Вакх Питер Пауль Рубенс
Картина Питера Пауля Рубенса «Вакх» повествует об отказе от любых моральных запретов. Картина Питера Пауля Рубенса Вакх: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Питер Пауль Рубенс Вакх / А. Степанов.
Вакх Рубенса и понятие вакханалия
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Первое время в таких мероприятиях принимали участие только женщины. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Он посвящен той же теме освобождения устья Шельды, что и «Союз Земли и Воды».
- Картина Вакх Питера Пауля Рубенса
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- Питер Пауль Рубенс – биография и картины
- Рядом расположены достопримечательности
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале.
Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года.
и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». Новый тип исторической картины просто поражал правдивостью изображения обстановки и персонажей и в то же время аллегорическими формами. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году. Но постепенно данный обычай, получивший название «торжественного въезда» или «радостного вступления», утратил свое политическое значение, превратившись в пышное празднество в честь нового правителя или его наместника в Нидерландах, празднество, пробудившее к жизни своеобразный вид искусства, соединивший в себе и архитектуру и живопись и музыку и театральное действие. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу.
- Рубенс как создатель барокко, нового живописного стиля
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Другие картины художника – Питер Пауль Рубенс
- Словари и энциклопедии на Академике
- Эти книги тоже могут вас заинтересовать
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. На другой картине направо (по отношению к зрителю — слева) была изображена богиня Богатства, сидевшая на груде товаров и Изобилие, которое сыпало из рога всевозможные сокровища ей на колени. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Это одна из поздних работ Рубенса. Название эрмитажного портрета восходит к надписи, сделанной, вероятно, в XVII веке на подготовительном рисунке к нему (графическое собрание Альбертина, Вена), которая переводится как «Камеристка инфанты в Брюсселе». Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения.
Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну». В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Работы Рубенса безоговорочно принимались как светскими, так и церковными заказчиками и он практически не подвергался критике при жизни.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером.
В июне 1607 года Винченцо Гонзага отбыл в Геную, его сопровождал и Рубенс. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Возможно, это труды Сенеки. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Причем в решении антверпенского магистрата было высказано пожелание «показать нынешнюю степень обнищания страны и города, дабы подвигнуть его высочество им помочь». Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. А обстоятельства создания «Портрета камеристки» были необычны.
Основная тематика, конечно, – образ юной жены. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым. По его поручению в 1603 посетил Испанию. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. В «живых картинах», с их характером театрального действия, никогда не было сложной ученой символики и они были доступны самой широкой аудитории. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником». Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины. Когда Рубенс создавал свой проект «Храма Януса», Марс шествовал, по выражению художника, «со щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями».
В «Храме Януса» и то и другое было сохранено Рубенсом в полной мере. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Снова перед нами античная тема и необычная ее интерпретация. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса».
По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Пробыв пажом чуть более года, Рубенс решительно заявил матери, что намерен учиться живописи. Иоанна возвышалась.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Ничто не могло лучше изменить размякшие, ожиревшие от безделия части тела, как такого рода упражнения. » Впрочем, Рубенс, очевидно, знал античность всесторонне. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя». Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.
Не составляет исключения и эрмитажный «Пейзаж с радугой». Любимов). Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В этой работе, созданной еще по ренессансной схеме, с уравновешенной композицией в виде треугольника, Рубенс как мастер барокко разрушает замкнутость произведения, соединяя пространство картины с реальным, – детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, Тритон трубит в сторону зрителя.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа. Подобная же подчиненность всего формального строя основной идее произведения характеризует и эскиз портика «Удаляющийся Меркурий». Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную.
Губерта, Диану на охоте и подобное. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко. Необходимые ему образцы и учителей он мог найти только в Италии, где к тому времени находился его брат Филипп. А как человек, по его собственному выражению, «мирных вкусов и заклятый враг войн, тяжб, столкновений и ссор», Рубенс в своих поздних произведениях словно стремится противопоставить современной ему действительности — тяжелой поступи «железного века» — созданный им образ «века золотого», когда, «упражнений военных не зная, сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
В Древний Рим оно попало с Востока, где праздники такого типа устраивали после сбора урожая винограда. Д. дель Монте производил обмеры, а Рубенс подготовил 139 гравюрных листов для двухтомника «Дворцы Генуи», который, впрочем, увидел свет только в 1622 году.
Рельефными были только вырезанные из дерева обрамлявшие картины части — антаблементы, колонны и пилястры с их пьедесталами, базами и капителями да немногие скульптуры, высеченные из камня («Портик императоров Габсбургского дома»). Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу. В значительной мере благодаря такому приему зритель сразу же оказывается в плену созданных художником образов.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Это новая вершина мастерства Рубенса и вместе с тем итог его творчества. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Игнатия (ныне посвящённой св. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания.
Не чувствуя удовлетворения от придворной карьеры и дипломатической службы, он целиком посвятил себя творчеству. Этот текст, с обширным историческим и филологическим комментарием, в составлении которого принял участие старший сын Рубенса, Альберт (1614—1657), вместе с гравюрами ученика художника Теодора ван Тюльдена (1606—1669), воспроизводящими вид всех построек, вошел в посвященную встрече Фердинанда книгу, увидевшую свет в 1642 году, уже после смерти Рубенса. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии.
постройка в манере «рустика», сложенная из обломков скал и других морских предметов. В античном мифе об освобождении Персеем царевны Андромеды от дракона, в искупительную жертву которому она должна была быть принесена, Рубенс избирает момент, когда подвиг уже совершен. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались. Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
По-видимому, он писал ее для себя, а не на заказ и, вероятно, очень ею дорожил ибо эта картина оставалась в мастерской художника до самой его смерти. Эти слова могут служить эпиграфом к «Храму Януса», главная мысль которого — необходимость установления мира для Южных Нидерландов: ведь их благополучие, вся их дальнейшая судьба, говоря словами самого Рубенса, «в первую очередь зависит от мира». Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. На эрмитажном портрете она выглядит намного старше. Его друг Якоб Сандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В апреле 1627 года Рубенс писал своему парижскому корреспонденту Пьеру Дюпюи: «Я хотел бы, чтобы весь мир был в мире и мы могли бы жить в веке золотом, а не железном».
Но все же именно стихия живописи была для Рубенса по-настоящему своей и не случайно даже исполненные им гризайлью эскизы, предназначавшиеся для скульпторов, оказались подчиненными общему для всего проекта живописному началу («Статуи императоров Габсбургского дома»). Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
«Вакх», по свидетельству племянника художника, Филиппа, работа самых последних лет жизни Рубенса. Лекуре, «доходило до угодничества».
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности». Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника». Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города».
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. В частности, были убраны бойницы. Картина была подписана обоими художниками.
Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Познакомившись с семейством Дориа, он исполнил по их заказам около полудюжины портретов, а также «Обрезание Господне» для церкви иезуитов.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии.
Существует весьма убедительное предположение, согласно которому портрет этот представляет собой несколько идеализированное посмертное изображение старшей дочери художника, Клары Серены (1611—1623), умершей в возрасте двенадцати с половиной лет. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса». Здесь художник проявил себя интересным архитектором-декоратором, создав своеобразную архитектурную фантазию. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. И не случайно он использовал, например, для головы Вакха, как установили исследователи, мраморный бюст римского императора Вителлия (Лувр, Париж), с образом которого в сознании просвещенных людей XVI—XVII веков связывалось представление о пьянице и обжоре. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить».
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Так, в эрмитажном «Пейзаже с радугой», относящемся к первой половине 1630-х годов, стремление к гармонии и равновесию сказывается как в формальном строе, так и в сюжетных мотивах композиции ибо идиллическому настроению отдыхающих после трудового дня пастухов вторит безмятежный покой окружающей их природы. Это великолепно передано в эскизе.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол». Основой же их содержания, как правило, было напоминание о непосредственных нуждах города. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Луки. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом». Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём. Вакханалия – это ритуал, который проводили в знак служения богу Вакху. Никулин.
В письме А. Кьеппьо он сообщал, что когда закончит дела во Фландрии, непременно вернётся в Мантую и «отдастся в руки Его Светлости». Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. Общая стоимость всего движимого и недвижимого имущества и художественных коллекций была оценена в 400 000 флоринов, что примерно соответствовало 2 500 000 бельгийских золотых франков 1900 года. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Римский бог виноградарства и виноделия, покровитель растительных сил природы Вакх изображен не в восходящем к античности и более привычном для европейского искусства нового времени облике прекрасного стройного юноши, а в виде безобразно растолстевшего гуляки, восседающего на бочке в момент возлияния, когда к нему «привычной толпой сатиры сошлись и вакханки».
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Вследствие болезни он был практически парализован. Несомненно, по своим художественным достоинствам эскиз портика «Удаляющийся Меркурий» может быть назван среди лучших произведений не только в серии проектов декоративного убранства Антверпена, но и во всем творчестве Рубенса. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.
«Тела человеческие, — сетовал он в своем трактате «О подражании статуям», — уже теперь совсем не такие, какими они были, если судить по сочинениям авторов, как духовных, так и светских, которые говорят о героях, гигантах и циклопах». Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром».
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло». В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Этим словам Овидия из первой книги «Метаморфоз», поэтически отразившим представления древних о начальной поре истории человечества, многие среди, поздних пейзажей Рубенса созвучны по духу.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Его духовное искусство начисто лишено духовности».
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. На заднем плане в окне виден пейзаж. Чтобы уйти со службы дому Гонзага, Питер Пауль Рубенс обратился к эрцгерцогу Альбрехту, но на просьбу Альбрехта Винченцо Гонзага ответил отказом. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Самому Рубенсу раскрытие «неуловимой духовности», значительности внутреннего эмоционального мира человека удавалось в полной мере, особенно в портретах тех, кого он хорошо знал.
В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Кошмарному видению ужасов войны Рубенс противопоставляет картину мира.
Для выражения этой идеи художник использовал традиционный в репертуаре многих антверпенских «торжественных въездов» мотив храма Януса. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Отпевание состоялось 2 июня. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города». Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности».
Но Рубенс даже в ранние годы, когда он особенно часто прибегал в своих произведениях к зарисовкам конкретных античных памятников, не ставил перед собой задачи создавать, по его собственным словам, «нечто им подобное», «нечто, — как он писал Франциску Юнию, автору книги «О живописи древних» (1637), — достойное восхищения и в то же время достойное величия древних». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Более он никогда не возвращался в Италию. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях.
Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Ораторианцы также заказали художнику большой триптих.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто. Первая жена знаменитого фламандского живописца родила ему троих детей – Клару Серену, Альберта и Николаса. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр». Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Эта же комната служила и личным кабинетом. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Их характер определяет то же ощущение ясной гармонии, согласного существования человека и мира окружающей его природы, которое наполняет строфы античной поэмы, рисующие картину «золотого века». В 1590 году обучение пришлось прервать: сестра Питера и Филиппа— Бландина— вышла замуж, её приданое поглотило остатки средств, завещанных Яном Рубенсом. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Пришлось спешно переделывать картину, возникла даже идея перенести её с холста на камень. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём.
Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне.
Среди этих эскизов следует выделить два — «Храм Януса» и «Удаляющийся Меркурий». Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Неудивительно, что от этого живот толстеет, тяжесть его увеличивается от обжорства, ноги слабеют и руки сознают собственное безделие.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. После начала осады Бреды Рубенс попытался сделать при брюссельском дворе карьеру дипломата. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Предположение основывается на сходстве модели эрмитажной картины с другими живописными изображениями (например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке), по традиции считающимися портретами Клары Серены.
Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал.
В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях». Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В завещании было условие, что если кто-то из сыновей желал продолжить дело своего отца или одна из дочерей выйдет замуж за художника, тогда коллекция должна была сохраняться в целости и не подлежала продаже.
В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками». 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Причем в случаях с портиками «Храм Януса» и «Удаляющийся Меркурий» подобное стало возможным именно благодаря отличающей Рубенса особенности восприятия декоративного изображения как некоего конкретного пространства, подразумевающего включение в него зрителя, активно сопереживающего рожденным фантазией художника образам. Напротив, они активны и торжественны и кажутся порождением самой Матери-природы. Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л. Д. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом.
В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове. Причем роль особого эмоционального подтекста в замысле художника отводилась цвету. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией». Антверпенский период. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника».
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. И далее разворачивается картина того, что несет слепая ярость войны людям. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
«Вакх» — настоящее чудо живописи. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна.
А над ним сияющая богиня славы. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Впрочем, в равной степени этот эффект как бы «втягивающего» зрителя в мир картины пространства отличает и поздние станковые произведения Рубенса, среди которых, безусловно, выдающееся место занимает эрмитажный «Вакх» (между 1636 и 1640). О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Однако весь динамический строй произведения позволяет нам ощутить бурный и драматический характер только что происшедшего. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В сентябре 1607 года художник вернулся в Рим.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Современникам казалась фантастической его память: однажды он без труда припомнил имя римской поэтессы, которую единственный раз упомянул Ювенал в одной из сатир. Еще выше, на скалах и дельфинах, восседал Нептун с трезубцем и рулем корабля, рядом Амфитрита, опиравшаяся рукой на нос корабля, а другой державшая рог счастья, по бокам два тритона трубили в раковины, поддерживая герб Антверпена в память о тех счастливых временах, когда город процветал благодаря мореплаванию». На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю.
Весь ее хрупкий, трепетный образ полон неизгладимой внутренней силы и наделен той «неуловимой духовностью», выявлению которой в портрете Рубенс придавал едва ли не наибольшее значение в два последних десятилетия своей жизни. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Его однокашниками были дети антверпенской элиты, в том числе Бальтазар Моретус— внук крупнейшего европейского издателя Христофора Плантена. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров.
Согласно обычаю, существовавшему в Древнем Риме, храм Януса, двуликого бога начала и времени, которому было известно прошлое и будущее, был заперт в дни мира и двери его открывались только при объявлении войны. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Евангельские герои облачены в элегантные наряды и выглядят как светские особы, это подчёркивается и сочетанием ярких насыщенных красок. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений. По, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956 года), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и даже употреблять определение «вульгарный». Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену. Рубенс писал Пейреску: «Ваш портрет доставил мне величайшее удовольствие, равно как и всем знакомцам Вашей Милости, которые видели его и остались абсолютно удовлетворены сходством.
В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Возможно, этот рисунок был сделан художником во время предсмертной болезни Клары Серены. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
По-видимому, в данном случае (как, впрочем и при создании портика «Удаляющийся Меркурий») Рубенс опирался на хорошо знакомую его согражданам традицию «живых картин» использовавшихся во всех более ранних церемониях «радостного вступления» нового правителя в Антверпен. 28 октября 1608 года, закончив заказ для ораторианцев, Рубенс самовольно покинул Рим. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Доброклонский и Н. Н. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»). Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Рубенс внёс в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона— пейзажного или архитектурного— в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства». Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года. А в новом наместнике, только что (в сентябре 1634 года) одержавшем крупную победу над шведами при Нордлингене (Западная Германия), жители Антверпена надеялись найти долгожданного спасителя страны ибо его победа, его реальный успех пробудили у них новые надежды: от Фердинанда ждали теперь установления мира и процветания государства.
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные.
Художник явно стремился сделать их как бы говорящими, воплощающими его основную мысль.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. Участницы этого праздника не знали меры, часто это заканчивалось увечьями или даже убийствами. К этому времени расстроились отношения с семейством Гонзага. Его дух оставался стойким и жизнеутверждающий характер последних произведений мастера — лучшее тому подтверждение. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации». Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Портрет вообще весь словно соткан из неуловимых оттенков.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Конечно, в подобном использовании преимущественно живописных средств выражения в оформлении торжественного въезда Фердинанда, по-видимому, не последнюю роль сыграло постановление антверпенского магистрата, в котором, в частности, отмечалось: «Ввиду всеобщего обнищания общины было бы желательно несколько уменьшить расходы, которые в прошлом производились при подобных встречах и восполнить этот ущерб красотой и мастерством выдумки и общего расположения». Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина». Николя де Пейреск восхищался точностью изображений сандалий римских солдат для серии шпалер о подвигах императора Константина. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. В 1598 вступил в Антверпенскую гильдию живописцев, а в 1600 уехал в Италию изучать мастеров Высокого Ренессанса.
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Мир обеспечивает Спокойствие и Безопасность (две аллегорические женские фигуры между колоннами правого портика), способствует процветанию наук и искусств (изображение на фризе правого портика медальона с двойным профилем Мужества и Чести в венке, образованном лирой, кистями, палитрой, компасом и линейкой), его неизменными спутниками являются Изобилие и Богатство (две аллегорические женские фигуры над правым портиком). Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. И поистине этот прием Фердинанда вылился в триумф единства национальной художественной школы ибо за всю историю «въездов» Антверпен не видел столь цельного в идейном и художественном отношении ансамбля, какой составили исполненные по эскизам Рубенса временные сооружения, украсившие город в 1635 году. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры.
Несмотря на то, что могучий и грузный Вакх – бог вина и веселья – изображен как будто в статичной позе, тяжело восседающим на бочке, его фигура, а также расположенные рядом менада, сатир, два мальчика образуют композиционно динамическую группу. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Речь шла о «Воздвижении креста». Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Сверх того: 9 статуй из металла, 2 статуи из слоновой кости, 2 мраморные статуи и 12 ящиков с геммами. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца). Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Никаких следов его ранней графики не сохранилось. После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны». Удары судьбы один за другим обрушиваются на Рубенса в 1623 году он переживает потерю дочери, а в 1626-м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Карлу Борромео). Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов.
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Налево (по отношению к зрителю — справа) сидела Бедность в лохмотьях, с куделью и веретеном, кормившая ребенка кореньями и травами, а рядом моряк с мотыгой в руке рвал на себе волосы. В первую очередь это относилось к мировосприятию.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко. Вторая серия осталась неосуществленной. Основой же их, главной темой была судьба родной земли, будущность Антверпена, тревоги и чаяния его жителей. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «». И «Вакх» Рубенса — всецело современное произведение, способное родиться только в XVII веке — веке, по словам художника, «полном заблуждений», когда «совершенство, некогда бывшее единым раздробилось и ослабилось пороками, которые ему незаметно пришли на смену». Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Эта картина, с рельефной проработкой фигур, является у Рубенса одной из самых классицистских. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален.
Брак был заключён с большой поспешностью. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. Его последнее итальянское письмо имеет характерную приписку: «Salendo a cavallo» («Садясь на коня»). Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Ранее, 3 июля 1619 года, Рубенс получил аналогичную привилегию во Франции сроком на 10 лет, в её получении неоценимую помощь оказал Николя де Пейреск. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Луки.
Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант.