Васнецов Птица Гамаюн
Купить картину или постер "Гамаюн птица вещая", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. В стихотворении Блок описывает птицу Гамаюн с картины Васнецова.
Гамаюн, птица вещая, Васнецов – описание картины
Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Именно вот таким образом охотников за птенцами Алконоста было немало. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Она стала известной почти с момента написания8.
Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены2:122, встали дыбом3, что создаёт «нахохленный» вид2:122. От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь и сливающееся с ней2:120 «тревожное» небо2:119.
Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями2:119105. Сидит существо на растущем из воды «диковинном»3 побеге или стволе2:120 имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими2:122 или пытается от чего-то отгородиться3 или они «смяты порывами бури»5.
Все изображение в целом означало жизнь и благополучие. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре1 как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»6. В глазах застыла тревога. Алконосту в славянском пантеоне покровительствовал бог Хорс. Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве.
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза.
В народной традиции этот праздник именуют Яблочным Спасом. В апокрифах и сказаниях Алконост упоминается и как птица светлой грусти и печали. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь.
У Алконоста есть и крылья, а в руке птицедева держит цветок. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. Конечно же, нет. Птица Алконост прилетает с началом праздника и приносит людям веру, надежду, любовь, орошая яблоки «живой» росой.
В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Рассмотрим внимательно это произведение. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение.
Алкиона признала в нем своего Кеика, взбежала на высокий утес и бросилась в пучину вод. И вода и небо окрашены в красные тона, то ли заката2:1215, то ли пожара5. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря» и тогда семь дней стоит безветренная погода. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.
Обязательными в этом образе являются корона на голове девы и наличие женской груди. Именно вот таким образом считается, что ни яблоки, ни блюда из них до Яблочного Спаса есть нельзя. На стволе расположилась птица. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
Что мы видим. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой. Основным преимуществом является красочный эффект картины.
Описание картины «Гамаюн, птица вещая»
В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Этот необычный облик привлекает внимание. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)2:120. Теперь влюбленные неразлучны и нежно любят друг друга. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа2:119. Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста.
Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке. Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом.
На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия2:119. Изображается с головой и руками юной, очень красивой девы и телом птицы. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью».
Рядом с деревом из воды растут стилизованные2:120 «призрачные» белые цветы3 и «условно намеченные травинки»2:120. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы.
Виктор Васнецов "Гамаюн, птица вещая"
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах. И вот изображение пусть не самой хоругви, но этого эскиза отыскать удалось. Взор очей устремлен вдаль. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. Только птица Сирин, напоминая о бренности мирского существования, прилетает до наступления праздника и смахивает с крыльев на плоды «мертвую» росу.
В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади. В 1894 году Елизавета приобрела в качестве рождественского подарка мужу написанного Васнецовым «Спаса Нерукотворного» (местонахождение этой работы неизвестно). Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Миф рассказывает о том, что, увидев сон о смерти Кеика, Алкиона вышла на море, на то самое место, где уговаривала своего супруга не отправляться в плавание и увидела плывущего по волнам мертвеца. Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица – посланник богов. По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»10. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси.
Существовало поверье, что, если поймать чудесную птицу, она исполнит любое желание. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»5. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически2:118-119. Хотя именно этот Васнецов — автор «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, — вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника. Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх. Но боги не дали девушке погибнуть и превратили ее в зимородка.
Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. Алконост попадается гораздо реже. Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Любого вкусившего яблоки в это время ждет болезнь или даже смерть, как наказание за нетерпеливость и жадность.
«Красный отсвет лежит и на части перьев существа»2:121.