Врубель Портрет Саввы Мамонтова
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель.
Врубель Михаил Александрович – портрет Саввы Ивановича Мамонтова
Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы. Кризисные и переломные.
Эти, дескать, не обманут: Господь не велит. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. Или грантами.
И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»». Михаил Александрович имел перед собой цель добавить в эту работу гиперболичность и экспрессию. Нестеров, В. И. Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл.
- Портрет Мамонтова, Врубель, 1897
- Портрет Саввы Ивановича Мамонтова
- Региональная общественная организацияЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО в Москве
- Врубель Портрет Саввы Мамонтова
- 100 лет со дня смерти Саввы Мамонтова
Будто перекрыли кран, откуда с изобилием прежде он получал богатство и успех. Ведь он следовал рекомендациям самого премьер-министра Витте. Контраст ощутимый. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы. Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына. Несчастья сыплются на него одно за другим.
Присяжные вынесли вердикт: Невиновен. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины». Такой парадокс. Проходит у него школу классического рисунка. Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз.
Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им.
- Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Реферат по предмету Культурология
- Меценат и растратчик: что погубило Савву Мамонтова
- рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи».
Вся эта история похожа на сюжет одной из вставных новелл в «Будденброках» Томаса Манна, но никак не на реальную биографию сибирского купеческого сына. 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Многие полагали: блажь барина. Жена отговорила.
- Что будем делать с полученным материалом
- Самое интересное в виде мозаики
- Вера Мамонтова: история жизни Девочки с персиками
Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе. Розги исправно действовали. Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам.
Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли. Не меня одну – многих. Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл.
Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Размеры 187 х 142, 5 см. Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. И сам писал водевили, комедии, мистерии.
Живя в Ялуторовске (в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами. А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год.
Ладонь левой руки зажата в кулак, как будто ему неудобно, тесно в этом кресле. Мамонтовы приобрели Абрамцево в 1870 г. и практически тут же «у Саввы и Лизы» появился широкий круг художников, литераторов, скульпторов, музыкантов и архитекторов, либо приезжавших «на вакации», либо живших здесь весь сезон. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства.
Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал все очень недурно, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя свое мастерство. Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Он и стал, что называется, пробой пера.
А где Илья Ефимович. Но это будут тёмные, «слепые» годы. Друзья приходили и приезжали без приглашения. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован.
С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля. Витте промолчал. Материал холст, масло. Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас».
Этот человек очень любил искусство. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле.
Он плохо учился в гимназии, с трудом поступил в университет на юридический факультет (экзамен по ненавистной латыни за него сдал подставной человек), где почти не посещал профильные предметы, а бегал то на лекции по анатомии, то на репетиции театрального кружка (в числе участников: драматург А. Н. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»). Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Многие полагали: блажь барина. Скорее, Мамонтову нравилась весёлое балагурство и шалопайство Коровина, он видел в этом отблески собственной молодой бесшабашности. В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Многие годы Врубель работал в Москве. У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка. Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию.
Он отошёл от публицистического стиля. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. В отличие от своей двоюродной сестры, Прасковья глядит исподлобья. В 1900 году Серов пишет портрет Николая II. Аксессуары, окружающие главное действующее лицо портрета, великолепны и благородны.
Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Пора, пора уходить.
Однажды он захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно («Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами»). Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор.
Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. Обещал показать Вере Владимировне, вдове купца первой гильдии Сапожникова, коринфскую колоннаду в Риме и тут же влюбился в её 17-летнюю дочку Лизаньку, девицу строгую, но приветливую, большую ценительницу музыки и литературы. Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина.
Создается такое ощущение, что он хочет встать. Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых. Савва Иванович изображен сидящим в удобном кресле. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им.
Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. Врубель рисовал «Демона» с сына Мамонтова Всеволода. Однако Серов властно держал «за душу». Ему вменялась растрата казённых средств, хотя многие понимали, что обвинения отчасти сфабрикованы. Никто не мог объяснить: за что.
«Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». Он проживёт после ареста еще долгих 18 лет. Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Разве что глаза лучились по-прежнему. Именно с ее подачи будет построена лечебница для окрестных крестьян, построен и освящен храм Спаса Нерукотворного, созданы керамическая и резческая мастерские, занимающиеся собиранием и переработкой народных орнаментов и мотивов.
Кризисные и переломные. Одной из любимейших книг в юности у Саввы были «Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»).
И сам писал водевили, комедии, мистерии. Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы (1, 2). Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. Но вместо рисунка самодовольного красавца представляет на суд Чистякова другое изображение – обыкновенного мальчика, склонившегося над ручьем. Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком».
Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. Он перестает узнавать родных и близких. Врубель Михаил Александрович, художник.
После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П. А. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии.
И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. Дело прибыльное, да малознакомое. Умрёт дочь Верочка. И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный.
Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье. У него обнаружилось нерядовое дарование. 2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. Савве на тот момент было 23.
В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол. Двери Мамонтовых никогда не запирались. В Париже.
Савва переживёт многих из тех, кого любил. Поленов, М. А. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».
В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Среди них строительство целой сети железных дорог на Русском Севере и к Донецкому угольному бассейну, открытие первой русской частной оперы, адресная поддержка русских художников, актеров и музыкантов, запуск вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, создание сети средне-технических учреждений в Костроме, поддержка Московского товарищества художников, создание Художественно-промышленного общества при Строгановском училище, поддержка издания журнала «Мир искусства», проект освоения земель русского Севера. Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке «Грозы» с успехом играл роль Кудряша. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Не видел в этом смысла.
Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. К этому уместно добавить следующее. Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты. К этому времени Врубель уже твердорешил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимаясь в классе известного педагога П. П. Чистякова. Никто не мог объяснить: за что.
Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески меня чествовали и я попал как «кур в ощип». Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. Именно в их лучших спектаклях, прочно вошедших в мировой репертуар, Дягилев попытался осуществить мечту Мамонтова: добиться в театральном искусстве единства музыки, живописи, пластики. Девочка выглядит очень серьезной и немного испуганной.
Мамонтов «болел» театром страстно. Начинается новый период творчества. «Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги.
Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно». А где Илья Ефимович. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. В своей правоте он сумел убедить не только коллег, но и министра финансов (именно в ведении этого министерства в Российской империи было железнодорожное строительство) С. Ю. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей – художников Коровина и Серова и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен – картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. Врубель отличался редкой многогранностью дарования.
Мамонтова». В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. О знаменитых репинских «Запорожцах» скажет, что они «зачаты под небом Абрамцева». Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.
В кабинете Мамонтова Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Саввы Ивановича Веры — «Девочка с персиками». И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры. Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. В провокациях немедленно обвинили студентов.
И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни. В Италии Савва. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова.
В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего. Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме».
В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу.
И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. И дать безвозмездно. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Автор Михаил Врубель.
В 1880 году по совету Репина Валентин едет в Петербург, где поступает в Академию художеств в мастерскую Павла Петровича Чистякова, знаменитого педагога. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам.
Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности. Недосказанностью. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин.
Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. И речь не идёт только о портретах. Дни мои какуклоняющаяся тень. Фрак, лакированные штиблеты, да белая манишка подчеркивают принадлежность их обладателя к очень богатому сословию. Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем».
Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. Конечно, он мог и просто ссудить денег. Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия. На Савве Ивановиче надеты белоснежная рубашка, чёрный дорогой костюм и чёрная лакированная обувь. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поленов был для Мамонтовых дон Базилио, его сестра-художница Елена – Лиля, Антокольский – Мордух, Серов, с детства подолгу живший в Абрамцеве, – Тоша, Коровин – Костенька. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства.
Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно.
Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то абсолютно естественным и единственно возможным для человека. В одиночной камере он проводит пять долгих месяцев, не понимая, в чем его вина. Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице. Савва заработает миллионы.
Гибнет крейсер «Варяг». Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию. Мамонтова. Савва называл их кружок «русским землячеством». Мамонтова начался задолго до финансового скандала 1899 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Чем. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное».
Вот вам и новый скульптор. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. В 1904 году он едет вПетербург. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма.
При этом никогда не жалел денег для искусства. В последние годы жизни Врубельсозда т один из самых нежных, хрупких образов Портрет Н. Н. Забелы на фонебер зок 1904 год. Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Во времена благостные и драматические.
А декораторами и актерами – художники. Напортрете кисти Цорна Мамонтов поражает силой иэнергией излучаемой всем его обликом. Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника.
Наоборот, его левая рука опирается на подлокотник. Тучендхольд: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Начинается оборона крепости «Порт-Артур». Над Новой оперой насмехались, её критиковали.
Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку (теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами. А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала.
Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство. Коровин, И. Е. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура и. не дошли бы мы и до Цусимы».
Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе и в стихах, Мамонтов имел, по словам В. Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Мамонтов не занимался слепой благотворительностью. Дело двигалось к концу.
Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего.
Дирижером Савва пригласил Рахманинова. Может, не зря театром увлекался. Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». Художественные шедевры мастера не имели аналогов. А отец любил и умел доискиваться.
Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду. На это указывает и вся обстановка кабинета: красный, в благородных узорах, ковер, оббитое ворсистым бархатом кресло. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы».
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В 1906 художник ослеп. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции.
Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. Онвкладывал вразвитие культуры огромные средства. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Может, не зря театром увлекался. Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. «Московскому дворику» дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей. После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность.
студент. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство.
Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги. Сочинял. Умирает его любимица Веруша – та самая, девочка с персиками.
Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги. Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова – статью «Русский человек» : «Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку – «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, – С. И. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо».
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным.
В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное».
Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. Бомонд попался на наживку: валом валил. В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И.
Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге. Слово «предательство» обретает для него вполне характерные черты.
От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи.
Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. Художник много путешествовал поЕвропе ивовсех странах его написанные маслом портреты имели огромный успех. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. А отец любил и умел доискиваться. У него обнаружилось нерядовое дарование.
Дело прибыльное, да малознакомое. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова.
Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Не говоря, разумеется, о деньгах. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания.
Друзья-художники нередко выступали в роли актёров – один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля. Вторым направлением, выбранным Саввой, куда протянутся железнодорожные линии, станет Донецкая каменноугольная дорога. В газетах об этом не было ни строчки.
Значит, надо ехать к нему. И так – изо дня в день», – пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский. Но в его позе нет расслабленности отдыхающего человека. Этот человек очень любил искусство. Тарабукин Н. М. Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой.
Проводить пришли лишь близкие люди. Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Хорош аристократ. Мамонтова стало шоком для всех.
Он постоянно экспериментирует ищет что-то новое, необычное. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. Требовали удовлетворения иски. Он не был привередливым к внешним данным людей. Революция прошла мимо него. Не забыл Мамонтов и о театре.
Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. Да и стыдно было оставить начатое отцом дело.
Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. Похоронили его наспех. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу. Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками». В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.
И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона. Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Прошло десять лет. Уходит из жизни сын Сергей, супруга Елизавета Григорьевна. – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва.
Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону». Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей» (а его конь – это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис). Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Савве на тот момент было 23.
Автор Михаил Врубель. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Увещевания отца до Саввы доходили плохо. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину.
Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К. С. Васнецов, который называл Савву Ивановича «творцом художественной среды» России рубежа веков. «Демон (сидящий)» был закончен в 1890 году. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам. Там живет, там работает.
Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.