Веласкес Марс

Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Попавшее в полутень и чуть «смазанное» лицо маленького Николасито, толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения и ещё более усиливает неподвижность приземистой фигуры мужеподобной карлицы Марии Барболы и уродливость её массивного лица. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок.

Художник буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». С 1622 года он возглавил правительство. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.

Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты (Венеры).

  1. Рассмотрите картину Диего Веласкеса «Марс»
  2. Диего Веласкес «Марс» (около 1640)
  3. Диего Веласкес — картины и биография
  4. Сочинение-описание картины Диего Родригеса де Сильвы Веласкеса «Марс, Бог войны»
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

и о наличии вакансии на это место. Хотя инквизиция подчинялась папе, на самом деле ею управляли испанские монархи. Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.

Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) русск.

Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант.

  • Указывать местоположение в твитах
  • Диего Родригес де Сильва и Веласкес
  • Описание картины Диего Родригеса де Сильвы Веласкеса «Марс, Бог войны»
  • Скачивание / покупка изображения

Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.

Рассмотрите картину 
Диего Веласкеса 
«Марс»

Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим.

Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке.

Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).

В картине «Вакх» ярко проявляется влияние Питера Пауля Рубенса, который в 1628 г. находился с дипломатической миссией при испанском дворе. Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. картину «Сдача Бреды», обратившись к событиям десятилетний давности из истории испанско-нидерландской войны.

Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Одна из этих картин, Пряхи или ткачихи ковров, есть в то же время старейшая картина из рабочей или фабричной жизни (Юсти) в мире. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром.

Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Каковы ваши личные впечатления об этом произведении.

По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»9.

Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.

Главным учеником Велескеса был его зять Хуан Баутиста Мартинес де Мазо (ум.

Сбежались боги. Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета». Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Самая замечательная картина из этой серии картин – "Марс" (1639-1642, Прадо, рис. 78). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.

На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Филипп III вступил в правление мировой сверхдержавой. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.

Его учителями были Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Короче говоря, в нем нет ничего божественного идеального или героического. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. До 1623 работал в Севилье. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.

1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. В целом цветовая гамма картины типична для работ Веласкеса этого периода.

В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.

«Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника. После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.

Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.

Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Своей особой философией дышит и природа произведения. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. В руках Марс держит копье, которое олицетворяет собой силу и мощь в управлении.

Ученик Миранды Матео Кередо (1635-1675), любивший изображать белокурых Магдалин и святых Дев в небесном блеске, представлен не только в Мадриде и Берлине, но и в Гааге. Им не зачитывали показания и не сообщали имена обвинителей. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник.

Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.

У Марса натруженные усталые руки, на ногах большие икры, на животе глубокие складки. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.

Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.

Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. В самом начале своего правления Фердинанд и Изабелла установили испанскую инквизицию.

Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Его изображение Филипа IV, выдающееся по соей объективности, целиком и полностью отвечает общепринятым требованиям конного портрета.

Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Сам художник написал в 163435гг.

Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес Диего, великий испанский художник. Художник специально выделил светотенью округлые контуры рядом стоящего кувшина и четко прорисовал изящность прозрачного сосуда, на дне которого заметен плод инжира, который не только придает воде особый вкус, но и является эротическим символом. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины».

В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу изображенную в сюжете основной картины.

С особенным искусством написано в легких тонах ее прекрасное тело. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.

На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.

По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. Здесь он изображен в полной достоинства спокойной и уверенной позе. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.

Марс – словно олицетворение природной красоты и естественности. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались.

В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Вот таким образом более правдоподобной представляется интерпретация, согласно которой Веласкесу моделью для картины служит сама инфанта в окружении придворной четы, а художник изображает на большом холсте тот же самый сюжет и тех же самых персонажей, что мы видим перед собой. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции.

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Хуан де Пареха родился в 1610 году в Севильи и был потомков мавров. «Боюсь, что управлять будут им. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Все три принадлежат музею Прадо.

Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании.

Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Впоследствии оно только увеличивалось.

Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Но здоровье Веласкеса было подорвано.

Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром.

Между художниками установились дружеские отношения.

Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».

Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами. В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»).

В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.

Заслуживает упоминания, прежде всего, Франсиско Коллантес (1599-1656), наряду с Мазо ставший собственно ландшафтным живописцем мадридской школы, при очень твердом рисунке, не выходивший за пределы внешнего, хотя и наполненного светом, серо-желтого общего тона, типичного для его картин в Прадо. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».

В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. – харчевня или трактир).

Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Очень интересен автопортрет Веласкеса, являющийся деталью картины. В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его картину «Продавец воды», созданную художником в возрасте двадцати лет.

Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.

Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. Изображения животных и сцены охоты заказаны Паулю де Фоссу и Питеру Снайдерсу. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители.

Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Ответить на этот вопрос непроста, так как в «Менинах», этом как будто бы групповом портрете, по существу, сопоставляются две совершенно разные концепции портретного искусства.

В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Из остальных учеников этого мастера здесь можно указать лишь на его бывшего невольника, мулата Хуана де Парейя (1600-1670), лучшая картина которого, Призвание Матфея в музее Прадо, довольно хороша, но значительно условнее всего, что создал Веласкес. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. С этого монарха в испанской историографии начинается век троих «Austrias menores» (заурядных Габсбургов), эпоха заката и потери Испанией господствующего положения в Европе. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.

Диего Веласкес «Марс» (около 1640) Холст, масло. Оно проявляется во многих его работах. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.

Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей.

Так же для этого замка была написана картина «Марс» и портреты придворных шутов и карликов. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.

Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.

Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Свет сосредоточивается на переднем плане. Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце».

Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Рассмотрите картину Диего Веласкеса «Марс». Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии.

С неё было сразу же сделано несколько копий. Гордо вскинув голову, с чувством собственного достоинства смотрит он на зрителя. В качестве приданного он передает молодоженам в пользование несколько домов в Севильи.

Гербы испанского королевства и провинций украшают свод зала, который был назван «Зал королевств». В последующие годы на него возлагаются обязанности казначея и инспектора, т. е. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным в Севилье.

Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Именно в его правление Испания потеряла свое былое величие. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV.

Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Следствием этой первой встречи с королём было получение Веласкесом приказа в октябре 1623 года переселиться на жительство в Мадрид.

Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. Паоло Веронезе. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг.

В 1617 получил звание мастера. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Так Аполлон Веласкеса выглядит обычным уличным повесой, несмотря на божественную атрибутику. В целом, картина очень эмоциональная, емкая и живая. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Но здоровье Веласкеса было подорвано.

Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. В 1650г. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.

Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.

Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок.

Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Длинные жандармские усы выглядят воинственно, но одновременно смешно. Именно в этот период создаются наиболее зрелые работы, глубокие по содержанию и эстетическому воздействию, среди них: «Семья Филипа IV известная позднее под названием «Менины».

Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Общение с Рубенсом оказало сильное влияние на Веласкеса. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.

При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии.

Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Поза Марса расслабленная, на лице усталость, загорелый торс контрастирует с белыми ногами.

Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина.

Бог вина и веселья Вакх изображен как друг и помощник бедняков. С неё было сразу же сделано несколько копий. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Тот без раздумий принял это предложение. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.

Паоло Веронезе. Рядом с ним противник- в полной достоинства позе, как и надлежит победителю. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей».

В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.

Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.

При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Впоследствии оно только увеличивалось. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение.

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). На картине изображены металлические доспехи соответствующие доспехам воинов времен автора. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу.

За время вторичного пребывания Веласкеса в Риме (1650) им были написаны только два превосходные портрета: выразительная полуфигура его раба и ученика мулата Хуана де Парейя, в Лонгфорд-Касл и всему миру известный поколенный портрет папы Иннокентия X, прислонившегося в спинке своего кресла, в галерее Дориа. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В 1618 году Веласкес женится на дочери своего учителя Франсиско Пачеко Хуане.

Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.

Согласны, Венчание Марии, убеждает, что Веласкес должен был знать картину Греко того же содержания в Толедо (капелла Сан Хосе), но он претворил ее в свое собственное произведение, сделав более утонченным язык форм и более горячим холодное созвучие трех красок: красной, синей и серой. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.

И почти невероятным. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.

Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите.

К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).

Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо.

Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Прав был его отец.

Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Их провенанс наиболее прозрачен, равно как и история нескольких шедевров, входящих в собрание Музея истории искусств в Вене, хранящего наследие австрийских родственников испанских королей, которые получали их в качестве подарков.

Из его известных учеников Антонио Переда (1599-1669) представлен в музее Прадо одним, довольно условно написанным, Ieponmom (1643), а Хуан Кареньо де Миранта (1614-1685) в своих простых, ясных портретах монархов в музее Прадо и в портрете Карла II в Берлине, очевидно, примыкал не только к Веласкесу, но и к Ван Дейку. Так, на портрете папы Иннокентия X, написанном в 1650 году, с необычайной достоверностью передана алая, переливающаяся ткань мантии. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Каждый образ на редкость красноречив.

Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии7.

(«Триумф Вакха»). В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Конная группа производит впечатление монументальности, что достигается изображением лошади в позе «песаде», той фигуры высшей школы верховой езды, когда она, оторвав передние копыто от земли, на короткое время застывает в воздухе. Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение.

Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.