Ван Гог Едоки Картофеля Картина

Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога. Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением.

Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога.

Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Винсент был более философ, чем это принято думать. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного.

Звали человека Винсент Ван Гог. Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады». Он писал картофелины, которым силился придать объемность: иными словами, передать их качество так, чтобы картофелины превратились в массы, обладающие весом и плотностью, которую мы ощутили бы, если бы, скажем, попытались их подбросить, картофелины коричневые и черные, один вид которых навевал глубокую грусть. Винсент перебрался в Антверпен, стал посещать занятия в Академии художеств днем и рисовать с натуры в частной школе по вечерам. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте.

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему.

Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе.

Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. – Мои этюды имеют для меня один-единственный смысл, – это своего рода ежедневная гимнастика, помогающая по желанию усиливать или ослаблять тона. Все это надо прочно освоить. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. До этого еще очень далеко.

Описание картины 
Ван Гога Едоки картофеля

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Он давно уже перестал.

Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. Это был серьезный удар. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета.

Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Он должен бежать от этих унылых степей. Братская привязанность Тео.

Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно». Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода).

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Стремясь заглушить укоры совести – что там ни говори, он жил на средства брата и, по существу, был для него обузой, – Винсент изображал их союз по меньшей мере в необычном свете, но желал бы – нетрудно догадаться, как сильно он этого желал. Неточности, а подчас и огрехи. Он избрал себе образцом Милле. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий.

Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель – в картофеле была вся их жизнь, ради него они вставали на рассвете и трудились весь день не покладая рук.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Но куда.

Пусть даже он найдет ее плохой. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными.

Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что».

Дает жизнь. Но не тут-то было. И тут его осенило. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре).

Художника начал работать над картиной после смерти отца. Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен. Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. Какой огромный путь пройден со времени его первых опытов, этих рабских, унылых копий действительности. Вдвоем они много работали.

Дрожь нетерпения била Винсента. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Винсент провел в Амстердаме три дня. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Всегда и за все надо платить.

Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Винсент ощупью продвигался вперед. Он служит и будет служить искусству ради самого искусства, подобно садовнику, которому нет никакого дела до того, по какой цене продаются луковицы тюльпанов и предметом какого торга они становятся.

У родителей нет больше с сыном общего языка. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь.

Он должен жить среди декорации своих сюжетов. Тогда он еще не слыхал об импрессионистах – французских живописцах, которые, опираясь на научную теорию, максимально использовали эффекты света и цвета. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Они, как люди, вовлечены в круг существования.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек. Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Трудно вообразить более трагический контраст. Но в глубине души – да, он не отрицает – все это ему, в общем, довольно безразлично и он готов к тому, что, возможно, не добьется никакого непосредственного результата. Своим поведением во время эпидемии тифа или после чудовищной аварии на шахте он заслужил любовь и уважение местных углекопов, но не духовного начальства, которое считало, что его взаимоотношения с паствой подрывают авторитет церкви. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому.

Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках». Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Старые мастера пользовались подобной штукой. Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов.

Одна лишь работа давала ему отдохновение. Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры.

Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой.

Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Невозможно всегда жить отшельником, так как подчас чертовски трудно работать в полном отрыве от мира живописи и от художников и совсем не видеть чужих работ. И очень важно, каково это «другое». Хотя все сомнения Винсента остались в прошлом, тем не менее легкость, которой он достиг, всего лишь начало. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника.

Цвет – это поэзия. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Но это трудно осуществить. Выше: что вы искали. Нет, скорее всего, нет.

Его вращающихся светил, создающих эффект движения. Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. Это было одним из его любимых выражений.

Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать.

Ван Гог Винсент 
«Едоки картофеля»

Ван Гог Винсент «Едоки картофеля»

Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле.

Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага.

Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Его судьба определена иначе.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

– говорил Винсент. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить.

Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Страдание свято. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж.

Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). Они не смотрят друг на друга. Его жажда писать не знала границ, в перерывах между припадками он писал самого себя и те пейзажи, которые мог видеть из окна своей палаты. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. На одном из последних холстов Винсента – натюрморте – изображены в символическом соседстве Библия, раскрытая на 53-й главе книги пророка Исайи и Радость жизни, роман Золя, вышедший всего год назад. Да что там.

Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. – беспрестанно спрашивали они. В мае Винсент завершил свою картину.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым.

Почему ты не продаешь своих картин. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Моему собеседнику не в чем меня упрекнуть, но он должен почувствовать, что мне на него наплевать так же, как ему на меня. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение.

Целыми днями он пропадает в окрестностях или у соседей, смешивает и смешивает свои краски, рисует свои размытые угловатые рисунки, а домой приходит только к обеду, который проходит в угрюмой обстановке всеобщего недовольства. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Тогда Жигу спросил, почему он так думает.

На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. – принять предначертание судьбы. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины.

Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. Здесь хранится большая часть работ художника. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Винсента попросту выгнали оттуда. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений.

Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Но делать ему на ней больше нечего.

С той и другой стороны были брошены резкие слова. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь». Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег.

Они страдают, радуются, ненавидят. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Но ничего смертельного не произошло – есть ещё много полезных и выгодных профессий и Винсент может выбрать любую из них. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками.

Жертвой своему призванию. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Наверно, Ван Раппард немало удивился, найдя Винсента еще более мрачным, чем когда бы то ни было раньше. Если он и пошел на это приключение с пылом, который вкладывал во всякую затею, то в глубине души все же ничуть не верил в его успех. «Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника).

Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Лет сорока, не слишком привлекательная, она вместе с тем обладала неподдельной сердечностью и умом. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Шахтеры любили его, но считали чужим. Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор.

Здесь кончается «ранний Ван Гог». Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. Ни в коем случае. Ее поместили в утрехтскую клинику. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента.

Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю.

  1. ЭЛБРО О КАРТИНЕ ВАН ГОГА "ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ"
  2. Человечность искусства Ван Гога
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Но Гоген не слишком высоко ценил творчество Ван Гога их некогда ровные отношения стали меняться не в лучшую сторону. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда.

В ту пору, когда Винсент познакомился с Германсом, другим эйндхо-венским художником-любителем, тот как раз задумал украсить росписью гостиную в своем доме. Но все же эта история, разбередив старую рану, вновь жестоко и властно напомнила ему о его безрадостной участи. Снимки, сделанные из космоса, подтверждают фотографическое сходство водяных вихрей в мировом океане с ночным небом Ван Гога.

ЭЛБРО О КАРТИНЕ 
ВАН ГОГА "ЕДОКИ 
КАРТОФЕЛЯ"

Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. – представить его как нечто абсолютно естественное. Ван Раппард писал прядильщиц, этюды женских голов, Винсент – аллею тополей с желтыми осенними листьями, где солнце кладет на землю среди опавшей листвы ослепительные пятна, чередующиеся с тенью, отбрасываемой стволами деревьев. Это вялая, равнодушная дружба.

Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни. Хотя он всячески старался поддерживать с гостями добрые отношения, Винсент, раздираемый внутренними терзаниями, все же не раз проявлял нервозность. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. И Винсент снова остался один.

Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент.

И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью. У него образовался круг друзей и родственных душ и именно в парижской атмосфере свободы родилась большая часть его работ. Винсент отказался от своей доли наследства поскольку в последние годы он был в серьезном разладе с отцом, заявил он, он не станет ни предъявлять своих прав, ни даже притязать на то, что некогда ему принадлежало.

Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. По фасаду вился плющ. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра).

После Второй мировой войны стоимость картин резко повысилась и племянник великого художника стал одним их богатейших людей в стране. Все сомнения остались позади. Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту.

Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. Вы обнаружите как в рисунке, так и в цвете и в тоне ряд погрешностей, которых, вероятно, не сделал бы реалист.

Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия».

Потянулись пасмурные месяцы. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели.

События тоже следовали одно за другим. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Но. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной.

Хальс – колорист из колористов. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. То и дело вспыхивали ссоры.

Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. Дом стоял в саду, среди деревьев. Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Но он жестоко ошибался.

Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Несомненно почерневшая от времени, эта картина производит в оригинале сильнейшее впечатление и сейчас, – не последнюю роль тут играет ее сумрачный, глубокий, как звучание органа, материально осязаемый цвет. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине.

Пусть Ваше искусство освещает путь людям, в этом, как я полагаю, состоит долг каждого художника, – писал он Ван Раппарду. Художник должен быть художником и ничем больше. Винсент будет писать картины. И он шел вперед гигантскими шагами. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес.

К тому же он признавал только индивидуальную технику. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа. Куда он шел.

Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Соответственно темнота других частей картины усилена.

И шедевр родился в ноябре 1885 года. Впрочем, желание быть полезным у него осталось. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот.

Винсент стал мастером своего дела. Он вконец озлобился. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние.

Винсенту Ван Гогу было 37 лет. В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Чего он добивался.

Это не давало ему покоя. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард.

Я горю желанием видеть картины Рубенса. Нет.

Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен. Это висячая керосиновая лампа. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Однако местные католические священники, так же не любившие Ван Гога, как и он их, сделали все возможное, чтобы ему помешать. В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением.

О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Его восприятие жизни приняло оттенок какой-то печали, он болезненно и остро воспринимал мир вокруг себя и это отражалось буквально в каждом наброске и мазке.

Почему бы и нам не поступать точно так же. Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. Кругом все черным-черно.

Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Эфемерная и трагическая идиллия. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история.

Он даже сказал ему об этом. Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота.

Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Никогда. Но Тео попросил брата подождать, пока его положение несколько упрочится, а это, по всей вероятности, должно было произойти в недалеком будущем. И какая чудесная стремительность. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Абсолютно верно, – подтвердил он. Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». – к любым лишениям. Не поладил он и со священником католической церкви.

(Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Безуспешно. – говорил Винсент.

В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года.

Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. На рисунках Ван Гога крестьянка, согнувшаяся под мешком с торфом изображается как бы сросшейся с ним. То же относится к синему и желтому.

Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Теперь Винсент одерживал один успех за другим. Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных.

«Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии.

Это одна фигура, один организм. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. Мы слышим стон, вырвавшийся из самых глубин души Винсента, безрассудный трагический укор: Да, деньги ты можешь мне дать, но ты не дашь мне жену, ребенка, работу.

Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел. Но конец всему положила безответная любовь. К последним Винсент питал истинную страсть. Он испытывает таинственное влечение к цвету.

Может быть, вернуться в Дренте. Я намерен и впредь поступать таким же образом. Светлые краски.

Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. Ван Гога очень волновала эта тема.

Теперь его волновали важные технические проблемы. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Неужели его отец прав. Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. Винсент торопился уехать.

Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу.

В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. Он как бы разучивал гаммы. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст. Но огромная работа, проделанная в Нюэнене, подходила к концу и с ней завершились искания, продолжавшиеся почти пять лет. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо.

Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Я не намерен изгонять из своей жизни страдание, – говорил тот же Милле, – так как подчас именно оно дарует художникам силу.

Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Сюжет полотна очень прост. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Герои картины действительно не смотрят друг на друга, да им это и не нужно, поскольку они связаны между собой прочным внутренним единством – чувством рода.

Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Семейные беды еще больше сблизили братьев. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели.

Этого он и сам не знал. В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Он отождествляет себя с ними. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве.

Завязывал дружбу с крестьянами и в особенности с ткачами, которых было много в здешних местах, – они стали его излюбленными моделями. Позднее он писал, что начал рисовать, чтобы сохранить эти образы на бумаге для памяти и одновременно избавиться от перенасыщенности ими. Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе.

Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Другие работы Ван Гога по воле Иоханны были переданы в Амстердамский национальный музей, ее сын оставил за собой право собственника. Винсент знал, чего он хочет и куда идет. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны.

Он даже не показался на глаза родственникам, съехавшимся на похороны в Нюэнен, а когда встал вопрос о наследстве, попросту заявил родным, что его взгляды на жизнь слишком сильно отличаются от их взглядов, чтобы можно было о чем-нибудь договориться. Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту. Что поделаешь.

Sorrow is better than joy. Смотрите, как хорошо. Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Весна виделась ему зеленой и красной, с молодыми всходами пшеницы и розовыми яблонями в цвету лето – синим и оранжевым, когда синие блузы крестьян вырисовываются в темном золоте хлебных полей осень – желтой и фиолетовой, с пожелтелыми листьями и лиловыми тенями зима – черной и белой, с темными точечками людей, копошащихся в снегу. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе.

Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом». Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Они беседовали об импрессионизме, о котором не раз в своих письмах рассказывал Винсенту Тео. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника.

Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео. Так, значит, вперед.

Сам художник настолько близок к ним, что не считает нужным особо расписываться в сочувствии.

В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так. И снова картина не удалась. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе.

Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика. Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Пуля пробила ребро и застряла в кости. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме.

Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Оставляя на скудной земле под низким пустынным небом лучшую долю души, он весь устремлен на юг, к солнцу.

Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника.