Веласкеса Менины

Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»).

Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах".

В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».

Именно тихо. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс).

Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Но не это главное в полотне. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Ему 57 лет. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»

А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

  • Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  • Менины (картина, Веласкес, 1656)
  • Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  • Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.

Загадка заключается в другом. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

На это указывает отражение в зеркале. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

У Рембрандта, наоборот, он изображён настолько убедительно пластическими средствами, что вы словно слышите неумолкающую барабанную дробь и визг испуганной собаки. Не стал исключением и Диего Веласкес. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.

Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Но смотрит и художник. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Инфанта не глядя, с королевской небрежностью, протягивает руку к кувшину, демонстрируя воспитание, самоконтроль и осознание собственного величия, не свойственные её возрасту. Это Веласкес. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

По мнению критиков Снайдера и Кона зеркало необходимо художнику для отражения не королевской пары как таковой, а искусства самого Веласкеса, превосходящего реальность и имеющего большую значимость, чем несовершенная человеческая природа27. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Фигура карлицы. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

Можете представить, как высоко оценивал Веласкес свое ремесло, чтобы осмелиться поместить автопортрет на картине вместе с членами королевской семьи. В «Венере с зеркалом» (ок. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».

  1. «Менины» Веласкеса: картина о картине
  2. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  3. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. «Мы не зрители, мы участники действия»

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Но здесь возникают новые вопросы. Всё правильно. Разумеется, нет.

В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак.

Первые картины Веласкеса были написаны вжанре бодегонес. Вот таким образом нас не должна удивлять вольность художника изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. То есть король вступил в инцестуозные отношения. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Это ребёнок, лишённый детства. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

  • Укротительница Маргарита Назарова и тигр Пурш на палубе
  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
  • 10 вещей, которые происходят, когда вы после токсичных отношений встречаете хорошего парня
  • Если девушка перестала бороться за отношения, считайте, что она уже ушла
  • Не теряйте надежды: то, что должно быть вашим, придет к вам

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Можно без конца наблюдать это интереснейшее ветвление образа, переплетение условного и безусловного, гениальную игру ума и зрения.

Уже через 10 лет инфанта Маргарита Тереза станет императрицей, супругой Леопольда 1 императора Священной Римской империи, короля Чехии и Венгрии. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Но это спокойствие весьма обманчиво. И творчество побеждает.

  • 4 способа защиты от энергетического вампиризма
  • Когда ты девушка, которая берется «спасать» людей
  • 8 советов, которые помогли мне выстроить карьеру мечты

Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.

Высказывалось предположение, что эскиз может принадлежать кисти самого Веласкеса и был выполнен им для получения одобрения короля перед началом работы53. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин».

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Верхняя свободна, более воздушна и легка. Это привело к инцесту внутри семьи.

Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Здесь этот оксюморон вполне уместен.

За пределами холста или внутри него. Но, может быть, это «Менины». А с другой – сам бросает вызов богам.

В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».

Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.

Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Ей всего пять лет. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Центральным образом, главным героем картины, если можно так выразиться, является сама Живопись.

По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя.

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.

«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Итак, время действия – 1656 год. Не буду умножать и без того многочисленные вопросы, среди картин, висящих на дальней стене зала, одна как бы светится изнутри.

Она вызвала на состязание Афину. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Это сцены из жизни простых людей.

В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Но что он рисует. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв.

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Это сцены изжизни простых людей. А почему в мастерской находится инфанта. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях.

Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Но что он рисует.

И вот вырвалась наружу. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Тогда получается, что то, что мы видим перед собой – отражается в зеркале, а художник фиксирует это отражение у себя на холсте. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Так это их изображает Веласкес. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Инфанта, напротив, ярко освещена. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении.

Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.

Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская.

Противопоставление обширного мрачноватого помещения и маленькой нарядной девочки усиливают детали: огромная собака, большой холст на мольберте. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Тем не менее, живая, общительная девочка с роскошными светлыми волосами скоро стала всеобщей любимицей в королевском дворце Алкасар. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

Ему принадлежит замысел всей постановки и ему же принадлежит реализация замысла, что подчеркивает изнанка огромного холста, на котором рождается невидимая картина. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Скорее всего это портрет королевской четы.