Туман В Сосновом Лесу Шишкин

Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса.

Описание картины «Утро в сосновом лесу»

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.

В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Считается также, что в основу произведения легла картина «Туман в сосновом лесу», написанная Шишкиным годом ранее, в 1888, после поездки в вологодские леса.

Картина «Утро в 
сосновом бору»: 
описание и история

Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания

Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.

В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 – 1856). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. При этом никого не смущал тот факт, что животных на рисунке четыре.

Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.

Так и вошло полотно в коллекцию Третьяковской галереи с именем одного автора и под названием «Медвежье семейство в лесу». Медведи так понравились Ивану Ивановичу, что он упросил друга отдать холст ему. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год).

Поразмыслив немного, они приняли решение выпустить серии конфет: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обёртки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткие сведения о ней и художнике. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Переменчивые состояния времени дня или года для него мало характерны. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.

Картина Шишкина 
Утро в сосновом 
бору

Картина Шишкина Утро в сосновом бору

Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Прорисовывает корни поваленной сосны. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет историки разводят руками.

С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Слова и суждения, указывающие на замысел автора, на душевное состояние и жизнь автора. И. И. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Чувствуются глубина оврага, глушь. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.

Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины». По мнению Павла Михайловича, всё здесь, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю»1. Трудно описать картину «Рожь» точнее.

Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.

Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Вот об этой нетронутой красоте леса рассказал нам художник кистью и красками. И Иван Шишкин взял на себя исполнение пейзажа. » Другая версия гласит, что толчком к работе послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу», написанный Шишкиным после поездки в вологодские леса. Правда называлась она иначе – «Медвежье семейство в лесу». Иван Шишкин родился 25 января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Медведей написал Савицкий в самой картине.

Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями.

"Утро в сосновом 
лесу" или как мишки 
стали знаменитыми

"Утро в сосновом лесу" или как мишки стали знаменитыми

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Продукция получала призы и награды на выставках. Видимо, "Туман в сосновом лесу".

«Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. История создания знаменитой картины окутана тайной. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью.

Производство быстро набирало обороты. Благодаря этим замечательно нарисованным «мишкам» картина, как и собственно лес, на ней не кажется пустым, что в нем протекает жизнь с какими-то своими особыми правилами. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.

Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. А их было немало.

Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Первоначально Савицкий подписи своей на картине не поставил и впервые на выставке в Петербурге «Утро. » было представлено как работа Шишкина. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Богато нюансирован цвет. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.

Все сковано морозом и погружено в тень. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.

Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.

Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Но на самих этикетках серии «Русские художники. » находим дату: 1896 год. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». Только от бурь да от времени гибнут старые деревья.

На холсте в первоначальном виде стояли две авторские подписи – его и Шишкина. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Продукция получала призы и награды на выставках. Эта версия подкрепляется письмом самого Савицкого к родным: «.

И Савицкий по эскизу Шишкина пишет медведей, а сам он дописывает окружение. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.

31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Производство быстро набирало обороты. «Россия – страна пейзажей», – утверждал Шишкин. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное.

Утро в сосновом 
лесу, Шишкин, 1889

Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889

Задний план «Утра. » с участком густого леса чрезвычайно похож на дальний вид «Тумана. » Может быть, действительно именно эта работа, вызвавшая восторг у зрителей, породила желание двух художников написать похожий по мотиву пейзаж, оживлённый анималистической сценкой.

Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. А в 1896 г. в ассортименте появилась новинка – сладость «Мишка косолапый» из покрытых шоколадом вафель, между которыми была начинка из пралине – растёртого миндаля, какао-бобов и сахара.

Описание картины 
Ивана Шишкина «Утро 
в сосновом лесу»

Описание картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Полотно имело большой успех. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Рецепту то уж точно.

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. Вот таким образом остаётся только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому.

В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Удивительный старик этот Шишкин.

«Утро в сосновом лесу» или как мишки стали знаменитыми

Чувствуется глубина оврага, глушь. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В своих работах он в меру эпичен и всегда монументален.

Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Производство быстро набирало обороты.

Сочинение по картине 
Шишкина «Туман в 
лесу»

Сочинение по картине Шишкина «Туман в лесу»

В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Однако трактованы они с большей живописной свободой. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Как известно, Иван Шишкин учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Трудно назвать более известную работу Шишкина. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись.

Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). А их было немало. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.

Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества. А их было немало.

А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. А их было немало. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856 – 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.

На эскизе одной своей работы он сделал такую надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Шишкин восхищается красотой леса, передает ее прелесть и величие. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.

Шишкин Иван Иванович 
и его Утро

Шишкин Иван Иванович и его Утро

Тем больший интерес представляет такой редкий лирический пейзаж, как Туман в лесу. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя.

И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Художник Иван Иванович 
Шишкин и его картины 
«Утро в сосновом

Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна. В рамках такого движения компания «Эйнем» создавала самые разнообразные серии конфет – например, «Клады моря и Земли», «Типы народов земного шара», «Транспортные средства» и даже «Русские художники и их картины».

Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г. ). Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году.

В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области). Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний.

Главное в картине не столько её «медвежья» занимательность, а пейзаж, прекрасно раскрывающий переходное утреннее солнечно-туманное состояние природы. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Далеко глухие места от человеческого жилья. Жизнь идёт по своим лесным законам. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.

Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.

Описание: «Утро 
в сосновом бору»

Описание: «Утро в сосновом бору»

Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Эти животные в разных позах и количестве встречаются во всех подготовительных набросках Шишкина, которых оказалось немало (в одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных вариантов).

И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Когда он платил за картину — на ней стояла одна подпись — Ивана Шишкина, когда получил — уже две. А на их месте вырастает молодая поросль.

Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.

Почему «Утро в сосновом 
лесу» – шедевр

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

В 1 888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». А может, дружелюбный, весёлого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.

Мы являемся наблюдателями за дикой природой и ее обитателями. Рецепту то уж точно. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.

Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.

Чувствуется глубина оврага, глушь. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

Соавторство, как 
явление в русской 
живописи

Соавторство, как явление в русской живописи

Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Савицкий – великолепный жанровый художник. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина)4. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Потом имя Савицкого было затёрто. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.

Как вновь открыть 
для себя «Утро в 
сосновом лесу»

Как вновь открыть для себя «Утро в сосновом лесу»

Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Возможно потому, что идея написать медведей родилась не у него, а у Константина Апполоновича. Продукция получала призы и награды на выставках.

В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.

Краткое описание 
картины Утро в сосновом 
бору

Краткое описание картины Утро в сосновом бору

История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых.

В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.

Привольно здесь и зверю и птице. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Чувствуется глубина оврага, глушь. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева.

В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина).

На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Густые кроны бросают на них тень.