Венера Джорджоне

За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.

Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила изданной в 1499 году. Венера Джорджоне — более невесомая, невинная. Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Спящая Венера, также известная как Дрезден Венера, является живописью итальянским владельцем эпохи Возрождения Джорджоне, с, это теперь общепринятое, пейзаж и небо, Тицианом, законченным после смерти Джорджоне в 1510, как Vasari, сначала отмеченный. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера».

Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Возрождение. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Документы из архива венецианского Дворца Дожей свидетельствуют, что он в 1507 году снова находился в Венеции и получил заказ написать картину для зала Совета Десяти.

Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий и в то же время, Венера Джорджоне – это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал.

  1. «Спящая Венера», Джорджоне — описание картины
  2. Спящая Венера (картина Джорджоне)
  3. Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
  4. Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне, Тициана и Веласкеса
  5. Венера Урбинская: любопытные и спорные факты о впечатляющем шедевре Тициана

Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. А теперь он уже мог это сделать.

Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные вежды и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.

В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Венеция.

И отвечал им взаимностью. С именем Джорджоне связывают ряд портретов.

82 x 73 см. У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.

Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Общееколичествопросмотровстраницы
  4. Женщины, позировавшие для картины
  5. Венера Урбинская как вдохновение для Эдуарда Мане и Франсиско Гойи
  6. Самое интересное в виде мозаики

Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Художнику удалось создать образ прекрасной женщины, образ обобщенный и вместе с тем удивительно живой, наполненный гармонией и поэзией. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.

Галерея Академии. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».

Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.

От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Не сохранилось ни одной подписной и датированной его работы, к тому же положение осложняет тот факт, что некоторые картины Джорджоне заканчивали после безвременной кончины художника его ученики, в том числе Тициан.

Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Нежный цвет пышных волос богини не контрастирует с природой, а становится её частью, находясь в единой цветовой гамме с земляным валом. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.

Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Пребывание под землей, в сырости и грязи, губительно подействовало на многие картины – на них появилась плесень, кое-где потрескался и вздулся красочный слой. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). И все это было в картине Джорджоне.

«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. По настоятельному требованию немецких музейщиков в 1942 году было принято решение эвакуировать сокровища Дрезденской галереи.

  1. – СПЯЩАЯ ВЕНЕРА КАРТИНА ДЖОРДЖОНЕ

Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке.

«Спящая Венера», 
Джорджоне — описание 
картины

Уже при жизни о нем ходили легенды. Италия.

Действительно, с именем художника связано много неясного. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Несмотря на свой светский характер искусство этого времени еще сохранило в себе остатки наивного благочестия и изображение обнаженного женского тела было очень редким.

Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.

Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.

Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Да и в искусстве шли разными дорогами. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Венера Джорджоне – вся тайна и поэзия художника, он вложил все чувства в создание этой картины.

В 1939 году началась Вторая мировая война. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Так или иначе, отношения между двумя художниками впоследствии были весьма прохладными, хотя каждый, несомненно, ценил талант другого. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.

К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.

В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио.

Друзьями они никогда не были. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы.

Каждый день уносила она сотни жизней. 1510, Дрезден, Картинная галерея). Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.

До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью Джорджоне очень близок Леонардо, который оказал на него огромное влияние. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.

Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Попала не в лучшем состоянии. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.

Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. В Записках Маркантонио Микиеля она упомянута как Обнаженная Венера с Купидоном, спящая на фоне пейзажа, находившаяся в 1525 году в доме Джироламо Марчелло Микиель добавляет, что фигура Купидона и пейзаж были написаны Тицианом.

Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Однако просвечивание картины рентгеном показало, что на подмалевке картины вместо пастуха была изображена вторая женщина, сидевшая на берегу, опустив ноги в воду.

Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Холст.

Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Сведения о Джорджоне очень скудны.

«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Об этом свидетельствует и легкая дымка, моделирующая лицо Юдифи и плавность очертаний ее фигуры и рисунок складок одеяния и невысокая стена, отделяющая первый план от далекой пейзажной панорамы с серебристо-голубой гладью озера. Больницы были переполнены.

Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения.

Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался».

Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.