Врубель Серафим

«шестикрылый Серафим», писавшийся в клинике для душевнобольных, между приступами тяжелого недуга (поверх неоконченной композиции «Пасхальные голоса»), – последнее крупное произведение Врубеля. Сегодня в программе «История одной картины» мы с вами рассмотрим полотноМихаила Александровича Врубеля — «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 г. Ведущая программы — Анна Коликова. В 1904 году Врубель пишет Шестикрылого Серафима, по замыслу связанного со стихотворением Пушкина Пророк. Картина Врубеля Михаила Шестикрылый серафим (Азраил): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим» изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

Шестикрылый Серафим стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни.

Михаил Врубель «Шестикрылый серафим» (описание)

Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Нет, не стоит писать. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком.

С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Род. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Эта картина – последнее большое полотно Михаила Врубеля. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа.

Мамонтова. постмодернизма), называемые развитием современного искусства. Через несколько дней он полностью ослеп155. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.

Описание картины 
«Шестикрылый серафим 
 (Азраил)»

Описание картины «Шестикрылый серафим (Азраил)»

Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

Конечно, рисковад, да и дорого расплатился. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Эта картина – последнее большое полотно Михаила Врубеля. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». В облике Шестикрылого Серафима (1904) нарастает грозное испепеляющее, демоническое величие». Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Эта большая акварель поразительна.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Брюсова. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту.

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Также «Шестикрылый серафим» знаком под названием «Азраил» и «Ангел с мечом и кадилом». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. продолжение.

Описание картины 
Михаила Александровича 
Врубеля «Шестикрылый

Описание картины Михаила Александровича Врубеля «Шестикрылый серафим»

Чистякова (курс не окончил). В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.

«. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.

Картина Шестикрылый 
серафим (Азраил) 
Врубеля Михаила

Картина Шестикрылый серафим (Азраил) Врубеля Михаила

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.

Демон. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

Он считал главной своей задачей будить душу величавыми образами от мелочей обыденности. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.

«Серафим шестикрылый» 
и другое художественное 
наследие михаила

«Серафим шестикрылый» и другое художественное наследие михаила врубеля

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Некоторые изображения головы пророка имеют автопортретные черты. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.

Свидание Демона и Тамары6. Однако художественное призвание взяло верх и в 1880 г. Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу выделился среди студентов фанатической работоспособностью и необычностью своего стиля (возникший тогда на Западе импрессионизм в сочетании с врубелевским романтизмом содержания). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Он пришёл, чтобы предупредить о том, что скоро настанет время возмездия. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». «Верится, что Князь мира позировал ему, – говорил Александр Бенуа. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).

У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Михаил Врубель был очень образованным человеком и это одновременно мешало и помогало ему в жизни.

Отблески от этого огня пронизывают тьму и непроглядный мрак. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.

В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. К столетию А. С. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Шестикрылый серафим»

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Местами возникают огненные блики и пятна, которые красного, синего и зелёного цвета. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. По совету И. Е.

Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В целом картина очень напоминает фреску. Да ведь до них несколько верст. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль».

При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Но и не только это. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Врубель писал картины на темы pyc. Полотно Михаила Александровича «Шестикрылый серафим» было написано как иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Пророк». Причина и суть этого новаторского процесса была в апостасийном разложении общего христианского понимания культуры и жизни, что находило свое выражение и в размывании четких форм искусства, а затем в разрушении их (абстракционизм и т. д. ). Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон.

Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Рождается ощущение первозданности. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».

весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Александр Блок (тоже из декадентов, пытавшийся изобразить Христа вождем богоборческой революции и умерший в 40 лет), сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.

  • Шестикрылый Серафим, Михаил Врубель
  • «Серафим шестикрылый» и другое художественное наследие Михаила Врубеля
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Шестикрылый Серафим (Михаил Врубель)
  • Михаил Врубель "Шестикрылый Серафим"

Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Не устоял Толстой (отлученный от Церкви), решивший, что в конце жизни достиг окончательной мудрости и вправе исправлять учение Христа.

Каждый мазок на холсте излучает сияние. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.

Больно, горько до слез. Вытянутое худощавое лицо контрастирует с чёрными, как уголь, волосами. Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Руки направлены вверх.

  1. Поверженный демон: скорбные годы Михаила Врубеля
  2. Московский период творчества Врубеля
  3. Михаил Врубель «Шестикрылый Серафим»
  4. «Действительный студент» Михаил Врубель
  5. «Дивная патетическая симфония» Врубеля

Знобит от его взгляда. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле.

Шестикрылый Серафим, 
Михаил Врубель

вылепленный, он только может помочь живописи». Римского-Корсакова и pycских сказок (Морская царевна, Тридцать три богатыря, Царевна-Лебедь, К ночи, Пан). Общее руководство работами принадлежало Прахову. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.

Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Тех миров, которые видели они, мы не видим. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.

Вся меблировка два простых табурета и кровать. Демон низринут в ущелье среди скал. В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». Последнее большое произведение мастера, написанное им в промежутке между приступами тяжелой болезни. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Позже это понятие наполнилось положительным смыслом, поскольку серебро все же благородный металл. ) Целая плеяда его свободных деятелей в разных областях культуры проявила огромный творческий подъем и новаторство, однако все более соревнуясь в оригинальности формы (выдающимся по эстетике стал стиль модерн, претендовавший на художественное оформление всех сторон жизни, в чем-то близкий и Врубелю). Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. «Верится, что Князь мира позировал ему, – говорил Александр Бенуа.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.

В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. И демон отомстил. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В Кирилловских апостолах нет никаких ненормальностей (и свидетель Н. Прахов об этом писал) и какое там выражение лицав еле начатом После концерта. Грозный Серафим встаёт перед художником в огненных отблесках, в сверкании золота, серебра, самоцветов. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Венок на голове серафима как будто пылает огнём. Да ведь до них несколько верст. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В иконах же его было что-то тревожное и неиконописное, даже Воскресение Христово оказалось мрачным, хотя Врубель хотел «сделать иллюзию Христа наивозможно прекрасною» (как он выразился).

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». На полотне Серафим увенчан огненным венцом, руки воздеты: в одной, обвитой змеей, он держит меч, в другой – кадильницу с пылающими углями. Особенности живописи мастера, монументальность полотна свидетельствуют о глубоком философском осмыслении мастером традиций византийского и древнерусского искусства изучении им иконы, мозаики, фрески. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.

Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Замысел писать демона возник именно в Киеве. В колорите картины – контрасты. Это дьявол делает с моими картинами. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. И умер он (если быть точными)от умышленной простуды.

Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.

Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее и я с ужасом видела каждый день перемену.

У его апостолов были живые прототипы. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.

Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.

В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Каждый мазок на холсте излучает сияние.

Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. «Шестикрылый серафим (Азраил)»1904г. Холст, масло 131 х 155Государственный Русский музей. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.

Сегодня в программе «История одной картины» мы с вами рассмотрим полотноМихаила Александровича Врубеля — «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 г. Ведущая программы — Анна Коликова. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Не все из них согласились. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». «.

Но это не помешало ему вложить в свой шедевр всю свою душу. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).

В другой руке, вокруг которой обвивается змея, он держит меч. Мощные и большие крылья Шестикрылого серафима сияют от блеска драгоценных камней. Репина занимался акварелью. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.

Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Прошение было удовлетворено157.

и мы уже предвкушали неудачу художника. Это бесподобное произведение искусства создавалось мастером в больнице В. П. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.

И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. В нем поднимался богоборческий бунт. К этому же времени относятся интересные автопортреты.

Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.

Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. музей русского искусства, Киев). Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Критики утверждали: «декадентское уродство».

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.

Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Аскетическое лицо, слепой взгляд выражают страдание. 1906 г. Врубель ослеп (самое жестокое наказание для художника), но упорно пытался работать наощупь используя уголь и мел. Речь шла об Эмилии Праховой. Работа не привела к улучшению.

Свою картину под названием «Шестикрылый серафим» Михаил Александрович Врубель пишет уже в начале двадцатого столетия. Это один из его несомненных шедевров. И нагнетание демонизма- дело несложное, но без подтасовок не обойтись.

Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.

сказок и опер Н. А. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать.

Холодные цвета мрачно шепчут о скором конце. Искусствовед Н. М. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Также «Шестикрылый серафим» знаком под названием «Азраил» и «Ангел с мечом и кадилом». Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. «Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. – Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.

Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Венок на голове серафима как будто пылает огнём. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении продолжает сквозную для художника тему демона и в то же время связан с темой Пророка.

Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

Как раз именно у Врубеля он и убедителен. Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. «Его фантастические разводы по стенам киевского Владимiрского собора – плавные и музыкальные, как сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями, – пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике современного русского искусства», – писал А. Бенуа. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В это время, в конце XIX века, в мiровом искусстве и в российском в частности, резко усилились процессы разрушения классических канонов и форм, названные позже декадентством (в переводе с латыни: упадочничеством). Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.

Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. Жизнь сложнее концепций. Богоматерь с младенцем, Кирилловская церковь, Киев. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице.

Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Серафим холоден и суров. Он считал главной своей задачей будить душу величавыми образами от мелочей обыденности. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Демон низринут в ущелье среди скал. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Он считал главной своей задачей будить душу величавыми образами от мелочей обыденности. К сожалению, не успел устоять Лермонтов (его не отпевали), возможно, легкомысленно надеясь, что впереди еще для этого будет много времени.

Он пришёл, чтобы предупредить о том, что скоро настанет время возмездия. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. У его апостолов были живые прототипы. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. – Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.

Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Представители рода Врубелей (от польск. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Он не следовал анатомической правильности. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Может быть, в закладе.

Чтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Он все мои картины исказил». Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. Даже решил вылепить Демона из глины: «.

Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

Демон. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.

вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Это дьявол делает с моими картинами. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Кирилле», «Св.

Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Как было его сохранить.

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Это роковое биографическое событие имеет какой-то странный отсвет в искусстве Врубеля ибо написанный несколько ранее портрет сына (1902), преисполнен недетской прозорливости, которая сближает его личико, подобное лику, с ликом Христа в иконе Богоматерь с Младенцем, выполненной для той же Кирилловской церкви в 1885 году. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Академическое жюри работы Врубеля не приняло.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В его даровании раскрылись универсальные возможности. мне было все это видеть. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный».

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Полотно Михаила Александровича «Шестикрылый серафим» было написано как иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Пророк». В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.

Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. часы досуга.

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества.

Каждый мазок на холсте излучает сияние. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Шея серафима длинная и прямая. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Врубель провел в Венеции около полугода. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Вся меблировка два простых табурета и кровать.

И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» – в нем уже лишь злоба и холод. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Он не следовал анатомической правильности. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Характерно, что окружающие его цветы— это холодные кристаллы, воспроизводящие изломы горных пород.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Савву похоронили на Байковой горе. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

Врубель Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного». Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Санкт-ПетербургЧтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника.

Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Но в его рисунках, разнообразных и мастерски выполненных, ее образ как будто двоится. Эту картину сравнивают со сном бредящего человека. Непонятый в провинции, он надеялся, что в Москве всё будет по-другому. «Врубель был женат (с 1896 г. ) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле.

Кушает хорошо— и в своё время. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.

В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Академизм же им воспринимался как отправная точка для собственного движения вперёд, как совокупность базовых профессиональных навыков173. Вытянутое худощавое лицо контрастирует с чёрными, как уголь, волосами. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

В эти годы он вновь писал демонов. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. (В Священном Писании это показано на многих примерах, начиная с неудачной попытки искусить Христа в пустыне и кончая удавшейся попыткой соблазнить богоизбранный народ на распятие долгожданного Мессии и сделать этот народ оплотом анти-мессии, грядущего от сатаны. ) При этом сатана действует не напролом, а подбирает к каждому свой привлекательный ключик. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. У Врубеля много портретов Забелы и это тоже одна из особенных страниц его творчества.

С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. К столетию Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк. Картина Врубеля Михаила Шестикрылый серафим (Азраил): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Демон. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Реализм был не важен для него. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Это вот, эти копны сена. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Пушкин устоял в борьбе – хотя и в последний момент ценою смертного покаяния, Гоголь устоял – ценою огромной жертвы (второго тома Мертвых душ), Достоевский устоял, – хотя и сгорел от огромного напряжения сил.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами».

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Тех мiров, которые видели они, мы не видим». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. И это действительно накладывало на его личность печать интригующей загадочности. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Мастер работал над «Шестикрылым серафимом», когда уже был болен. Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.

Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Анна Александровна Врубель вспоминала, что в последний год её брат говорил, что устал жить.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова.

Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Речь шла об Эмилии Праховой. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. На холстах Врубеля отражён мiр его видений, для остальных людей незримый. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком.

В целом картина очень напоминает фреску. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Не все из них согласились. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».

Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Сатане редко удается увлечь какого-нибудь художника в столь откровенное (милое ему) безобразие, но сеять разрушительность вполне удавалось: таковы, похоже, были все способы разложения формы (начиная с этого самого импрессионизма, через абстракционизм и до хаоса цитат т. н. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Следующее десятилетие он уже мучительно умирал в сумасшедшем доме. Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Советское материалистическое искусствоведение в оценке этого процесса проводило позже принципиальное различие лишь между декадентством и реализмом (передвижники), но не в этом заключалась суть явления (например, порнография тоже реалистична). Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами».

Сон как будто бы стал продолжительнее. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства.

Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Она подлинно монументальна.

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Раба Божия Михаила, выдающегося художника от Бога, Божественный дар которого был призван осуществить себя в молитвенной иконописи (в ней разгадка тайны и искусства и бытия), врагу рода человеческого (именно при попытке росписи церкви. ), видимо, удалось соблазнить на своевольно-демоническую разгадку этой тайны, затем – соблазнить на постижение и облагороживание зла и закончить гибельным отравлением ядом от соприкосновения с этим злом. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.

Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Холодные цвета мрачно шепчут о скором конце. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

(1906), необычайно выразительный. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. часы досуга. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Эту картину сравнивают со сном бредящего человека. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Особенно примечательна акварель Голова Демона.

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Но его жизнь и творчество (как и Лермонтова) – очень яркая и наглядная иллюстрация борьбы за человека идущей между Богом и сатаной. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном.

Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Демон, наблюдающий за танцем Тамары7. Как было его сохранить. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.

Этот шедевр нарисован маслом на холсте. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону.

Болезнь Михаила Александровича загадочна. Сербского. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Художник Русской частной оперы С. И.

Его посещали глубокие смятения, которые он делил со своей эпохой, хотя ближайшие причины, может быть и были интимными и личными. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Врубель же в сорокалетнем возрасте заболел тяжелой психической болезнью (что и есть одержимость бесами) и скончался в психиатрической больнице в 54 года. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».