Ван Гог Жнец

В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину Жнец. Купить картину или постер «Жнець», художника Ван Гога Вы можете на холсте с имитацией масляной живописи, на бумаге или на холсте с росписью масляными красками профессиональным художником. У Ван Гога же, совершенно точно, сам жнец вот-вот исчезнет в пучине так мощно разросшейся природы (как жрец, будет принесен в жертву. ). Картина Винсента ван Гога Пшеничное поле и жнец: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Винсент Ван Гог «Жнец» (Пшеничное поле на рассвете и жнец)

От всего этого у меня пролегли морщины, которые не скоро сотрутся. Мои картины, – говорит Винсент, – напоминают отчаянный тоскливый вопль. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. В спокойные минуты пациенты играют в шары и в шашки.

Иной раз кажется, что его оливы корчатся в судорогах, в «муках материи». Теперь Винсент не сомневается, что безумие угнездилось в нем навеки. Если бы только состояние его здоровья было более устойчивым. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно.

Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, так как цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием». Он считает, что делает успехи, а они нам необходимы, – замечает он в письме к брату (это письмо он пишет урывками, наспех, в перерывах между сеансами (Это огромное письмо ( 604), напечатанное в голландском издании довольно мелким шрифтом, занимает больше восьми страниц), – мне нужно писать лучше, чем прежде, так как я писал недостаточно хорошо.

Снаружи желтый цвет, внутри белый, много солнца, наконецто, я увижу свои картины в действительно светлом помещении пол из красного кирпича. Луч солнца, последний его отблеск, доводит темную охру до оранжевого цвета. В мои годы чертовски трудно начинать что-то новое, – с грустью признается он. Но чаще всего они сидят сложа руки, погруженные в тупое бездействие.

Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Полотно Винсента разрушает гармонию этих линий. Краски становятся глуше, а форма еще выразительнее. Холодно.

Дни вынужденного безделья для него невыносимы. Доктор Пейрон отнюдь не чувствовал призвания к деятельности управляющего лечебницей. И он начинает писать оливковые деревья, которые вызывают в нем глубокое волнение. Гоген сказал, что твои полотна – гвоздь выставки.

Винсент Ван Гог 
– Пшеничное поле 
со жнецом

Винсент Ван Гог – Пшеничное поле со жнецом

К сожалению, время упущено. Пересечения (25 апреля – 27 сентября), где 50 картин и рисунков голландца покажут рядом с произведениями его современников. Куда там.

Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Если бы Винсент не писал, он, вероятно, погубил бы себя. Он чувствует себя абсолютно здоровым и со всей страстью отдается живописи.

Ах, если бы Винсент мог быть в Париже, – нет, не в Париже, а в его окрестностях, когда у Тео родится ребенок.

Сохранилась только одна картина, подаренная другу дома, мадемуазель Мари Жирар, которая позднее стала королевой новопровансальской группы поэтов Фелибриж, а ныне (в 1939 году) – вдова известного поэта Жоакима Гаске. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество – колос, который должен быть сжат. Он согласился только на то, чтобы его проводили до Тараскона. С той минуты, как вопрос о его отъезде наконец решен, он работает с удвоенной энергией. Оригинальные портреты найдены не были.

И даже больше прежнего. Если я здесь засижусь, я потеряю способность работать, а это уж – увольте. Винсент возвращается к своим истокам. Она посвящена лежащим цветам.

Картина Пшеничное 
поле и жнец Винсента 
ван Гога

Картина Пшеничное поле и жнец Винсента ван Гога

Тут Винсент ставит свой мольберт и работает. В Арле Ван Гог снял небольшой дом и хотел покрасить его в жёлтый цвет. Однажды ночью Винсент встал, чтобы из окна полюбоваться падающим снегом. Винсент взял с собой краски и холст. Винсенту казалось, что он в Арле и его преследует полиция (Воспоминания Пуле переданные с небольшими вариантами Яном де Бэкенсм и Луи Пьераром).

Винсент угрюмо разглядывает свои холсты. В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, – писал Ван Гог, – наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу.

К тому же близость других больных стала для него невыносимой. Оливковые деревья необычайно характерны и я стараюсь это передать. Но он будет сопротивляться до конца. В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. На мой взгляд, трудно с ним не согласиться.

Но что делать Винсенту. С неотступным вниманием изучает он каждое движение, каждый поступок безумных. В среду 14 мая Винсент закончил работу.

В той космогонии вечного круговорота природы, которую Ван Гог творил символикой своих образов и красок, «Жнец» Сен Реми явился прямым продолжением арльского «Сеятеля». Но можно ли сказать, что Винсента по-настоящему обрадовал этот отклик. Едва оправившись после приступа, Винсент взялся за работу. Допустим, что это верно, но ведь в музыке все обстоит иначе и когда исполнитель играет Бетховена, он толкует его по-своему в музыке и в особенности в пении истолкование имеет большое значение и вовсе не обязательно, чтобы только сам композитор исполнял свои произведения. Фиолетовый город, жёлтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Он занят делом, куда более важным, неотложным и мучительным. Винсент снова с головой окунулся в работу. Их линии и пропорции прекрасны, точно у египетских обелисков, – восторгается Винсент.

Воздух здесь непрерывно оглашают вопли буйнопомешанных. На его зов откликается Поль Гоген и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.

Вот такая лечебница была бы по душе Винсенту. В последние дни у Винсента сразу две хорошие новости: во-первых, брюссельская группа Двадцати пригласила его принять участие в выставке, намеченной на начало будущего года (На этой выставке, состоявшейся в Королевском музее современного искусства, были представлены шесть полотен Винсента, среди них: Плющ, Хлебное поле при восходе солнца, Подсолнухи) во-вторых, в одной из голландских газет опубликована статья о живописи Винсента за подписью некоего Исааксона – первая печатная статья о Винсенте. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Среди самых любопытных – рисунок Жнец 1881 года (под влиянием, скорее всего, Жан-Франсуа Милле), обнаруженный в одной японской коллекции.

Рисунки этого периода выставлены рядом с более поздними картинами с похожими сюжетами. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира». Совсем иное передается в «Сеятеле» из музея Армана Хаммера, писанного в том же 1888 году. Безумие – заниматься живописью.

Пшеничное поле на 
рассвете и жнец

Пшеничное поле на рассвете и жнец

Мрачная, удручающая обстановка. Рождественская драма освободила Винсента, вернула художника его северному гению. Великолепный замысел – серия панно с подсолнухами – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога. Дело идет на поправку, Винсент пишет, что чувствует себя прекрасно.

Работать и снова работать – вот его единственный шанс. Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу, – писал художник. А это путешествие закончено – оно привело к кораблекрушению. Пришла зима. Я полагаю, что это должно стать главным из всего того, что я сделал в Провансе и тогда в любую удобную минуту можно будет положить конец здешнему пребыванию.

Картина Винсента 
Ван Гога «Пшеничное 
поле со жнецом на

Картина Винсента Ван Гога «Пшеничное поле со жнецом на закате солнца»

Две парижских картины приобрёл Поль Гоген. Он из тех, кто видит истеченье небывалых соков (Слова Артюра Рембо. Она посвящена лежащим цветам.

– Меня, как никогда прежде, снедает глухая жажда работы. Всеми оттенками желтого – цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Опасения Тео напрасны.

  • Ван Гог Винсент «Жнец на пшеничном поле»
  • Жёлтое солнце Винсента Ван Гога
  • копия картины Ван Гога "Жнец при луне"
  • Ван Гог-Жнец (ключница) (Морозова Алена)
  • Дискуссии и мнения православных богословов сегодня
  • История импрессионизма для детей
  • Словари и энциклопедии на Академике

Вторая была нарисована через год, в Арле. По словам Теодора Дюре, госпожа Гаске считала, что утрачено примерно двадцать холстов Винсента, относящихся к периоду Сен-Реми). Живопись все-таки остается единственным возможным для него родом деятельности.

Лечебница Сен-Поль – место отнюдь не веселое. Внешне он успокоился, но страх не покидает его.

  • Изобразительное искусство – Масло, акрил

Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Благотворное июньское тепло отчасти развеяло тоску Винсента. Между стволами там и сям бродят черные фигуры. Только что прошел дождь.

Ван Гог Винсент 
«Жнец на пшеничном 
поле»

Художник изобразил вид из окна своей комнаты: большое пшеничное поле и горы на горизонте. Но для него он был символом открытости, лёгкости, радости и широты, освобожденных отношений. Винсент провел в Арле два дня, навестил пастора Саля и других своих знакомых. Неравная изнурительная борьба, заранее проигранная битва. Но сознание Винсента еще не настолько прояснилось, чтобы он мог понять эти письма.

Поверь мне, север интересует меня как абсолютно новая страна, – пишет он брату. Но, занимаясь живописью, он все равно шел к гибели. В лечебнице было не меньше трех десятков свободных комнат. Под деревьями – пустые каменные скамьи, темный самшит, небо – оно желтое – отражается в луже, оставшейся после дождя. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Винсент пытался их прочитать.

Ему хотелось бы, чтобы его выпускали почаще. Вот таким образом, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Это автопортрет человека, который побывал в аду, победил ад и вырвался из преисподней, но знает, что завтра, а может быть, даже еще сегодня вечером, под его ногами снова разверзнется бездна. Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Картины Винсента даже не возмещают затраченных на них денег.

Собственно говоря, он их попросту не видит, не хочет видеть. И вдруг в нем вспыхивает надежда: Как знать, может быть, со мной случится то, о чем пишет Делакруа: Когда у меня не было уже ни зубов, ни сил, я научился живописи. И у Ван Гога немало работ, где чувствуется, например, дыхание японских художников. Земля напоминает вулканическую лаву, стекающую по своей воле и прихоти.

Твои картины хорошо повешены и имеют большой успех (В 1890 году в Салоне Независимых было выставлено несколько рисунков и десять картин Винсента: Кипарисы, Горный пейзаж, Бульвар в Сен-Реми, Горы Альпий, Прогулка в Арле, Тутовое дерево осенью, Подлесок, Восход солнца в Провансе, Подсолнухи, Оливковая роща). Все, что он говорит обо мне, страшно преувеличено, – сконфуженно уверяет Винсент. Страх этот неискореним. Особенно привлекают его кипарисы, которые на его холстах тянутся к небу, точно черное извивающееся пламя. Так как, поверьте мне, мая роль в этом вопросе была и останется абсолютно второстепенной (Орье, посвятивший статьи Гогену, Моне, Ренуару, Писарро, Рафаэлли, в марте 1891 года написал о Монтичелли и о сверкающих видениях, которые великий алхимик извлекал из своего волшебного тигля, где плавились драгоценные камни эмали и металлы). Пора с этим покончить.

Круг замкнулся. Винсента самого поражает легкость, с какой ему теперь даются картины. Впервые о работах Винсента Альбер Орье узнал от Эмиля Бернара.

Он подчеркивает кривизну их очертаний, придавая ей особую выразительность. Лечебница Сен-Поль скорее напоминала постоялый двор с больничным уклоном. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Доктор Пейрон разрешил ему с этой целью на один день поехать в Арль.

Он закончил пейзаж со жнецом, начал другие полотна. Винсент прошел сквозь непроглядный, слепящий мрак безумия. В феврале Винсент пишет свой потрясающий вариант этой вещи. Некоторые из них погибли самым нелепым образом. Художник стремится выплеснуть тяжелую для него мысль. роскошных стран, огненных солнц и слепящих красок. – воскликнул Винсент.

Он не говорит об этом, но ведет себя так, словно его поместили в лечебницу только для того, чтобы он поближе узнал, что такое безумие, освоился с этой болезнью и попытался ее одолеть. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Раньше у Винсента не было ни малейшего желания выздороветь. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что – человечество – колос, который должен быть сжат. Безумие – со всех точек зрения.

(более 650 писем), с голландским художником Антоном ван Раппардом – в 1881-1885 гг. Это друг художников, доктор Гаше. Неужели приступ опять повторится. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах.

Какие-то фантазии и кошмары. Работа как бы помогала рассасывать сгустки его эмоций. Воспоминания Пуле, записанные Яном де Бэкеном, – Портрет Винсента Ван Гога). Он дважды пишет свежую траву в парке, снова возвращается к давнему мотиву – сидящий старик, поникший в отчаянии и закрывший лицо руками, – У врат вечности, повторение Worn out Эттена и Гааги. Ему немедленно дают противоядие. Винсент подавлен, его гложет мучительная тоска.

Винсент понимает, что в его мозгу творится что-то неладное. Но сестры в один голос отговорили ее от этого намерения. Да и вообще, он совсем забросил Сен-Поль, доверив его попечению надзирателя и монахинь. А что говорить о другой его копии. Позже в Арле Винсент ван Гог создал свои собственные работы на эту тему.

Вот так неожиданность. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Мужество покинуло художника. На этот раз Винсент поправляется очень медленно. Нет другого колориста, который бы так непосредственно шел от Делакруа. Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной.

Доктор Пейрон наконец позволил Винсенту вернуться в мастерскую. Он уверял Тео, что в поезде с ним ничего дурного не случится: Мое горе, – писал он, – окажется сильнее безумия. Она так расплылась, так заполонила собой все, что сладить с ней почти безнадежно. Но мне интересно и к тому же это дает возможность работать золотом и серебром.

Овер-сюр-Уаз находится в каких-нибудь тридцати километрах от Парижа. Ещё в 1880 году он написал копию с «Сеятеля» Жана-Франсуа Милле, творчество которого служило Ван Гогу примером освещения крестьянской тематики в живописи. С проникновением великого ясновидца созерцает он этот вещный мир и его полотна передают отдаленный рокот недр Вселенной. Статья Орье, – пишет в заключение Винсент и здесь он высказывает свою задушевную мысль, – если бы я решился ей внять, могла бы толкнуть меня к тому, чтобы смелее рвать с действительностью и превращать цвет в музыку живописных тонов, как в некоторых картинах Монтичелли. Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что художник Анри Матисс тоже создал для себя желтую комнату, для которой он даже заказал желтую посуду.

И во имя чего. Доктор уклонился от ответа. И все-таки он мечтает снова взяться за работу. И посреди этого великолепия гордые и невозмутимые сосны. Винсент убежден, что работа для него лучший громоотвод. Лучше пусть нарекут младенца именем его деда, пастора Теодора, которому он, Винсент, в свое время причинил столько горя.

Она изображает букет подсолнухов в вазе. И в самом деле, что дает Винсенту Сен-Поль.

Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Самое первое дерево – - громадный ствол, но он разбит молнией и спилен. Но в особенности привлекает Винсента Милле.

Вторая была нарисована через год, в Арле. Под серно-желтым солнцем. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. О том, чтобы перевезти в лечебницу мебель, больше нет и речи. Это все та же алчущая душа, по-прежнему стремящаяся выразить невыразимое, которую несчастье снова ввергло в мир страждущих.

Как бы там ни было, но вангоговские «подражания» опознаются мгновенно. С тех пор прошло двадцать лет. Вот он на портрете, в котором он вновь пытается разгадать загадку собственной души на фоне бирюзовых языков пламени извивающихся в каком-то судорожном демоническом движении, – вот он во всем своем убожестве и во всем своем величии (Этот автопортрет, входящий в коллекцию, подаренную национальным музеям семьей Гаше (1949), находится в Париже в галерее Же де Пом). И в особенности Монтичелли. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».

Большая его часть сейчас находится на выставке Ван Гог. Пастор Саль, встревоженный письмом Тео, приехал навестить Винсента. Конечно, статья Исааксона была ему приятна, но в то же время она смутила художника.

Винсент согласен на все, даже на то, чтобы его перевели в другую больницу, лишь бы она была светская. Сторож следует по пятам за художником, пока тот не облюбует себе место по вкусу иногда это оливковая роща иногда овраг вроде так называемого Перуле (по-провансальски это означает Котел дьявола) в полутора километрах от больницы. Таким образом, Винсент будет жить очень близко от брата. Письмо Винсента к Орье свидетельствует о смеси этих разнородных чувств.

Уехав из Арля в Сен-Реми, Винсент, собственно говоря, уже расстался с югом. Нет, с его стороны было бы черной неблагодарностью дурно отзываться о юге. Художнику нечем платить за аренду и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами».

Работать надо так, будто тачаешь сапоги, утверждал Винсент. Его ждали письма от брата. Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Винсент считает, что лечебница обходится очень дорого.

Но, главное, он старается привлечь внимание Орье к Монтичелли и Гогену. Тщетно Винсент боролся, хитрил, коварная болезнь вновь неожиданно схватила его за горло. Парижская борьба, грызня между школами для него лишь буря в стакане воды. Другим большим событием станет выставка в Музее Мунка в Осло (7 мая – 6 сентября), где объединят работы Ван Гога и Эдварда Мунка испытавшего сильнейшее влияние голландца иногда самым непосредственным образом, как в Звездном небе 1922 года. Фактура его живописи меняется. Как долго можно примирять эти противоречия. Чтобы сберечь силы, он старается держаться в стороне от других пациентов, накрепко запирается в своей комнате.

В знак благодарности он подарил пастору картину Розовые и красные герани на абсолютно черном фоне (Эта картина потеряна). разве я так бы писал. Ваза в пятью подсолнухами. Вернется ли к нему его мастерство. Земля была умыта дождем и вся в цвету.

Наконец в октябре Винсента вновь выпустили на свободу из его камеры. Он подчеркивает формы, пр идавая им драматизм, движение и ритм. Больного немедленно отвели назад в его комнату. письмо, цитированное в конце VII главы) (он полагал, что дольше не протянет, так как вовсе не собирался себя щадить), чтобы осуществить свои творческие замыслы, которые считал целью жизни.

Впрочем, к чему. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Позднее Ван Гог будет трудиться над образом жнеца, в котором он видит символ смерти. Я работаю как одержимый, – восклицает он.

Все у него не ладится, все ему не мило. вся земля жёлтая.

В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М. А), что, разумеется, тебя не удивит, – я пишу большие подсолнухи. Человек и художник» Н. А. Все его раздражает – жизнь в лечебнице и даже самый юг.

С утра до вечера он не выпускает кисти из рук. Все-таки ему будет нелегко покинуть эти края. 5 июля из письма невестки Иоханны (в семейном кругу ее называют Ио) Винсент узнал, что молодая чета ждет ребенка и, если родится мальчик (Ио в этом уверена), его назовут Винсент в честь дяди. Два-три раза в неделю Винсенту позволяют выходить. Этот диагноз ставится, если психически больной наносит самому себе калечащие повреждения.

Не знаю, где взять мужество и надежду. Винсент сразу же принял предложение. И вдруг неожиданная мысль мелькает в мозгу больного. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить.

Винсент прочел статью Орье с изумлением. По словам его брата Тео, последнее, что сказал Винсент – было: Печаль будет длиться вечно. На беду, закон 1838 года отменил инспектирование подобного рода заведений. – пишет он матери.

Одни большие подсолнухи – ничего больше. Но в этом олицетворении смерти нет ничего печального — все происходит на ярком свету, под солнцем, заливающим все своими лучами цвета червонного золота». Восход луны. Винсент намеревался всю эту осень писать только виноградники. Попытка самоубийства не удалась.

Не лучше ли разом покончить со всем и сдаться. он нуждается в длительном наблюдении в стенах лечебницы. Чем кормить всех этих монахинь (чтобы не раздражать Винсента, Пейрон дал ему понять, что он не полновластный хозяин в лечебнице), было бы куда лучше употребить деньги на помощь кому-нибудь из художников, например Писарро, о несчастьях которого ему написал Тео или Виньона, а те могли бы взять Винсента на пансион. Зачем. Винсент очень спокойно предъявил директору медицинское свидетельство, написанное доктором Юрпаром и внятно изложил Пейрону историю своей болезни.

Но правда и поиски правдивого изображения дороги мне настолько, что я – словом, я чувствую, чувствую, что предпочитаю в живописи тачать сапоги, чем быть музыкантом в цвете. Не сердитесь на меня. Винсент возмущен этими картинами – арльские дни миновали безвозвратно. За два дня до смерти он вышел на прогулку с материалами для рисования. Парк заглох и зарос сорняками. Он смог самостоятельно добраться до лечебницы и там скончался от потери крови. Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио.

Он будет бороться изо дня в день, чтобы отстоять свое искусство от безумия, которое являет собой отрицание этого искусства. Винсент очень страдает от отсутствия моделей. Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст. Эгоистично, но разумно. Дует мистраль. За зря.

долларов, оспаривается до сих пор). Из него художник выстрелил себе в грудь, но пуля прошла, не задев сердце. Этот натурщик приводит Винсента в восторг. Винсент начал понемногу выходить из тяжелого отупения, которым всегда сопровождались приступы болезни. Вот теперь урок, преподанный антверпенскими полотнами Рубенса, принесет свои плоды.

Справа – серая терраса, часть дома. Начиная с пребывания в Арле жёлтый цвет приобретает всё большее значение в картинах художника. Это можно назвать и стилизацией и очарованностью и открытиями., а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелён изнутри белым, везде солнечно.

– Я почти не помню, что я сделал, но я плохо обошелся с вами. Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». Самое дорогое, что есть у Винсента в Провансе, – это его друзья. Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39, 5 млн. С тяжелым сердцем возвращается он на север. Живописная поэтика и изобразительность в его «сеятелях» говорит о вполне самостоятельной идее того, что он изображал.

Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». На питании больных он всячески экономил. В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину "Жнец". Иногда в них звучит почти тот же молодой задор и сила убежденности, как в прежние нюэненские времена, — например, когда Ван Гог осуждает Эмиля Бернара за его стилизованное «Поклонение волхвов».

Только бы ему дали возможность взяться за кисть. Наконец с недовольным видом он складывает мольберт. Он делает копию с картины Делакруа Пиета, усиливая ее патетику, подчеркивая формы и придавая цвету всю полноту эмоциональной выразительности, – выброшенные вперед руки мученика Христа (у него есть некоторое портретное сходство с Винсентом) и руки молящей Девы их лики, равно склоненные и скорбные, словно взывают к милосердию и спасению. Одни большие подсолнухи – ничего больше. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни.

Куда труднее, – пишет ему Винсент, – попытаться отдать себе ясный отчет в несчастье. Под серно-жёлтым солнцем. Слишком многое роднит этот портрет с другими произведениями, написанными в этот же период. В других композициях (по мотиву Милле) жнец дан крупным планом: он шагает нагнувшись, усердно срезая серпом под корень спелые колосья. Он мечтает вернуться на север, в Париж или в Бретань, где работают Гоген и Эмиль Бернар.

Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. У Винсента, настороженно прислушивающегося к тому, что происходит в нем самом и лишь отчасти доверяющего обманчивому спокойствию своего состояния (я чувствую себя превосходно, твердит он в каждом письме к брату), этому затишью, чреватому бурей, намеренный разгул воображения в живописи вызвал бы только ужас и отвращение. Он чувствует в себе глухие предвестники нового катаклизма.

Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Безусловно, Ван Гог находился под сильным воздействием архетипа жёлтого цвета. Кажется, даже не улыбается (См. в которых нет ничего наблюденного – так воспринял эти работы Винсент. Уроки классики, полученные в Арле и в частности уроки Гогена, забыты и отвергнуты.

Смерть для него – подобна золоту урожая, в ней нет чёрного цвета. Других дел у них нет.

Тео действительно по-настоящему приобщился к природе., а дом должен был быть снаружи покрашен желтым, побелен изнутри белым, везде солнечно. Винсент работает все более увлеченно. Винсент собирался провести два-три дня в Париже, а потом уехать в Овер-сюр-Уаз. Тогда Винсент давал себе срок от шести до десяти лет (См. Он вдруг находит то, чего тщетно искал годами, достигает недоступных ему прежде высот.

Он пишет оливковые деревья, кипарисы. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». вся земля желтая. Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Закончив цикл оливковых деревьев, он хочет приняться за кипарисы и горы.

И нет того, кто благословляет твой труд: небо узенькое, резко отделенное: Солнца то ли еще нет, то ли уже нет. Только в первой половине апреля бред больного утих. Доктор Пейрон и принял Винсента, когда тот приехал в Сен-Поль.

В течение многих лет, с тех пор как он жил в Брюсселе, а может, еще и в Лондоне, Винсента преследует гравюра на дереве Гюстава Доре из серии Лондон – Прогулка заключенных (Серия гравюр Лондон Гюстава Доре вышла в Англии в 1872 году по Франции эта серия опубликована издательством Ашетт в 1876 год). Ни за что на свете он не хочет жить, как другие пациенты больницы. Как-то после полудня надзиратель Пуле зашел за Винсентом, чтобы вывести его на прогулку.

Наверно, это эгоистично, – признается он брату. Сеятель, таким образом, символизирует жизнь. Винсент сразу окрестил ее зверинцем. Я еще раз повторяю тебе это. Его цель – - окончить начатую здесь работу и уехать.

Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета» именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. Винсент работает. В начале ноября Винсент снова получил разрешение съездить в Арль. Мне вдруг почудилось, что за мной гонится толпа. Винсенту нужна свобода для творчества. Он почти не говорит, никогда не смеется.

Но ничто не изменилось. Это обещание ничуть не улыбается Винсенту. Но он вылечится. Это диагностировалось как маниакально-депрессивный психоз. Картина проникнута напряжением, которое выражает желтый цвет, напряжением, погружающимся в безумие духа.

Как много я мог бы еще написать. От процветавшего некогда санатория, при котором была даже своя молочная ферма, осталось одно воспоминание.

Одни большие подсолнухи – ничего больше. У Винсента были серьезные основания жаловаться на больничный стол. Поступай так, как если бы я не имел к этому никакого отношения, – пишет Винсент брату. Простите меня, – говорил он. В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину Жнец., а дом должен был быть снаружи покрашен желтым, побелен изнутри белым, везде солнечно.

Неумолимое обжигающее солнце вновь возникло в этот период творчества мастера в связи с давно интересовавшими его темами «Жатвы» и «Жнеца». Быть может, Винсент и не ошибался, считая работу лучшим громоотводом против болезни. Он писал: Заход солнца. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна. Доктор не уделял почти никакого внимания своим пациентам, да он, кстати сказать, мало смыслил в душевных болезнях и почти не лечил больных (единственное лечение, какое он назначил Винсенту, – два раза в неделю двухчасовые ванны).

Несколько кустов отцветших роз слева – часть парка – красная охра, – выжженный солнцем участок земли, усыпанный опавшей хвоей. Последний приступ абсолютно выбил его из колеи.

Оно не может развиваться в стороне от живых людей. Тео, как и за год до этого, собирается выставить произведения Винсента у Независимых (В Салоне Независимых 1889 года были выставлены Звездная ночь (написанная в Арле) и Ирисы). Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Он по-прежнему необычайно впечатлителен. В эти же дни Винсент получил от Тео последний номер Меркюр де Франс. Среди психических заболеваний существует одно именуемое синдромом Ван Гога.

Это очень, очень трудная штука. Во всяком случае летнее солнце.

Но довольно много работ утрачено. Очень многие подходили ко мне и просили передать тебе поздравления. Винсент, само собой, стремится к иной цели. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах. Попробую тебе объяснить, чего я этим добиваюсь и почему считаю полезным их копировать, – пишет он Тео.

Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый.

Несомненно, Трабю и его жена не видели в них никакой ценности). Он снова искал спасения в работе, еще более напряженной.

Мрачные мысли одолевают Винсента. Там Винсент обсудит вопрос о мебели с пастором Салем, а заодно захватит оставшиеся в Арле пять-шесть полотен, которые он не мог увезти сразу, так как к тому времени они еще не успели просохнуть.

Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. С каким трепетным напряжением изучает самого себя художник. Сможет ли он вновь взяться за работу. В дни, когда он выходит, его сопровождает Трабю или другой надзиратель, по имени Пуле. Ах, будь они у меня хоть изредка. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген.

С точки зрения анатомии старик на раннем рисунке изображен гораздо более «правильно», чем на картине: на картине кисти рук у него маловаты, нарушены пропорции торса по отношению к ногам, плечо как будто бы не на месте, — но эти неправильности и создают экспрессию. Весьма возможно, что, если бы не работа, душевные бури Винсента, которые отражали бури внешнего мира, так и остались бы просто хаосом. Ван Гог был заворожен темой сеятеля. Во всяком случае летнее солнце.

В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину Жнец. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.