Врубель Картины С Названиями И Описанием
Самые знаменитые картины Врубеля
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Вместе с ними тот посещал цирк, водил знакомство с участниками труппы и судьба свела живописца с будущим покровителем Саввой Мамонтовым. Нет, не стоит писать. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В его даровании раскрылись универсальные возможности. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
А глаза были материнские – карие. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании).
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней.
Картины — Врубель, Михаил Александрович
Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. 17 марта 1856. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков.
Врубель Михаил Александрович: биография
Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Сразу выражение его лица изменилось.
Картины Врубеля Михаила Александровича
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Она поражает разнообразием этнического состава. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Кирилле», «Св. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера.
Об этом упоминал друг автора Константин Коровин, говоря о том, что Врубель брал идеи орнамента ниоткуда и «. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Несомненно, художник Михаил Врубель стал ярчайшим и известнейшим живописцем, оставивший в искусстве русского авангарда очень яркий и неизгладимый след. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Учился в Академии Художеств.
В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Его композиция построена так, что образ Мамонтова словно врывается в сознание зрителя. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Омск.
История гениального художника Михаила Врубеля
В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Это был Петербург 1896 года. Савву похоронили на Байковой горе.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Помимо живописи в это время Врубель берётся за скульптуру, занимается керамикой, дизайном, оформлением театральных постановок, декоративными панно. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Портрет в живописи Михаила Врубеля
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Манера Врубеля – это некий кристаллический рисунок, который мерцает тонами «сине-лилового мирового сумрака». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Данная манера полностью сформировалась в киевские годы, в русле церковного искусства. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Из-за службы отца семья часто переезжала. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Краткая биография Михаила Врубеля, картины
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. форма, которая создана природой вовек. ». У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Недостаточно средств на аккаунте
Надежда играла роль сестры Гретель. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Он перекликается с опустошённостью души. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.
Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
Михаил Александрович Врубель ( )
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Первое впечатление: сумасшедший. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру.
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Особенное влияние на Врубеля оказала живопись венецианского Возрождения.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Вессель.
Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Сквозь безумие проглянул гений». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Сон как будто бы стал продолжительнее. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Немного биографии иособенности творчества
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Врубелевская манера портретной живописи получила дальнейшее развитие в других картинах, особенно в «Гадалке», написанной в 1895 году. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Прошение было удовлетворено157. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Большое влияние на творчество и мировоззрение русского художника постимпрессиониста оказали прерафаэлиты, художники итальянского Возрождения, а также писатели Вильям Шекспир, Гёте, Лермонтов и другие. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову.
Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Остальное сделано уже до меня, только выбирай».
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. О самом художнике ходили нехорошие слухи о его пристрастии к спиртному, транжирству, случайных заработках. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Бред слишком владеет им любовь к вам— проходит красной нитью через все его разговоры Так, он объяснил мне, что пальто и брюки пригодятся Вам, если вставить в прорехи разноцветные куски материи148.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. В 1884 году Врубель уходит из Академии.
Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным.
Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.
Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Он критически относился к современному искусству. В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. всегда свой. ». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста.
Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
Годы жизни Врубеля Михаила Александровича
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В каждом мазке словно слышится эхо непрекращающегося спора между ними. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Удивительна наследственность Врубеля.
Картины Михаила Врубеля с названиями
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Кушает хорошо— и в своё время. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Произведение удалось.
Картины с описанием и названиями
Афанасий» и «Христос Спаситель». В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе.
«Действительный студент» Михаил Врубель
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Михаила Врубеля пригласили реставрировать Кирилловскую церковь (12 век), где в некоторых случаях он должен был исполнить абсолютно новые композиции (например, «Сошествие Святого Духа») именно в это время художник написал икону «Богоматерь с младенцем». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Михаил Александрович Врубель – русский художник, один из важных представителей символизма и модерна русского изобразительного искусства. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально.
«Дивная патетическая симфония» Врубеля
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В 1906 художник ослеп. Работа не привела к улучшению. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство.
Тогда он переехал в Москву. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном.
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью.
Эмоциональность портретной живописи Врубеля
Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В эти годы он вновь писал демонов. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
А. М. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
В 1898 году Врубель отправился на Украину. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест.
Михаил Врубель: картины с названиями
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Представители рода Врубелей (от польск. Одесса, Астрахань, Петербург, Саратов – вот небольшая география перемещений будущего художника. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Свадебное торжество проходило в Женеве.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Фон только на этой картине реалистичен. Врубель жениться на Е. Х. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.