Триптих Босха Поклонение Волхвов

Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».

Поклонение волхвов (триптих Босха)

Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Еще в античном Риме возникло представление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвержены проказе. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Средневековые богословы видели в этом эпизоде один из ветхозаветных прообразов поклонения волхвов. 6). ил.

Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Один из них, стоящий в профиль, явно монах. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Легенда о мессе Св.

ил. ил. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей.

Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. они часто появляются в качестве зрителей. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.

Реставраторы музея 
Прадо – о триптихе 
Босха Поклонение

Реставраторы музея Прадо – о триптихе Босха Поклонение волхвов

В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись».

Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Но почему они принесли именно такие подарки.

Жуткая тайна картины 
Босха «Поклонение 
волхвов»

Жуткая тайна картины Босха «Поклонение волхвов»

Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд.

Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.

В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Взгляд его насторожен. Такое украшение считалось неподобающим для мужчины или чем-то экзотическим инокультурным и иноверным. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.

Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Центральная часть «Рождение Христа» (цв. Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Такие же маленькие плоды зажаты в клювах у птиц, украшающих шлем старшего волхва и еще один более крупный фрукт – на голове у чернокожего слуги. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. также цв.

Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Мы этого точно не знаем. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.

Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки.

Иероним Босх «Поклонение 
волхвов»

Иероним Босх «Поклонение волхвов»

В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. 20:8. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. Мы этого точно не знаем.

В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. Позже, однако их репутация была восстановлена. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова.

Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. – Тело Христово. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56.

ил. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом.

Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Расшифровать загадочные образы Босха, как и любое послание, где слишком много неизвестных, непросто. Возможно, это члены церковной общины, терзаемой демонами и не защищенной духовенством или еретики, преследуемые инквизицией. 1) не соответствуют канону40. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние».

Три волхва – намек на этих трех царей. Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. Босх пошел еще дальше. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.

Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.

Однако его значение было шире – во времена Босха он мог олицетворять все враждебное иноверие, включая иудаизм. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. ил. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. 9). Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее представляют его как язычника, все еще пребывающего в экзотическом мире зла.

Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. 5).

Что не так с этим 
«Поклонением волхвов»

Что не так с этим «Поклонением волхвов»

Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. 20:8. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти.

Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).

Напишите отзыв о 
статье Поклонение 
волхвов (триптих

Напишите отзыв о статье Поклонение волхвов (триптих Босха)

Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Их действия обличают в них приспешников дьявола. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние».

Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию. 1) не соответствуют канону40. ил. Позже, однако их репутация была восстановлена.

Отрывок, характеризующий 
Поклонение волхвов 
 (триптих Босха)

Отрывок, характеризующий Поклонение волхвов (триптих Босха)

Один из них, стоящий в профиль, явно монах. Босх пошел еще дальше. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).

А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. ил. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица.

Ссылки на Поклонение 
волхвов (триптих 
Босха)

Ссылки на Поклонение волхвов (триптих Босха)

Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. ил.

4). Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа.

Поклонение волхвов 
 (триптих Босха) 
Информацию О

Поклонение волхвов (триптих Босха) Информацию О

Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям».

Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. 2 и 4). Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам.

  1. Триптих Босха Поклонение Волхвов
  2. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  3. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  4. Земной Рай, композиция Видения загробного мира

В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон).

  1. композиция Видения загробного мира
  2. Аллегория чревоугодия и любострастия
  3. Какие подарки волхвы принесли младенцу
  4. Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
  5. Что происходит на дальнем плане
  6. 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  7. Словари и энциклопедии на Академике

Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. Т. 2). Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком.

Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками.

13:2 – 24. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Рассмотренные антиклерикальные символы являются только некоторыми примерами того, что мы можем увидеть в живописи Босха. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. – ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ ТРИПТИХ БОСХА
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

И так далее. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее.

19:19. вы можете запросить все в системе с коробкой. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. ил. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами.

Триптих Босха Поклонение 
Волхвов

Кроме того, Бранд Филип указывает, что колокольчик на подоле может быть напоминанием о еврейском первосвященнике Каиафе, предавшем суду Христа49. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности.

Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном их печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца.

Ее символика далека от обычного благочестия. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.

Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе.

Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию.

Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками.

нами и бесами. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы.

В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна.

В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Т. 2). В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.

Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. Третий волхв, чернокожий Гаспар, держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. ил.

Сейчас же только обратим внимание на то, что именно демоны, а не Иисус, оживлены церковной мессой. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.

Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. 2, см.

Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Как было сказано выше, немецкая исследовательница Лотте Бранд Филип считала, что старик, стоящий в дверях хижины, – это Антихрист. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42.

Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей.

В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях.

16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр.

Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв.

Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке.

Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Этим можно было бы объяснить их странные одеяния, но не смысл их наиболее значительного подарка. В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв.

Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери.

Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. они часто появляются в качестве зрителей. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов.

Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Выше: что вы искали. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое.

Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан. Здесь проколотые уши явно указывали на то, что третий волхв пришел из далеких земель, где нравы совсем иные.

Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека).