Вакх Картина Рубенса
Картина Рубенса «Вакх» – жемчужина собрания фламандской коллекции. Картина Питера Пауля Рубенса Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Питера Пауля Рубенса «Вакх» повествует об отказе от любых моральных запретов. На картине Рубенса «Вакх» также изображены дети.
Вакх Рубенса и понятие вакханалия
Два полотна — «Эзоп» и «Бог войны Марс» (обе — около 1640 года, Прадо, Мадрид) были частью большой серии, предназначенной для украшения королевского охотничьего замка расположенного поблизости от Мадрида Торре де ла Парада. Я думаю откуда мне пришла в голову идея сексуальной игры под названием Челюсти. Хитрость торговца сопоставляется с покорностью вере. По правой стороне художник реалистично и крупно выписал другую пряху, сматывающую шерстяную нитку в плотный клубок. Мастер создал несколько полотен, самым знаменитым из которых стала картина «Распятый Христос» (около 1632 года, Прадо, Мадрид).
В левой руке карлик держит погремушку, а правой прижимает к себе яблоко. Все персонажи как будто взяты из самой реальности. При всем кажущемся веселье, все участники выглядят скорее усталыми или даже грустными. Какой же извращенец – ДНК.
В «Портрете Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса» (1624 год, Музей искусств, Сан-Паулу), герой выглядит грозным и мощным кавалером. Подданные Филиппа IV не могли не реагировать на тот упадок, в котором находилась страна. Кажется, что между персонажами нет диалога или обмена взглядами. За единственным исключением — «Венера перед зеркалом» (около 1648 года, Национальная галерея, Лондон) стала уникальным образцом чувственного женского портрета кисти Веласкеса.
Описание картины Питера Рубенса «Вакх»
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Последних особенно много на объектах, требующих повышенной детализации и чёткости. Фон картины прописан тёмно- коричневыми тонами, что создаёт особую камерную интимную обстановку. Глубоко посаженные глаза внимательно и холодно смотрят прямо на зрителя. Даже в этом произведении читается некая скрытая ирония, хотя оно и было призвано прославлять победы и доблесть испанской монархии. Это проявляется, прежде всего, в несколько заплывшей фигуре, всё более растекающейся к тазу тела, складками толстой кожи, свисающей почти как драпировка в натюрморте, объёмностью, почти вылепленостью рельефах на туловище.
В центре молодая работница, опустившись на одно колено, подбирает с пола мотки шерсти. Это проявляется и присущей линейности рисунка, в множестве мелких, тщательно прописанных мазках на полотне. К тому же это одна из самых известных Мадонн Рафаэля, написанных в его первый флорентийский период (1504-1508), когда начинающий художник из Урбино во всю старался отойти от манеры своего учителя Перуджино и найти собственный стиль. Фрейлина Изабелла де Веласко застыла в реверансе с другой стороны. Во взгляде главы церкви читается надменность, ум, проницательность и хитрость.
Были сделаны важные научные открытия и люди узнали, что мир совсем не такой, каким они его представляли. Рубенса нужно или всего принять или всего оставить. Теперь я понимаю как эта гадость пришла ко мне в голову – наследственность.
- Картина Вакх Питера Пауля Рубенса
- Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660)
- Шедевры Лувра, которые должен знать каждый (12 ФОТО)
- Рядом расположены достопримечательности
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Впервые по-русски — тексты одного из крупнейших мастеров современного европейского искусства
- Музей Лувр, Париж (ФОТО) — как добраться, что смотреть
Он написан в достаточно каноничных для художника стиле, стилизации и манере письма. Например, на картине «Триумф Вакха» (второе название — «Пьяницы», 1629 год, Прадо, Мадрид) показан вовсе не пир богов и сатиров, а пирушка обычных испанских бродяг, расположившихся прямо в поле. Вероятно, Веласкес стремился избежать выражения непереносимых страданий, вот таким образом половина лица Спасителя скрыта свисающей прядью волос. Однако глубокий нравственный смысл нетрудно прочесть.
Получается, что пожилой мужчина, как бы небрежно предлагает ничего не подозревающему мальчику испробовать «чашу любви». И не было художника или поэта, который бы так грандиозно и убедительно воспевал низменные (но подлинные) радости животной чувственности и сладкой насыщенности. Здесь, как ни странно, автор позволил себе симпатию к проигравшим. Он даже выдал за него в 1618 году свою пятнадцатилетнюю дочь.
- Шедевры импрессионизма, которые нужно знать (12 ФОТО)
- Шедевры галереи Уффици (10 ФОТО)
- 12 шедевров барокко, которые нужно знать (12 ФОТО)
- Шедевры музея Орсе, которые нужно знать (10 ФОТО)
Когда художник писал этот портрет, он использовал давно опробованные им приемы. Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Манера исполнения — одна из самых элегантных в XVIII веке. Если «Вакх» Караваджо это чисто портрет с присущими для этого художника его новаторскими приёмами в использовании света и тени, харатерными «вылепленностью» и пышностью тел, то у «Вакха» Рубенса, это, всё-таки, не хоть и портрет в полный рост, но в нём присутствует многофигурная завершённая композиция, есть своя небольшая разыгрываемая сценка из мифологических персонажей.
Сверкающее полотно, предназначенное для трапезной бенедиктинского монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции, — плод сценографического воображения Паоло Веронезе, создателя декоративной живописи. Так и все по-настоящему любящие мужчины верят, что их супруги безупречны и преданны им. Но тем очевиднее рука испанского мастера. В плоском безвоздушном пространстве королева изящно держит узду своей лошади. Пачеко во всех смыслах поверил в Веласкеса.
Вторая серия осталась неосуществленной. Вот таким образом в композицию включены созревшие плоды. Караваджо развивал и был верен своему новому, выработанному им канону- караваджизму. В конце 1640-х, Веласкес совершил своё второе путешествие в Италию. Частично сюда можно отнести и фрукты в корзике, часть которая, находится в тени.
В зале Рубенса в Эрмитаже среди эскизов, что ценятся знатоками больше, чем законченные полотна «Гомера живописи», есть работы, связанные с одной грандиозной театральной постановкой художника — убранством Антверпена к торжественному прибытию испанского наместника Фердинанда Австрийского. Очень немногие художники, пусть даже и великие, заслужили честь называться основоположниками нового стиля в живописи. Могучий красавец конь Пегас, круто изогнув шею, в волнении бьет копытом и косит глазом на раскрытую пасть агонизирующего дракона, спускается богиня Славы, венчающая Персея, хлопочут амуры. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Что касается «Вакха» Рубенса, то здесь взгляд зрителя несколько ниже уровня взгляда Вакха и его окружение.
На картине «Вакх» Рубенса мы видим Восседающего на своём минианюрном троне. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Если бог войны похож на просто усталого и задумчивого солдата, то Эзоп выглядит абсолютно опустившимся человеком. Картина «Вакх» приходится на первый этап его творчества и одной из первых дошедших до нас картин, хотя до этого художник уже писал картину на ту же тематику.
При этом видны мазки на картине. Он держит в одной руке длинную кисть, а в другой – палитру. История фламандского искусства тесно связана с политическим положением этой территории. Девочка стоит, слегка повернув голову и как бы выжидающе смотрит на зрителя. В частности в этой картине заметно влияние Леонардо (это заметно в легком сфумато цветного построения). Рубенс был художником XVII века.
Но зритель знает, что актер театральной компании Troubleyn представляет собой «плачущее тело» — оно исходит на сцене потом, кровью, слезами, мочой и прочими телесными соками, пульсацию которых мы ощущаем под кожей каждого персонажа Рубенса, великого философа-антрополога эпохи барокко. Женщины сексуально визжат. Картина «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) является ярким примером этого жанра.
Это неточно. Здесь нет сложной многофигурной композиции. Если в первом случае всё полотно как бы пропитано оттенками коричневого, охры, медово- жёлтого, то у Караваджо цвета «чище», в них куда меньше схожих и, тем более, переплетающихся между собой цветов и оттенков.
Малые размеры шедевра (29, 8 x 21 см) не соответствуют монументальной внушительности образа увенчанного терновым венцом Христа, обратившего взор к небу. Среди них мы видим и античного бога Вакха, вместе с его фавном. И не смотря на его дворянское происхождение и титул рыцаря ордена Сантьяго, о котором красноречиво свидетельствует золотая символика в виде креста на куртке его костюма, он не имеет возможности «выйти на свет». Такие же приёмы использовали мастера при работе с раковинами.
Картина «пропитана» коричневыми тонами, в ней много витиеватости форм, наигранности. Это свойственное Рубенсу пиршество сочных форм, охваченных единым порывом. Их четкий ритм усиливает впечатление могущества и силы победившего войска. На картине изображен кульминационный момент, когда 15 оставшихся в живых мореплавателей увидели вдали корабль, который мог спасти их.
Сестры Мария и Марфа слушают речь Христа, пришедшего в их дом, оставив свои домашние дела. В этом контексте острее переживается современность рубенсовского барочного гуманизма, современность его пирующего на краю могилы «Вакха», который вдохновлял Фабра давно и в итоге сделался талисманом для самой большой театральной фрески компании Troubleyn — «Горы Олимп», разворачивающейся в 24-часовые дионисии. Но без учителя Диего не остался.
Лицо восседающего Иисуса торжественно и сосредоточено. Усталая пожилая женщина готовит завтрак из яиц в темной кухне. Тексты печатаются в авторской редакции. Картину относят к наиболее зрелому периоду творчества художника (по происхождению грека), когда живописное и стилистическое мастерство, приобретенное им в Италии, слилось в его живописи с формальными, позднеготическими приемами, с которыми он познакомился в Толедо.
Но вернёмся к одеянию юного бога. Сзади помощницы ткачихи мы, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, можем видеть готовые гобелены, сложенные стопкой.
Примечательно, что съемка к этим спектаклям принадлежит лучшим фотографам обнаженного тела конца века: «Власть театрального безумия» снимал Роберт Мэпплторп, «Стекло в голове» — Хельмут Ньютон. Рядом наблюдает за её работой другая молодая женщина. Но картина Рубенса в целом все же божественного порядка. Барокко отражает противоречия своего времени. Вся сценка будто предназначена для узкого круга посвященных и ценителей. Муж внимательно смотрит на весы.
Иконография восходит к евангельскому тексту «Се, человек», когда после бичевания и увенчания головы Христа терновым венцом его демонстрируют толпе. Над группой офицеров Спинолы стоит целый лес стройных копий.
Павильон Ариадны» (обе 1630 год, Прадо, Мадрид). Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Всего лишь пара-тройка бердышей одиноко высится над ними. В то же время, все герои абсолютно лишены даже намека на вульгарность.
Именно вот таким образом лик придворной дамы имеет бесспорное портретное сходство с молодой работницей, стоящей в правом углу картины.
В книгу изданную в серии «Театр и его дневник» при поддержке Фонда фламандской литературы, вошли тексты для театра, написанные Фабром с 1988 по 2015 год (перевод Ирины Лейк) и его рисунки. Рубенсу принадлежит слово как адвокату всякого сладострастия, всякой похоти, всего плотского, плодящегося. Хотя нужно отметить существенные нюансы. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
Это тривиальная, но и гениальная речь. Вот таким образом у каждой из картины свои поиски, свой стиль, свои подходы. Портрет вызывает ряд вопросов о скрытом психологическом смысле, заложенном художником. Но у художника был несокрушимый покровитель.
Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. На этом виднеется тень, падающая от фигуры юноши. Но эта «приземлённость» образа прослеживается не только на теле юноши, но и в предметах и обстановке, окружающих мальчика. Их естественные позы очень правдивы и человечны.
Каждая фигура неповторима и не имеет одинаковых сгибов линий или углов. Но ни одни художник не будет работать в темноте. В игру играет группа женщин и мужчин. И если обращаться к аллегориям, то здесь они тоже есть.
Примером такого пейзажа может быть полотно «Вилла Медичи в Риме.
К этому моменту Эль Греко достиг того уровня в своем творчестве, который определяется как «антинатуралистическая» концепция. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Трое святых ходатайствуют за маркиза. Быть может именно эту мысль хотел донести художник изображая самого себя вместе со свитой принцессы на «Семейном портрете» или «Менинах». Обнаженная богиня, обращенная спиной к зрителю, лежит на шелковых простынях. Существовали специальные словари для расшифровки того или иного символа.
Здесь этот контраст невероятно мощный и сильный. Делакруа участия в очередной революции в Париже не принимал. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Лишь несколько воинов осталось за спиной Нассау и те в унынии опустили головы.
Один из самых знаменитых шедевров Лувра получил название «Прекрасная садовница» благодаря цветущей красоте женской фигуры посреди луга. По легендарному «Плоту «Медузы», появлению своего стиля, видно как повлияли на молодого художника лучшие работы Микеланджело и Караваджо (часть из них тоже можно увидеть в Лувре). Бахус —песня во славу чревоугодия и плотолюбия, пьянства и сладострастия.
Жерико потрясло кораблекрушение фрегата «Медуза» и драма 149 человек. Это очень важно для понимания искусства XVII века. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». 10 октября в рамках фестиваля «Территория» в «Электротеатре Станиславский» пройдет презентация книги Яна Фабра «Я — ошибка» — первого на русском языке издания пьес выдающегося бельгийского режиссера, хореографа и художника. На картине Квинтена Массейса изображена супружеская пара, занятая делами.
Бродяга, склонившийся над плечом юного бога, выглядит хмельным и суровым. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. И если в истории искусства возможна реинкарнация то чувственность живописи Рубенса, заставляющая нас душой и телом сопереживать живописным спектаклям плоти, — цветущей и увядающей, прекрасной и безобразной, страдающей и беззащитной, — спустя столетия претворилась в физиологичность театра Фабра, чья труппа на сцене переживает пограничные опыты телесного существования с такой «последней прямотой», что ее изнеможение, боль и наслаждение передаются публике. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм.
Фактически, художник создал себе на память настоящий портрет возлюбленной. Рубенс – один из немногих. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, чей-то подмастерье или прислуга самой героини. Однако весь динамический строй произведения позволяет нам ощутить бурный и драматический характер только что происшедшего. Справа у стены расположились постоянные члены свиты инфанты Маргариты — её шуты: карлица Мария Барбола и юный Николас Пертусато.
Произведению свойственна игра контрастов, реалистическое отображение деталей объектов и освещения. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
и граничит с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Так, после второго посещения Италии, художник увлекся изображением обнаженной натуры. Но кувшин заключает в себе и смысловую нагрузку. Вся эта фруктовая композиция окружена листьями винограда.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Это также даёт дополнительные объём и пространство произведению.
А жена говорит – извращенец. На картине изображён Дионис, он же Бахус и Вакх. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. В какой- то мере барочность- пышность изящество, вычурность «нейтрализуются» с новаторскими приёмами недавно для того времени зародившегося кавараджизма. На это раз, художнику удалось наладить при дворе Филиппа IV прочные контакты. По композиционному строю перед нами классический вариант «картины в картине», когда два сюжета тесно перекликаются по смыслу.
Картина «Свобода, ведущая народ» знаменита тем, что была первым уходом от романтизма античности в политику и отражение суровой действительности. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Это одна из цикла картин на историко-аллегорические сюжеты из жизни Марии Медичи (всего их двадцать одна), заказанных королевой Франции для Люксембургского дворца. Принято говорить, что Рубенс населил Царствие Небесное жителями Олимпа.
Безусловно, картина написана в тёплых тонах, но они не сугубо коричневые и разительно отличаются между собой. Однако, взглянув на картину, мы не смогли бы распознать мифологических персонажей, не будь возле них атрибутов. В этом заключалось и противоречие и трагедия того времени.
То есть, художник мог творить только «в лучах» своего монарха или же был бы вынужден покинуть королевский дворец и уйти в никуда. Рубенс проводит аналогию между плодами и сатиресссой, кормящей сатирят – она, как созревший плод. В 1816 г. 25-летний Теодор Жерико находился в Италии, где и произошла его встреча с античностью и великим искусство XVI века. Сам же «концерт» — это скорее «дуэт», лютня и флейта. Выполняя анализ картины, было определено, что её невозможно оценить и описать по достоинству, т. е. Абсолютно иная жизненная аллегория представлена в работе «Продавец воды из Севильи» (1622 год, Собрание Уоллеса, Лондон).
Вот таким образом «Венера перед зеркалом» так чувственна и разительно отличается от обычных образов мастера. Женщины ночью стоят по пояс в воде (река или озеро). Этот жанр получил название «бодегонес» (слово «bodegon» по-испански означает «трактир, харчевня»).
Мифологические сюжеты на полотнах Веласкеса также имеют довольно оригинальную трактовку. Художественные способности Веласкеса постоянно подвергались сомнениям, а придворные вельможи часто выражали недовольство его заносчивостью и высокомерием.
Так, карлик, который без сомнения лишь игрушка, принадлежащая наследнику престола, держит в руках предметы, почему-то сильно напоминающие державу и скипетр. Все портреты карликов у Веласкеса отличаются выразительностью и глубокой симпатией.
Работы художника отличались оригинальной трактовкой независимо от того изображал ли он традиционные сюжеты как самостоятельные произведения, например, картины «Непорочное зачатое» (1618 год, Национальная галерея, Лондон) или «Поклонение волхвов» (1819 год, Прадо, Мадрид) или вставлял библейский сюжет в обыденную жанровую сценку, например — «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 года, Национальная галерея, Лондон). Работа является ярким примером традиционного для Испании того времени парадного портрета. Все полотно смотрится очень реалистично, благодаря тщательно выписанной пространственной глубине, как в изображении групп воинов, так и в пейзажном фоне. Но благодаря последним исследованиям, стало очевидно, что оба этюда были написаны мастером гораздо раньше, как раз в первое его путешествие.
Надо сказать, что в те времена женщины очень редко занимались живописью. Фасад Гротто-Лоджип» или «Вилла Медичи в Риме. На заднем плане полотна, крепкий юноша, с наслаждением допивает свой бокал.
Вдохновляли его работы Леонардо да Винчи, Микеланджело и Фра Бартоломео. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». в результате алтарная картина была по обету подарена часовне Санта Мария Виттория. У её босых ног уютно расположилась кошка. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Один из биографов художника писал о нем: «История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, совершенного авторитета, такого творческого триумфа».
Едва ли не каждая веточка, каждый листик пронизан линиями. Его картина «Вакх» относится к заключительному периоду в его жизни и творчестве. Именно он стоял у истоков живого, волнующе-яркого стиля, который позже получил название «барокко». Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.
Длинный нос свидетельствует о его благородном происхождении.
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и с 1638 года подолгу мешали работать. Фактура полотна достаточно гладкая. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное.
Доподлинно известно, что Эль Примо имел хорошее образование и кроме своих шутовских обязанностей, служил в королевской канцелярии, вот таким образом художник изобразил его с книгами. Можно условно выделить три плана в картине: ближний, средний и дальний. При внимательном взгляде на «Портрет карлика Эль Примо» (1644 год, Прадо, Мадрид) трудно не заметить печать и мудрость на его лице. до н. э. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Так же, как и большинство портретов того времени, этот, очевидно, был написан в мастерской, а испанская природа на заднем плане, не более чем подготовленный «задник». Они 12 дней боролись за жизнь вдали от конголезских берегов. Но все же не стоит забывать, что Фабр пришел в театр из сопредельной области — из визуального искусства и его важнейшие театральные премьеры 1980-х состоялись на главных художественных фестивалях: «Сила театрального безумия» была сделана по заказу XLI Венецианской биеннале, «Стекло в голове будет из стекла» — по заказу Documenta 8. Первая – прижимает к груди игрушку, второй – толкает ногой лежащую большую собаку. Вся картина пропитана однообразием дней, которые проводит здесь эта пожилая женщина.
В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Гениальный художник сумел очень сбалансировано окутать вакхической стихией привычную бытовую картину. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Иисус изображен на кресте в очень спокойной, лишенной надрыва позе.
На среднем плане представлен Вакх с прозрачной большой чашей вина в руках. Композиционным центром картины является хрупкая маленькая фигура инфанты Маргариты в светлом красивом платье. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. И также как и в произведении Рубенса, «центром», ключевым объектом является бледно- бежевое тело тело Вакха, светлых тонов большая ткань, а также скатерть стола, по цветовой гамме очень близкая к материи. В случае с «Вакхом» Караваджо, зритель как бы «сидит» за столом Вакха, точка зрения, уровень глаз, взгляда в данном случае находится примерно на одной линии взгляда с юношей. И как в художника и как в человека.
Если здесь и не божество вина, то здесь апофеоз самого пьянства. Один из самых известных шедевров Лувра был отреставрирован в начале XXI века, но из-за гигантских размеров (660 x 990 см) делали это прямо на месте, не вынося картину из зала музея. Рыцарь отчаяния, alter ego Фабра, принимает вызовы, брошенные ему Диогеном («Ищу человека») и Роланом Бартом («Кто напишет историю слез. » во «Фрагментах речи влюбленного»): начертав на щите девиз кихотизма Мигеля де Унамуно, он отправляется в крестовый поход ханжества, репрессировавшего подлинную сущность человека. И в то же время аллегория бренности оборачивается аллегорией эфемерности и скоротечности театрального события, аллегорией самого театра Яна Фабра, чьи актеры сбрасывают земные одежды, клоунские колпаки и шутовские доспехи «воинов красоты», чтобы, превозмогая телесное, уподобиться ангелам и по окончании представления вновь спуститься на землю.
От Джорджоне тут очарование пейзажа, слияние музыки, шелеста крон и травы воедино. Полотна этой серии характеризуются темным, чаще всего условным фоном. Причиной создания этой картины, которая находится в Лувре с 1798 г., была победа Франческо Гонзага (марких Мантуи и капитан антифранцузской лиги) в битве при Форново около Пармы. Господствующий стиль эпохи – это барокко. Как бы невзначай художник подчеркивает крупное ухо понтифика, на которое падает свет.
Нельзя судить по ряду нескольких причин: во- первых, это приверженность стилям, наличие собственного неповторимого художественного языка, во-вторых, нужно учитывать тот факт, что картины были написаны в разных странах имевших свои школы, выработавшие свою «каноничную» манеру письма. Вакханалия – праздник урожая, праздник в честь природных сил и плодородия. Физический театр Яна Фабра, подводящий тело исполнителя к пределу его возможностей, принято выводить из «театра жестокости» Антонена Арто, прямые и косвенные посвящения которому можно найти на этих страницах. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. Результат трехмесячной работы художника ошеломил весь Рим, не говоря уже о заказчике.
Его тут же приняли в мастерскую другого талантливого художника и очень обходительного человека — Франсиско Пачеко (1564-1645). Читая описания очевидцев, можно подумать, что Рубенс предвосхитил вагнеровский Gesamtkunstwerk, задействовав все виды искусства в своей великолепной феерии. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Но особенно поражает лицо понтифика. Если человеческим языком, то «сверхъестественная», когда в жанре портрета образу придается глубочайшее духовное значение. По задумке автора, картина является жанровым полотном с элементами бытовой сцены. Рефлексы здесь переданы с большой убедительностью.
Пьесы Фабра полны внушительных латинских пассажей и цитат из американской рок-лирики. Одной из самых удивительных и символических картин Веласкеса стало полотно «Пряхи» (второе название — «Миф об Арахне», около 1657 года, Прадо, Мадрид).
Голова покровителя города святого Андрея видна слева над одеянием Девы Марии. Композиция очень динамична, за счёт подвижных фигур в самых разных позах, направлений голов и взглядов. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». В отличие от одноимённой картины Рубенса, контраст теней и света, тёмных и светлых цветов куда сильнее просматривается и ощущается.
Произведение «Коронование Марии» (1645 год, Прадо, Мадрид) несет в себе совсем другую интонацию. И подобно тому, как Рубенс в «Вакхе» непринужденно смешивает классическую ученость с простонародным юмором, Фабр в «Горе Олимп» легко превращает вневременную греческую трагедию в злободневную политическую сатиру. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. В его мифологической картине мира стихия воды символизирует саму жизнь в бесконечном круговращении: течение истории, как в «Союзе Земли и Воды», прославляющем освобождение Шельды и быстротечность человеческого века, как в «Вакхе», где молодое вино живительной влагой наполняет вакханок и вакхантов, но праздник урожая знаменует осень и грядущее умирание всего живого. Получается, что таким образом Веласкес показывает нам, что он пишет свои гениальные полотна «во мраке» королевского дворца. Гримасы и различные физические недостатки этих людей были единственным развлечением в однообразной и тоскливой жизни обитателей королевского дворца.
Здесь и кроется даже не ирония, а скорее горькое сожаление великого живописца. «Вакх» Рубенса. Что касается картины «Вакх» Караваджо, то в композиционном плане она разительно отличается от первой. Это происходит за счёт динамичных поз фигур, за счёт того, что они выделяютя на тёмном фоне и за счёт вкраплений ярких цветов.
Например, на «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631 год, Музей изящных искусств, Бостон) рядом с маленьким принцем, одетым в красивый, расшитый золотом костюмчик с перекинутой через плечо ливреей, стоит карлик в белом фартучке. Право первой публикации фрагментов книги — вступительной статьи искусствоведа Анны Толстовой и пьесы Яна Фабра «Я — ошибка» — «Электротеатр Станиславский» любезно предоставил COLTA. RU. Второй композиционной частью полотна является задний план. Вокруг этой картины долго шли споры, авторство приписывалось и Тициану и Джорджоне.
И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Таков эрмитажный эскиз «Меркурий покидает Антверпен» изображающий триумфальную арку: в центральном проеме на авансцену выдвинулась коленопреклоненная просительница, персонификация Антверпена, с мольбой указывающая на закованного в кандалы бога Шельды, корабли со спущенными парусами и Меркурия, покровителя коммерции, уже готового удалиться, а в боковых нишах представлены аллегории мирного процветания и вызванного войной разорения.
Он также, как и Вакх написал схожие по тематике полотна. В это время уже стали возможны многие вещи, считавшиеся немыслимыми ранее. Это одна из поздних работ Рубенса. Несмотря на уже тогда зародившиеся приёмы караваджизма, художник в своей картине был больше привержен к классическим традициям барокко.
Спектакль «Бельгия правит / Бельгийские правила» был выстроен как картинная галерея шедевров фламандской и бельгийской школ — от Яна ван Эйка до Рене Магритта. Как было ранее сказано, на картине Рубенса мы видим сложную многофигурную композицию из пяти человек и одной кошки. Русские гены, ничего не попишешь. Первое русское издание театральных сочинений Яна Фабра, проиллюстрированное его графикой, напомнит читателю барочный трактат наподобие «Анатомии меланхолии» Роберта Бертона, где текст то и дело сбивается на средневековую латынь, а картинки напоминают книги эмблем.
Пьесы Яна Фабра, собранные в этой книге, полны размышлений о слезах, хотя катарсис, к которому он, нисколько не стесняясь пафоса и старомодности, ведет актера и зрителя, не обязательно сопровождается очистительным плачем и часто близок к эротическому экстазу. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Отдельными «пятнами», вкраплениями здесь выступают большой зелёно- красный венок из листьев винограда, фрукты и листья в корзины с освещённой части, где также много светлых тонов зелёного, красного, жёлтого, коричневого. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
Внизу, на переднем плане, — группа морских божеств. Точнее, на отражающуюся в зеркале на противоположной стене пару людей, которая как бы стоит по эту сторону картины — королевскую чету Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую.
Также здесь есть и оттенки коричневого в небольшом содержании. В глазах Бахуса светится что-то царственное. На кончиках ветвей и листьев виднеются блики и немного падающего света на них.