Виктор Мусатов Борисов Весна
Описание картины виктора борисова-мусатова «весна»
Умиротворенностью, светлой радостью окрашена еще одна картина Милиоти — «Мадонна» решенная в золотисто-розовом колорите. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. В экспозиции участвовали восемь из двенадцати на тот момент членов группы: Арапов, Кнабе, Кузнецов, Сапунов, Сарьян, Судейкин, Уткин, Феофилактов. Экспозиция группы в Саратове оказалась скромной репетицией полного блеска появления «кузнецовцев» на XII выставке МТХ (март 1905). Пол затянут синим сукном.
Экспозицию составили работы сильных «голуборозовцев»: Арапова, Бромирского, Дриттенпрейса, Кнабе, Крымова, Матвеева, Сапунова, Судейкина, Уткина, Фонвизина. Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Деревья, как маленькие дети, радостно простирали свои ветви друг к другу.
Появление «мусатовской девушки»
Сильное влияние педагога отмечалось критикой и в живописи Кузнецова. Шелковистый блеск травинок на свету. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Борисова-Мусатова и экспонентов «Голубой розы» связывала прежде всего принадлежность одному направлению в искусстве — символизму и одной alma mater — Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а также то, что он был наставником для своих саратовских земляков Павла Кузнецова, Петра Уткина, Александра Матвеева, составлявших ядро «Голубой розы».
И слава действительно пришла к художнику. Они верили, что символизм способен изменить мир, превратить его в царство света и добра. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Где и когда все это было.
Борисов мусатов картины с названиями
Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. В это время четыре пейзажа и портрет Крымова, два этюда Уткина и две работы Дриттенпрейса участвовали в грандиозном проекте Владимира Издебского — передвижном 1-м Международном салоне (Одесса — Киев — Петербург — Рига), по возможности полно представившем все направления в национальном и европейском искусстве. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ.
Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. Но роль природы в его произведениях очень велика. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Энергичный Кузнецов, как мог, протестовал против рутинных порядков и засилья «натурализма» в преподавании.
- Весна (картина Борисова-Мусатова)
- "Весна" – картина Борисова-Мусатова
- описание картины Весна, Виктор Борисов Мусатов
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
- Виктор Эльпидифорович Борисов Мусатов 1870 -1905 Весна
Тугендхольд писал: «Мусатова привлекали не девочки на фоне яблонь, но и девочки и яблони, одинаково ставшие майскими цветами, красочными арабесками, весенними пятнами. Стоял май в разгаре, белымбело цвели сады. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.
Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Цветы мирно качали перистыми головками своими и любовались друг другом. Все меня захватит, вероятно, в другой форме.
Летние облака принимают фантастические формы. Проходят их первые персональные выставки. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. По-прежнему отлично был представлен высоко чтимый всеми Борисов-Мусатов («Изумрудное ожерелье», «Реквием», «Автопортрет с сестрой», портрет Надежды Станюкович и другие).
- Символист Виктор Борисов-Мусатов
- Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Весна»
- Русский музей Дополненная реальность
- Картина Борисова-Мусатова: Весна
110 лет назад, весной 1907 года, в мире русского искусства произошли два важных события: в Москве почти одновременно открылись посмертная выставка работ Виктора Борисова-Мусатова (1870–1905) и экспозиция его последователей «Голубая роза». Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В. В. На фоне зеленого лужка красное пятнышко мяча. Артур Фонвизин заведует студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове.
Могли бы писать хорошо, да не хотят. В полотне «Рождение Венеры» он дает новую иконографию знаменитой легенды, соединив свойственную неоклассикам тягу к скульптурности формы и любимый им мотив «цветных дождей» (Сергей Маковский). Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников.
- Борисов-Мусатов: биография и картины художника
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905)
- описание картины «Весна», Виктор Борисов Мусатов
- Виктор Борисов-Мусатов, Весна, 1901
- Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
- Словари и энциклопедии на Академике
- Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Так назывался незадолго до этого вышедший сборник Валерия Брюсова, редактора журнала «Весы», враждебного «Золотому руну». Я писал его с точки зрения мыши. Другие члены содружества знали о Мусатове не только из восторженных рассказов друзей-саратовцев, но и по его картинам на выставках возглавляемого им Московского товарищества художников (МТХ).
Из них лучший, конечно, Судейкин». В этот период он написал пейзажи «На балконе. Те же куклы ХVIII века. Позже художественная молодежь будет выбирать для своих выставок эпатирующие буржуазию и мещанство названия-девизы: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Трамвай В». Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение.
В 1897 году Кузнецов и Уткин поступили в МУЖВЗ. Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. Старики — Серов, Малявин, Сомов, — дали превосходные вещи.
- Напишите отзыв о статье Весна (картина Борисова-Мусатова)
- Отрывок, характеризующий Весна (картина Борисова-Мусатова)
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 — 1905)
- Картины художника Борисова-Мусатова
- Описание Картины Весна Борисов Мусатов
Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек, тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени. Часть из них (Крымов, Кузнецов, Матвеев, Уткин, Фонвизин, Сарьян) преподают в художественных учебных заведениях. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим». Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение.
Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. Задумчивый мотив звучит в природе. В их дни, в первые годы ХХ столетия, формировалась новая генерация литераторов и философов символизма, Валерий Брюсов в печати и на лекциях излагал взгляды символистов на задачи искусства и художников, в театрах ставилась символистская драматургия, публика зачитывалась произведениями Мориса Метерлинка, даже учащиеся МУЖВЗ своими силами поставили в 1902 году его пьесу «Там, внутри», а Кузнецов и Сапунов оформили ее. Декадентство запрещает». Виктор старался передать яркий на солнце белый тон ограды, сизоватые тени на траве. У ребенка начал расти горб. Выступление «кузнецовцев» инспирировало публикацию Бориса Липкина «Эмоционализм в живописи» («Искусство»).
Сам Коровин, бросая взгляд на прошлое, назовет среди лучших воспитанников мастерской Сапунова и Судейкина, а также Крымова и Кузнецова. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. – Человек носит свое счастье в себе самом. Тщательно отобранные 65 картин и рисунков достойно представляли мастера.
О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Это целое новое миросозерцание в живописи». Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. В 1920-х «голуборозовцы» интенсивно трудятся, ездят в командировки на стройки и в колхозы, переживают новый расцвет своего творчества и, благодаря большим тематическим и юбилейным выставкам, печатным изданиям, о художниках и их творчестве узнает страна. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Мусатов вообще художник очень неровный, однако надо думать, что ошибки его происходят от его вечных упорных исканий, которые не всегда удачно воплощаются в его творчестве.
Они сопровождали его в работе на этюдах, обсуждали возникавшие живописные задачи и способы их решения, вместе с ним писали на пленэре обнаженных мальчиков. «Кузнецовцы» учились и взрослели в годы, когда атмосфера интеллектуальной Москвы была густо пропитана идеями символизма. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. В известной статье «Ненужная правда» (Мир искусства.
Слывший в начале века «московским Бердслеем», к концу 1900-х Феофилактов закончил свои графические упражнения в полудекадентстве. Часть членов кружка (Кузнецов, Сапунов, Сарьян, Судейкин, Уткин), окончив «общие» классы, прошла затем чрезвычайно полезное обучение в портретно-жанровой мастерской Серова и Коровина. В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Вернувшиеся из армии Павел Кузнецов и Петр Бромирский входят в художественную секцию Московского совета солдатских депутатов.
Известно, что Серов укорял Сапунова в том, что он пишет «под Коровина». Выставка вызвала массу противоположных отзывов. Когда родился Виктор – счастью не было предела.
но они остаются. На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Здравствует искусство. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом.
Сочетание чистых и светлых красок, тонкая ритмическая организованность и музыкальная завершенность образа создают настроение тихой, немного грустной праздничности. была твоим свадебным подарком». Зато, когда задачи эти удачно разрешены, он сразу делается крайне любопытен и значителен достаточно взглянуть на его «Гобелен» или портрет пожилой дамы в платье 50-х годов, чтобы сразу быть заинтересованным и ждать от художника много интересного в будущем». Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева.
Бессюжетные, полные тишины и гармонии, они через музыку ритмичных линий и колористических решений передавали общение душ, переживания меланхоличных, замкнутых героинь «ушедшего времени» — усадебных «тургеневских» женщин и девушек. Музыку в «новом» вкусе исполняли Александр Гольденвейзер и Михаил Букиник выступал Константин Бальмонт стихи Эдгара По под соответствующую моменту музыку читала актриса Московского Художественного театра Антонина Адурская украшавшие стены зала картины Уткина и особенно «гобелены» Кузнецова были важной частью эмоциональной среды концерта.
Картины Кузнецова вызвали переутонченные переживания Николая Тароватого («Золотое руно»): «Сновидения в лазури бледно-синих и матово-спокойных тонов, дрожащие неземные силуэты, прозрачные стебли мистических цветов, овеянных утренними зорями, — на всем дымка несказанного, постигаемого лишь смутным предчувствием». В годы учебы многие будущие «голуборозовцы» находились под сильным обаянием кисти Коровина. Крымов является членом Общества московских художников (1927–1932). Кроме того, были приглашены новые экспоненты — Арапов, Судейкин, Уткин и Матвеев (вне каталога). Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца».
Вместе с бывшими коллегами по «Миру искусства» «голуборозовцы» организуют художественное объединение «Четыре искусства» (1925–1931), участниками которого были Кузнецов (председатель), Мат веев, Сарьян, Уткин, Феофилактов. Следует отметить, что экспонаты выставки отражали многоликость символизма с его интересом к бессознательному, жизни души, мотивам сна и сказкам как «зазеркалью» реальности, экзотике, ретроспективным мотивам. Иначе оценил выставку в письме другу предпочитавший не входить ни в какие художественные «партии» Михаил Нестеров: «Выставка Дягилева была из рук вон хороша. Перед картинами — горшки с гиацинтами, при входе — лавровые деревья».
У времени и у них одно общее – вечность. Он был их ориентиром в искусстве, они почитали его своим кумиром. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. Декоративность композиции и приглушенность колорита придают полотну некоторое сходство с гобеленом. В лекции «Ключи тайн» (1903), прочитанной им в Историческом музее в Москве и опубликованной в журнале «Весы» (1904. Кузнецов становится организатором и художественным редактором журнала «Путь освобождения», к работе в котором привлекает Крымова и Арапова участвует в оформлении Москвы к революционным праздникам.
За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Судя по языку, автору очень хотелось быть на уровне «оригинала». Вскоре бойкий и общительный Кузнецов знакомится с живописцем Константином Коровиным. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема.
Это был первый выставочный проект будущего редактора журнала «Аполлон». Сады Виктора Борисова-Мусатова – это сны божества, погружающие зрителя в некое вневременное состояние с его нескончаемой сменой мелодий и видений. Наивность и «щекотливость» этой идеи для престижа национального искусства сразу ощутили бывшие мирискусники, приглашенные Рябушинским.
Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П. П. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Василенко, знавший художника и вдохновлявшийся тонкой мелодичностью его картин, называл их красочными музыкальными поэмами. Между тем издатель «Золотого руна» не отказался от идеи совместной франко-русской выставки и 5 апреля 1908 года был открыт первый Салон «Золотого руна» (283 картины и 3 скульптуры) с сильным преобладанием французской части как по количеству, так и по качеству.
Пока не пошел снег. Чувствуется аромат сирени. Кроме того, Дягилев по казал произведения пяти «молодых», поразивших Москву на XII выставке МТХ: Кузнецова, братьев Милиоти, Сапунова и Феофилактова. Следует отметить, что из 16 участников «Голубой розы» только трое — Николай Милиоти, Сергей Судейкин и Николай Рябушинский — оказались в эмиграции. Произведения просто завораживают своей красотой. Среди девяти работ Павла Кузнецова были безусловные шедевры его раннего творчества — выдержанные в нежной светлой тональности «Утро (Рождение)» и «Голубой фонтан», в равной мере навеянные реальностью и снами подсознания, по замечанию Дмитрия Сарабьянова, ставшие «выражением предчувствия и пробуждения памяти, томления и истомы». И я хочу, чтобы слава этой картины.
Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Константин Коровин высоко ценил своего бывшего ученика. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера. Работы Бромирского, Крымова, Кузнецова, Матвеева, Милиоти, Сарьяна, Уткина, Феофилактова, Фонвизина были интересны, но экспозиция не вызвала особого ажиотажа и сочувствия у хладнокровной столичной публики. Вписываются в эту гармонию нежные фиолетово-розовые оттенки платья стоящей девушки, "розоватые и желтоватые отблески, создающие впечатление вибрации воды".
«Художник всегда одинок – если это художник». В основе символизма лежала идея «двоемирия». Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. На белые платья девочек легли отсветы розоватые у Лены и легкие голубые у Нины.
Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Летом, во время каникул, начинающие художники получали через него новости о парижском искусстве, узнавали о блестящих выставках, о борьбе направлений в живописи и литературе, о близких Мусатову художниках-«набидах», о символизме и импрессионизме. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением.
Кузнецов и Уткин живо откликнулись в январе 1904 года на намерение устроить в Саратове «Вечер нового искусства», который был попыткой воплощения идеи синтеза искусств. В той же стилистике им аттестованы произведения Василия Милиоти и его брата Николая.
Солнце играло своими лучами по яркой зелени травы, мягкой, как шерсть ягненка, как бархат. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. Начиная с полотна «Автопортрет с сестрой», все самые значительные, принципиально важные для творчества Мусатова произведения, в которых он решал новые для национальной живописи проблемы декоративного синтеза, — «Гобелен», «Призраки» и другие — экспонировались в Моск ве. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок».
Абрам Эфрос остроумно заметил: путь Кузнецова на Восток лежал через Париж. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. No 1), он утверждал, что не копирование видимого, а «мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции» позволяют постичь мировые явления: «Искусство только там, где дерзновенье за грань, где порыванье за пределы познаваемого в жажде зачерпнуть хоть каплю стихии чуждой, запредельной.
Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. Призраки полны скорби и печали. Композитор С. Н. 1910-е были временем высшего расцвета таланта большинства участников выставки «Голубая роза». Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Центральный образ картины, прототипом которого послужила Н. Ю. Станюкович, близкий друг художника, является как бы средоточием композиции, указывающим путь от покоя к движению.
Он был окружен любовью, заботой и лаской. Экспозиция, благодаря стараниям Дягилева и Бакста, отличалась великолепием и изяществом. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.
Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Сумерки начинают сгущаться. В следующем году произведения «голуборозовцев» были показаны в Петербурге на устроенной Сергеем Маковским и Александром Гаушем выставке «Венок», где символистов объединили с художниками раннего авангарда. «Голубая роза» предшествовала рождению отечественного авангарда и ее название, отвечавшее духу эпохи символизма, отражало свойственный участникам выставки мечтательный характер творчества.
Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже. До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. К началу 1910-х престиж Сапунова и Судейкина как театральных художников был столь высок, что Александр Бенуа в январском письме 1911 года Дягилеву, отказываясь от постановки своего детища — балета «Петрушка» — в программе очередного Русского балетного сезона, видел себе замену лишь в их лице. Художников русских много — Бенуа, Сомов, Судейкин.
Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». Иными по эмоциональному строю были произведения Судейкина, часто пародирующего приемы лубка и «красоты» провинциальных ковриков, — они пронизаны веселой иронией. Три молодых саратовца познакомились с Борисовым-Мусатовым еще в середине 1890-х.
Это и есть подход к миру – декоративный». Лучи солнца, как паутины, пересекали бесконечно эти пространства. Из русских художников участвовали поддержавшие идею Рябушинского Кузнецов и Сарьян, сам Рябушинский, к которым присоединились «беглецы» Кнабе, Матвеев и Уткин, участники выставки «Венок-Стефанос».
В один из таких узоров, звонко смеясь, вбежала сестра Лена, ловя красный мяч, брошенный ее подружкой. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. Утонченные по качеству живописи, отмеченные изяществом наложения мазков, трепетностью фактуры интеллигентно интерпретирующие взятые мотивы, глубоко духовные, эти картины были не просто предметом «земляческой» гордости Кузнецова и саратовцев, но являлись символом новых тенденций в живописи, путеводными звездами в искусстве и замечательной «школой» для членов кружка.
Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. Старинные одеяния женщин в картинах Мусатова вовсе не дань поклонения прошлому. Петербургская экспозиция «Мира искусства» послужила прелюдией грандиозной выставки «200 лет русского искусства», устроенной Дягилевым в том же году в парижском Осеннем салоне.
На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Коновалова. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье». Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. Художник полон новых творческих планов, радуется рождению дочери Мариамны, общению с друзьями и учениками.
Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Николай Милиоти с начала века часто обращался к образам античных мифов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Одно умение срисовывать то, что кругом, ни в коем случае не делает художником».
Как всегда у Дягилева, экспозиция отличалась логичностью и утонченным вкусом. Ему захотелось сопоставить не совпадающие «стадиально» в своем развитии специфически русские, порожденные своеобразием истории, художественной и социальной жизни страны творчество «мирискусников», символистские поиски «голуборозовцев» и новейшие достижения французского авангарда в канун появления кубизма.
Они купались в пространстве, как золотые рыбки в аквариуме». И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник. В его полотнах появились герои античной мифологии и изображения пустынных ландшафтов, своей странностью, отрешенностью близких метафизической живописи. Но одна из его шалостей закончилась большой бедой: в три года заигравшийся мальчик упал с каменной скамьи и ушиб позвоночник.
Но его работы приходились по вкусу не всем. Он был для них Солнцем. 1902.
«Кузнецовцы» дружно взялись за обучение всему тому, что умели сами, младшего Милиоти и Феофилактова имевших только «домашнее» художественное образование, сплоченной группой выступали на ученических выставках МУЖВЗ, где их начала замечать критика. 1917-й, год двух русских революций изменил жизнь многих «голуборозовцев», ранее сосредоточенную только на творчестве. В конце1907 года экспоненты «Голубой розы» столкнулись с проблемой, поколебавшей былое единство группы. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». Ведь после начнется другая жизнь. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе.
Майские цветы (1894) Полное задора и весенней свежести полотно. Старший из братьев, за время учебы не раз бравший отпуска по болезни и исчезавший в Париж, посещавший там академии Джеймса Уистлера и Родольфа Жюльена, был для кружка как связующим звеном со «столицей мира», так и источником культурных новостей. «Цветущий сад, обширный, как мир, где все молодо, зелено.
И даже просветы меж ветвей ее узорны. Грустная тишина. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904). Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно.
Работы представили не только участники «Алой розы» (Кузнецов, Сапунов, Сарьян, Судейкин, Уткин), но и Василий и Николай Милиоти, Александр Матвеев, а также вновь приобщившиеся к кружку ученик-архитектор МУЖВЗ Николай Крымов и лепщик с завода «Абрамцево» Петр Бромирский. Вместе с тем отсутствовали Арапов, Кнабе, Феофилактов. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». В творческом наследии Виктора Эпильдифоровича Борисова-Мусатова пейзажей немного.
Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Вскоре от совместной выставки с французами отказалась и часть экспонентов «Голубой розы», в декабре того же года устроившая сепаратную выставку под символичным имевшим оттенок конфронтации названием «Венок-Стефанос».
В Училище же, казалось, ничто не изменилось со времени, когда его покинул Мусатов. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Право, отличную выставку устроил Дягилев. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. Отсутствие пространственной глубины, декоративность цветового построения придают полотну сходство с гобеленом. В качестве помощников он взял с собой в «столицу мира» Кузнецова и Судейкина.
Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ. )Художник. Родился в Саратове. Весенний цветущий сад.