Врубель Пан Картина
Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Картина М. Врубеля Пан принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Картина Врубеля «Пан».
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Пан совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. «пан» – картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла.
Сопоставьте общую атмосферу стихотворения Блока «Русь» и картины Врубеля «Пан».
История создания картины Врубеля Пан
Где. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий.
Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства. И мелькнула мысль: а не лицо ли Толстого послужило художнику для изображения мифологического персонажа. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев.
В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Странное существо. На этот счет точных данных не существует. У сатира не может быть истории, только антропология.
За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Ничего внешнего, бросающегося вглаза.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Он изображен с рогами и с ногами, которые мало того что густо покрыты шерстью, да ведь еще и заканчиваются копытами. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса.
Тем более необычно видеть его на фоне русского пейзажа. «Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». И добрые, немного грустные глаза. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. P. S. Леший, например, мало чем выделяется.
Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Это традиционный реалистический портрет, герой которого непозирует, анаоборот, находится всостоянии задумчивости, вудобной позе, вкомфортной ипривычной для него обстановке. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель.
Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим.
Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. Порождение светлой и тревожной ночи, какими они и бывают на Севере летом, Пан явился с заболоченных берегов Десны, где, посредине Брянщины, располагалось поместье Хотылево. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Лучшая из них – Пан.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Жесткие волосы покрывали его грудь.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Сочинение по картине Врубеля «Пан»
Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Усталость, но бесконечная отдача.
После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева ичуть сборенного ковра наполу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Автору нельзя не верить. Длинная и густая борода и усы. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Михаил Врубель, «Пан» : описание картины
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Или же у персонажа русских сказок — лешего, который охраняет леса и болота, но не вредит людям. Седая борода, космы растрёпанных волос, два торчащих чёрных рога на широком лбу, могучие руки с длинными искривлёнными пальцами и козлиное обличье снизу. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Но глаза у него голубые добрые, немного лукавые.
Дерево символизирует человеческую природу в двух ее аспектах: с одной стороны – это прикованность к земле интровертность и созерцательность с другой – прорыв вверх, динамика роста, внутреннего и внешнего. В своем творчестве художник иногда прибегал к фотографиям, считая при этом, что ими можно пользоваться, но не рабски, а сознательно, выбирая только самое характерное. Синий, – ответил бы Врубель.
Выше: что вы искали. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Как мы видим, старец не совсем обычный.
Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)
Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет.
Для этой картины художнику никто не позировал. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет.
Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Герой портрета – человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Художник приехал в те дни, когда отрицание им идей толстовства не вызывала такой неприязни и он был вполне лоялен к гостеприимному хозяину, но в итоге эта встреча для Врубеля возымела неприятный осадок, что явствует из его черновых заметок на клочке бумаги, расшифрованных сотрудником Государственного музея Л. Н. Толстого Л. Кузьминой, — Разговор с Великой Знаменитостью.
Модерн стремился. Но каков настоящий цвет кентавра. Бросая блики на голое, как бы лысое плечо сатира, она милосердно прячет в угольной тьме козлиные ноги, зато, как синька – белье, подсвечивает легкие кудри, охватывающие голову. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. Другое дело, что его дом был и моим. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир).
Купить картину Пан, Михаил Врубель
В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Кстати, есть фотография Толстого, несколько напоминающая Пана: пронзительный, направленный на зрителя взгляд, борода, широкий нос. Мои сомнения удивили Синявского. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен.
Пан (картина Врубеля) Информацию О
«Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Они были, дикими, страстными и необузданными. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены.
Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые.
Описание картины Михаила Врубель «Пан»
Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Могучая фигура состоит из противоречий. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами.
Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. Прежде всего — глаза. Такие глаза могут быть у старого дедушки, рассказывающего сказочные истории внукам. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.
Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной.
Пан – один из них. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Модерн (новый, современный) – это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, который включал различные художественные течения и школы.
Михаил Врубель, Пан: описание картины
Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». вы можете запросить все в системе с коробкой.
(ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Пан сидит на земле и витает в облаках. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. При свете луны мы четко видим лицо создания.
- Картина "Пан", Михаил Врубель, 1899
- Словари и энциклопедии на Академике
- Работа сайта временно приостановлена
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Древним он – бог, нам – леший. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3.
Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Со второго начинаются чудеса. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Большие седые волосы. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру. В 1906 художник ослеп.
Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Это придает персонажу большей загадочности. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары.
Торс атлета принадлежит человеку. Художник обращается к сюжетам русских сказок и, кроме «Пана», создаёт цикл «ноктюрнов», средикоторых «Царевна-лебедь», «Сирень». Но и Толстой не воспринимал своего противника.
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Подобное соскабливание бывало не однажды. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания.
Оно напоминает лицо старого дедушки. Чаще, однако, он занят другим. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. На картине изображён Пан – персонаж древнегреческой мифологии.
И сидит он на пне на фоне деревьев. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви.
Трагедия здесь – в постоянном угасании, обреченности принимать в себя все уходящее, пропуская через себя гибель и разрушение, но при этом усилием воли создавать новое, строить вселенную используя при этом весь свой потенциал. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Ветер выдает метафору.
Теперь о руках. Я видел ее только на картинках. С приходом христианства прежние боги стали демонами.
После окончания академии Михаилу повезло. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна.