Водкин Купание Красного Коня
Петрова-водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины. Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ». «купание красного коня» — известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров.
Знаменитая картина К. Петрова-Водкина Купание красного коня (1912) – многозначное произведение, одно из самых спорных. В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.
История одного шедевра: «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Акогда началась революция, то говорили, что она была предугадана мной». Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Но всамой атмосфере этого новоселья чувствуется что-то маскарадное. Жалкие клоповники-деревни зацветут садами илюбовью ктруду свободному. Купание красного коня стало кульминацией всего предшествующего пути К. С.
Толстого, картина В. Перова Проводы покойника, Коняга М. Е. Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. Это читается во взглядах, в жестах рук. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению.
Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К. Охватить взглядом всю землю просто невозможно, настолько она огромна. Художник смотрит на поля, холмы, реки и перелески с большой высоты, кажется, что он парит вместе с птицами. Одним из символом России всегда был конь.
9 любопытных фактов о картине «Купание красного коня»
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник — обнаженный мальчик-подросток. Выходец из социальных низов, Петров-Водкин объяснимо поддержал революционный переворот.
И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати.
«Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Почему этим былинным конем управляет «надмирный», ушедший всебя, тонкий юноша вовсе не богатырской стати. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока.
Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. В 1950 картина возвратилась жене Петрова-Водкина. Всего известно три варианта картины. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня».
Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-богоискателей. Именно вэтот период возвращается вискусство иПетров-Водкин, потому как искусство для него всегда было «творчеством, направленным кпостижению верховных запросов бытия» (К. Набатный красный цвет звучит энергично, как призыв к новой жизни.
В ней, как считает Ю. А. Эту систему изображения мира на плоскости холста Петров-Водкин разработал в 1910-х годах, он назвал ее «наука видеть». Критиков не устраивал красный цвет лошади. Нарождалась новая, неведомая, безбожная власть— ией нужны были другие герои. Фигура Ленина струдом вписывается вограниченное кабинетное пространство ивэтом композиционном решении попытка передать масштаб личности— это образ не кабинетного мечтателя, ачеловека громадного исторического значения, который, по выражению самого Петрова-Водкина «спел свою песню на свой лад, апо земле она каждому своей стала». Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Он самоуверенно отвергал все, что ему не нравилось— обряды, правила, уставы Церкви.
Впоследствии, став известным художником, он постоянно приезжал домой из столицы пожить летом. Только всередине 1960-х закономерно происходит его «второе рождение» для публики. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. От повествовательности он идет постепенно к созданию грандиозно-величественного, значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения.
Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Теперь в поэтическом облике мечтательного мальчика-подростка нет и следа былой энергии и силы, локальный желтый цвет словно поглотил его развитую мускулатуру.
Картина «Купание красного коня»
Затем мой муж изменил первоначальное расположение фигур на картине». Он словно не считает себя причастным ко всему варварскому, что тогда происходило. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.
Каждый узнает всебе человека, уважать всебе его будет, авот таким образом идругих будет уважать. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня.
молящаяся). Первые этюды художник начал писать на хуторе Мишкина пристань в Саратовской губернии.
Октябрьскую революцию Петров-Водкин поначалу принимает своодушевлением: «Земле нужна перетасовка человеческая». Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Когда началась Первая мировая война, Петров-Водкин сказал: «Так вот почему я написал «Купание красного коня». ».
«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Всвоем молитвенном предстоянии за людей Она незримо, вдругом плане бытия, всегда рядом— ивэтой разрухе, воголенной безбытности города ощущается ее тихое незримое присутствие. Легендарный дед по отцовской линии был сапожником ипил «как сапожник», отсюда кродовой фамилии Петровы— приклеилось «Водкины». Картина висела над дверью зала.
Беспочвенны попытки приписать Петрову-Водкину «обличение и неприятие победившего пролетариата», как и смешно звучит утверждение, будто его картина «Новоселье (Рабочий Петроград)» (1937) – это сатира на быт советских людей. Это было этапное произведение в творчестве художника. Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года.
Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Их вполне точно подметил философ Н. А. Бердяев всвоих «Размышлениях орусской революции»: «Появился молодой человек вфренче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей квласти ипроталкивающийся впервые ряды жизни, вбольшинстве случаев наглый ибеззастенчивый. Врага один вдругом не увидят— недоверия не будет друг другу». При том что вроде бы художник отдает должное многим банальностям официозной ленинианы инеотъемлемые черты «великого вождя» очевидно прочитываются впортрете.
Пришлось принимать меры по повышению культурного уровня пролетариев: пропагандировать среди них чтение, водить «гегемонов» в театры и музеи. Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. Сама по себе тема купания коней была всегда очень популярна в русской живописи.
Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле. Осваиваясь вновой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в1919году группой писателей, художников идеятелей культуры именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Водкиным. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. «Так вот почему я написал своего Красного коня. » – воскликнул тогда художник. В ней даже намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Многочисленные споры изначально ходили вокруг этого полотна.
И этот праздник – как надежду на будущую светлую жизнь – запечатлел Петров-Водкин. Впоследствии сам К. Петров-Водкин вспоминал: В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой.
К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.
«Купание красного коня» – символы и смысл
Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Художник мог вспоминать обо всех мальчиках, создавая символический образ юного всадника.
Звучит как ретроспективный комментарий кпортрету Петрова-Водкина. Петров-Водкин). Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Тогда немалая часть творческой интеллигенции видела революцию не только как путь социальных преобразований, но как некий «вселенский переворот» из которого пускай вмуках, но родится обновленный человек. А ещё он отлично играл на скрипке. Солнце то выглядывало, то пряталось тучи, а по небу рассыпались первые удары грома.
Описание картины «Купание красного коня»
Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Картина Кузьмы Петрова- Водкина «Купание красного коня» принесла славу художнику, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров.
На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Картину «Купание красного коня» художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Мы не будем вдаваться в технические подробности, сказав лишь то, что обсуждаемый проект вобрал в себя стиль древнерусской иконы, модерна, классическую пластику в трактовке фигур и монументальные росписи эпохи Возрождения.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»
Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня».
А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью., гоголевскую птицу-тройку, блоковское Летит, летит стальная кобылица. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Я начал писать купание вообще. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».
В новой революционной стихии жизни его «Красный конь» ассоциировался свеличием, масштабом грядущих перемен— встране, на земле, всознании людей. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Горение красного цвета тревожно и радостно-победно и вместе с тем зрителя томит вопрос: «Что же все это значит. » Почему так тягостно неподвижно все вокруг: плотные воды, розовый берег вдали, кони и мальчики в глубине картины, да и сама поступь красного коня. Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф. Мельцера изменил жизнь мальчика.
Публика впервые увидела «Купание красного коня» в 1912-м на выставке объединения «Мир искусства». У Петрова-Водкина вбарском доме все цело— иковры ифарфор ипортрет на месте. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока.
Но этой разрухе художник противопоставляет образ кормящей женщины, «мадонны», которая даёт начало новой жизни, защищая её от голода и невзгод. Это Песни западных славян, как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно иостро». Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. Существует и мнение, что художнику позировал Владимир Набоков (так считает Александр Семочкин, бывший директор музея писателя в Рождествено). В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё.
Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие возможны трактовки, связывающие образ красного коня и судьбы России. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты икротости.
Ився земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер— живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Образ женщины-матери проходит красной нитью через всё творчество Петрова-Водкина, однако если прежде он писал лишь крестьянок, то на этот раз его «мадонна» – пролетарка, работница. Находившийся у художника жеребец стал моделью. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. В этом произведении К. Петров-Водкин стремился еще не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась.
Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что «конь величав, монументален исполнен могучей силы, помчись он — и не удержать его неукротимый бег». От«косноязычного пришепетывания красок на неопрятных самодельных холстах» (как писал он сам осебе) Петров-Водкин вырос вбольшого самобытного мастера, создавшего свою художественную систему. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Петров-Водкин).
История создании картины «Купание красного коня»
Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир истощенный ввойнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает всамую глубь людской скорби. Только ноги коротки от бедра. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). Это необходимо для отражения противоборства и коварности. Снаружи из-под обрыва доносятся удары оплетень волжской волны.
Но «поработали на революцию», связывая с ней свои надежды, практически все, включая, например, В. Кандинского и К. Малевича. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина).
Работа над картиной «Купание красного коня» началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. К. С. Исмерть эта не бездумна ислучайна— комиссар умирает исполняя долг итема жертвенности придает смерти ивсей картине особое возвышенное звучание. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Петров-Водкин, несомненно, знал традиции иконописи исам писал иконы, расписывал храмы.
Кпримеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать всоблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». Сергей Калмыков с 1910 года учился у К. С. Петрова-Водкина. Художник – это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя. Огненная лошадь привлекает свое внимание размером. За спиной уИльича изображены географические карты СССР: перед нами человек государственного ума— «в огромный лоб— огромная мысль», — думающий осудьбах всей страны. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи».
В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. В русском языке слово «красный» издревле служило синонимом прилагательного «красивый» вспомним-ка: «красный – прекрасный», «Красная площадь», «красна девица» и «красный молодец» и т. д. Более того, в системе художественных представлений К. Петрова-Водкина каждая нация, каждая национальная культура имеет свой цвет и как раз красный цвет, «дополняющий зелень полей», – это для художника цвет России. В направлении именно этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня. Это было то пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные художники.
петров водкин купание красного коня (история создания и само описание картины)
Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Отношение квере унего было таким же— доморощенно-бунтарским. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Ленин читает пушкинские «Песни западных славян». Здесь совсем нет «певучести», метафоричности, характерной для живописного языка Петрова-Водкина. А потом перед его глазами появилось великолепное, зелено – голубоватое озеро.
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. Родом из Хвалынска, уездного городка на Волге, где вросшие вземлю, подслеповатые деревянные домишки бедноты жались друг кдругу поодаль от солидных домов богатых хлеботорговцев— там мать Петрова-Водкина работала прислугой. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. «Богоматерь»— ответ Петрова-Водкина на весь ужас ихаос военных лет.
Особенности «Купания красного коня»
Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. На этомграндиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Вэтом плане наиболее интересен его портрет Владимира Ильича Ленина (1934). «Купание красного коня» сравнивали, как уже говорилось выше, «со степной кобылицей», отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее.
Первые зарисовки картины были сделаны на российском юге в 1912. Так или иначе, но спортрета вобразе Ленина на нас смотрит предсказанный Ницше «сверхчеловек», познавший ницшеанскую свободу исвое право распоряжаться жизнями миллионов людей, не оглядываясь на волю свыше. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте.
«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина
Можно лишь допустить, что «надмирный» всадник— это надежда, что вреволюционной «перетасовке человечества» стихийной мощью красного коня будет управлять не грубая, давящая сила, аначало светлое, надмирное. В России эта тематика, купание коней, была популярна. По ней шли темные толпы людей с красными стягами, а навстречу им другие – с ружьями.
Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Художник считал иначе. «Да, этот художник талантлив. » — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Элина Свенцицкая, писатель, доктор филологических наук, анализируя героев «Песен», отмечает: «Сами по себе герои этого произведения— герои свободы иволи. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину Купание красного коня. 2 августа, т. е.
Напишите отзыв о статье Купание красного коня
Никакой сознательной хулы на вождя нового режима со стороны мастера, думается, не было. Картина 1919 год. После чего перекочевала к К. К. У меня было три варианта.
В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века. Петрова-Водкина. В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной». Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед икультуролог, отметил сущность любого портрета: «портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения имистического отражения реальности».
Отрывок, характеризующий Купание красного коня
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Почему Петров-Водкин выбрал именно их.
Так что всадник на красном коне, крепко натянувший поводья, у него выступает фигурой сакральной, а поскольку всадник – юноша (Петров-Водкин, кстати, выписал его со своего кузена), да вдобавок юноша обнажённый, то он и воспринимается как символ нового времени, нового мира, как символ «красного» очищения и полного обновления всего мироустройства. Боюсь, что и картины быта и досуга, портреты сегодняшних пролетариев, в особенности – всякого рода гастарбайтеров, вкалывающих на стройках и в коммунальном хозяйстве, способны привести в шок и полное уныние рафинированно-интеллигентных «пролетарских революционеров». В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.
- Как развивался стиль Петрова-Водкина
- Самое интересное в виде мозаики
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Что-то перепуталось всамой жизни
- ВИДЕО: СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ, ТАКТИКА И ПАРТИЯ НОВОГО ТИПА
- «СЛОМАЙ КЛЕТКУ»: ПРОТИВ ЧЕГО БОРЮТСЯ ИНДИЙСКИЕ СТУДЕНТКИ
- Истоки творческой индивидуальности
- Жадный интерес к науке и искусству
Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. Впоследствии она подарила это произведение Московской Третьяковской галереею. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного.
«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Вскованности поз, в«приглушенности звука», вкакой-то театральной постановочности самого действа читается внутренняя неуверенность новых хозяев всвоем праве здесь находиться. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Именно она наводит ужас на всю эту семью. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Низко висело стылое небо, раскачивали ветки голые деревья над бурой землей. В искусстве XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами: Холстомер Л. Н. Поповоду самих «властителей»— вего личном дневнике, вжалобах на тогдашнее бытовое неустройство нет-нет да имелькнет порой ироничная ремарка: «Пролетариат был занят кормежкой— где тут мыться, не подохли бы граждане передового политически государства» (запись от 13марта 1927года). Это время, когда вобществе возрождается интерес кдревнерусскому искусству, в1966году на экраны выходит историческая кинодрама «Андрей Рублев» режиссера Тарковского— иными словами, прорывается интерес кжизни истинной, ане кее идеологическому суррогату.
На большом почти квадратном полотне изображено озеро холодных голубых оттенков, которое служит фоном произведения – коню и всаднику. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. Был ли Ленин для Петрова-Водкина человеком, который, заваривая кашу кровавой революции вРоссии, опирался «лишь на собственное разумение», будучи при этом уверенным, что «иначе поступить невозможно». Салтыкова-Щедрина, васнецовские Богатыри и другие произведения.
- Путешествие, перевернувшее сознание
- Художественные особенности полотна
- Словари и энциклопедии на Академике
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Их разговор (или спор) явно о чём-то приземлённом. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня.
Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. В 1924году по решению комиссии ЦИКа (Центрального Исполнительного Комитета) всего нескольких художников, включая Кузьму Петрова-Водкина, пригласили делать зарисовки похорон Ленина. Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. Молодая женщина существует словно вдругом пространстве, возвышаясь над городом ибытом. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться».
Зачастую эти искания «уводили не в ту степь» – от реалистического отображения мира, но их невозможно понять, не принимая во внимание духовно-политическую атмосферу того времени. У меня было три варианта.
Но вэтих глазах, отчужденно-холодных— смысловая доминанта портрета. Старуха зевает мягким беззубым ртом Я укутываюсь вшубенку бабушки на полатях, улыбаюсь от моего внутреннего геройства идущего от сна иот бабушкиного уюта Ко мне, засыпающему, доносится спола прерывистый шепот имягкие удары поклонов» (К. Тревога – одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина. (1934 г. ) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Есть и еще два претендента на роль прототипа всадника. Фигура мальчика в Купании красного коня проделала значительный путь от рисунка к картине.
Тема материнства— сквозная втворчестве Петрова-Водкина. Чего стоит хотя бы его «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), фон которой образуют полупустые улицы, разбитые стёкла окон домов, тревога и озабоченность в настроениях людей. В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё.
Это было этапное творение в творчестве великого художника. Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Некоторые позже разочаровались, уехали за границу. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей.
Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912) Холст, масло. Еще вразгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в1914–1915годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец». Ярко-красный цвет коня прозвучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями.
В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Отец художника, продолжатель «сапожничьей» династии, наставлял юного Кузьму: «Ты прежде Петров, апотом уж Водкин». Вот таким образом конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. У меня в жизни длиннее». Превращение старой гнедой лошаденки в величественного красного коня происходило постепенно. Вот что вызывает их тревогуи закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Это было этапное произведение в творчестве художника.
и др. ) и стремился тоже возвысить своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. В окончательном же решении образа акценты сильно смещены.
Салтыкова-Щедрина, Холстомера Л. Н. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока. В советское время молодая работница на переднем плане картины воспринималась как новая героиня новой коммунистической России, амладенец на руках уматери— символ того самого светлого будущего, за которое инадлежало бороться. Бачевич, увлекающейся коллекционированием картин лучших авторов. Богородица изображена фронтально споднятыми вверх руками— очевидная отсылка кодному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери— «Оранта» (от лат.
Известно, что основной посыл «Песен»— мысли освободе иответственности личностного выбора. Оно залито цельным, не раздробленным плакатно плоским пятном огненного цвета. Идет гражданская война.
Этот образ подспудно меняет внутренний строй картины, внее вливаются новые тона, тихие, вдумчивые. Это было этапное произведение в творчестве художника. Даже в 1938 году художник продолжал публично отстаивать абсолютно крамольную на то время точку зрения, что «раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма.
Он, конечно, читает Пушкина, азатем ляжет спать. Долгое время полотно хранилось в Швеции ввиду нестабильной мировой обстановки (шли боевые действия). у Б. Пастернака в стихотворении Гамлет: Гул затих. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет.
(Ср. через две недели после приезда на Мишкину Пристань, Кузьма Сергеевич сообщает Шуре о работе уже над картиной, где он «посадил» всадника на коня «Мальчик называется» (2 августа 1912). Пришедший вискусство из низов, он прошел долгую ученическую школу. В автобиографической повести название родного городка у него звучит как «Хлыновск» – и звучит оно просто-таки как имя нарицательное, как символ глухой провинциальности, хотя в действительности Петров-Водкин очень любил свой город, утопавший в яблоневых садах, с теплотой он вспоминал своё детство, своих близких. Он служит ей, не человечеству.
Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Именно таким был и К. Петров-Водкин, умевший не только видеть, но и предвидеть, догадываться о будущем, смотреть сквозь грозовые тучи и предвидеть зарю. Петров-Водкин объективен и непредвзят. Реставрационные работы и расчистка икон от позднейших наслоений, начавшаяся около этого времени, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения. В картине 1926 года «Рабочие» он изображает победивший пролетариат в весьма неприглядном виде и за эту работу с радостью хватаются буржуазные искусствоведы. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. В те годы, когда судьба художника никак не проглядывала через уготованный мальчику из нижних слоев общества путь, провидение настойчиво подталкивало юношу к мастерству живописи.
После начала Первой мировой войны он начинает постигать смысловую полноту своей картины: «Так вот почему написал яКрасного коня». Она возникает словно из какой-то чудесной дымки. В одной из популярных биографий мы читаем следующие строки исполненные ненависти и презрения к рабочему классу – творцу материальных благ: «Они производят впечатление каких-то хищных бездуховных механистических натур.
Дальнейшая судьба картины Купание красного коня полна самых разнообразных приключений. Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. До революции его образы материнства (картины «Мать» 1913 и1915годов) были полны трепетности инежности, вних читался фольклорный слой, слышался широкий разлив русской песни иотголоски далекого уюта детства, где «веретено мягко скоблит деревянную чашку. Любопытно, как воспринимал молодой человек приход столь магически звучащей даты – 1900 года (хотя, строго-то говоря, век начинает не «нулевой», а «01-й» год): «Двадцатый век наступил не просто.
Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Ядаже придумал, что ему дать читать.
Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Цвета, которые задействованы в картине, не смешиваются между собой, такова задумка автора. В России всегда полдень. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Он родился 5 ноября (по новому стилю) 1878 года в городе Хвалынск на Волге (ныне – в Саратовской области) в семье сапожника.
Многие русские художники восприняли революцию 1917 года с увлечением и энтузиазмом. Здесь присутствует глубочайший итончайший метафизический момент— миг между жизнью исмертью человека, его взгляд не гаснущий, аскорее преображенный, устремлен куда-то дальше, глубже, «за земные пределы». В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Второй вариант картины, вероятно, был написан в начале августа 1912 года. У нас нет оснований сомневаться в том, что Петров-Водкин запечатлел то, что видел изобразив, так сказать, «рабочий класс без прикрас».
«Электромагнитным» он новый век назвал неслучайно: Кузьма Сергеевич увлекался естествознанием. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Художнику позировал племянник Шура. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь. Вглазах Ленина мистически отражается душа «фанатика схолодной кровью», жреца идеи.
Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Однако революционный пафос картины отчасти стихает, когда мы переводим взгляд на всадника. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист иисторик общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, вкоторой единый путь кчаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский ирелигиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности— иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония.
Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Вобразе его комиссара («Смерть комиссара», 1928) нет ни капельки того «фанфарного» геройского пафоса, скаким обычно изображали вте годы «фанатичных» красных командиров— защитников новой жизни. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Конечно, для сегодняшней буржуазно-интеллигентствующей и просто мещанско-мелкобуржуазной публики, привыкшей к «евроремонтам» и всяческим хамонам на столах, быт тогдашних рабочих представляется убогим, а сами эмоции людей на картине, выраженные в жестах и мимике, – «по-совковому» примитивными. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё.
Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Это было этапное произведение в творчестве художника. Первые этюды художник начал писать на хуторе «Мишкина пристань» в Саратовской губернии.
В 1914 году ее отправили в русский отдел Балтийской выставки в шведский город Мальмё. Жизнь в«клоповниках-деревнях» он знал не понаслышке. Визображении вождя смутно чувствовалась некая «идеологическая неправильность». Известный критик 1910-х годов Всеволод Дмитриев, печатавший рецензии в «Аполлоне», едва ли не самом знаменитом журнале того времени, назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться».
От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие художники. Лето. 1917. Однако надо понимать, что для простых работных людей переезд из подвалов и бараков в благоустроенную квартиру, отобранную у «бывших», являлся праздником.
Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь. ». И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует». Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. Неслучайно прижилось именно второе название картины— «Петроградская мадонна». Он дан так крупно, что его уши и ноги ниже колен обрезаются рамой картины.
Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Увидеть этот Свет, обратиться кнему, стать причастным ему— есть вечный путь «умиления злых сердец». Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей».
Яркий цвет коня доминирует над фоном и бледным подростком. После посещения первых христианских катакомб вРиме вписьме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы сжирными, озверевшими попами иничего не осталось вних от прячущихся под землю красот человеческой души Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды иХристос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос». Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Я вышел на подмостки. Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость юношеского тела, пронзительно синие воды, розоватый песок, свежая зелень кустов – все на этом полотне служит и неожиданности композиции и самим живописным приемам мастера. Прямого идеологического вызова впослереволюционном творчестве Петрова-Водкина нет, напротив, он отдает дань многим конъюнктурным, актуальным «темам дня» изображая икрасных комиссаров ипетроградских работниц.
Двойственна по внутреннему звучанию икартина «Новоселье». Я начал писать купание вообще. В первом, уничтоженном варианте картины образ мальчика еще сохранял этот характер. Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. К. Петров-Водкин, конечно же, учел широкую философскую обобщенность этого образа (пушкинское «Куда ты скачешь, гордый конь. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица. » и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ.
Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина Полдень. Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). 5 ноября у Петрова-Водкина день рождения правда, дата не юбилейная.
И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки.
Кто из трех претендентов отображен на финальной версии картины, неизвестно. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной.
Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами.