Троица Ушакова И Рублева Сравнение

троица ушакова и рублева сравнение

Мера иконы: ширина 112 сантиметров, высота 139см, толщина доски 3см, ширина нижнего поля— 7см, ширина боковых— 5, 2см, ширина верхнего— 6, 5см, глубина выемки ковчега— 1см. Иконы митрополитов Петра и Алексея. 21. 42). И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии». Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор галереи и её главный хранитель, в то время как другие сотрудники, а также искусствоведы и учёные других учреждений выступили резко против и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление»2, которое приведёт к утрате национального достояния.

Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост. Он выделяет одного из ангелов как главное действующее лицо. Кроме названного уже дьяка Висковатого, противником еретических изображений был Максим Грек. Он «списывал» — что в средневековом искусстве не только не осуждалось, но, напротив, всячески поощрялось.

  • Сравненение икон Андрея Рублева и Симона Ушакова "Троица"
  • Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова
  • "Троица" Андрея Рублёва и Симона Ушакова
  • Две иконы «Троицы»: Рублев и Ушаков
  • Сравнительный анализ картины Андрея Рублёва Троица, И картина Симона Ушакова Святая Троица ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)

3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Обратим внимание на то, что Андрей Рублев пишет свою «Троицу» не просто после феофановской. 18. Этап этот ознаменовался внезапным отъездом царя в Александровскую слободу — со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью» По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Сохранилась поздняя копия с его утраченной иконы, так называемая «Затьмацкая Троица». 14), клеймо иконы Иоанн Богослов с житием в МиАР62 иконы ГРМ63 и Кирилловского музея (все XVI в. ), пластически выразительную, очень рублевскую по рисунку панагию64 и дробницу (XVI в., ЗИХМЗ), средник складная 1644 г. из собрания А. В. Морозова65, круглую икону Никиты Павловца 1674г.

10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее до сих пор словно излучают свет, пронизывающий все ее детали.

Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин. Августина и других западных отцов 31. Гурьянов вместе с В. А.

Рисунок Симона Ушакова. Минимально, но гуляет. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа».

  • Сравнительный анализ фрески Феофана Грека «Троица» и «Троицы» Рублева
  • Тема Троицы в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве - вв
  • Сравнение икон Рублева и Ушакова
  • помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева
  • Образ Святой Троицы Андрея Рублева

Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад.

Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. На сегодняшний день состояние сохранности иконы, возраст которой около 580 лет, стабильное, хотя есть хронические отставания грунта с красочным слоем, в основном на полях иконы.

отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество. Особенно разительно сходство (не ощущаемое в такой степени нигде) в цвете, рисунке (например, вырез хитона у шеи, форма и характер световой моделировки складок гиматия) и глубже – самом образе центрального ангела, необычайно тонко прочувствованном художником (илл. Иоанна Дамаскина. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы.

  • Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины
  • Симон Ушаков – крупнейший русский художник века
  • Значение творчества Симона Ушакова

Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св.

Сравненение икон 
Андрея Рублева и 
Симона Ушакова "Троица"

18) (первый вид группы АН), угличской (МиАР) (второй вид группы АН) и александровской (МиАР, группа СС). И это предостережение особенно важно для иконографии. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении.

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Мастер искал и одновременно отстаивал само свое право на поиск. Это Махрищская Троица начала XVI в., отличающаяся, впрочем, некоторыми специфическими особенностями (слишком широкая расстановка фигур, благословляющая рука правого ангела, палаты со сдвинутым вправо окном, гора без пещеры)39. Наш уважаемый преподаватель-искусствовед объяснял этот вопрос по-иному.

Его лик обращен к молящемуся, глаза смотрят на него в упор. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью (за исключением т. н. Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего». Перечисленные и иные памятники, таким образом, действительно могли в какой-то степени (в какой – остается вопросом) восходить к творениям Андрея Рублева. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры.

В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. Христос -- краеугольный камень (Пс. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили».

К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. Что же значит «достиг Ветхого денми». Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф.

Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Плугин икона попала, возможно, в декабре 1564 года. В житийных иконах дионисиевского круга устойчиво соблюдается порядок клейм: верхний ряд – начало жития до поставления в сан, по сторонам – прижизненные события нижний ряд – преставление, открытие и перенесение мощей и посмертные чудеса. К этой группе произведений примыкает икона апостола Иоанна Богослова «в хождении», то есть с повествованием о его путешествиях, его апостольской миссии в Малой Азии, где он прославился искоренением языческих обычаев изгнанием бесов и исцелениями.

К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. Панагия ЗИХМЗ (вклад Марии Никифоровны Мирославлевой), относящаяся к тому же ряду памятников, напротив, ассоциируется с Рублевым (помимо особенностей рисунка и композиции) своим отходом от канонической для художника иконографии. «личного письма»— лиц и рук), а также расчищать. Симон Ушаков. C 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона («очень бережно, на руках»— по словам хранительницы) переносится в храм-музей при ГТГ, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине.

После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Буслаев Ф. И. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина.

Где же искать эти теоретически предполагаемые, но утраченные произведения Рублева. Некоторые шаги к устранению еретических изображений были сделаны и в Русской Православной Церкви. Духа. Троицы.

Иконный щит «Троицы», то есть основа, на которой написана икона, состоит из пяти досок шириной (слева направо— по тыльной стороне): первая— в верхней части— 29см, в нижней— 30, 5см вторая— соответственно 20, 2см и 19, 2см третья— 23, 3см и 26, 2см четвёртая— 26, 3см и 22, 4см пятая— 11, 7см и 12, 4см причём между третьей и четвёртой досками имеется вставка из двух планок. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами. Почему Андрей Рублев должен был писать иконы такого типа и почему именно данная редакция его Троицы получила впоследствии особую популярность (учитывая вероятную зависимость от нее группы СН), это мы попытаемся показать в следующей работе78. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. поновление икон. Исследователи пишут о расчистке и реставрации Гурьянова, которую позже пришлось ликвидировать: «Собственно, реставрацией в современном научном понимание этого слова можно назвать (но и здесь не без некоторых оговорок) лишь раскрытие памятника, проведённое в 1918 году все предыдущие работы над Троицей, по сути, являлись лишь её поновлениями, не исключая и реставрации имевшей место в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова.

Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. «Чаша» прошла долгий путь и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. И действительно, многое в этих композициях решено принципиально по-разному.

Таким образом, произведения знаменитых художников (к которым принадлежал и Рублев) сразу вызывали большой интерес в кругах рядовых иконописцев32 и воспроизводились, по-видимому, весьма тщательно. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. С Джотто и Дуччо сравнивал «Троицу» Д. В. Айналов18, Н. П. Сычев и позднее Н. Н. Пунин19 с Пьеро делла Франческа— В. Н. Лазарев20, хотя их мнение, скорее надо отнести к высочайшему качеству живописи, а не прямо толковать как версию о том, что икона создавалась под влиянием итальянцев. Пейзаж такого типа хотя и известен в русской иконописи еще с XIV века, однако приобрел широчайшую популярность, стал каноническим лишь после работ Рублева и, может быть, свидетельствует о знакомстве безвестного иконописца с его творчеством.

Укрупнение и сближение фигур, сжатие пейзажа диктовались, вероятно, необходимостью соотнесения пропорций Троицы с масштабами фигур и размерами досок поясного деисуса. Вместо ангельских ликов — человеческие лица. Видимо, в данном случае мы сталкиваемся с другой стороной творческой манеры художника. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»).

13. 12). В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. Новгород-Северского наместничества) была найдена древняя рукопись, которая только позже стала принадлежать графу Строганову. На этих иконах видны только фигуры святой Троицы и больше никаких других.

Наконец, В. Н. Лазаревым в свое время была отмечена и проанализирована необыкновенная иконографическая близость деисусных и праздничных икон иконостасов Благовещенского и Троицкого соборов (к ним надо причислить и Успенский владимирский), созданных артелями, в состав которых входил Андрей Рублев36. Для выполнения этих работ требовалось немало времени и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». К ней мы здесь относим только такие изображения, в которых лозы, жесты и рисунок ангельских фигур в целом соответствуют их трактовке в лаврской Троице. Произведения группы СС уже перечислялись. Его творчество базировалось на основе русско-византийской иконописи, но и западное искусство было ему известно. Одесную Бога Отца сидит Сын. Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах.

Для архитектуры барокко (Л. В 1931 году проблема обнажилась. Иначе в рисунке и не было бы надобности.

Только это простота гения. Творчество Дионисия. Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения.

Так же и все пророческие видения, на которые ссылаются защитники изображений Бога Отца, св. Намерение передать «Троицу» Рублёва епархии впервые возникло у Бориса Николаевича Ельцина. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Икона «Троица» Феофана Грека и Рублева.

И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь». В его иконах ощущается связь с земным миром, близость к повседневной хгизни. Знаток и собиратель икон Д. А. Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу».

А именно: вместо обычного для византийцев двучленного пейзажного плана (палаты и деревьев) он изобразил трехчленный, введя в дополнение к мамврийскому дубу и жилищу Авраама горку. Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. Во фреске Феофана их присутствие подчеркивало соподчиненность земного небесному. На благовещенской фреске и троицкой хоругви так написан левый ангел. Затем двое ангелов отправились на погубление Содома— города, прогневившего Бога многочисленными грехами его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.

В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. В результате в 1931 году реставратором Кириковым был срезан мешающий схождению досок выступающий конец средней шпонки и уже в 1932 году, так как в течение всего года в обсуждении не было достигнуто никакого единогласия, было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий, но при этом не смог бы его скрепить. Возник интерес и к «Троице» из Лавры.

Близки по композиции клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря и икона 1675 г. в ГТГ. Т. 2. () Не вызывает никакого сомнения то, что реставраторами иконы была сознательно усилена, по сути, вся её графически-линейная структура— с грубым форсированием ими контуров фигур, одежд, нимбов и даже с явным вмешательством в святая святых— в область личного письма, где недочищенные до конца и, вероятно, слабо сохранившиеся авторские описи ликов и рисунок их черт (уже достаточно схематично воспроизведённые позднейшими поновлениями XVI—XIX веков) были буквально помяты и поглощены жёсткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников»22.

17), на пелене 1593 г., вложенной боярином Д. И. Годуновым в Костромской Ипатьевский монастырь6, клейме иконы Чудо в Хонех XVI в. (. ) старообрядческого рогожского кладбища7, покровце 1601 г. вклада Ксении Годуновой в Троице-Сергиев монастырь8, образе из походного иконостаса царя Алексея Михайловича9, резных панагиях XV – XVI вв. 10, где выравнивание композиции доводится до логического конца и ангелы, раздвинутые более широко, лишь соприкасаются крыльями11. Имеем в виду прежде всего гору с ее крутыми уступами и причудливыми формами75. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. Тот же Епифаний свидетельствует прямо противоположное, когда говорит об обычной ремесленной практике (недоумения наполнишася присно приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающе).

Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Вот как об этом пишет св. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Остается решить вопрос о возможности восхождения к рублевскому образцу (образцам) группы АН.

Так, еще во второй половине XIX века Д. А. В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего и раньше. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы»4. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс.

Эта композиция во многом близка к счастливо уцелевшей в бурях столетий знаменитой иконе. Некоторые вторичные признаки связывают эту композицию с иконами ЗИХМЗ, ГРМ, ГТГ (илл. Уж слишком много различий между ней и перечисленными выше памятниками.

Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Таким образом именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица».

Изображаются три в единстве, а не трое. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. По его мнению, ошибка предшествующих исследователей в том, что они, вслед за известным историком А. В. Горским, считают, что Иван Грозный только «одел» золотой ризой уже имеющийся образ12.

В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. К группе СН можно отнести (кроме упомянутых ранее) клеймо креста мастерской Амвросия41, деталь оклада Евангелия Николо-Песношского монастыря (конец XV в. )42, панагию XV в. и несколько ламатий XVI в. в ЗИХМЗ43, новгородскую икону начала XVI в. в ГТГ44, Троицу первой трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове45 икону того же столетия из праздничного ряда иконостаса Богородице-Рождественского придела Софии Новгородской, клеймо иконы Архангел Михаил в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря (середина XVI в. )46, тверскую Троицу 1560-х годов, написанную замышлением многогрешного Нечая47, палеосную икону второй половины XVI в. из ризницы Ипатьевского манастыря48, клеймо покрова Сергия и Никона радонежских 1569-1592 гг. 49, прорись XVII в. (. ) из собрания А. В. Тюлина50 (четыре последние, а также клеймо амвросиевского креста и одна из панагий включают изображения Авраама и Сарры по сторонам среднего ангела), клейма покрова Александра Свирского 1582 г. 51 и створок киота Троицы Рублева 1601 г. 52 икону праздничного ряда иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля (1627 г., Назарий Савин с дружиной)53, деталь иконостаса – складня первой трети XVII в. в ЗИХМЗ54 икону на сени царских врат 1643 г. Троицкого собора (Загорск)55, клеймо костромской иконы XVII в. Богоматерь Умиление со святыми на полях56, а также две композиции, близкие к фреске Феофана Грека и клейму новгородской Четырехчастной – с Авраамом и Саррой внизу – галицко-украинского или белорусского происхождения XV в. 57 и новгородскую, находящуюся под записью.

С. 379-380). Обратите внимание на левого ангела. В копиях позднейших древнерусских мастеров. Тяжелое твореное золото, тяжелые фигуры ангелов с плотными, напоминающими лебединые крыльями вписаны в приплюснутую окружность, престол напоминает расписной пиршественный стол, покрытый скатертью и уставленный яствами в драгоценной посуде. Первым, кто ещё до раскрытия иконы выдвинул версию, что «Троица» была написана «итальянским художником», оказался Д. А. Ровинский, чьё мнение «было сразу потушено запиской митрополита Филарета и снова, на основании предания, образ был отнесен к числу произведений Рублёва, продолжая служить одним из главных памятников при изучении манеры этого иконописца».

Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24. был государевым иконописцем. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Ветхозаветная Троица была символом единения еще в середине XIV века. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. В каждой сцене события происходят на фоне одного или двух элементов такого пейзажа.

На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол 1»22 (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»22). Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. Конкретно оно могло заключаться либо в использовании мастером сени лаврской Троицы или ее очень близкого повторения в качестве одного из источников при создании собственного изображения, либо в воспроизведении неизвестной нам иконы Рублева (может быть, также средника сени – оба евхаристических сюжета иконографически повторяют иконы праздничного чина троицкого иконостаса). Поскольку престол в Троице явно перечищен, а на уровне пальцев левой руки левого ангела проходит вставка нового левкаса, продолжаемая тонировками (что вызвало искажение формы крыла и утрату конца гиматия среднего ангела), то части разночтений первоначально могло и не быть. На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви.

Из более поздних, но не уступающих им в образно-стилистическом отношении, представлены житийные иконы преподобных Кирилла Белозерского из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Около 1497) и Димитрия Прилуцкого из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (около 1503). Дионисиевские лики порой отмечены чертами «портретности», как это видно на примере образа Димитрия Прилуцкого, но портретности особого рода, «иконизированной», то есть соотнесенной с идеальным образом святого. С четырех сторон средник традиционно окружают клейма, повествующие о житии святого, его одеяниях и посмертных чудесах. Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей. Существенная разница в том, как это полукружье завершается. Сравнивая копию тверича с сохранившейся иконой Рублева, легко увидеть, что эволюция образа Троицы в творчестве великого мастера отличается следующими важнейшими чертами: решительной переработкой фигуры среднего ангела (выявление и акцентирование пластического начала, развертывание в плоскости иконной доски и т. д. ), что сделало его центром изображения иным иконографическим типом и несколько иным местом в композиции левого ангела, что в корне повлияло на построение всей сцены смыканием ангелов между собой обусловленным всем этим удалением дополнительных персонажей, оставлением на столе единственной – евхаристической – чаши, уменьшением роли пейзажа.

Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. ». Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. По этим признакам восстанавливается образец – протограф перечисленных произведений (вторичный или параллельный по отношению к Троице собора Василия Блаженного). «Троица» Симона Ушакова — не молчаливый диалог ангелов, как у Андрея Рублева, а всего лишь обычная трапеза. Рублев воплощает образ божественного триединства, любимый в среде Сергия Радонежского.

В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. Вывод из всего сказанного может быть только один. Именно предназначением Троицы для деревянного храма с поясным деисусным чином логично объяснить некоторые ее композиционные и иные художественные особенности. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Троицы, к тайне их единосущности. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Так как образцы, в каком бы виде они ни существовали – в виде рисунков (что очевидно), таблеток (что вероятно) или прорисей (что допустимо)37 и каким бы искажениям они ни подвергались в процессе неоднократного перерисовывания, позволяли удовлетворительно воспроизвести оригинал, по крайней мере, в рисунке.

Да, Рублев прост, как и автор первой храмовой иконы Троицкого иконостаса. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Итак, антропоморфный образ Бога Отца св.

В иконе нет ни движения, ни действия — это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. Всем.

1. 18). Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Например, серебряная позолоченная панагия XV в. в ГИМ80, по выражению А. В. Рындиной, одно из самых очаровательных повторений рублевской иконы в мелкой пластике81, две серебрянные панагии второй половины того же столетия в Оружейной палате ЗИХМЗ82, серебряная золоченая панагия 60-х годов XV в. в Серпуховском музее83, деревянная панагия и клейма запрестольного и напрестольного крестов работы знаменитого троицкого мастера XV в. Амвросия (ЗИХМЗ)84, белокаменная резьба 1447 г. из Борисоглебского монастыря85, клейма московской иконы середины XV в. Богоматерь Одигитрия86 и великолепной по исполнению пелены из владимирского Княгинина монастыря (вторая половина XV в. ) в ГТТ87, упомянутая икона 1486 г. из села Бородавы, деревянный (ЗИХМЗ)88 и стеатитовый (ГИМ)89 образки конца XV в., клеймо оклада Христофорова евангелия 1533 г. 90, деревянная резная икона в ГИМ91, створка складня Спас-Влахернского монастыря под Дмитровом92, целый ряд панагий и других произведений мелкой пластики XVI в. в ЗИХМЗ93, несколько икон (и иконных клейм) в ГТГ94, новгородская икона в ГРМ95 икона ВСИХМЗ96, фреска галереи Благовещенского собора в Кремле97, клеймо деревянного расписного напрестольного креста Кирилловского музея98, сербская Троица из ризницы монастыря в Дечанах (все XV в. )99, клейма покрова 1525 г. 100, плащаницы Старицких 1560 г. 101, пелены 1560 г. 102 иконы Сергий Радонежский с житием 1591 г. кисти Евстафия Головкина103, покровов Никона Радонежского 1587 и 1633 гг. 104, хоругви XVII в. 105, покровов Саввы Сторожевского 1647-1649 гг. 106 (все в ЗИХМЗ) и Александра Свирского 1645 г. (ГРМ)107, местные образа иконостасов Ризположенской церкви Московского Кремля 1627 г. 108 и церкви Троицы в Никитниках (вторая половина XVII в. )109 иконы 1675 г. 110 и конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ111, клейма икон XVII в. Емельяна Москвитина XVII в. (там же)112 и суздальской (ВСИХМЗ)113, палехских писем второй половины XVIII в. в собрании П. Д. Корина114 и т. д. На всех перечисленных изображениях ангелы, сохраняя общее сходство с рублевскими, в то же время чем-либо от них отличаются. А в Троице-Сергиев монастырь, предполагает В. А.

В популярных изданиях до сих пор рассказывают легенду о том, как игумен Никон, ученик Сергия, «повелел» Андрею Рублеву написать эту икону для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Иначе как объяснить, что среди многих десятков произведений, могущих быть возведенными к рублевской традиции, почти нет таких, авторы которых смогли без ошибок передать художественную концепцию лаврской Троицы или хотя бы показать удовлетворительное понимание этой концепции (исключение составляют две-три иконы, о которых речь пойдет ниже).

Такое увидишь не на каждой иконе. Андрей Рублев тоже отдал дань подражанию византийским образцам. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. Эта датировка опирается на информацию о годах строительства соборов. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4.

Уже на другой сохранившейся копии — с его фрески на столпе Троицкого собора лавры — можно видеть результаты многолетнего интеллектуального и творческого труда. Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия.

Такое же чередование поз, как у крайних ангелов на панагии, можно видеть у апостолов в Страшном суде Успенского собора во Владимире (ср., например, левого ангела с Фомой, а правого – с Симоном или Иоанном на южном склоне свода). Московская школа иконописи мо, кет быть рассмотрена на примере иконы «Сретение» (встреча) (начало ХЧ в. ). В. А.

Вместе с Симеоном славит Господа пророчица Анна. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном и только в качестве дара.

Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь — место своего крещения. эстетическим нормам, тогда как в Троице пейзаж стеснен масштабностью фигур. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ.

Обратился к этой теме и Ушаков. Не случайно образ св. И чарующей красотой цветовой гаммы, где драгоценным сапфиром сияет голубец.

Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Копируют ли они именно это произведение Рублева или какое-то другое.

В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. 1. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания.

М. 1956. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы.

О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. Но, это, по-видимому, заблуждение. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668).

«Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Когда Гурьянов, сняв три слоя напластований, последний из которых был выполнен в палехской манере, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 году, в некоторых местах он до него не дошёл) и сам реставратор и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Сказанное подтверждают дошедшие до нас реплики другой знаменитой иконы – Владимирской. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос.

Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. Константинопольская иконография там едва начала подвергаться переосмыслению. Симон Ушаков. Но иконописец явно стремился вернуть в изображение нарушенную Рублевым (очевидно, по непонятным для Паисия мотивам) симметрию. Мы не можем согласиться с распространенным мнением, что расхождения между Рублевым и его подражателями объясняются присущим средневековым живописцам свободным, творческим отношением к копированию (а также состоянием самой Троицы ко времени копирования). Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Рублевым троичной темы, который предшествовал созданию протооригинала Затьмацкой Троицы.

На золотом фоне они словно вне времени и пространства. 15). Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней».

По его мнению, она не была написана Рублёвым для Троицкого храма по заказу Никона Радонежского, а была привезена в Лавру Иваном Грозным. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Троицы идет совет об искуплении человечества. Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест.

Светлые с ровным румянцем, одинаково безмятежные, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни, лишены поэтической одухотворенности. (То обстоятельство, что в данном случае вторичные иконографические особенности объединили экземпляры разных видов и групп, свидетельствует о сложности путей иконографических и стилистических миграций и реальных взаимоотношений между отдельными изображениями, но, полагаем, не ставит под сомнение самый принцип предложенной здесь классификации. ) Реконструированный образец также сохранил, как нам кажется, приметы своего происхождения из рублевской мастерской. Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Любопытно и то, как по-разному мастера изображают саму трапезу.

Он виден не чувственными, а «разумными» очами, мысленным взором.

Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. Но, кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу».

Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»). Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон. Из произведений этого типа хотелось бы отметить перевернутое клеймо хоругви Троице-Сергиева монастыря (XVII в. ) иначе родственное панагии ЗИХМЗ, а также суздальской иконы XVI в. Абрис фигуры среднего ангела отличается здесь несколько подчеркнутой пластичностью.

Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. Вес иконы 27, 3кг. Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т. Строгие архитектурные формы контрастируют с изысканной пластикой фигур.

Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Во-вторых (и это главное), потому, что наряду с индивидуальными отличиями реплики содержат общие иконографические чтения, отсутствующие в Троице Рублева: рукав гиматия, охватывающий ладонь левой руки левого ангела видные средний и безымянный пальцы правой руки правого ангела ромбовидная форма овала чаши пещера в горе прямоугольные (в плане), а не трапециевидные завершения ножек седалища левого ангела (аналогично седалищу правого).

Троицы, так как в нем, как уже было сказано, не акцентированы ипостаси, а главный смысл его -- свидетельствовать об откровении. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Государственная Третьяковская галерея (Москва). В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов. 33. 20).

Во-первых, потому, что реплики не совпадают с Троицей по размерам и пропорциям. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей». На иконе северных писем в ГТГ, в клейме палехской Четырехчастной крылья ангела взметнулись вверх, как на Четырехчастной из Новгорода начала XV в. Таким образом, если ранее при анализе изображений мы опирались на воспроизведение в них с высокой степенью точности композиционно-иконографической формулы, выражающей личностные особенности и взаимные отношения ангелов и созданной Андреем Рублевым (по крайней мере именно у него впервые встречающейся), то теперь мы этого основания лишились. А на ином месте имея разум, не изображать Св. Их иконографические разногласия с Троицей легко объясняются тем постоянным художественным поиском, который вел мастер, задачами, которые он в разное время решал, наконец, различными жанрами, в которых он воплощал задуманное (икона, фреска, а вероятно и миниатюрные изображения для панагий, клейм шитья и икон и т. д. ).

И только таким образом можно объяснить популярность редакции. Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность (порядка 70) и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись. Почти идентична и трактовка мамврийского дуба – также уникальная особенность, встречающаяся только в Троице Бориса Годунова (в коломенской живопись утрачена), но выраженная там более схематично. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553».

Так Симон Ушаков сближал два мира: божественный и человеческий, «горний» и «дольний». Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, вот таким образом его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли».

Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. «Архитектура барокко» – Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). Различия же касаются самого существенного как с точки зрения формы, так и содержания- взаимного отношения ангелов: их сближенности (сомкнутости крыльями) или отдаленности (разомкнутости), симметричности или асимметричности положения среднего ангела относительно крайних. Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин.

Общепризнано (и справедливо), что рублевское истолкование Троицы стало на Руси необычайно популярным. Дошедшая до нас Троица Рублева, как представляется вероятным, до перенесения в каменный храм входила в состав иконостаса с деисусным чином типа Звенигородского (это мог быть и сам Звенигородский чин)117. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». 17 мая 1945 года— «Троица» вновь выставлена в открывшихся после ремонта залах Третьяковской галереи.

Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Он всецело доверился богословской мудрости и иконографическому совершенству «образца», который воспроизводил, повторив до мелочей едва ли не весь передний план византийских композиций: позы ангелов и склоненных между ними Авраама и его жены Сарры, салфетки на столе, которые русские иконописцы скоро перестали изображать. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов.

Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Интересуйтесь мировой культурой. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. За средним — древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Об этом свидетельствует и иконография крайних ангелов и рисунок стола-трапезы (ср.

Остается пока открытым лишь вопрос об отношении коломенской и годуновской икон, а также иконы собора Василия Блаженного к лаврской Троице. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Никоне» 12.

А до этого «Троица» Рублева, по моему мнению, находилась в иконостасе Успенского собора на Городке в Звенигороде. Одни ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет.

Третьяковская галерея. Идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Почти всегда на столе стоит не одна, а три чаши27.

Думаем, что это весьма вероятно.

Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского». Вспомним, что Бог является Аврааму, который видит трех мужей, а потом узнает в них Господа в сопровождении двух лиц, о которых сначала говорится, что они мужи, а чуть далее, что они ангелы. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св.

Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. После проведения реставрационных работ Н. П. Только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Но символические атрибуты приобретают объем и зримую телесность.

Первый вид включает знаменитую пелену XV в. Загорского музея59, клеймо современной ей пелены Явление богоматери Сергию (довольно близкое по цвету к Троице)60, прекрасную икону конца того же столетия61 (обе также в ЗИХМЗ), Троицу на сени царских врат собора Василия Блаженного (илл. Датировка иконы зависит от того, будем ли мы её рассматривать как произведение времени расцвета творчества Рублёва или его позднего периода. Отцы Собора ссылались на св. Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью.

Дело кончилось тогда правительственным постановлением, опубликованным в «Российской газете», согласно которому «Троица» была навсегда объявлена принадлежащей Третьяковской галерее. также ростовскую икону). Но его теплая, простодушная классическая палитра, его любовь к локальным, несмешанным цветам, заполняющим крупные плоскости, к упрощенным и тяжеловатым формам «аксессуаров» выдают в нем отечественного художника, воспитанного в достаточно патриархальных традициях. На всех изображениях у центрального ангела отсутствует золотой клав (. ) 25.

(вспомним Троицу Феофана Грека). Главными же его плодами являются святые русской земли изображенные в двадцати медальонах со свитками-молениями в руках. До образов ли было. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная». Эти варианты больше опирались на традицию, следовательно, легче прочитывались.

Всюду (за исключением иконы ГРМ) седалища ангелов украшены прорезями, у левого из них оно вытянуто в ширину и конструктивно одинаково с седалищем правого, т. е. не имеет высокой фигурной задней ножки, увенчанной балясиной, как в лаврской Троице и совершенном большинстве реплик (за исключением произведений мелкой пластики и других малоформатных изображений)71 палаты завершаются бочкообразной кровлей72 горки уходят вверх многоступенчатой скалой позем в отдельных случаях не охристый (гористый), а темный (травный. ) 73. Содержание «Троицы» многогранно. 2. 8). На иконе Евстафия Головкина (клеймо) средний ангел, сильно возвышающийся над остальными, напоминает ангела Затьмацкой Троицы (как и центральная фигура иконы конца XVII – начала XVIII в. в ГТГ), жест правого ангела осмыслен по-византийски (ср. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу» (в конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова). О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. На ростовской и суздальской иконах размах крыльев не захватывает крайних ангелов.

Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. Панагия ГИМ подкупает более всего своим по-рублевски изящным и выразительным рисунком. Сосредотачивая внимание на круговой теме в иконе, говорит о Троице животворящей. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру.

Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству. На иконе на столе стоит только чаша, ангелы лишь указуют на нее, не смея притронуться. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца.

отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви— «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). В мае 2007 года— «Троицу» вывозят в здание Третьяковки на Крымском Валу на выставку «Европа— Россия— Европа». По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св.

Хотя этот жанр в иконописи Древней Руси известен с домонгольского времени, но именно благодаря его мастерству они приобрели свойства совершенных в своем роде произведений. Основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость.

Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. 60. 3).

Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. Вспомните, например, праздничные сюжеты любого древнерусского иконостаса. и Св. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу3. 117. 22 Мф. Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.

Полное описание всех выщерблин, трещин и недостатков красочного слоя иконы опубликовано в статье Малькова в «Музее» и занимает 3 страницы22. Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). 1. 23). Только на иконе Троице-Сергиева монастыря и на других копиях моделировка становится более дробной. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве».

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Их возглавлял любимый царский изограф Самая Ушаиаа)1626 — 1686). Существенно также, что пять произведений этой группы (икона, пелена, клейма пелен ЗИХМЗ и ГРМ) относятся к XV в., подтверждая древность протооригинала, а четыре из них связаны с Троицким монастырем. Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба и зацветающий лен и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи.

Как известно, после пожара 1547 года, опустошившего столицу, государь Иван Васильевич Грозный отдал приказ свозить отовсюду различные иконы для пополнения Кремлевских соборов. 17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству». За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты.

Целый ряд тринитарных композиций редакции АН отличается от редакций СС, СН и АС (первого вида) лишь по основному классифицирующему признаку. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля» из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. Советский историк-источниковед В. А. Плугин выдвинул другую версию о жизненном пути иконы.

Так, на створке новгородского панагиара 1435 г. мастера Ивана – пожалуй, первой известной реплики троичной композиции Андрея Рублева – ангелы расположены абсолютно несимметрично и очень сильно сближены друг с другом (что объясняется условиями размещения крупных фигур на сравнительно небольшом пространстве). Композиционная форма арки определяет неравенство участников сцены у Феофана. Теоретический идеал Ушакова – изображение в зеркале. Памятник включается в круг Дионисия, поскольку в иконе, особенно в среднике, узнаются многие свойства дионисиевского искусства – тонкое личное письмо, гармоничная колористическая композиция, благородство изысканно составленных тонов. То же самое мы видим на иконе конца XV – начала XVI в. из Александрова (МиАР илл.

Наконец, нигде не заметно явного подражания Троице Рублева и в колорите. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. 14. 26 16. 7). Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными.

Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». К лету 1931-го года доски на лицевой стороне практически сошлись, но дальше было отмечено, что схождение перестало быть столь динамичным и в результате исследования было обнаружено, что средняя шпонка упирается своим широким торцом в край первой доски и мешает полному схождению досок основы.

Феофан пишет ветхозаветный сюжет, не отходя от текста Библии. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля.

Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». Как все просто и ясно. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Здесь та же своеобразная пластика громоздящихся друг на друга кристаллических глыб, тот же строй массивных, объемных каменных блоков, тот же очень активный силуэт разбегающихся в стороны вершин, густые тени, рассекающие отвесные утесы и заставляющие сильнее светиться лещадки с загибающимися на концах кверху кремешками, резкий, ломаный рисунок. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Житийная икона (от житие) — икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. За третьим ангелом возвышается гора — древний символ всего возвышенного.

Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Чем же привлекает «Троица», являющаяся ныне самым большим сокровищем Государственной Третьяковской галереи. Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. В построении архитектуры использован принцип «итальянской» перспективы 1образцом послужила гравюра с картины Паоло Веронезе).

Если реплики Паисия и других мастеров в конечном итоге восходят к Троице Рублева (а это скорее всего так), то не к той, что дошла до нас, а к иной (или к иным). На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св. 109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк.

Однако и тут некоторые искусствоведы выражают сомнение в том, что «Троица» к Ивану Грозному перешла по праву прямого наследования. Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. Ибо образован силуэтами ангелов. Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Мотив раскинутых крыльев среднего ангела встречается в анализируемой группе памятников весьма часто (хотя и в разном иконографическом контексте), что косвенно может указывать на какой-то популярный образец, восходящий, возможно, к рубежу XIV-XV вв. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. 17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 ноября старший научный сотрудник галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге25 о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года.

Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. Материалы и исследования. Троицы -- Святой Дух. Духа (там же) икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени.

На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. На иконе Паисия (1485 г. ) Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря4 композиция в целом (кроме пейзажа) выглядит особенно близко к композиции Троицы Рублева5. 3). Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного».

Сколько нежности, открытости и благородства в их чертах. Симон Ушаков. И для какого храма она была написана первоначально. 14. 6).

14. 9). 17. 21). Эта трещина была зафиксирована ещё после расчистки иконы Гурьяновым в 1905 (есть фотография, где эта трещина присутствует).

Духа в виде голубя. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » 14. Несмотря на очень большую близость реплик (особенно иконы, заказанной Борисом Годуновым) к сохранившейся Троице, у нас на этот счет есть сомнения. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29.

Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных. Возможно такое объяснение. Вот по этим характеристикам (с учетом асимметричного расположения ангелов) и может быть смоделирован предполагаемый рублевский образец.

«Изучение Троицы могло дать в руки историков искусства своего рода надёжный эталон, сверяясь с которым можно было получить исчерпывающее представление о стиле и методах работы прославленного мастера. Наконец, гора— символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы— Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение— на горе Елеонской4). Если сравнивать его с рублевским, занявшим его место в иконостасе в XVI веке, он, конечно, сильно проиграет. Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" – житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески.

9 октября 1944 года— издан приказ о реэвакуации. Но если не «поднимать планку» так высоко, то мы увидим перед собой икону, написанную достаточно умелой рукой и, главное, согретую искренним чувством, теплой молитвой к человеку, открывшему людям, то великое, чего они до него не знали, — значение в их жизни Троицы. Это третье лицо св.

Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. Композиционным центром иконы является чаша. Историк В. А. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев».

Чаша в иконе Рублева перестает быть предметом и становится символом размышлений о жертве. При этом, что очень важно, незримый круг в «Троице» не статичен. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто.

Вып. Тюлиным и А. И. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес— не была «чудотворной»L 4, не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией— главным образом, благодаря тому, что полагали, что этот образ был тем самым, на который указывал «Стоглав», поскольку ни о каких других заказанных Рублёву «Троицах» известно не было.

Горки кажутся невесомыми и лучащимися светом. Это прекрасно показано Епифанием на примере Феофана. Ф. И. Тютчев).

Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Но пейзаж выполнен в описанных выше формах и буквально втиснут в узкую полоску фона. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18.

Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Если выстроить в ряд все промежуточные иконы между этими двумя образами -- рублевским и ушаковским -- то «эволюция» станет очевидной. Икона скреплена двумя встречными шпонками и также первая и вторая доски скреплены двумя «ласточками».

Этому образу в деисусе отвечал образ Спаса. Крупные мастера, хорошо знавшие свое дело, не имели особой нужды в точном репродуцировании.

До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах»-хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя). Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Доски склеены («сбиты») и к тому же соединены шпонками— своего рода клиньями. Сергию чудотворцу». Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Ангелы тесно соединены между собой крыльями.

Например, св. Феофан Грек делает акцент на гостеприимстве Авраама и Сары. Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты. Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св.

Св. Эта близость, свидетельствующая об использовании одних и тех же образцов, указывает еще на один частный случай изготовления точных копий – при исполнении крупных и срочных заказов, когда мастера не имели времени (а ученики – права) вносить существенные изменения в трактовку композиций. В то время, как на практике немощные подражания ремесленников не раз должны были разбиваться об обманчивую простоту гения. Важно упомянуть, что по причине упоминания в «Стоглаве» имя Рублёва как иконописца (как бы его «канонизации» как художника) было весьма почитаемо среди верующих и вот таким образом ему приписывались многие иконы. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Дерево на иконе вполне живое, с зелеными листьями, хорошо вьщеляется на золотом фоне. Музыке линейного ритма вторит гармония по-рублевски изысканного колорита.

Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», так как (как об этом говорилось выше) произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства. Посмотрите Троицу Ушакова, она совсем другая. 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси. ниже) и его пришлось укреплять.

В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. В гравюре с изображением царя Давида Ушаков вновь использует архитектурный фон с картины Веронезе, а в гравюре с изображением царевича Иоасафа в окне изображён пейзаж с дворцом и геометрическим парком перед ним. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. К сохранившейся Троице Рублева чрезвычайно близки общий рисунок и пропорции композиции, совпадают отдельные характерные детали (клав у среднего ангела, единственная чаша на столе). Собор, также ссылаясь на св.

е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Вместо тёмных, «дымных» тонов тёмно-оливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед поражёнными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности— первой половины XV века8. С другой стороны, рублевские корни группы АС очевидны для второго вида (сохранилась подлинная икона) и вероятны (как мы пытались показать) для первого. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. М. 1861.

а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. в ГРМ66. В основе иконографии – извод «Троицы» Андрея Рублева. И движение это так мощно и неодолимо, что вовлекает в свою орбиту и неодушевленные предметы, заставляя изгибаться не только дерево, но и гору.

Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). Это развитой пейзаж (для икон), формы которого тяготеют к типологической однородности (преобладают рублевские палаты с колонной и велумом, дуб с двумя кронами, гора с двумя или тремя вершинами, обычно с пещерой) отсутствие клава (почти всюду) у среднего ангела сдвинутое вправо подножие (иногда третья ножка у седалища) левого ангела, удлиненный левый рукав его гиматия, охватывающий ладонь три чаши и натюрморт на трапезе гористый позем. Привезли несколько икон также и из Пскова. Миниатюры Епифаниева жития представляют икону Троицы в келии Преподобного Сергия не с самого начала, а лишь с середины жизни, т. е. Ведь это был «идеальный пейзаж», фон, на котором развертывалось действо и ветхозаветной и евангельской, да и всей последующей человеческой истории. 7. 13).

И как выразительны лики его ангелов. Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказания о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама».

При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына». Житийные иконы в творчестве Дионисия играли особую роль.

Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. Тем не менее мы считаем вероятной зависимость от рублевских оригиналов круга памятников (впрочем, достаточно иконографически пестрого) с близкой к византийской иконографией центрального ангела (существенно, что к ним принадлежат совершенное большинство произведений мелкой пластики, связанных с Троице-Сергиевым монастырем, начиная с панагии Никона). Икона Ушакова является как бы крайней точкой в эволюции рублевского варианта. Определенное сходство с этими произведениями обнаруживают, с одной стороны, памятники, сохраняющие известную асимметрию благодаря небольшой разомкнутости центрального и правого ангелов (клейма пелены второй половины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря15 и вкладной пелены 1499 г. Софьи Палеолог в Троице-Сергиев монастырь16, храмовый образ начала XVI в. школы Дионисия17 из собора Ферапонтова монастыря икона того же времени из Углича18, створка складная XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря19, Троица 1671 г. Симона Ушакова20, небольшая иконка 1710 г. работы Кирилла Уланова21), с другой – симметрические композиции также с несколько разобщенными персонажами (клеймо Вологодской иконы 1549 г. Богоматерь Владимирская с праздниками22, створка складня первой половины XVI в., вложенного в Троице-Сергиев монастырь В. Ф. Карачаровым23), хотя генетически они могли восходить к образам со свободно расставленными, разобщенными фигурами. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр.

Соотношение между фигурами и пейзажем в них соответствовало принятым в XV-XVII вв. 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. И. Э. Грабарь осторожно датировал «Троицу» 1408—1425 годами, Ю. А. Лебедева— 1422—1423, В. И. Антонова— 1420—1427 годами.

Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». Осуждалось же «самомыслие», дозволение на которое получали лишь «заморские» да самые почитаемые мастера. Встречаются они также в интерьерах многих русских храмов XVII-XX века, а также на отдельных иконах. Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин.

«Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Сарой.

Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом.

Позем обыкновенно не травный (зеленый), а гористый (охристый). Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Фил. Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал. Икона представляет собой доску вертикального формата.

Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым.