Венеция Врубель
Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Для написания заказанных иконостасных образов — Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия — Врубель отправился в Венецию, где пробыл полгода. Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве.
Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом. Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции изучая живопись раннего Ренессанса.
Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя.
Угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал). величавый. Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался. «.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
продолжение.
И веруя вместе с ними в безусловный приоритет горнего над земным, Отцы восточнохристианской церкви не могли не признать логичности запрета на священные изображения грешной телесности. Как относимся, так и знаем.
- Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ АЛЬБОМ
- Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»
- Михаил Врубель в Киеве и Венеции
- Врубель, Михаил Александрович: биография
- Русский музей Дополненная реальность
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки.
Ан нет. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. Но когда происходит изображенный карнавал – в эпоху ли Возрождения или сейчас. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Это вот, эти копны сена. 1870-е годы. Кажется, вся красота раковины заключена именно в переливах цвета и пытаться воспроизвести эти переливы без помощи красок – безнадежное дело.
- Врубель Михаил Александрович («Венеция»)
- Сочинение по картине Врубеля Венеция
- Коллекция Государственного Русского музея
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Действительный студент» Михаил Врубель
Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса. Сделавшись учеником Чистякова, Врубель так изощрил и натренировал свой глаз, что различал грани не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. Оторопь берет. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Чуть разговорчивее он был с Лилей. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Перепад был слишком резким. Рождается ощущение первозданности. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В колорите картины – контрасты. Он тосковал.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Основные даты жизни и творчества Врубеля
На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых тёмно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия нежные белые розы. Свойство для Врубеля ценнейшее.
Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм.
Все ее костюмы и грим он придумывал сам – став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Зримый триумф духа над плотью. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог.
У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Столовался Врубель в скромной соседней траттории. В эти годы он вновь писал демонов. Демон низринут в ущелье среди скал. На уровне. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. И кто решится назвать некрасивым это вылепленное природой без лишнего изящества лицо, божественная женственность которого реально светится огнем живой души.
Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». Мамонтова. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Как было его сохранить. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер. Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Художник Л. Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал впоследствии, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. пришлись на период его болезни. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д. Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Круг жизни замыкался. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв.
Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
«Избирательное сродство» росло день ото дня. Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). Это один из его несомненных шедевров.
На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля.
публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Но с Папмелями распрощался вполне дружески. Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью. Конечно, у Врубеля было преимущество. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. Воздействие сильнейшее. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша.
Фрагментарная композиция напоминает внезапно остановленный кинокадр, центральное место в котором занимает черноокая красавица в богатом уборе. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Это один из его несомненных шедевров. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В нем поднимался богоборческий бунт.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Больно, горько до слез.
Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. С нынешней техникой дело нехитрое. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых.
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Подсвечник, графин, стакан.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников». Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. Рисовать Врубель начал рано. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Талантливый русский художник Михаил Врубель пытался показать своим зрителям не только всю красоту своей родной русской стороны, но и уделить внимание другим странам.
В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Предельная одухотворенность, запредельное одиночество. Испытывал, что называется, насущный интерес.
Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые наброски отцу, говорил что Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный. Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Из четырёх иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Сгубил город избыток илистых наносов.
Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Было за что ее боготворить. Но и не только это. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан.
Кирилле», «Св. У его апостолов были живые прототипы. Чистякова (курс не окончил). В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
(1906), необычайно выразительный. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
На том работа оборвалась, так как зрение стало отказывать художнику – он плохо видел, что делает его рука, путал цвета, брал не те карандаши, какие хотел. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Это один из самых старых праздников в мире. Да здравствует дружба чистяковцев.
На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Бенуа писал: Каждое утро.
Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Врубель писал картины на темы pyc. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Дальше было еще смешнее. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые.
Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала.
Брюсова. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Это стало его первой крупной монументальной работой. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. Репина занимался акварелью.
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». Участники интригуют друг друга – переглядываются, делают тайные знаки.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Но Врубель не считал его безнадежным. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников.
Собственные произведения Чистякова немногочисленны, большей частью незакончены и малоизвестны. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве.
Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.
Если честно, не очень. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Искусствовед Н. М. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Ну что. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В Академии он работал по двенадцать часов в день. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию. Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.
В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Да ведь до них несколько верст. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
Умел Врубель разговаривать с традицией. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Там произошло его последнее возвращение к жизни.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач).
Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. Достойное решение. Ее клиенты, городская мелкота разных профессий, шумные спорщики, являвшиеся каждый со своей газетой, художника из России привечали искренней почтительной лаской.
Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Эта большая акварель поразительна. Неординарная дама.
Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт. Врубель провел в Венеции около полугода. В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. По совету И. Е.
Бурлила портовая жизнь: сюда везли, отсюда развозили драгоценный константинопольский товар. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности.
В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ведь столько блестящих надежд. » Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время – он не любил откровенничать, – но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись.
Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Но как педагог он сыграл огромную роль.
Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п.
И поневоле опять призадумаешься о натуре несколько неожиданной по внешним параметрам избранницы гения. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Его тянуло на Украину. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма.
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Может быть, в закладе.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Безумно жаль утраты. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра.
Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Это один из его несомненных шедевров.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. И Врубель уже понимал, за счет чего.
Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. Каждый из них, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной живописной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает внутренней значительностью, сюжетно-образной, декоративно-стилистической завершенностью, досказанностью, противопоказанной иллюстрации. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. В Венецию Врубель поехал не один. Тут затоскуешь.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги. Род. мне было все это видеть. В 1900-е гг. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. сказок и опер Н. А. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге).
музей русского искусства, Киев). В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года.
Ничто, кажется, не мешало. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Она подлинно монументальна. Это произведение принесло художнику славу декадента. К началу следующего года он почти умирал. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа.
Художник Русской частной оперы С. И. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Вся меблировка два простых табурета и кровать.