Умалишенный Жерико

Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.

В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.

  1. Умалишенный, воображающий себя полководцем
  2. Описание картины «Умалишенный, воображающий себя полководцем»
  3. «Портрет умалишённого, страдающего манией полководца», Теодор Жерико — описание
  4. ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
  5. Жерико ТеодорКартины и биография
  6. Теодор Жерико и частичная эвакуация в Лувре
  7. ЖЕРИКО ТЕОДОР Портрет сумасшедшей
  8. Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)

Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).

В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). И обе оказались фатальными. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.

Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. На плоту начались драки за доступ к воде.

  1. Рабы, останавливающие лошадь: Теодор Жерико
  2. Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета) – Вечно юный романтик Теодор Жерико
  3. Портрет сумасшедшего (Клептоман)
  4. «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
  5. Страна, где любят свой дом и детей
  6. Вечно юный романтик Теодор Жерико 01 2014

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.

Гро. Настроение самого Жерико было противоречивым. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).

Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Представленная в Квадратном (главном) зале Салона 1812 года, она выиграла золотую медаль и вызвала неподдельный восторг у французов, упивающихся мощью своей армии и еще не догадывающихся о её грядущих бедах. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.

  • «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
  • Жерико Теодор ( ) – французский художник

Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было.

Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.

В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины.

В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. У юноши две страсти: живопись и лошади. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).

Умалишенный, воображающий 
себя полководцем

Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). В результате «Медуза» села на мель и затонула.

Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.

Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Эту картину критика и публика приняли в штыки. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Итальянский период продлился недолго.

10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.

Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Несколько человек сошли с ума. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.

Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.

Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Нас интересует самый крайний слева, черноволосый, с ухоженной бородой — виден только его торс.

Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Нам, вероятно, не удастся последовательно рассказать о жизни Жерико — слишком многое в ней гадательно и неясно.

В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов».

Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. «Ладью Данте» (размером 2 на 2, 5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро.

Гро. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.

Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства».

Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико. Много копирует в Лувре.

Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Две страсти сопровождали биографию Жерико – к живописи и к лошадям. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия.

Одного из погибших волной смывает в море. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико.

В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Её похвалил М. -Б.

Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Полотно отметил и сам Давид14. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.

Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.

Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Затем поднялся шторм. В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.

И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. В Риме художник проводит целый год. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.

Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.

В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В Риме художник проводит целый год.

Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе.

Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Но при этом Жерико упорно и много работает. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Этим определялась направленность его поисков». Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.

Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Настроение самого Жерико было противоречивым. Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В первую же ночь было убито 20 человек.

Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).

Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. В относительной безопасности была только центральная часть плота. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.

Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.

Но отношение к модели, пиетет к личностному выдает в нем мастера эпохи романтизма каждый его портрет воспринимается как некий памятник. Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). живописи. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью.

Давида и А. Ж. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Много копирует в Лувре.

В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Похожий на античную статую, он равнодушно смотрит перед собой, придерживая одной рукой умершего юношу, чтобы того не смыло в море. Природа на полотне враждебна человеку.

Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Работы не были официальными заказами, вот таким образом Жерико чувствовал себя свободно и смог вложить в них свое видение. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр).

Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Работа хранится в Лувре, в Париже.

Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. В настоящее время достоверно принадлежащими Жерико считаются пять: «Гиена Сальпетриер» (Лион, Музей изящных искусств), «Безумная старуха» (Париж, Лувр), «Клептоман» (Гент, Музей изобразительных искусств), «Похититель детей» (США, Спрингфилд, Музей изобразительных искусств), «Воображающий себя полководцем» (Винтертур, собрание Рейнгардт). У юноши две страсти: живопись и лошади.

В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Их путешествие длилось не более четырех дней.

Есть на картине и ещё один друг Жерико. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение. Там картина вызвала большой интерес. Несколько человек сошли с ума. Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь».

Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Там картина вызвала большой интерес. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина.

Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Ему, похоже, новая ориентация, не особо нравилась — он впал в депрессию и начал проявлять самоубийственную склонность к риску. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.

«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). глубиной. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.

Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. 1822), поражающая психологич. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. И они начали есть друг друга.

Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.

В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.

В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Последние работы Жерико по возвращении во Францию в 1822 – портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике своего друга – психиатра Жорже. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Своей революционностью. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же.

Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Картина не получила ни первой, ни второй премии.

Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.

Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Этим определялась направленность его поисков»13. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его».

10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.

Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804 три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805 «Император Наполеон на троне», 1806). Полотно отметил и сам Давид14. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.

Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).

И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Работа хранится в Лувре, в Париже. Давида и А. Ж.

Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Очень близкий друг. 1817, Лувр, Париж).

Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.

После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.

Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши.

После «Офицера» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде. Гро.

По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Природа на полотне враждебна человеку. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».

Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем».

Все портреты душевнобольных выдержаны в темной гамме, в которой преобладают коричневые, рыжие, желтоватые тона, сочетающиеся с малиновыми, темно-зелеными, зелено-синими. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.

Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Совершенно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).

Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). В 1821-м Жерико возвращается в Париж, а его душевное здоровье только ухудшается. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.

Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».

Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Плот был оставлен на произвол судьбы. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.

Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.

Пионер французского романтизма Теодор Жерико (Theodore Gericault) прожил короткую, но яркую жизнь. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Мало того, он выносил из покойницкихголовы, руки, ногии приносил их к себе в мастерскую — для этюдов. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).

Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром.

Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Семнадцатилетним юношей поступил он на обучение к художнику Карлу Верне, «главному по лошадям» во французской живописи, но затем перешел к убеждённому приверженцу классицизма Пьеру Герену. Итогом его учебы стала картина ""Офицер императорских конных егерей". Пусть даже и за свой счет. Темперамент и своеволие определяли его личность. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.

Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».

Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. И она действительно была для того времени революционна.

С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Яркой молнией вспыхнул Жерико на грозовом небосклоне Франции последних лет правления Наполеона, вспыхнул и быстро отгорел, оставив после себя несколько великолепных полотен. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.

Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.

«Гиена Сальпетриер» — это старая седая женщина в белом чепце и больничном халате. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Её похвалил М. -Б.

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.

Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.

Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Во Флоренции была написана картина Обет Людовика XIII (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра новым Рафаэлем. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Жерико болезненно переживал критику.

Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Наблюдать его берётся выдающийся психиатр своего времени Этьен-Жан Жорже. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.

Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Работа хранится в Лувре, в Париже. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя.

Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Одним словом, это было мгновение богатой гармонии, осуществленной в живописи, гармонии, которой Жерико больше не достигал, видимо, потому, что не особенно и стремился к ней. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.

По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.

О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.

Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. «Жерико был очень требователен к себе, - пишет в монографии о нем В. С. Турчин, — он работал крайне напряженно.

Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.

Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.

Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Одного из погибших волной смывает в море.

История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).

Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.

Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.

И это было для него большое благо. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»).

Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Этот адский костер горел 15 дней. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных25.

Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Герена. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам.

Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). И она действительно была для того времени революционна. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.

Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.

В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Из почти 150 человек в живых осталось десять. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега.

Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Ж. избрал кульминац. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена.

Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.

В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.