Весна Боттичелли Анализ
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Таким образом, «Венера», находящаяся в пересечении этих встречных движений, едва касаясь наклоненной раковины, приобретает зыбкость и неустойчивость. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. но также и холод зимы. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Молитвенно закрывая глаза, Венера, чье имя обозначает «очарование, красота», словно соткана из водяной дымки и тумана, окружена мягкой ностальгической дымкой. Она не просто богиня любви и красоты. Исследователи предложили несколько толкований.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». И как поэтично показано превращение.
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- Описание картины «Весна (Примавера)»
Я просидела несколько дней перед знаменитой картиной "Примаве-ра". На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Как заметил один из авторов в своем описании картин С. Боттичелли, «где ни ступишь, там цветы алеют и с неба льется благодать». «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Она показана простой, тихой и скромной. Цвет олицетворяет движение. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Мы остановимся на многообразных составляющих пластического потенциала образов: на роли хореографического начала, которое было не исходным принципом, а ориентиром в формировании замысла и отразилось в графическом стиле художника на духовной атмосфере изображенных персонажей как важной грани актерского искусства, на которых движение-время- пространство — прерогативы прежде всего театра, а не живописи на чертах театральности и режиссуре композиционных решений картин наконец, на особенностях пластического стиля художника как обобщающей объединяющей субстанции.
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- Весна картина Сандро Боттичелли
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- История картины Боттичелли «Весна»
- Весна Ботичелли – математика и искусство
- 6 символов, зашифрованных в «Весне» Боттичелли
Можно констатировать, что в ходе анализа двух произведений С. Боттичелли отчетливо прослеживаются главные стилистические черты и своеобразие его манеры, а также раскрывается существование нескольких важных источников влияний, показаны закономерности их восприятия художником. Говорят, что полотно Весна Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия – описаниях древнеримского календаря праздников. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Венера. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает.
- Объясните на пальцах: «Весна» Боттичелли
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ «ВЕСНЫ» БОТТИЧЕЛЛИ
- ТАЙНЫ ЖИВОПИСИ – Сандро Боттичелли "Весна"
- Сочинение-описание картины Боттичелли «Весна»
- Самое интересное в виде мозаики
- Обо всем, что нравится женщинам
«Рождение Венеры» и «Весна» в этом контексте имеют для нас наибольшую ценность, поскольку художественная интуиция автора сформировалась в них в современную законченную пластическую систему имеющую громадные преимущества по сравнению с другой актуальной проблемой — научной пластической анатомией, разрабатываемой рядом флорентийских мастеров. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Ему близки текучие переходные настроения (раннее утро) в «Рождении Венеры» и «Весне», подвижность пейзажа, который наблюдается в натуре или вызывается к жизни в воображении, в воспоминании. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Каково же содержание картины. Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Таким образом, обращение к греко-римскому наследию объединяло разные виды искусства. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Она показана простой, тихой и скромной.
- Другие картины Сандро Боттичелли
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Словари и энциклопедии на Академике
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Всё изменила вечная весна. В 1982 году картина подверглась реставрации. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Жест заботливый, опекающий. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. На картине присутствует собственноручная надпись Боттичелли на греческом языке: Я, Сандро, написал эту картину в конце 1500 года, в тяжелое для Италии время, спустя половину срока, предсказанного в 11-й главе Откровения святого Иоанна, во второй чаше гнева из Апокалипсиса, когда сатане была дана власть над Землей на три с половиной года.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. И в складках одеяний и в изображении волос С. Боттичелли нужны те же самые движения. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. И, конечно, это породило особое искусство.
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
- Напишите отзыв о статье Весна (картина Боттичелли)
- Отрывок, характеризующий Весна (картина Боттичелли)
- Символизм сфинкса в Древнем Египте
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Картина висела над софой, называемой летуччо. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Ведь при преимущественной выразительности хореографического языка изобразительный аспект в танце занимает не менее важную роль, его визуальная «поэтичность» выросла из древних фресок и статуй, создав свой исключительно пластический творческий язык.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. И здесь художнику помогает не только линия, но и цвет. Эффект «статичной картинности» в нем довольно велик. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
- Профессиональный фотограф Прокудин-Горский (1863 — 1944)
- Профессиональный фотограф Энди Голдзуорти
- Путешествие по Франции с учетом времени года
- Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна
- Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна,
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Весна (картина Боттичелли) Информацию О
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Известна римская копия несохранившегося греческого оригинала (Сиена), ее повторение (Ватикан). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Сколь приятна для любования. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Такие подарки были в то время обычным явлением. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
По прошествии этого срока он будет скован и повержен. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. А фигура нимфы с картины «Рождение Венеры», словно застывшая в воздухе в парящей позе, как будто сошла с древнегреческой амфоры. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Так, образ трех граций, самый красивый эпизод на картине «Весна», олицетворявших красоту и женственную прелесть юности, напоминает античные барельефы, на которых действие развертывается в двухмерной фронтальной плоскости. Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». Весна. И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. Именно так было принято делать на свадьбах.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Философские версии связаны с неоплатонизмом. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Но, это неединственноеповторение в картине.
Она стала богиней в пышном одеянии. Сохраняя основную изобразительную иконографию Граций, С. Боттичелли накинул на своих героинь легкие хитоны (на римских копиях Грации обнажены). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Интересна внутренняя интонация этой работы. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. При этом различны наклоны фигур и голов.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Жест заботливый, опекающий. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Фигуры расположены волнообразно. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Фигуры расположены волнообразно.
Вместе с тем явно видимые погрешности с точки зрения анатомии (маленькие головы, слишком удлиненные пропорции фигур) оборачиваются у С. Боттичелли достоинствами, облекаясь в эстетику пластического художественного стиля. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже.
И, конечно, это породило особое искусство. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Здесь несколько более сухая, чем в «Рождении Венеры», линейная стилизация на основе той же S-образной ритмичности фигур, уже утратившая всякие смысловые ассоциации с темой воды и получившая осмысление в теме раннего цветения природы. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Он не позволяет взгляду зрителя опуститься в глубину картины, чтобы тот мог сосредоточиться на ее линейном ритме» (Данилова, 1975: 137). Заметный уклон в Античность можно наблюдать и на других фрагментах «Весны» и «Рождения Венеры». Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны.
Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). В 1537 она была перевезена в Кастелло. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
От его полета согнулись стволы деревьев. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. О дивная красота. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). Именно Флора изображена между супругами и Венерой. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
На самом деле это несколько противоречит истине. обе выполнены с грацией и выразительностью». И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. От его полета согнулись стволы деревьев. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли.
Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Композиционно полотно делится на три части. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. О том, как весной расцветает природа. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. авт. ).
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
4. валах-представлениях и переосмыслена в изобразительно-живописные образы. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Над богиней парит Амур. Венера представлена здесь прежде всего как добродетельная богиня супружеской любви именно вот таким образом ее внешний облик схож с обликом Мадонны.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. О том, как весной расцветает природа. Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Такие подарки были в то время обычным явлением. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Зефир и нимфа Хлорида. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Это – гимн и природе и человечеству. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Но давайте попробуем. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. В «Рождении Венеры» наблюдается восходящая ипостась движения.
Символична и раковина. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Таковы были мои размышления перед "Примаверой" Боттичелли, которую я впоследствии пыталась претворить в танец, названный мной "Танцем будущего"» (Дункан, Шнейдер, 1998: 102).
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Тем не менее сюжет картины имеет множество интерпретаций, самая популярная из которых говорит, что благодаря любви (Венера) жизнь человека движется от чувств (Зефир, Хлорида и Флора) через разум (три Хариты) к созерцанию (Меркурий). Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Одно из существенных изменений, наступивших после периода треченто (XIII в. ), состоит в усложнении интеллектуального начала мыслительных рефлексов в художественном творчестве. Весна, шествующая по зеленому лугу среди распустившихся деревьев, осыпанная цветами (специалисты насчитывают около 500 видов растений изображенных с ботанической достоверностью), любование лицами молодых героев — эти и другие изобразительные эффекты составляют тщательно разработанный зрительный ряд, рождают аллегорический образ ожившей природы.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности.
В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Картина висела над софой, называемой летуччо. По мысли С. Боттичелли иерархическая и временная последовательность персонажей уступает место их расположенности в некоем умопостигаемом синхронном пространстве в нем они равноправны и потому обеспечены многообразием и полнотой связей и взаимосвязей. Эта интересная картина, называется Клевета. вы можете запросить все в системе с коробкой.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Да и сам талант С. Боттичелли вряд ли бы проявился в иных исторических условиях.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане.
Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Ее преследует и пленяет сила Любви — и, оживленная Любовью, она рождает цветы под влиянием этой новой силы Хлорис превращается во Флору — Красоту, Великолепие. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Исследователи предложили несколько толкований.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости.
Вот таким образом ему так необходимо показать лица двух персонажей — Ветров (Зефиров), дующих из-за облаков и колышущих ткани, то обнажая фигуры, то развевая края одежд и разметывая волосы по воздуху. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. Вернулась она в Уффици в 1919.
Но это не единственное повторение в картине. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Ритм струящихся линий объединяет композицию в единое целое, создаёт утончённую цветовую гармонию. Движение и цвет на картинах С. Боттичелли не просто движение, это движение — вознесение, движение — парение. Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Зефиром. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Согласно трактату древнегреческого писателя и философа Сенеки «О благодеяниях», «Грации либо обнажены, когда желают показать, что в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства». Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Движение в картине устремлено справа – налево. Силуэты голов Граций в «Весне» напоминают классические образы античных камей. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Выше: что вы искали.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Что касается трех Граций, то справа стоит Пульчритудо или Красота, Великолепие, в центре — Каститас или Чистота, Целомудрие, а слева — Волюпта или Наслаждение, Блаженство. А с правого края художник изобразил и себя. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Такие подарки были в то время обычным явлением. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
При итальянских дворцах появились первые танцмейстеры, формировавшие культуру придворной среды (Доменико да Пьяченцо, Гульельмо Эбрео и др. ). Она стала богиней в пышном одеянии. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах.
1475, Уффици). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
А с правого края художник изобразил и себя. Итак, как видим именно пластика у С. Боттичелли развивает и движет действие. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. «У ботти-челлевского стиля, настолько он интимен, субъективен и религиозен, не могло быть преемников, а только подражатели» (Власов, 1995: 121). Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Каково же содержание картины. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Это движение имеет две ипостаси: восходящую и круговую.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Каково же содержание картины. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Это боттичеллевское растянутое время, когда сама изображенная тема («Рождение Венеры из морской пены», наступление Весны) оказывает свое воздействие на сам жанр, на его повествовательные структуры.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств.
Композиционно полотно делится на три части. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь.
Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры.
Сколь прекрасна для созерцания. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Картина висела над софой, называемой летуччо. Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Движение в картине устремлено справа налево. Другие персонажи на картине развивают движение «Венеры» и способствуют ему. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Но он не воспроизводил их в тех же точно сочетаниях, какие давала природа и действительность. — Прим. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов.
Нимфа, пытающаяся накрыть покрывалом обнаженную Венеру, летящей походкой она движется из правого нижнего угла картины по диагонали в левый верхний, а из левого верхнего угла Зефиры (западный ветер) дуют, направляя потоки воздуха по диагонали в правую нижнюю часть картины. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Цветоощущение для С. Боттичелли есть наряду с линией средство пластической образности.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Месяц считался концом весны и началом лета.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. (ок. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Так, плавная поступь Венеры на картине «Весна» заставляет вспомнить образы Ники Самофракийской, спускающейся с небес.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. 5. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Картину «Весна» Боттичелли заказал Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка своему 17-летнему племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Наказание Корея, Дафана и Авирона также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она не просто богиня любви и красоты.
Изящные грации являются воплощением женских добродетелей – Целомудрия, Красоты и Наслаждения. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Философские версии связаны с неоплатонизмом. От его полета согнулись стволы деревьев.
Само композиционное расположение, повороты фигур (центральная Грация, обнимая две другие, обращена спиной к зрителю) как будто скопированы с античных движений. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). говое (Грации), устремленное вперед (Венера, Весна) и порывистое (Зефиры). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла.
1. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис из их союза возникает Флора затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию.
И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. На самом деле это несколько противоречит истине. Если в «Весне» присутствуют стилизация, декоративность, влюбленность в детали, то в «Рождении Венеры» — любование ландшафтом, широта взгляда как форма отношения к миру. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Кажется неподвижным море в «Рождении Венеры» иллюстративно решен и пейзаж в «Весне». Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. В то же время понятие «пластика» применительно к творчеству С. Боттичелли явно ассоциируется с театральной пластикой и в первую очередь танцевальной, которая в исследованиях вообще выносится за скобки анализа или полностью игнорируется. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры.