по этому поводу даже монету с изображением себя c армянской тиарой и надписью Antoni Armenia Devicta, а на обороте – Клеопатры с надписью Cleopatrae reginae regum liorum regum31. Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI—XVII вв.

Подарив Клеопатре Артавазда, Антоний тем самым передал ей и его титул. Впоследствии, в 31 году после поражения в битве при Акциуме, Клеопатра «стала снаряжать войско и подыскивать союзников. Росписи в Салоне Императора посвящены жизни Барбароссы, а в Салоне Славы знаменитая аллегория четырех континентов, воплощенная в прекрасных женщинах в окружении животных, растений и персонажей в костюмах соответствующих частей света.

Изысканно тонок в цветовых сочетаниях эскиз к фреске «Перенесение святого домика Марии в Лорето» (1740—1743, Венеция, Галерея Академии) для венецианской церкви Санта Мария дельи Скальци (роспись погибла в 1915 году). В галерее или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»). Фрески— очень сложный вид изобразительного искусства. Когда фрески на тему испанских побед были окончены, художник решил остаться в Мадриде, но несмотря на благожелательное отношения короля, он плохо ориентировался во дворцовых интригах, был отодвинут в тень Рафаэлем Менгсом и почти позабытый умер в 1770 году. Тьеполо умело использовал пространство стены между двумя дверями и двумя окнами над ними, сочетая таким образом реальную архитектуру с иллюзорной. Терезы» (1720–1725), где он впервые вводит свои новые пространственнодекоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы.

Пленив обманом армянского царя Артабазана, сына Тиграна, вместе с его детьми и сатрапами, Антоний отнял у него огромные сокровища и увел его, связанного серебряными цепями чтобы привлечь ненасытную в свои объятья, он, разнеженный, отдал в руки прибывшей Клеопатре пленного царя в его пышном царском уборе со всем награбленным»14. Боккаччо пишет о ней: «Только злодеянием она добилась царства и, пожалуй, кроме как этим, да и красотой обличья истинной славой не блистала, а, напротив, сделалась известной всему миру своей жестокостью, жадностью и страстью к роскоши»15 (luxuria имеет также значение «сладострастие»). Прекрасным примером декоративного стиля Тьеполо являются его росписи палаццо Клеричи в Милане (1740). В комментариях к «Иконологии» Рипы, написанных в середине XVIII века Чезаре Орланди, Клеопатра служит примером из истории к понятию Bellezza Feminile «История Антония и Клеопатры» Тьеполо.

Найдены конкретные прототипы античных скульптур изображенных на полотнах. Обнаженная грудь Клеопатры указывает и на связь с иконографией Luxuria, которую Рипа также определяет как жгучее и безудержное стремление к телесной похоти, попирающее все природные и человеческие законы.

Это же отношение к Клеопатре сохранялось и во времена Тьеполо. Причем эпизоды приведены в той же последовательности, что и во фресках палаццо Лабиа Тьеполо: сперва «Встреча», затем «Пир». Подобно другим «виртуозам», как называли венецианских мастеров XVIII столетия, работавших не только в своем родном городе, но и в других местах Италии, за рубежом, Тьеполо был декоратором высокого уровня.

Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре (Пир Клеопатры) и в его Венерах и в Данаях. LXXXVIII, 9). Однако только религиозной тематикой художник не ограничивался.