Тициан Вечеллио Автопортрет

Автопортрет, около 1567 Музей Прадо, Мадрид Тициан Вечеллио (итал.

К ней в стремительном движении устремляется Вакх, прекрасное тело которого укрыто единственной одеждой в виде развевающегося яркого розового плаща. Ученик Тициана Пальма Младший описал, как долго и тщательно работал старый мастер над этими картинами, нанося мазок за мазком, оценивая результат с некоторого расстояния и нередко втирая краски пальцами. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна».

Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51). Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах.

  • Мужские портреты в творчестве Тициана
  • Тициан (Тициано Вечеллио) женские портреты
  • Тициан: жизнь и творчество художника
  • Жизнь длиною в век: Как творил, любил и умер гениальный художник Тициан Вечеллио
  • Биография Тициана Вечеллио и его картины

Но в отношении Тициана эта фраза повторялась настолько часто, что его, без сомнения, воспринимали в качестве первооткрывателя новых художественных путей. Точная дата его рождения неизвестна. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.

В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Скорее всего, — это Муза. Тициан поистине мыслил краской. Это – то, почему эта картина часто копировалось.

С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», ок. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).

  • Картины Тициана: фото и описание
  • Декор интерьера и производство зеркал
  • Профессиональный фотограф и музыкальность снимка
  • Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Интересные факты из жизни Тициана

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара.

Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.

Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона.

Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера. Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.

По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. 1555) — это торжество жизни и красоты.

  • Тициан и художественная литература
  • Отрывок, характеризующий Тициан
  • Похожие книги на Тициан Вечеллио
  • Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения
  • Венеция – город становления и поисков уникального почерка

Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Приехал в Венецию в юношеские годы. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.

Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Из соображений цельности и пейзажу не предоставлена та отвлекающая внимание роль, которая поражает в предыдущей, менее зрелой работе. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.

  • Гениальный мастер психологического портрета
  • Пристрастия и любовь великого мастера
  • Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков
  • Зал Эрмитажа под номером 221 – Тициановский
  • Самое интересное в виде мозаики

Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.

Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.

  • Общееколичествопросмотровстраницы

Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Облаченный в воинские доспехи император верхом на вороном коне неторопливо выезжает на большую поляну — это начало дня кровопролитной битвы под Мюльбергом, где имперские войска одержали победу над князьями-лютеранами. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.

Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения.

Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.

Мужские портреты 
в творчестве Тициана

Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».

Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Написанный очень обобщенно, мелким сплавленным мазком, то плотным, то таким прозрачным, что просвечивает холст, он, благодаря как бы вибрирующей поверхности холста, поражает своей одухотворенностью. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи.

Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое. Солнечный луч касался луга — цветок распускался. Его искусство — самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения. В «Портрете Ипполито Риминальди» (ок.

Перед нами предстает прекрасный мир, полный гармонии, жизненных сил и чувственной прелести. Его воплощением становятся две женщины — обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника — символ земной любви. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава.

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.

Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.

Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа. Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Фигура казалась отпечатком живого тела. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.

Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. Во всем творении Тициана есть что-то мировое, окончательное, общеубедительное, всеподчиняющее. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Рассердившись и не желая ласкать слух молодого человека, не способного воспринять глубину и прелесть мелодии, он решил незамедлительно прервать своего напарника.

Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.

Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один.

«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.

Эта живопись – одина из первых картин из серии портретов идеальной женской красоты, которую нарисовал тот Тициан. Приглушенные золотистые тона, синий со стальным оттенком, бесконечное число розово-красных тонов. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.

Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Их, королей, было много – а Тициан был один. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.

Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.

Точная дата его рождения неизвестна. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины.

В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Так оно и случилось.

Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд. В картине прослеживается влияние приемов Джорджоне — изображение идеального мира, наполненного иллюзиями и как будто существующего вне времени. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.

Как ясно, ожидали, не полного сходства, но, что картина отдаст лестное воскрешение ее внешности, когда она была молодой. В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.

С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Причиной этого была во многом слава его портретов. Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно. Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы.

К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты. Для полного оживления людям на его портретах не хватало только дыхания. Вокруг тициановских женщин ощущали горячую страсть и атмосферу.

Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз. Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.

Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Скорее всего, — это Муза. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. В 1540-е гг. Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час.

Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи. В это время художник писал в основном портреты. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).

Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.

Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности.

Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.

Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). По своему величию и трагическому пафосу эта последняя работа великого мастера может найти параллели только в поздних скульптурных группах Микеланджело. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).

Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.

Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Однако много иностранных посетителей, у которых была возможность видеть картину Тициана на вилле Альдобрандини, думали, что она является представлением Юдифи. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.

На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»).

Все же нет ничего королевского в этих двух женщинах, в то время как изображение главной героини хорошо подходит для еврейской Юдифи, богатой и привлекательной вдовы, которая, с ее обезглавленным угнетателем Олоферном, теперь держит голову с помощью ее горничной. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.

Ассунта Тициана полна героического пафоса. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. много внимания Тициан уделяет портрету. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.

В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Под его взглядом женщина становилась прекрасной.

За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского.

Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.