Тинторетто Распятие
Другое распятие Тинторетто находится в церкви Сан Кассиано. Здесь хранятся три картины Тинторетто – "Воскресение Христа" (1565), "Сошествие в ад" (1568) и "Распятие" (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко. Здесь хранятся три картины Тинторетто – Воскресение Христа (1565), Сошествие в ад (1568) и Распятие (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Якопо Тинторетто написал картину «Распятие» по классическому библейскому сюжету.
в чем драматизм картины тинторетто распятие срчнооооооооооооооооо
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Немаловажно и то, что все картины, по-прежнему, занимают те самые места, которые были определены для них самим мастером. Воображение жгло его. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Само тело, контрастируя с окружающими крест яркими фигурами, выглядит невещественным и почти прозрачным.
Сенат не только облагал налогом куртизанок, он во всем точно определял их ремесло. Полотно было заказано Братством св. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
- «Распятие», Тинторетто — описание картины
- Тинторетто – художник-загадка эпохи Возрождения
- Путеводитель Скуола Сан-Рокко в Венеции
- От Крещения Тинторетто до Воскресения Веронезе
5. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
"Распятие" – это действительно целый мир. В «Спасении св. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху».
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Роха во славе. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
- Фэн-шуй и ландшафтный дизайн сада
- «Якопо Тинторетто» из сборника Юрия Нагибина «Итальянская тетрадь», 2011
- Большая Скуола братства Сан-Рокко
- Жизнь и творчество Якопо Тинторетто
И в этой мятущейся душе наступали иногда прозрачные созерцательные минуты. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Только Карпаччио и Тинторетто до сих пор дома, в Венеции.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Он ничем не украшает и не объясняет свои портреты. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Из достоверно известной истории картина Веронезе происходит из собрания первого премьер-министра Великобритании (XVIII века) Роберта Уолпола. Работа, которую исполнил здесь художник, колоссальна. В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита.
- Аллегории Больших Скуол, Добродетелей и Времён года
- Страстной цикл Тинторетто в зале Альберго
- Работы других художников в Зале Альберго
- Ветхозаветный цикл на плафонах зала Супериоре
В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). С этим хочется поспорить. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик». Этим он надолго закрепил за Тинторетто славу поверхностного и нестарательного художника. художник пишет внушающие по размеру полотна «Страшный суд» и «Поклонение золотому тельцу». Но линия такой толщины уже не линия. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Еще стремительнее становится этот бег пространства в глубине, где, отделенные резким пространственным скачком от первого плана, уходят вглубь, в серебристую голубизну неба прекрасные ослепительно-белые здания.
- Плафонные вставки Джузеппе Анджели
- Новозаветный цикл на стенах зала Супериоре
- Прочие художественные произведения Скуолы
- Цикл Девы Марии на стенах зала Террена
- Описание картины Якопо Тинторетто «Распятие»
Дом Тинторетто, в котором жилось так духовно и так углубленно и в котором по вечерам звучали спинет и лютня, представляется каким-то оазисом среди регламентированного праздника, среди деловитой и парадной Венеции того времени. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Т. е, это уже опосредованная информация.
Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Роха во славе. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Лицо Тинторетто кажется почти знакомым, светлым человеческим лицом.
Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко.
Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. «Живопись Тинторетто изумительна. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св.
В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения.
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Отец и дал Якопо прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик».
Жизнь и деятельность Тинторетто охватывает этот промежуток времени. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). 1550 — 1635 гг. ).
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто.
Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Потолки, стены многих помещений Скуолы также расписаны Тинторетто. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Чудо св. Если в галерее Колонна, в Риме, есть старик играющий на спинете и если море открывается в окне за спиной Винченцо Зено и адмирала Веньера в Питти и в Уффициях, то это лишь потому, что душа этих людей живет не только в них, но и в звуках спинета или в зеленых равнинах моря.
Жизнь и деятельность Тинторетто охватывает этот промежуток времени. Для Тинторетто венецианская государственность была хороша тем, что она напрягала деятельность каждого из ее работников до последних пределов. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В этих картинах особенно полно раскрывается свойственное дарованию Тинторетто поэтическое начало, тонкое, почти музыкальное чувство красоты, построенное на плавных, волнообразных линиях ритмического рисунка, утонченность цветового решения. Не достигнув согласия в том, кого из художников пригласить для этой работы, члены Совета Скуолы решили объявить конкурс при этом большинство из них было против приглашения Тинторетто. Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Марка. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Бахус и Ариадна, Меркурий и Грации написаны с неподражаемым совершенством. Одухотворенность его искусства проявилась еще с б. льшим порывом в портретах. С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.
Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации.
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. 1518, Венеция, – 31. Затем (предположительно, через два десятилетия) он продолжил работу, нанес новый живописный слой и создал абсолютно новую композицию.
Но линия такой толщины уже не линия. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Венецианское государство заставило служить себе даже внежизненный гений Тинторетто. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Урсулы. В этой церкви он погребен. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Марка»). Тинторетто был сам из семьи героев и потому мог рассказывать про них на их же языке, не переводя его на обыденную, спокойную речь, как делал это Тициан. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности учиться у великих предшественников. Нельзя судить о Беллини, не видев Уффиций и Бреры.
Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
Особенно верно передает дух Тинторетто Благовещение, написанное в нижней зале. Героические усилия этого на все посягавшего духа кончались иногда неудачей. Марка». Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). В «Похищение святого Марка» (1562-1566) Тинторетто воплощает сцену похищения венецианцами мощей святого покровителя Венеции из Александрии. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Но к ней следует относиться осторожно. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св.
Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Тинторетто получает официальные заказы, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианцев и государственных деятелей, сближается с цехами и филантропическими братствами.
В дни больших праздников и торжеств залы дворцов, церкви, фасады домов, гондолы и самые площади бывали увешаны и устланы бархатом, парчой, редкими коврами. Особенно верно передает дух Тинторетто Благовещение, написанное в нижней зале.
В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). Он использовал сложные приемы построения композиции, ракурсов, перспективы. Фредерик Илчмен предполагает, что бережливый Тинторетто не потратил впустую ни кусочка холста и сейчас фрагмент этого «Распятия», скорее всего, находится под какой-то другой картиной в одной из венецианских церквей. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. Картина повествует о кровопролитном сражении, однако художник, по всей видимости, не ставил перед собой цель изобразить события с максимальной достоверностью, как это делали мастера последующих лет. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Он не водил дружбы с Аретином, как Тициан и не принимал участия в его оргиях. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. "Живопись Тинторетто изумительна. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Распятие – это действительно целый мир. Никогда и нигде не было такого богатства и разнообразия тканей, как в Венеции XVI века. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
Они кажутся нам полубогами, как Леонардо, мифическими героями, как Шекспир. О предках художника почти ничего не известно. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
В той же галерее есть и его Чудо св. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Любимов).
Произведения Джорджоне и Веронезе разбросаны по всей Европе. Но здесь дело, конечно, не в бескорыстии. Другое распятие Тинторетто находится в церкви Сан Кассиано.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
Помимо плафонов и бесчисленных декоративных панно, ему надо было написать около двадцати больших композиций. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Нет более благородной цели в прогулках по Венеции, чем поиски Тинторетто. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Он написал для Братства св. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Возьми, – говорится там, – четыре унции золототысячника, две унции гумми-арабика и унцию твердого мыла, поставь на огонь, дай вскипеть и затем крась этим свои волосы на солнце. Как точно заметил Суриков, "он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной". Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. К 50-60-м гг.
И в этой мятущейся душе наступали иногда прозрачные созерцательные минуты. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Креста.
Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами, что, к сожалению, затрудняет его восприятие в репродукции. Затем (предположительно, через два десятилетия) он продолжил работу, нанес новый живописный слой и создал совершенно новую композицию. В такие минуты написаны четыре картины в зале Антеколеджио, составляющие драгоценнейшее украшение дворца дожей. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
В «Поклонении золотому тельцу» будто произвольными мазками художник наметил акценты – яркое платье девушки, такого же цвета одеяние мужчины сзади тельца и при этом часть персонажей оставил прозрачными, как если бы они были духами. С детства Якопо постоянно рисовал, где только было возможно (чаще всего – на стене родительского дома) и всем, что попадалось под руку: печным углем, мелом, красками отца, который был мастером по росписи шелка. Роха. В этой церкви он погребен. Время отнеслось к ним сурово: Тинторетто потемнел так сильно, как редко какой художник.
У него был непреклонный, прямой нрав люди, не любившие его, должны были его бояться. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Они кажутся нам полубогами, как Леонардо, мифическими героями, как Шекспир. «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Им можно поклоняться, но их не дано лицезреть простому человеческому глазу. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик".
Им можно поклоняться, но их не дано лицезреть простому человеческому глазу. Но здесь дело, конечно, не в бескорыстии. Можно уважать его за тонкость приемов и воздействий, с помощью которых оно заставляло служить себе индивидуальные дарования. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе.
Во время процессий на Большом Канале сотни гондол бывали покрыты алым шелком. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св.
К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Здесь хранятся три картины Тинторетто – Воскресение Христа (1565), Сошествие в ад (1568) и Распятие (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Тинторетто остался глубоким и важным в своем изображении земной и вещественной красоты. Эта группа составляет самостоятельную композицию. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Перед св. По желанию св.
Картину «Чудо Св. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». 1585). Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий.
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Скуола Сан Рокко. Якопо Робусти, как звали художника на самом деле, родился около 1519 года. Марка. 1585).
Марка совершается чудо — палки, мечи и молотки в руках мучителей разбиваются о тело христианина, ставшего неуязвимым. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Этот художник был одержим страстью к работе и тогдашняя Венеция могла завалить его работой. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. О жизни самого художника известно мало. У кого Якопо учился дальше не известно.
В том же году художник становится членом братства. Он ни от чего не отказывался, не спорил из-за цены и в иных случаях писал даже даром. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Для той же церкви в 1562-1564 гг. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности.
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. В зале Альберго на боковых стенах – работы мастерской Якопо Тинторетто Пророк (слева и справа), красивейшие резные деревянные панели и необыкновенно изящное распятие. В их числе находится огромное Распятие на стене трапезной. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Он был сыном красильщика шелка. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Героические усилия этого на все посягавшего духа кончались иногда неудачей.
За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет.
Но есть что-то еще более важное во внутреннем движении изображенного лица, в его взгляде. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Есть Карпаччио еще в Сан Джорджио Маджоре на острове. Распространенный сюжет из Библии.
Бахус и Ариадна, Меркурий и Грации написаны с неподражаемым совершенством. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св.
Тинторетто был последним из великих художников итальянского Возрождения. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Для подготовки к предстоящей выставке был проведен рентгеноструктурный анализ картины итальянского ренессансного художника Якопо Тинторетто «Рождество», в результате которого выяснилось, что данное произведение представляет собой нечто вроде «паззла», составленного из нескольких фрагментов абсолютно другой работы.
Тогда стало ясно, что сшитые фрагменты первоначально были написаны для «Распятия». Рох в госпитале". Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Робусти, Robusti), Якопо (29. Недаром Вазари назвал его самой отчаянной головой, какая только была среди живописцев. Стена рухнула и Ave Maria3 звучит грозной радостью сквозь шум разрушения.
Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. "Чудо св.
На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Фредерик Илчмен предполагает, что бережливый Тинторетто не потратил впустую ни кусочка холста и сейчас фрагмент этого «Распятия», скорее всего, находится под какой-то другой картиной в одной из венецианских церквей. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Центром второй части является св. Этот человек, ни перед чем не отступавший ни в искусстве, ни в жизни, любил музыку.
Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Источник божественного света, заливающего тело Христа контрастной светотенью, находится сзади. Нельзя судить о Беллини, не видев Уффиций и Бреры. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Школы существовали на добровольные пожертвования. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Работники Бостонского музея изящных искусств (Boston Museum of Fine Art, MFA) недавно сделали удивительное открытие.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). И только после того, как зрители проходят в помещение, картина предстает перед ними целиком: становятся видны еще два креста с распятыми на них разбойниками и жители Иерусалима, ставшие свидетелями казни. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Рох во славе". С 1539 работал самостоятельно.
Нет более благородной цели в прогулках по Венеции, чем поиски Тинторетто. Одухотворенность его искусства проявилась еще с б. льшим порывом в портретах. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Можно удивляться силе, богатству, талантливости и жизненности венецианского государства.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Лиризм Тинторетто соединен с классическими мифами. Но к ней следует относиться осторожно. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии).
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Живописное наследие Тинторетто огромно.
Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. В том же году художник становится членом братства. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Венеция же и до сих пор бесконечно богата его картинами. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте.
О детстве и юности Якопо сегодня известно очень мало, но самым ярким фактом из раннего периода его биографии принято считать попытку учиться художественному ремеслу у самого Тициана. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Каждый человек был тогда, желал ли он того или нет, на службе у яснейшей республики и каждый делал для нее какое-то дело. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. Распятие входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко.
Время не в состоянии погасить жара картин Тинторетто. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Он был сыном красильщика шелка. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
С 1539 работал самостоятельно. Даже на фотографии эта картина кажется созданной из драгоценностей, но там на полотне соединились самые красивые вещи в мире: тело женщины цвета слоновой кости, золотые волосы, шелк, нити жемчуга, зеркало, трельяж, увитый бархатными розами и жаркая, рыжая зелень сада аромат высоты исходящий от них, густ и крепок, как те ароматы, которые продавали в Венеции восточные купцы и, как они, он крепок до головокружения. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Когда Аретин стал слишком дерзко бранить его, Тинторетто пригрозил ему пистолетом и тот замолчал. У него было огромное количество заказов.
Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. 9. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. В 1565 году он пишет новую картину для братства – Распятие, самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
Георгий поражает дракона. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В середине XVI века Тинторетто отступил от выполнения произведений на религиозные сюжеты и написал несколько картин-иллюстраций к литературным произведениям, т. н. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
То же самое можно сказать и про две другие картины с похожим сюжетом: «Обнаружение тела святого Марка» и «Спасение сарацина». В 50 – 60-х гг. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Но нам трудно, почти невозможно представить себе все это.
Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы. Там, в уединенной часовне наверху, светлокудрый св. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
То немногое, что известно о нем, указывает, что и в жизни также он держался в стороне от других. У кого Якопо учился дальше не известно. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством (См.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Существует много анекдотов, рисующих быстроту его работы и его бескорыстие. Здесь хранятся три картины Тинторетто – Воскресение Христа (1565), Сошествие в ад (1568) и Распятие (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко. Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго.
В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала.
Тинторетто (Tintoretto собств. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Марке («Похищение тела св.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. При помощи компьютера специалисты соединили их и получили практически завершенную симметричную композицию.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.
«Распятие» – это действительно целый мир. Он написал для Братства св. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св.
Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Став известным, многие свои работы Тинторетто писал на скорую руку и это прослеживается в манере письма – несколько небрежной. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». «поэзий». В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Во время процессий на Большом Канале сотни гондол бывали покрыты алым шелком. 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. О предках художника почти ничего не известно.
Стена рухнула и Ave Maria3 звучит грозной радостью сквозь шум разрушения. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства.
Рох во славе. Написанная около 1552 года для храма Санта Мария дель Орто картина «Введение во храм» поражает глубиной и аллегоричностью образов, подчеркнутых с помощью необычной динамичной композиции и умелого расположения света: с одной стороны лестницы – затемненные нищие, с другой – женщины и дети, ярко освещенные.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. С блестящим мастерством пишет художник ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.