Весна Сандро Боттичелли Описание Картины
Картина Сандро Боттичелли Весна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
От его полета согнулись стволы деревьев. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Это – гимн и природе и человечеству. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Описание картины «Весна (Примавера)»
Месяц считался концом весны и началом лета. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. Меркурий (слева) нарциссически красив. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Выше: что вы искали.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Весна картина Сандро Боттичелли
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного.
История картины Боттичелли «Весна»
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. О том, как весной расцветает природа. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
От его полета согнулись стволы деревьев. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Композиция двухфигурная. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Так исследователи опознали в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. 203 x 314 см.
Другие картины Сандро Боттичелли
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Такие подарки были в то время обычным явлением. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но и каждую деталь. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Сандро Боттичелли. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
Италия. Фигуры расположены волнообразно. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Но это не единственное повторение в картине. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
На самом деле это несколько противоречит истине. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Она не просто богиня любви и красоты. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Возрождение. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине
И как поэтично показано превращение. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Именно так было принято делать на свадьбах. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Движение в картине устремлено справа налево. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
И, конечно, это породило особое искусство. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В одном только венке на голове Флоры, а также в ее ожерелье изображены васильки, маргаритки, чемерица, ландыши, незабудки, листья мирта, барвинки, цветы граната, мак, лютики, цветы и ягоды земляники, фиалка. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Весна (картина Боттичелли) Информацию О
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Всё изменила вечная весна. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Такие подарки были в то время обычным явлением. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Вот сегодня, в пятницу, в этот час, он всегда ее догоняет здесь, в другие дни – в другом месте. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
- Картина Весна, Сандро Боттичелли
- «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
- История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
- Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
- «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
- Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
- Картина Весна Сандро Боттичелли
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Изображая в своей композиции различные сорта растений, художник был предельно точен. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. обе выполнены с грацией и выразительностью». Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
- «Весна» Сандро Боттичелли: стилизованная съемка
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Галерея Уффици. Жест заботливый, опекающий. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). И так каждый день, в одно и то же время. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Каково же содержание картины.
- Обо всем, что нравится женщинам
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
- «Гимн живому человеческому влечению»
- Профессиональный фотограф Наум Грановский
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. А с правого края художник изобразил и себя.
Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Исследователи предложили несколько толкований.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Картина висела над софой, называемой летуччо. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Голова богини, немного склоненная вправо, покрыта тончайшим газовым покрывалом. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Но, это неединственноеповторение в картине.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Движение в картине устремлено справа – налево. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Умер Боттичелли в безвестности.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Сколь приятна для любования. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Композиционно полотно делится на три части. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Ее лицо выражает грусть, скромность и застенчивость.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Но давайте попробуем. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Картина висела над софой, называемой летуччо. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Зефиром. Она показана простой, тихой и скромной. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Флоренция.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Над богиней парит Амур.
Дерево, темпера. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Она стала богиней в пышном одеянии. Она стоит в платье, сшитом из тончайшей ткани золотыми нитями. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.