Троица Рублева И Ушакова Сравнение
троица ушакова и рублева сравнение
В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других— повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур их позы, другие детали»21— т. н. Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость. Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной хгизни.
Многие и после него, пытаясь если не оправдать находящиеся в противоречии с библейским мировоззрением и христианской духовностью образы, то, по крайней мере, объяснить их, ссылались на практику Церкви. Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Так как образцы, в каком бы виде они ни существовали – в виде рисунков (что очевидно), таблеток (что вероятно) или прорисей (что допустимо)37 и каким бы искажениям они ни подвергались в процессе неоднократного перерисовывания, позволяли удовлетворительно воспроизвести оригинал, по крайней мере, в рисунке.
- Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова
- Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
- Сравненение икон Андрея Рублева и Симона Ушакова "Троица"
- Две иконы «Троицы»: Рублев и Ушаков
- Тема Троицы в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве - вв
- Сравнительный анализ фрески Феофана Грека «Троица» и «Троицы» Рублева
Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. Особенно разительно сходство (не ощущаемое в такой степени нигде) в цвете, рисунке (например, вырез хитона у шеи, форма и характер световой моделировки складок гиматия) и глубже – самом образе центрального ангела, необычайно тонко прочувствованном художником (илл. Мысль современного протестантского богослова Карла Барта, кажется, выражает именно иконографическую идею: «Троичность Бога есть тайна Божественной красоты. Почему Андрей Рублев должен был писать иконы такого типа и почему именно данная редакция его Троицы получила впоследствии особую популярность (учитывая вероятную зависимость от нее группы СН), это мы попытаемся показать в следующей работе78. 117. 22 Мф.
На иконе северных писем в ГТГ, в клейме палехской Четырехчастной крылья ангела взметнулись вверх, как на Четырехчастной из Новгорода начала XV в. Таким образом, если ранее при анализе изображений мы опирались на воспроизведение в них с высокой степенью точности композиционно-иконографической формулы, выражающей личностные особенности и взаимные отношения ангелов и созданной Андреем Рублевым (по крайней мере именно у него впервые встречающейся), то теперь мы этого основания лишились. Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. 15). Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы.
- "Троица" Андрея Рублёва и Симона Ушакова
- Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова Святая Троица ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)
- Сравнение икон Рублева и Ушакова
- помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева
- Образ Святой Троицы Андрея Рублева
- Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины
Панагия ГИМ подкупает более всего своим по-рублевски изящным и выразительным рисунком. Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. 14. 26 16. 7). Собор, также ссылаясь на св. Икона представляет собой доску вертикального формата. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5.
В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. Таким образом, произведения знаменитых художников (к которым принадлежал и Рублев) сразу вызывали большой интерес в кругах рядовых иконописцев32 и воспроизводились, по-видимому, весьма тщательно. Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней».
Житийная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами. В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм.
По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.
За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Духа в виде голубя. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин. И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь». Вдохновлялись ли копировщики Рублева самим творением художника или имели дело лишь с его отражением в образцах, прошедших, может быть, не через одни руки их многочисленные отступления от подлинника одинаково необъяснимы. Иоанна Дамаскина.
Если выстроить в ряд все промежуточные иконы между этими двумя образами -- рублевским и ушаковским -- то «эволюция» станет очевидной. Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо вьщеляется на золотом фоне. В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь.
Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. 9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.
Об этом свидетельствует и иконография крайних ангелов и рисунок стола-трапезы (ср. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21.
отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). Троицы. в ГРМ66. «Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». (То обстоятельство, что в данном случае вторичные иконографические особенности объединили экземпляры разных видов и групп, свидетельствует о сложности путей иконографических и стилистических миграций и реальных взаимоотношений между отдельными изображениями, но, полагаем, не ставит под сомнение самый принцип предложенной здесь классификации. ) Реконструированный образец также сохранил, как нам кажется, приметы своего происхождения из рублевской мастерской. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов.
В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. И это предостережение особенно важно для иконографии. 17. 21). По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св.
При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу».
Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св. На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты.
33. 20). Не случайно образ св. Икона Андрея Рублева была частью иконостаса.
Он повеле при себе образ написати пресвятыя троицы, в похвалу отцу своему, святому сергию чудотворцу. » (см. Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками». Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». Имеем в виду прежде всего гору с ее крутыми уступами и причудливыми формами75. Мария и Иосиф в установленный срок принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, побы совершить обряд посвящения. Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры.
Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.
Но иконописец явно стремился вернуть в изображение нарушенную Рублевым (очевидно, по непонятным для Паисия мотивам) симметрию. До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24.
Почти пятьсот лет икона находилась в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и неоднократно поновлялась.
Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. Он выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского варианта. Этому образу в деисусе отвечал образ Спаса. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Итак, вначале в Церкви, видимо, главенствовало понимание указанного библейского текста в смысле Богоявления Аврааму Господа и двух ангелов.
Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. Вместе с тем они ориентированы на традиции великого прошлого, на образы далекого рублевско-дионисиевского времени. Мы не можем согласиться с распространенным мнением, что расхождения между Рублевым и его подражателями объясняются присущим средневековым живописцам свободным, творческим отношением к копированию (а также состоянием самой Троицы ко времени копирования). Композиционным центром иконы является чаша.
Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Рублевым троичной темы, который предшествовал созданию протооригинала Затьмацкой Троицы. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина. В 1931 году проблема обнажилась. Считаем более вероятным, что Троица была создана не для каменного Троицкого храма, а для предшествующей деревянной церкви, в которой она могла находиться до возведения каменной Духовской. Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.
Если реплики Паисия и других мастеров в конечном итоге восходят к Троице Рублева (а это скорее всего так), то не к той, что дошла до нас, а к иной (или к иным). Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама».
Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. Троицы идет совет об искуплении человечества. И для какого храма она была написана первоначально. Вернувшийся на пепелище юный монарх приказал вызвать из Новгорода и Пскова лучших художников, чтобы они украсили иконами и фресками выгоревшие церкви и палаты. 7. 13).
В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». Видимо, в данном случае мы сталкиваемся с другой стороной творческой манеры художника. 10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. Поскольку престол в Троице явно перечищен, а на уровне пальцев левой руки левого ангела проходит вставка нового левкаса, продолжаемая тонировками (что вызвало искажение формы крыла и утрату конца гиматия среднего ангела), то части разночтений первоначально могло и не быть. Духа.
Историк В. А. Между тем еще в середине XVI в. мастер сени царских врат Троицкого придела собора Василия Блаженного помнил о красках лаврской Троицы38. Из произведений этого типа хотелось бы отметить перевернутое клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря (XVII в. ) иначе родственное панагии ЗИХМЗ, а также суздальской иконы XVI в. Абрис фигуры среднего ангела отличается здесь несколько подчеркнутой пластичностью. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования.
14), клеймо иконы Иоанн Богослов с житием в МиАР62 иконы ГРМ63 и Кирилловского музея (все XVI в. ), пластически выразительную, очень рублевскую по рисунку панагию64 и дробницу (XVI в., ЗИХМЗ), средник складная 1644 г. из собрания А. В. Морозова65, круглую икону Никиты Павловца 1674г. Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения.
Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" – житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески. Панагия ЗИХМЗ (вклад Марии Никифоровны Мирославлевой), относящаяся к тому же ряду памятников, напротив, ассоциируется с Рублевым (помимо особенностей рисунка и композиции) своим отходом от канонической для художника иконографии. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы.
Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Музыке линейного ритма вторит гармония по-рублевски изысканного колорита. Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12. 14. 6).
Вместе с тем, эти данные позволили бы проводить экспертизу других икон, которые приписывали Андрею Рублёву на основании легенды или расхожего мнения»8. Например, св. К сохранившейся Троице Рублева чрезвычайно близки общий рисунок и пропорции композиции, совпадают отдельные характерные детали (клав у среднего ангела, единственная чаша на столе).
Те из них, что выполнены московскими мастерами конца XIV-XV в., отличаются от оригинала, но между собой обнаруживают чрезвычайно большое сходство34. Св. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. 1. 18).
Общепризнано (и справедливо), что рублевское истолкование Троицы стало на Руси необычайно популярным. Иначе в рисунке и не было бы надобности. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа».
До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Вып. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества.
На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. На иконе Евстафия Головкина (клеймо) средний ангел, сильно возвышающийся над остальными, напоминает ангела Затьмацкой Троицы (как и центральная фигура иконы конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ), жест правого ангела осмыслен по-византийски (ср. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св. 60. 3).
Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф.
Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. В копиях позднейших древнерусских мастеров. сергия и творчества Андрея Рублева, уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о filioque. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев).
Идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Августина и других западных отцов 31. 17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи.
Различия же касаются самого существенного как с точки зрения формы, так и содержания- взаимного отношения ангелов: их сближенности (сомкнутости крыльями) или отдаленности (разомкнутости), симметричности или асимметричности положения среднего ангела относительно крайних. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля. 3). 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Посмотрите Троицу Ушакова, она совсем другая. Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.
Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». Из более поздних, но не уступающих им в образно-стилистическом отношении, представлены житийные иконы преподобных Кирилла Белозерского из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Около 1497) и Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (около 1503). Дионисиевские лики порой отмечены чертами «портретности», как это видно на примере образа Димитрия Прилуцкого, но портретности особого рода, «иконизированной», то есть соотнесенной с идеальным образом святого. С четырех сторон средник традиционно окружают клейма, повествующие о житии святого, его одеяниях и посмертных чудесах. Произведения группы СС уже перечислялись.
Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова). А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А. Существенная разница в том, как это полукружье завершается.
Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Горки кажутся невесомыми и лучащимися светом. Троицы, так как в нем, как уже было сказано, не акцентированы ипостаси, а главный смысл его -- свидетельствовать об откровении. эстетическим нормам, тогда как в Троице пейзаж стеснен масштабностью фигур.
Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского. Это прекрасно показано Епифанием на примере Феофана. Близки по композиции клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря и икона 1675 г. в ГТГ.
Творчество Дионисия. Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии.
Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. 17), на пелене 1593 г., вложенной боярином Д. И. Годуновым в Костромской Ипатьевский монастырь6, клейме иконы Чудо в Хонех XVI в. (. ) старообрядческого рогожского кладбища7, покровце 1601 г. вклада Ксении Годуновой в Троице-Сергиев монастырь8, образе из походного иконостаса царя Алексея Михайловича9, резных панагиях XV – XVI вв. 10, где выравнивание композиции доводится до логического конца и ангелы, раздвинутые более широко, лишь соприкасаются крыльями11. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было. В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. «Троица» Симона Ушакова — не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза. Гурьянов вместе с В. А.
Тот же Епифаний свидетельствует прямо противоположное, когда говорит об обычной ремесленной практике (недоумения наполнишася присно приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающе). Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9.
В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев.
В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события нижний ряд – преставление, открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса. К этой группе произведений примыкает икона апостола Иоанна Богослова «в хождении», то есть с повествованием о его путешествиях, его апостольской миссии в Малой Азии, где он прославился искоренением языческих обычаев изгнанием бесов и исцелениями. Знаток и собиратель икон Д. А. Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы. Чаша в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29. То же самое мы видим на иконе конца XV – начала XVI в. из Александрова (МиАР илл. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды.
В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы 1образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе). Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Так, на створке новгородского панагиара 1435 г. мастера Ивана – пожалуй, первой известной реплики троичной композиции Андрея Рублева – ангелы расположены абсолютно несимметрично и очень сильно сближены друг с другом (что объясняется условиями размещения крупных фигур на сравнительно небольшом пространстве). Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом -- гора, за левым -- палаты. И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии».
При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. 1. 23). Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр.
также ростовскую икону). Фил. На ростовской и суздальской иконах размах крыльев не захватывает крайних ангелов. Всюду (за исключением иконы ГРМ) седалища ангелов украшены прорезями, у левого из них оно вытянуто в ширину и конструктивно одинаково с седалищем правого, т. е. не имеет высокой фигурной задней ножки, увенчанной балясиной, как в лаврской Троице и совершенном большинстве реплик (за исключением произведений мелкой пластики и других малоформатных изображений)71 палаты завершаются бочкообразной кровлей72 горки уходят вверх многоступенчатой скалой позем в отдельных случаях не охристый (гористый), а темный (травный. ) 73. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
С другой стороны, рублевские корни группы АС очевидны для второго вида (сохранилась подлинная икона) и вероятны (как мы пытались показать) для первого. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Их иконографические разногласия с Троицей легко объясняются тем постоянным художественным поиском, который вел мастер, задачами, которые он в разное время решал, наконец, различными жанрами, в которых он воплощал задуманное (икона, фреска, а вероятно и миниатюрные изображения для панагий, клейм шитья и икон и т. д. ).
Позем обыкновенно не травный (зеленый), а гористый (охристый). Возможно такое объяснение. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством.
Двойственность сказывается и в самом стиле иконы, соединяющей разные принципы перспективного построения. Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица». 14. 9).
Вес иконы 27, 3кг. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). В клейме пелены, вложенной в 1525 г. Соломонией Сабуровой в Троице-Сергиев монастырь12, вкладной иконе Дмитрия Годунова 1586 г. в Ипатьевский монастырь13, шитой иконе походного иконостаса 1592 г. царя Федора Ивановича14 и симметрический сдвиг, напротив, не завершен, что позволяет, по-видимому, судить о характере лежащего в их основе оригинала. Московская школа иконописи мо, кет быть рассмотрена на примере иконы «Сретение» (встреча) (начало ХЧ в. ). Вместо ангельских ликов — человеческие лица.
Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Не случайно на заре христианского искусства были строго осуждены Церковью попытки изобразить Св. Кроме того исследователи не знают, как разновременные слои живописи поведут себя при малейшем изменении каких-то условий, насколько разрушительными могут оказаться любые изменения температурно-влажностного режима. Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля.
Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. Но, это, по-видимому, заблуждение. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует).
а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Копируют ли они именно это произведение Рублева или какое-то другое.
Это третье лицо св. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Соотношение между фигурами и пейзажем в них соответствовало принятым в XV-XVII вв. Так, еще во второй половине XIX века Д. А. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. По этим признакам восстанавливается образец – протограф перечисленных произведений (вторичный или параллельный по отношению к Троице собора Василия Блаженного).
Сергия Радонежского, «подало повод И. М. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14. 13. 12). Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных.
3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22. Что же значит «достиг Ветхого денми». Минимально, но гуляет. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви.
Отцы Собора ссылались на св. Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы.
Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу3.
Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Тем не менее мы считаем вероятной зависимость от рублевских оригиналов круга памятников (впрочем, достаточно иконографически пестрого) с близкой к византийской иконографией центрального ангела (существенно, что к ним принадлежат совершенное большинство произведений мелкой пластики, связанных с Троице-Сергиевым монастырем, начиная с панагии Никона). Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля.
поновление икон. Более того икона выполняет вероучительные функции, вот таким образом ложно понятый образ опасен ибо несет в себе искаженную информацию и становится еретическим. Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные.
109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Наконец, нигде не заметно явного подражания Троице Рублева и в колорите. До образов ли было. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша.
Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. Вот как об этом пишет св.
На этих иконах видны только фигуры святой Троицы и больше никаких других. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. В. А. Т. 2.
Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу».
Одесную Бога Отца сидит Сын. Головы ангелов образуют полукруг, казалось бы, напоминающий полукружье крыльев в образе Феофана. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. «Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг.
отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество. Для архитектуры барокко (Л. В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. Это Махрищская Троица начала XVI в., отличающаяся, впрочем, некоторыми специфическими особенностями (слишком широкая расстановка фигур, благословляющая рука правого ангела, палаты со сдвинутым вправо окном, гора без пещеры)39. Иначе как объяснить, что среди многих десятков произведений, могущих быть возведенными к рублевской традиции, почти нет таких, авторы которых смогли без ошибок передать художественную концепцию лаврской Троицы или хотя бы показать удовлетворительное понимание этой концепции (исключение составляют две-три иконы, о которых речь пойдет ниже).
В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Их возглавлял любимый царский изограф Самая Ушаиаа)1626 — 1686). На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22). Остается решить вопрос о возможности восхождения к рублевскому образцу (образцам) группы АН.
На всех изображениях у центрального ангела отсутствует золотой клав (. ) 25. Эта близость, свидетельствующая об использовании одних и тех же образцов, указывает еще на один частный случай изготовления точных копий – при исполнении крупных и срочных заказов, когда мастера не имели времени (а ученики – права) вносить существенные изменения в трактовку композиций.
К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин.
Почти всегда на столе стоит не одна, а три чаши27. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Определенное сходство с этими произведениями обнаруживают, с одной стороны, памятники, сохраняющие известную асимметрию благодаря небольшой разомкнутости центрального и правого ангелов (клейма пелены второй половины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря15 и вкладной пелены 1499 г. Софьи Палеолог в Троице-Сергиев монастырь16, храмовый образ начала XVI в. школы Дионисия17 из собора Ферапонтова монастыря икона того же времени из Углича18, створка складная XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря19, Троица 1671 г. Симона Ушакова20, небольшая иконка 1710 г. работы Кирилла Уланова21), с другой – симметрические композиции также с несколько разобщенными персонажами (клеймо Вологодской иконы 1549 г. Богоматерь Владимирская с праздниками22, створка складня первой половины XVI в., вложенного в Троице-Сергиев монастырь В. Ф. Карачаровым23), хотя генетически они могли восходить к образам со свободно расставленными, разобщенными фигурами.
С. 379-380). Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. Сравнивая копию тверича с сохранившейся иконой Рублева, легко увидеть, что эволюция образа Троицы в творчестве великого мастера отличается следующими важнейшими чертами: решительной переработкой фигуры среднего ангела (выявление и акцентирование пластического начала, развертывание в плоскости иконной доски и т. д. ), что сделало его центром изображения иным иконографическим типом и несколько иным местом в композиции левого ангела, что в корне повлияло на построение всей сцены смыканием ангелов между собой обусловленным всем этим удалением дополнительных персонажей, оставлением на столе единственной – евхаристической – чаши, уменьшением роли пейзажа. Сергию чудотворцу».
Во-первых, потому, что реплики не совпадают с Троицей по размерам и пропорциям. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова. Распространение высокого иконостаса в известной мере обусловливало характер иконографии и композиции Троицы, популярность вариантов, отраженных в репликах. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки.
Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына». Такое же чередование поз, как у крайних ангелов на панагии, можно видеть у апостолов в Страшном суде Успенского собора во Владимире (ср., например, левого ангела с Фомой, а правого – с Симоном или Иоанном на южном склоне свода). Житийные иконы в творчестве Дионисия играли особую роль.
На золотом фоне они словно вне времени и пространства. Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4.
и Св. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Наш уважаемый преподаватель-искусствовед объяснял этот вопрос по-иному. (вспомним Троицу Феофана Грека). Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина.
Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». 21. 42). Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. М. 1956. «Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка».
После проведения реставрационных работ Н. П. Творчество этого замечательного художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично граничит с подъемом русской национальной культуры. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего».
Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой. Сказанное подтверждают дошедшие до нас реплики другой знаменитой иконы – Владимирской. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой.
Эти варианты больше опирались на традицию, следовательно, легче прочитывались. Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17.
Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. И только таким образом можно объяснить популярность редакции. Например, серебряная позолоченная панагия XV в. в ГИМ80, по выражению А. В. Рындиной, одно из самых очаровательных повторений рублевской иконы в мелкой пластике81, две серебрянные панагии второй половины того же столетия в Оружейной палате ЗИХМЗ82, серебряная золоченая панагия 60-х годов XV в. в Серпуховском музее83, деревянная панагия и клейма запрестольного и напрестольного крестов работы знаменитого троицкого мастера XV в. Амвросия (ЗИХМЗ)84, белокаменная резьба 1447 г. из Борисоглебского монастыря85, клейма московской иконы середины XV в. Богоматерь Одигитрия86 и великолепной по исполнению пелены из владимирского Княгинина монастыря (вторая половина XV в. ) в ГТТ87, упомянутая икона 1486 г. из села Бородавы, деревянный (ЗИХМЗ)88 и стеатитовый (ГИМ)89 образки конца XV в., клеймо оклада Христофорова евангелия 1533 г. 90, деревянная резная икона в ГИМ91, створка складня Спас-Влахернского монастыря под Дмитровом92, целый ряд панагий и других произведений мелкой пластики XVI в. в ЗИХМЗ93, несколько икон (и иконных клейм) в ГТГ94, новгородская икона в ГРМ95 икона ВСИХМЗ96, фреска галереи Благовещенского собора в Кремле97, клеймо деревянного расписного напрестольного креста Кирилловского музея98, сербская Троица из ризницы монастыря в Дечанах (все XV в. )99, клейма покрова 1525 г. 100, плащаницы Старицких 1560 г. 101, пелены 1560 г. 102 иконы Сергий Радонежский с житием 1591 г. кисти Евстафия Головкина103, покровов Никона Радонежского 1587 и 1633 гг. 104, хоругви XVII в. 105, покровов Саввы Сторожевского 1647-1649 гг. 106 (все в ЗИХМЗ) и Александра Свирского 1645 г. (ГРМ)107, местные образа иконостасов Ризположенской церкви Московского Кремля 1627 г. 108 и церкви Троицы в Никитниках (вторая половина XVII в. )109 иконы 1675 г. 110 и конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ111, клейма икон XVII в. Емельяна Москвитина XVII в. (там же)112 и суздальской (ВСИХМЗ)113, палехских писем второй половины XVIII в. в собрании П. Д. Корина114 и т. д. На всех перечисленных изображениях ангелы, сохраняя общее сходство с рублевскими, в то же время чем-либо от них отличаются. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату.
Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца». свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. 1. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев».
В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). 18) (первый вид группы АН), угличской (МиАР) (второй вид группы АН) и александровской (МиАР, группа СС). Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым.
Первый вид включает знаменитую пелену XV в. Загорского музея59, клеймо современной ей пелены Явление богоматери Сергию (довольно близкое по цвету к Троице)60, прекрасную икону конца того же столетия61 (обе также в ЗИХМЗ), Троицу на сени царских врат собора Василия Блаженного (илл. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. Тюлиным и А. И. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.
Вот по этим характеристикам (с учетом асимметричного расположения ангелов) и может быть смоделирован предполагаемый рублевский образец. Ангелы тесно соединены между собой крыльями. Существенно также, что пять произведений этой группы (икона, пелена, клейма пелен ЗИХМЗ и ГРМ) относятся к XV в., подтверждая древность протооригинала, а четыре из них связаны с Троицким монастырем.
Ф. И. Тютчев). Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения 7. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты.
Троицы -- Святой Дух. Это развитой пейзаж (для икон), формы которого тяготеют к типологической однородности (преобладают рублевские палаты с колонной и велумом, дуб с двумя кронами, гора с двумя или тремя вершинами, обычно с пещерой) отсутствие клава (почти всюду) у среднего ангела сдвинутое вправо подножие (иногда третья ножка у седалища) левого ангела, удлиненный левый рукав его гиматия, охватывающий ладонь три чаши и натюрморт на трапезе гористый позем. Икона «Троица» Феофана Грека и Рублева. Целый ряд тринитарных композиций редакции АН отличается от редакций СС, СН и АС (первого вида) лишь по основному классифицирующему признаку. Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. К группе СН можно отнести (кроме упомянутых ранее) клеймо креста мастерской Амвросия41, деталь оклада Евангелия Николо-Песношского монастыря (конец XV в. )42, панагию XV в. и несколько ламатий XVI в. в ЗИХМЗ43, новгородскую икону начала XVI в. в ГТГ44, Троицу первой трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове45 икону того же столетия из праздничного ряда иконостаса Богородице-Рождественского придела Софии Новгородской, клеймо иконы Архангел Михаил в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (середина XVI в. )46, тверскую Троицу 1560-х годов, написанную замышлением многогрешного Нечая47, палеосную икону второй половины XVI в. из ризницы Ипатьевского манастыря48, клеймо покрова Сергия и Никона радонежских 1569-1592 гг. 49, прорись XVII в. (. ) из собрания А. В. Тюлина50 (четыре последние, а также клеймо амвросиевского креста и одна из панагий включают изображения Авраама и Сарры по сторонам среднего ангела), клейма покрова Александра Свирского 1582 г. 51 и створок киота Троицы Рублева 1601 г. 52 икону праздничного ряда иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля (1627 г., Назарий Савин с дружиной)53, деталь иконостаса – складня первой трети XVII в. в ЗИХМЗ54 икону на сени царских врат 1643 г. Троицкого собора (Загорск)55, клеймо костромской иконы XVII в. Богоматерь Умиление со святыми на полях56, а также две композиции, близкие к фреске Феофана Грека и клейму новгородской Четырехчастной – с Авраамом и Саррой внизу – галицко-украинского или белорусского происхождения XV в. 57 и новгородскую, находящуюся под записью. Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий, «горний» и «дольний». Изображаются три в единстве, а не трое. Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской.
Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Почти идентична и трактовка мамврийского дуба – также уникальная особенность, встречающаяся только в Троице Бориса Годунова (в коломенской живопись утрачена), но выраженная там более схематично. Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б.
Строгие архитектурные формы контрастируют с изысканной пластикой фигур. 18. Конкретно оно могло заключаться либо в использовании мастером сени лаврской Троицы или ее очень близкого повторения в качестве одного из источников при создании собственного изображения, либо в воспроизведении неизвестной нам иконы Рублева (может быть, также средника сени – оба евхаристических сюжета иконографически повторяют иконы праздничного чина троицкого иконостаса). Вывод из всего сказанного может быть только один. ниже) и его пришлось укреплять.
C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. Иконы митрополитов Петра и Алексея. Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца.
На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Но в том-то и дело, что это не так и мы уже отмечали целый ряд признаков, типичных для всех или совершенного большинства вышеназванных произведений, принадлежащих к разным эпохам и стилям и одновременно непрослеживаемых в лаврской Троице.
Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»). На благовещенской фреске и троицкой хоругви так написан левый ангел. Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. На иконе на столе стоит только чаша, ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться.
В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Несмотря на очень большую близость реплик (особенно иконы, заказанной Борисом Годуновым) к сохранившейся Троице, у нас на этот счет есть сомнения.
Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). 2. 8). Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св.
И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному. Содержание «Троицы» многогранно. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Некоторые вторичные признаки связывают эту композицию с иконами ЗИХМЗ, ГРМ, ГТГ (илл. Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет.
Во-вторых (и это главное), потому, что наряду с индивидуальными отличиями реплики содержат общие иконографические чтения, отсутствующие в Троице Рублева: рукав гиматия, охватывающий ладонь левой руки левого ангела видные средний и безымянный пальцы правой руки правого ангела ромбовидная форма овала чаши пещера в горе прямоугольные (в плане), а не трапециевидные завершения ножек седалища левого ангела (аналогично седалищу правого). Думаем, что это весьма вероятно. Никоне» 12. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей.
Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Дошедшая до нас Троица Рублева, как представляется вероятным, до перенесения в каменный храм входила в состав иконостаса с деисусным чином типа Звенигородского (это мог быть и сам Звенигородский чин)117. М. 1861. Где же искать эти теоретически предполагаемые, но утраченные произведения Рублева. Но пейзаж выполнен в описанных выше формах и буквально втиснут в узкую полоску фона.
Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем.
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили». Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Третьяковская галерея.
Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. Наконец, В. Н. Лазаревым в свое время была отмечена и проанализирована необыкновенная иконографическая близость деисусных и праздничных икон иконостасов Благовещенского и Троицкого соборов (к ним надо причислить и Успенский владимирский), созданных артелями, в состав которых входил Андрей Рублев36. Уж слишком много различий между ней и перечисленными выше памятниками.
«Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Привезли несколько икон также и из Пскова. А на ином месте имея разум, не изображать Св. Материалы и исследования.
«личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. На иконе Паисия (1485 г. ) Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря4 композиция в целом (кроме пейзажа) выглядит особенно близко к композиции Троицы Рублева5. «Архитектура барокко» – Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18.
Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.
Свойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их символические атрибуты— дом, дерево, гора. Троицы, к тайне их единосущности. Мотив раскинутых крыльев среднего ангела встречается в анализируемой группе памятников весьма часто (хотя и в разном иконографическом контексте), что косвенно может указывать на какой-то популярный образец, восходящий, возможно, к рубежу XIV-XV вв. Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия.
Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Перечисленные и иные памятники, таким образом, действительно могли в какой-то степени (в какой – остается вопросом) восходить к творениям Андрея Рублева. Вместе с Симеоном славит Господа пророчица Анна. Христос -- краеугольный камень (Пс.
Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Буслаев Ф. И. Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св.