Весна Сандро Боттичелли Описание
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. От его полета согнулись стволы деревьев. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Зефир и нимфа Хлорида. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли.
- Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- Описание картины «Весна (Примавера)»
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). В 1815-м она попала в галерею Уффици. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
- Весна картина Сандро Боттичелли
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- История картины Боттичелли «Весна»
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- 6 символов, зашифрованных в «Весне» Боттичелли
- Весна Ботичелли – математика и искусство
Сандро Боттичелли. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Фигуры расположены волнообразно.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
- Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
- Обо всем, что нравится женщинам
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Такие подарки были в то время обычным явлением. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
- Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Весна (картина Боттичелли) Информацию О
- Дизайн интерьера и производство натяжных потолков
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Такие подарки были в то время обычным явлением. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Венера. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия.
Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации.
Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Возрождение. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. А с правого края художник изобразил и себя. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Композиционно полотно делится на три части.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Но это не единственное повторение в картине. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. 1.
Но, это неединственноеповторение в картине. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Но давайте попробуем. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Последний в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от всех прелестей земной жизни. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. 4. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Жест заботливый, опекающий. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Выше: что вы искали. Зефиром. Такие подарки были в то время обычным явлением. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Весна. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Картина висела над софой, называемой летуччо.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. О том, как весной расцветает природа.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Вернулась она в Уффици в 1919. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. Она не просто богиня любви и красоты. Месяц считался концом весны и началом лета.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто и на картину не обратили внимания. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Умер Боттичелли в безвестности. Она показана простой, тихой и скромной. авт. ). Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному. вы можете запросить все в системе с коробкой. / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов. » / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. — Прим.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Флоренция. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Италия.
Исследователи предложили несколько толкований. Каково же содержание картины. И, конечно, это породило особое искусство.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В 1982 году картина подверглась реставрации. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. От его полета согнулись стволы деревьев. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Движение в картине устремлено справа – налево. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». 5. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. 203 x 314 см. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Над богиней парит Амур.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. О дивная красота. Это – гимн и природе и человечеству.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Такие подарки были в то время обычным явлением1. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Всё изменила вечная весна. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. На самом деле это несколько противоречит истине.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Дерево, темпера.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Движение в картине устремлено справа налево. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Сколь прекрасна для созерцания. И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. И как поэтично показано превращение. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Галерея Уффици. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Она стала богиней в пышном одеянии. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Меркурий (слева) нарциссически красив. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Сколь приятна для любования. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Такие подарки были в то время обычным явлением. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Именно так было принято делать на свадьбах.
На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А май считался не только концом весны, но и началом лета. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.